Современное обучение на уроках инжереной графики с применением мультимедийных технологий
СОВРЕМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»
(КГАПОУ «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»)
Войскович Светлана Анатольевна,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
В детстве я мечтала стать учителем, как мой отец, который был для меня примером и идеалом.…
После окончания института в 1988 году началась моя педагогическая деятельность.
Инженерную графику я выделила для себя из всех дисциплин еще в студенческие годы. На этот выбор повлияло изучение черчения в школе и получение профессии чертежника-деталировщика в межшкольном учебно-производственном комбинате.
Я благодарна судьбе, что на моем пути встретились опытные учителя, увлеченные своим делом, увлекающие в интересный мир чертежей своих подопечных. Какими технологиями пользовались учителя в то время?... Проводили классические комбинированные уроки с целеполаганием, повторением, изучением, закреплением, анализом и домашним заданием в соответствии с утвержденной программой и по установленному учебнику. Для меня их конструктивный подход в подаче материала (ничего лишнего, все по теме, с демонстрацией приемов, с примерами из жизненного опыта и производственной практики) и сейчас является путеводной нитью.
Со временем произошли колоссальные перемены в методике преподавания дисциплины с развитием промышленности и информационных технологий. И вот уже мы не мыслим проведение уроков без ИКТ, а инженерную графику без использования САПР.
Информационно-коммуникационные технологии и системы автоматизированного проектирования прочно вошли в наш образовательный процесс. Это признак современности (веление времени), и от этого никуда не денешься - как говориться, «оно тебя настигнет!». Также информационная компетенция в соответствии с ФГОС диктует выполнение курсовых и дипломных работ с применением графического редактора.
Здесь и возникает проблема образовательного процесса: сам по себе компьютер не создает чертежи - необходимо умелое руководство, со знанием требований стандартов к выполнению и оформлению конструкторской документации; необходимо знать правила проекционного черчения и анализа геометрической формы детали или механического узла; необходимо понимать технологию изготовления и обработки, а также принцип работы. Это очень важные вопросы при выполнении чертежа и при разработке предлагаемых конструкторских решений курсовых и выпускных квалификационных работ.
Для приобретения таких знаний, умений и практического опыта желательно начать изучение основ проецирования и правил оформления чертежей в школе на уроках черчения.
В колледже лучшее качество обучения показывают студенты, изучающие черчение в школе отдельным предметом или элективным курсом. А то малое количество часов, которое отводится на ознакомление с чертежом в курсе «Технология» недостаточно.
В течение нескольких лет в школах из обязательной нагрузки было исключено черчение. В результате школьникам предлагалась подготовка гуманитарного направления, без развития пространственного и конструкторского мышления. Поэтому студенты образовательных учреждений ВПО и СПО технического профиля имеют затруднения в освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также профессиональных модулей.
На уроках инженерной графики в колледже я обучаю студентов работе в графическом редакторе КОМПАС; для участия в конкурсах технического творчества осваиваем программу 3-d MAX в рамках занятий студии технического творчества. Для уроков разрабатываю «динамические презентации MS Power Point», на которых показываю последовательность выполнения чертежа с помощью анимации. Данные презентации неоднократно представляла на различных конкурсах профмастерства, где они были отмечены призовыми местами. Также некоторые презентации мною размещены на портале «УРОК.РФ» в группах «Проф. тех. образование» и «Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ».
К важным достоинствам «динамических» презентаций программы MS PowerPoint относятся такие возможности: демонстрировать последовательность графических построений с параллельным объяснением преподавателя, постепенное освоение программы, применение статических слайдов, придания динамики изображения с применением эффектов появления, перехода, перемещения по траектории, выделения, вставки фото-, видеоматериала.
Современный взгляд на технологию визуализации - систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей с помощью различных средств и приёмов, учитывая различные индивидуально-психологические особенности восприятия учащихся.
Технология визуализации учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия, отсеивает лишнюю второстепенную информацию, максимально приближает информацию к форме, в которой ее воспринимает мозг, обеспечивает единство развития студентов с техническим и вербальным мышлением.
Применяя технологию визуализации необходимо придерживаться основных принципов (принципы Сквирского В.Я.):
принцип минимизации требует исключить все, что можно, без ущерба для цели;
принцип объективно существующих связей;
принцип логического следования;
принцип подчиненности;
принцип соответствия структуры учебной информации характеру профессиональной деятельности, к которой готовится обучаемый;
принцип соответствия структуры учебной информации закономерностям познавательной деятельности.
Недостатки использования динамической презентации: подразумевается компьютерная грамотность преподавателя и желание осваивать новые возможности программы;
требуются большие временные затраты для исполнения;
зависимость от исправного состояния и возможностей техники;
зависимость от наличия необходимого набора мультимедийной установки;
зависимость от версии программного обеспечения;
зависимость от наличия электроэнергии.
Мультимедийные технологии позволяют поднять на новый уровень визуализацию подачи учебного материала и процесс восприятия и переработки визуальной информации.
Педагог, применяющий технологию визуализации, из простого вещателя информации преобразуется в разработчика цифровых дидактических материалов. На начальном этапе внедрения данной технологии преподавателю сложно перестроиться от вербально-информационным методов к методам мультимедийных технологий. Затем приходит осознание ценности и важности данной технологии в одинаковой степени, как для преподавателя, так и для студента.
Внедрение данной технологии на уроках инженерной графики (общепрофессиональных дисциплин) реализует деятельностный подход в обучении согласно обновленным требованиям современного образования.
В заключении, как преподаватель инженерной графики профессионального образовательного учреждения, предлагаю, с введением астрономии в век космических технологий (одобренной министром образования РФ), вернуть в школьный курс черчение, обусловленное современной государственной политикой привлечения молодежи в отечественную промышленность для развития инновационных проектов.
Согласна, что возвращение к предмету должно быть с обновленным содержанием и с применением современных дидактических средств и компьютерных технологий.
Моя детская мечта стать учителем осуществилась. Я, как отец, ответственный, творческий, инициативный педагог, принимающий участие в различных проектах совместно с обучающимися. Стараюсь быть, в свою очередь, примером для молодого поколения. Желаю молодым педагогам творческих успехов и талантливых воспитанников!