Урок математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 5 October 2016

А. Г. Цветова,

Учитель начальных классов

Филиал «Берёзовская средняя  общеобразовательная  школа № 2»

Заборьинская ООШ.

Современный урок

в специальном (коррекционном) классе VIII вида.

Урок математики

(4 класс).

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Образовательные: совершенствование умений выполнять действия сложения и вычитания в пределах 100 путём установления взаимосвязи между ними.

Коррекционные: развитие и коррекция познавательных процессов у детей (внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения) через формирование умения читать математические выражения, решать составные арифметические задачи разными способами с их последующей проверкой.

Воспитательные: формирование деловых межличностных отношений между учащимися, между учащимися и учителем.

Задачи:

1. Закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100.

2. Развивать внимание, память, в процессе решения математических выражений и задач.

3. Воспитывать деловое поведение учащихся на уроке.

Оборудование:

1. Цветные карточки (красного, синего, зелёного цвета) с числами 35, 5, 10, 3.

2. цепочки чисел для каждого ученика.

41 5 86 1 10

3 12 55 100

42 43 92 9 67

3. текст задачи для каждого ученика.

На покупку игрушек детям родители истратили 100 рублей. Старшему сыну купили конструктор за 45 р., дочери – куклу за 25 р., а младшему сыну – солдатиков. Сколько стоили солдатики?

4. Демонстрационные варианты краткой записи к задаче.

Конструктор – 45 р.

Кукла – 25 р.

Солдатики - ?

Конструктор – 45 р.

Кукла – 25 р. 100 р.

Солдатики - ?

Было – 100 р.

Истратили – 25 р. и 45 р.

Осталось - ?

5. карточки для работы в парах.

+ 20 = 100

+ 22 = 44

+ 75 = 86

13 + … = 45

61 + … = 84

94 + … = 100

6. Конверты с цветными треугольниками красного, синего, зелёного цветов для оценивания своей успешности на уроке, демонстрационные карты, объясняющие их значения.

Красный треугольник – значит, у меня всё получилось на уроке и могу помочь другому.

Зелёный треугольник – у меня ещё не совсем всё получилось.

Синий треугольник – у меня совсем ничего не получилось на уроке.

7. Карточка на магнитах с названиями компонентов действия сложения.

8. Шкала оценивания на уроке.

Ход урока.

Организационный момент.

Создание благоприятного психологического климата в классе, настроя на работу.

- Нам предстоит сегодня интересная, но сложная работа на уроке. Все трудности, которые появятся, я думаю, мы преодолеем все вместе.

Организующая фронтальная работа с учащимися (учащиеся стоят рядом со своими местами).

- Сядет тот, кто назовёт круглые десятки в порядке возрастания.

- В порядке убывания.

Молодцы!

Учитель попеременно показывает карточки и задаёт вопросы по ним. На карточках обозначены числа: 35, 5, 10, 3.

- Ребята, а скажите, число 35 – это какое число (двузначное). Почему? (Оно обозначает два разряда). А, например: число 5 (это однозначное число, оно обозначает один разряд).

- А для начала, у вас есть на столах шкала оценивания, на каждом этапе вы должны оценивать себя.

2. Устный счёт

Сравнение чисел; превращение неравенства в равенство.

- Ребята, перед вами числа в цветных квадратиках. Определите в квадратике, какого цвета число больше? Как сделать числа одинаковыми? (увеличить меньшее число или уменьшить большее число).

 

Учитель предъявляет детям пары чисел в цветных квадратиках на слайде. (Индивидуальная работа).

31 и 41

6 и 76

80 и 50

100 и 93

92 и 94

33 и 63

- У вас так же на столах есть карточки с числами в разброс.

- Посмотрите на задание. Расставьте данные числа, в порядке возрастания. Что значит «в порядке возрастания»? (Начинаем отсчёт от наименьшего числа к наибольшему).

- назовите наименьшее число

- назовите наибольшее число

41 5 86 1 10

3 12 55 100

42 43 92 9 67

- Ребята, что вы увидели? (число 100)

- (Что даны числа, только от одного до ста).

- что 100 – это самое большое число

- назовите, сколько в сотне единиц? (100)

- сколько десятков в числе 100? (10 дес.)

- сколько сотен? (1 сотня).

- Ну, а теперь, я думаю, вы настроились на рабочий лад и сможете без труда назвать тему сегодняшнего урока. ( Будем продолжать изучать сложение и вычитание в пределах 100).

- ну, для начала, оцените себя за устный счёт на шкале оценивания.

3. Основная часть.

Работа с цепочками чисел (работа в парах и записываем в тетрадь).

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число

- какое сегодня число? (30).

- месяц? (ноябрь).

На слайде:

22 + 78 = 100 100 - … = 78 100 - … = 22

- На какое действие первый пример? Обсудите в парах.

- Назовите компоненты действия сложения ( 1 – слагаемое, 2 – е слагаемое, сумма). Какое число пропущено во втором примере, в третьем примере.

По ходу рассуждения под каждым числом примеров появляется его название как компонент действия сложения.

- чем похожи эти примеры? (используются одни и те же числа, сложение можно проверить вычитанием, для того чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы найти известное слагаемое).

- оцените себя на шкале оценивания.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

- «Упражнение для глаз». (на слайде).

- «Уши». (прислушаться к тому, что делается за окном, потом за дверью, сначала потянуться головой, затем шеей. Плечами, туловищем, в одну сторону, потом в другую).

- Я иду, и ты идёшь, раз, два, три, (ходьба на месте под счёт)

Я пою, и ты поёшь, раз, два, три, (хлопки под счёт)

Мы идём и поём, раз, два, три, одновременно ходьба и хлопки под счёт0

Очень дружно мы живём, раз, два, три.

Решение в тетрадях аналогичных примеров. Самостоятельная работа с учебником.

- А теперь, открываем учебники на С. 8, № 21 (б, 1 и 3 столбики).

- А теперь поменяйтесь тетрадями в парах и проверьте друг у друга.

- а теперь, оцените себя на шкале оценивания.

- Молодцы.

Решение задачи: на слайде и на отдельных карточках у каждой пары.

(текст задачи и схемы).

- перед тем как перейти к решению задачи, ещё раз проговорим хором:

- Для того, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо… (из суммы вычесть известное слагаемое).

1. чтение текста задачи учителем.

2. чтение текста задачи учащихся про себя.

3. чтение текста задачи 1 учеником.

4. выделение условия задачи, вопроса задачи

5. выделение данных в задаче (Дети должны подчёркивать на карточках в тексте данные).

- вам нужно из представленных вариантов краткой записи выбрать верный.

Конструктор – 45 р.

Кукла – 25 р. 100 р.

Солдатики ?

- составление плана решения задачи.

- оформление в тетрадях решения задачи с параллельным решением у доски. (1 человек у доски).

1) 100 – 45 = 55 (р.)

2) 55 – 25 = 30 (р.)

Ответ: 30 рублей.

- как можно проверить правильность решения задачи?

- решив её другим способом?

45 + 25 = 70 (р.)

100 – 70 = 30 (р.)

Ответ: 30 рублей.

- Ребята, что можно сказать?

- Что задача решена, верно.

- Молодцы! А теперь оцените себя на шкале оценивания.

4. Закрепление учебного материала.

(работа по рядам, которым предлагается выполнить следующие задания).

- Вставьте пропущенные числа.

+ 22 = 44

+ 75 = 86

+ 20 = 100

13 + … = 45

94 + … = 100

61 + … = 81

- на слайде появляются правильные ответы, дети проверяют и оценивают себя на шкале оценивания.

5. Домашнее задание.

С. 8 № 27 (а, 1ст.)

6. Итог урока.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- что у вас получилось лучше всего на уроке?

- над чем следует ещё поработать?

7. Рефлексия.

- у вас есть шкала оценивания, теперь с помощью неё и треугольников оцените свою успешность на уроке.

(демонстрационные карты, объясняющие значение цветов представлены на доске).

- спасибо всем за хороший урок.

- за работу на уроке, следующие оценки.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации