Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий на уроках истории

1
0
Материал опубликован 25 November 2020 в группе

Статья «Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий на уроках истории»

Учитель истории:

Потемкина Светлана Владимировна





Тема статьи «Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий на уроках истории» сегодня очень актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов; активное применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни», поэтому они предъявляют новые требования к методике преподавания предметов не только естественно-математического цикла, но и гуманитарного.

Таким образом, задача сферы образования сегодня - это разработка новых технологий обучения.

Итак, что такое мультимедийное обучение? Под мультимедийным обучением подразумевается учебный процесс, в ходе которого в соответствии с учебными задачами, целями и объектами обучения осуществляются разработка, рациональный отбор и использование современных мультимедийных технологий и методов, отвечающих требованиям науки. В процессе обучения гармонично сочетаются традиционные методы обучения и совместное участие педагогов и учеников, делается упор на использование многообразной медиаинформации с целью формирования целостного учебного процесса и структуры обучения, а также достижения оптимального эффекта обучения.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Закономерности использования мультимедийных технологий в процессе обучения изучает новая отрасль дидактики – дидактика мультимедийного преподавания.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Закономерности использования мультимедийных технологий в процессе обучения изучает новая отрасль дидактики – дидактика мультимедийного преподавания.

Мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять исторические знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в разных исследовательских школах.

Мультимедийные элементы обучения включают в себя средства массовой информации, учебные материалы, тестовые вопросы, обучающие программы, классические труды, кейсы, обучающие программы на базе веб-интерфейса.

Мультимедийные презентации, как правило, включают в себя такие элементы, как изображения (цветные или черно-белые), видео- и аудиоматериалы, документальные фильмы, анимации, графики и таблицы. Процесс презентации в целом разделен на четыре главные составляющие.

Во-первых, презентация написанной на доске учебной информации. Учителя тщательно разрабатывают содержание учебной программы, затем создают из письменной учебной информации всего урока обучающую программу, на разных этапах обучения на интерактивных досках демонстрируют учебный письменный материал. Это помогает делать ход мыслей еще более четким, заострять внимание на главных вопросах.

Во-вторых, демонстрация обучающих изображений, видео- и аудиоматериалов. Учителя вставляют в обучающую программу аудио- и видеоматериалы, сопровождающие исторические события, или же напрямую открывают исторические материалы в сети и демонстрируют их ученикам в процессе обучения. С помощью демонстрации исторических изображений, видео- и аудиоматериалов воспроизводится подлинный облик истории, усиливается достоверность, наглядность, образность и живость материала, у учеников повышается интерес к учебе и развивается новаторское мышление.

В-третьих, демонстрация исторических документов. Педагогам для подтверждения правильности исторических выводов в процессе преподавания истории требуется большое количество оригинальных исторических материалов. «Педагоги с помощью демонстрации большого количества исторических источников не только увеличивают содержательность аудиторных занятий по истории, но и выполняют выдвинутое к учебным занятиям требование – теория исходит из истории»

В-четвертых, демонстрация тестовых вопросов. В конце прохождения того или иного материала педагоги для повторения и закрепления изученного материала, гармоничного соединения практики и теории, развития мышления и оценивания учащихся представляют серию тестовых вопросов.

Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.

Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, которые применяются при использовании электронной интерактивной доски:

работа с текстом и изображениями;

создание заметок с помощью электронных чернил;

сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в интернете или печати;

коллективный просмотр Web-сайтов;

демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;

демонстрация презентаций, созданных учащимися.

Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Таким образом, можно выделить наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории:

мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять исторические знания;

мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде;

знания представлены в определенном контексте, которым служат не только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон;

создается сетевая структура информации, обладающая большой информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме;

знания приобретаются по разным каналам восприятия, они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок;

восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем;

реконструкция истории, как важнейший шаг в выработке исторического сознания, может пользоваться наглядными примерами виртуально реконструкции в компьютере, что облегчит интеллектуальную деятельность учащегося;

знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, демонстрировать графический материал (таблицы, схемы), “оживлять” карты“, посещать” крупнейшие музеи мира, прослушивать записи песен;

повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиа средств.

Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:

как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;

как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;

как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;

как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;

для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Помимо того, компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.

Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках истории достаточно много. Это, прежде всего:

мультимедийные обучающие программы, электронные учебники;

электронные библиотеки по курсу истории;

интерактивные тренажеры (тестирование по курсу истории, подготовка к ЕГЭ).


В заключение хотелось бы отметить, что применение мультимедийных технологий в процессе преподавания истории и обществознания приводит к следующим результатам:

повышение уровня наглядности на уроке;

повышение производительности урока;

установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники;

возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя;

повышение мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности;

учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя.

При использовании мультимедиа-ресурсов на уроках истории не стоит забывать, что ничто не может заменить учителя на уроке. Ни в коем случае нельзя превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок, фрагментов. Урок должен быть продуман от начала до конца. Средствам мультимедиа нужно отводить лишь определенные этапы урока, иллюстрируя или дополняя изучаемый материал.

Чередование видов деятельности на уроках, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

Таким образом, мультимедийные технологии на уроках истории интенсифицируется через информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения.

Мультимедийные средства обучения способствуют повышению познавательного процесса интереса учащихся, развитию индивидуальных особенностей личности, получению самообразования, развитию критического мышления. Также применение информационных технологий в образовательном процессе порождает новые методы обучения.

Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании.





Список использованной литературы


Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

[Го Кэцзин. Обсуждение адаптивности мультимедийных технологий в преподавании истории в младших классах средней школы // Техническое оборудование в образовании в Китае. – 2014. – Вып. 11. – С. 126–127].



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации