Урок математики 4 класса в специальном (коррекционном) классе 8 вида «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»
А. Г. Цветова,
Учитель начальных классов
Филиал
«Берёзовская средняя
общеобразовательная
школа № 2»
Заборьинская ООШ.
Современный урок
в специальном (коррекционном) классе VIII вида.
Урок математики
(4 класс).
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
Образовательные: совершенствование умений выполнять действия сложения и вычитания в пределах 100 путём установления взаимосвязи между ними.
Коррекционные: развитие и коррекция познавательных процессов у детей (внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения) через формирование умения читать математические выражения, решать составные арифметические задачи разными способами с их последующей проверкой.
Воспитательные: формирование деловых межличностных отношений между учащимися, между учащимися и учителем.
Задачи:
1. Закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100.
2. Развивать внимание, память, в процессе решения математических выражений и задач.
3. Воспитывать деловое поведение учащихся на уроке.
Оборудование:
1. Цветные карточки (красного, синего, зелёного цвета) с числами 35, 5, 10, 3.
2. цепочки чисел для каждого ученика.
41 5 86 1 10
3 12 55 100
42 43 92 9 67
3. текст задачи для каждого ученика.
На покупку игрушек детям родители истратили 100 рублей. Старшему сыну купили конструктор за 45 р., дочери – куклу за 25 р., а младшему сыну – солдатиков. Сколько стоили солдатики?
4. Демонстрационные варианты краткой записи к задаче.
Конструктор – 45 р.
Кукла – 25 р.
Солдатики - ?
Конструктор – 45 р.
Кукла – 25 р. 100 р.
Солдатики - ?
Было – 100 р.
Истратили – 25 р. и 45 р.
Осталось - ?
5. карточки для работы в парах.
… + 20 = 100
… + 22 = 44
… + 75 = 86
13 + … = 45
61 + … = 84
94 + … = 100
6. конверты с цветными треугольниками красного, синего, зелёного цветов для оценивания своей успешности на уроке, демонстрационные карты, объясняющие их значения.
Красный треугольник – значит, у меня всё получилось на уроке и могу помочь другому.
Зелёный треугольник – у меня ещё не совсем всё получилось.
Синий треугольник – у меня совсем ничего не получилось на уроке.
7. карточка на магнитах с названиями компонентов действия сложения.
8. шкала оценивания на уроке.
Ход урока.
Организационный момент.
Создание благоприятного психологического климата в классе, настроя на работу.
- Нам предстоит сегодня интересная, но сложная работа на уроке. Все трудности, которые появятся, я думаю, мы преодолеем все вместе.
Организующая фронтальная работа с учащимися (учащиеся стоят рядом со своими местами).
- Сядет тот, кто назовёт круглые десятки в порядке возрастания.
- В порядке убывания.
Молодцы!
Учитель попеременно показывает карточки и задаёт вопросы по ним. На карточках обозначены числа: 35, 5, 10, 3.
- Ребята, а скажите, число 35 – это какое число (двузначное). Почему? (Оно обозначает два разряда). А, например: число 5 (это однозначное число, оно обозначает один разряд).
- А для начала, у вас есть на столах шкала оценивания, на каждом этапе вы должны оценивать себя.
2. Устный счёт
Сравнение чисел; превращение неравенства в равенство.
- Ребята, перед вами числа в цветных квадратиках. Определите в квадратике, какого цвета число больше? Как сделать числа одинаковыми? (увеличить меньшее число или уменьшить большее число).
Учитель предъявляет детям пары чисел в цветных квадратиках на слайде. (Индивидуальная работа).
31 и 41
6 и 76
80 и 50
100 и 93
92 и 94
33 и 63
- У вас так же на столах есть карточки с числами в разброс.
- Посмотрите на задание. Расставьте данные числа, в порядке возрастания. Что значит «в порядке возрастания»? (Начинаем отсчёт от наименьшего числа к наибольшему).
- назовите наименьшее число
- назовите наибольшее число
41 5 86 1 10
3 12 55 100
42 43 92 9 67
- Ребята, что вы увидели? (число 100)
- (Что даны числа, только от одного до ста).
- что 100 – это самое большое число
- назовите, сколько в сотне единиц? (100)
- сколько десятков в числе 100? (10 дес.)
- сколько сотен? (1 сотня).
- Ну, а теперь, я думаю, вы настроились на рабочий лад и сможете без труда назвать тему сегодняшнего урока. ( Будем продолжать изучать сложение и вычитание в пределах 100).
- ну, для начала, оцените себя за устный счёт на шкале оценивания.
3. Основная часть.
Работа с цепочками чисел (работа в парах и записываем в тетрадь).
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число
- какое сегодня число? (30).
- месяц? (ноябрь).
На слайде:
22 + 78 = 100 100 - … = 78 100 - … = 22
- На какое действие первый пример? Обсудите в парах.
- Назовите компоненты действия сложения ( 1 – слагаемое, 2 – е слагаемое, сумма). Какое число пропущено во втором примере, в третьем примере.
По ходу рассуждения под каждым числом примеров появляется его название как компонент действия сложения.
- чем похожи эти примеры? (используются одни и те же числа, сложение можно проверить вычитанием, для того чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы найти известное слагаемое).
- оцените себя на шкале оценивания.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- «Упражнение для глаз». (на слайде).
- «Уши». (прислушаться к тому, что делается за окном, потом за дверью, сначала потянуться головой, затем шеей. Плечами, туловищем, в одну сторону, потом в другую).
- Я иду, и ты идёшь, раз, два, три, (ходьба на месте под счёт)
Я пою, и ты поёшь, раз, два, три, (хлопки под счёт)
Мы идём и поём, раз, два, три, одновременно ходьба и хлопки под счёт0
Очень дружно мы живём, раз, два, три.
Решение в тетрадях аналогичных примеров. Самостоятельная работа с учебником.
- А теперь, открываем учебники на С. 8, № 21 (б, 1 и 3 столбики).
- А теперь поменяйтесь тетрадями в парах и проверьте друг у друга.
- а теперь, оцените себя на шкале оценивания.
- Молодцы.
Решение задачи: на слайде и на отдельных карточках у каждой пары.
(текст задачи и схемы).
- перед тем как перейти к решению задачи, ещё раз проговорим хором:
- Для того, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо… (из суммы вычесть известное слагаемое).
1. чтение текста задачи учителем.
2. чтение текста задачи учащихся про себя.
3. чтение текста задачи 1 учеником.
4. выделение условия задачи, вопроса задачи
5. выделение данных в задаче (Дети должны подчёркивать на карточках в тексте данные).
- вам нужно из представленных вариантов краткой записи выбрать верный.
Конструктор – 45 р.
Кукла – 25 р. 100 р.
Солдатики ?
- составление плана решения задачи.
- оформление в тетрадях решения задачи с параллельным решением у доски. (1 человек у доски).
1) 100 – 45 = 55 (р.)
2) 55 – 25 = 30 (р.)
Ответ: 30 рублей.
- как можно проверить правильность решения задачи?
- решив её другим способом?
45 + 25 = 70 (р.)
100 – 70 = 30 (р.)
Ответ: 30 рублей.
- Ребята, что можно сказать?
- Что задача решена, верно.
- Молодцы! А теперь оцените себя на шкале оценивания.
4. Закрепление учебного материала.
(работа по рядам, которым предлагается выполнить следующие задания).
- Вставьте пропущенные числа.
… + 22 = 44
… + 75 = 86
… + 20 = 100
13 + … = 45
94 + … = 100
61 + … = 81
- на слайде появляются правильные ответы, дети проверяют и оценивают себя на шкале оценивания.
5. Домашнее задание.
С. 8 № 27 (а, 1ст.)
6. Итог урока.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- что у вас получилось лучше всего на уроке?
- над чем следует ещё поработать?
7. Рефлексия.
- у вас есть шкала оценивания, теперь с помощью неё и треугольников оцените свою успешность на уроке.
(демонстрационные карты, объясняющие значение цветов представлены на доске).
- спасибо всем за хороший урок.
- за работу на уроке, следующие оценки.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Богуславская Светлана Владимировна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Цветова Алёна Геннадьевна
Цветова Алёна Геннадьевна