Современный взгляд на преподавание дисциплины
Современный взгляд на преподавание дисциплины.
Каждый человек по-разному отвечает на вопрос: «Что такое счастье?» А я считаю, что одной из составляющих счастья является правильный выбор профессии, когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером не менее радостным возвращаешься домой. Я счастлива. Мое призвание – учитель. Для меня это не просто профессия, не общественное положение, не работа, это моя жизнь. Я не работаю преподавателем, я живу этим. Мои слова подтверждает директор Федерального института развития образования, академик А.Г.Асмолов: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить».
Каждый день общения со студентами, коллегами приносит мне огромное наслаждение. Пусть иногда бывают и «падения», но они заставляют вновь переосмыслить свою творческую, очень благородную миссию в приобщении ребят к профессии учителя начальных классов, в их успешной социализации и дальнейшем самоопределении. Моя задача как педагога состоит в умении организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы она вызывала у будущих учителей желание пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, а сделать это без доверия, без искренней заинтересованности, на мой взгляд, невозможно. Быть честной, искренней — мой главный принцип педагогической деятельности. Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена. Самыми лучшими я считаю те занятия, на которых ученики спорят, спрашивают, высказывают своё мнение. Умение увлечь их своим предметом- есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Чем больше учитель будет учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученику». И сегодня эти слова очень актуальны, так как от меня зависит, овладеет ли мой воспитанник профессиональными компетенциями, которые необходимы будут ему в будущем. Я считаю, что от преподавателя педагогики во многом зависит, будет ли выпускник колледжа «креативным и критически мыслящим, мотивированным к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни» в соответствии с требованиями ФГОС. Модернизация нашего образования требует от преподавателя постоянной работы над собой, над повышением своей педагогической компетенции. Он должен обладать педагогическим менеджментом - искусством общения с коллегами и детьми, современным взглядом на преподавание предмета.
Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, он рвётся в высь;
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
В его судьбе переплелись!
Эти слова замечательного писателя, Учителя учителей Дмитрия Сергеевича Лихачёва и обо мне, и о тысяче других педагогов, главная миссия которых сегодня остаётся той же, что и 20-30 лет тому назад: учитель- творец, учитель- исследователь, учитель-патриот, но, как я уже сказала выше, в соответствии с современными требованиями, методиками, технологиями. Очень важно подготовить воспитанника к самореализации, чтобы он не потерялся в нашем «прекрасном и яростном мире», применил общие и профессиональные компетенции на практике. Использование технологии развития критического мышления позволяет мне научить ребят ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, при этом уважать друг друга, учиться взаимодействию между собой. А с помощью технологии проектного обучения они учатся самостоятельно и охотно приобретать новые недостающие знания из энциклопедий и словарей, пользоваться приобретённым материалом для решения познавательных задач на занятии. Мои студенты твёрдо убеждены, что без знания истории педагогики, её основ, фундаментального и прикладного теоретического материала, анализа инновационных процессов, происходящих в образовании невозможно работать учителем, поэтому с удовольствием изучают предмет, с интересом занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, а также в различных социальных и гражданско-патриотических проектах. Всё это, я думаю, будет способствовать формированию носителя «ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины, уважающего ценности других культур».
Я горжусь своими учениками, очень их люблю. Мне приятно осознавать свою востребованность как человека, как преподавателя. Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией – будь то малыши-первоклассники или же старшеклассники – ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести – а значит, их не смогут усвоить и применить на практике выпускники. Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность обучающегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель сегодня– это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного студента. В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать афоризму великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».