Стёртая форма дизартрии. Современный взгляд на проблему

1
1
Материал опубликован 5 April 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации


Здесь будет файл: /data/edu/files/p1459867307.ppt (Стёртая дизартрия)

Предварительный просмотр презентации

Стёртая форма дизартрии. Современный взгляд на проблему. Волкова Р.М., учитель-логопед МКОУ «Центр ПМСС»

Стёртая форма дизартрии распространённое нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста Отмечается недостаточность теоретического и фактического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендаций по организации и содержанию коррекционной работы.

Стёртая форма дизартрии Как особый вид речевого расстройства стала выделяться в логопедии – в 50 – 60-х годах ХХ века.

Вариативность терминологий Апрактическая дизартрия Артикуляторная диспраксия Органическая, центральная, усложнённая – «затяжная» - дислалия Функциональная дизартрия Малые дизартрии Минимальные дизартрические расстройства

Стёртая форма дизартрии Термин впервые употребила Токарева О.А. Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартынова, Э.Я. Сизова, Э К. Макарова, Л.В. Лопатина также обозначали данные нарушения.

В настоящее время в отечественной литературе стёртая форма дизартрии рассматривается как следствие ММД, при которой, наряду с нарушениями звукопроизношения, наблюдаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Этиологию стёртой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во многих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трёх периодов развития ребёнка.

В иностранной литературе для подобных нарушений используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития». Причины: нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, оральная апраксия как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, ММД.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стёртой формой дизартрии (стёртые парезы, изменение тонуса мышц, гиперкинезы, проявляющиеся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, наличие патологических рефлексов, нарушение вегетативной нервной системы).

Общая моторика детей со стёртой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики. Нарушение тонкой моторики, наряду с артикуляционной – ведущий симптом. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений.

Артикуляционная моторика Сужение объёма движений нижней челюсти Синкенезии губ и языка Сглаженность, ассиметрия носогубных складок Невозможность удержания статической позы, тремор кончика языка, трудности поднятия языка вверх, гипер- или гипотонус мышц Саливация. Назализованный оттенок речи, ограниченный объём движений средней части и корня языка Трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

Фонетические недостатки по мнению исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стёртой форме дизартрии О.А.Токарева – у данной категории детей более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного воздействия. Г.В. Гуровец, С.И. Маевская – наиболее распространённые искажения – боковое, межзубное, смягчённое произношение звуков. Большинство исследователей отмечают полиморфное нарушение звукопроизношения (искажения и отсутствие свистящих, шипящих, соноров)

Нарушения фонематического восприятия Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина: дети трудно различают на слух твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и составляющие их элементы, характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

Грамматический строй речи Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова – отмечают недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Р.И.Мартынова, Г.В. Гуровец утверждают, что данные нарушения не являются обязательными.

Высшие психические функции Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина выявляют ослабление мыслительной деятельности с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, определении логической последовательности событий в сюжетных сериях, нарушения в установлении причинно-следственных связей.

В литературе отмечается наличие следующих симптомов стёртой формы дизартрии: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений,памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения,фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. В литературе отмечается наличие следующих симптомов стёртой формы дизартрии: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений,памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения,фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стёртой дизартрии, и вторичные, проявляющиеся при наличии определённых условий.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

В корне не согласна с автором. Это ни в коем случае не "особый вид". Это степень выраженности проявлений дизартрии. Не зависимо от ее формы (псевдобульбарная, подкорковая, etc.) Классификацию дизартрии по степени понятности речи для окружающих предложил французский невропатолог Тардье (1968 г). 1-я степень - нарушения речи слышит только специалист (стертая); 2-я — речь достаточно понятна, но уже всем заметны нарушения звукопроизношения; 3-я — речь понятна только близким и лишь частично окружающим; 4-я — самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия). Ни о какой особой "форме", "виде" - стертая дизартрия - говорить нельзя. Как совершенно нелепо говорить об этиологии стертой дизартрии. Этиология та же: органическое поражение ЦНС на ранних этапах развития. Если у ребенка наблюдаются гиперкинезы, тремор, грубое нарушение звукопроизношения, то это уже далеко не стертая дизартрия (см. выше). Не понятно почему остался без внимания обязательный компонент дизартрии - нарушение просодики. Да, при стертой дизартрии мы не видим ни назализации, ни выраженных интонационных нарушений. Но некоторая монотонность, особенно при чтении, ускоренный темп речи у детей проявляются. В какой именно литературе отмечается, что нарушение связной речи и лексико-грамматического строя, недостаточность зрительного гнозиса - симптом стертой дизартрии (слайд 16)? Как вообще легкое (стертое) нарушение произносительной стороны речи может приводить к таким катастрофическим последствиям? Справедливости ради строит сказать о том, что выражение "стертая форма дизартрии" встречается в трудах Р.И. Лалаевой. Но, к сожалению, в гуманитарных науках не всегда следят за точностью и логичностью формулировок. Гораздо больше авторов говорит о неправильности такой формулировки. Таким образом, правильной заключение может звучать как "стертая степень псевдобульбарной дизартрии" или "стертая подкорковая дизартрия". Отдельно отмечу, что значительная часть случаев дизартрии, с которой приходится иметь дело логопедам отнюдь не стертая, а 2-3 степень по приведенной выше классификации. Можно ли говорить, что в данной работе раскрыт современный взгляд на проблему? Не увидела. Впрочем, на фоне нынешнего состояния дел в логопедии стертая дизартрия мало кого интересует. Это всё равно, что начать заниматься полиморфной дислалией. Да, и методики дифференциальной диагностики давно разработаны. Есть даже аппаратные. Гораздо актуальнее что делать с тяжелыми патологиями. Ну и уж если говорить об авторах, грех не упомянуть Е.Ф. Архипову.

28 December 2018