Урок русского языка «Причастие как часть речи», 7 класс

5
0
Материал опубликован 11 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Причастие как часть речи

 

ФИО

Фетисова Елена Николаевна

 

Место работы

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево

 

Должность

Учитель русского языка и литературы

 

Предмет

Русский язык

 

Класс

7 класс

 

Тема урока

Причастие как часть речи

 

Базовый учебник

Русский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

Образовательная:

- определить совместно с учащимися, что такое причастие;

- обратить внимание на роль причастий в предложении;

- формировать умение отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

 Развивающая: 

- развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;

- способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

Воспитательная: 

- формировать потребности к новым знаниям;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет.

Пояснительная записка к уроку

В классе обучается 7 человек, из которых 1 отличница, 3 хорошиста. Дети приучены работать самостоятельно, к творческим заданием относятся положительно, поэтому часто домашнее задание репродуктивного характера не задаю; преобладают задания конструктивного и творческого характера.

Урок планируется провести в компьютерном классе, в котором находится 3 машины.

В качестве домашнего задания к уроку двум обучающимся предлагалось выполнить исследовательскую работу «Культура общения продавца и покупателя в магазине».

По средством урока формируются УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, рефлексивные.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

(1 мин)

- Добрый день, ребята! Как ваше самочувствие? Надеюсь, что урок у нас пройдёт плодотворно и организованно.

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эти слова? (Слайд 2)Пока ответить вы не можете, ответим на этот вопрос в конце урока.

Настраиваются на работу

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

2

Актуализация знаний

(4 мин)

- Прочитайте слова, записанные на доске. (Слайд 3)

Интересный, читающий, бежать,

летящий, молодая, рисующий, птица, прочитанная, звонок, закрытый, учить.

-Как можно сгруппировать эти слова? (есть слова, которые дети еще не знают)

- Кто знает, к какой части речи

относятся слова ЧИТАЮЩИЙ,

РИСУЮЩИЙ, ПРОЧИТАННАЯ,

ЗАКРЫТЫЙ, ЛЕТЯЩИЙ.

Выполнение заданий, тренирующих

отдельные способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

Коммуникативные УУД:

Аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации;

учитывают разные мнения при

формулировании своей мысли в устной форме

Личностные УУД: 1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

Ищут и выделяют необходимую

информацию, выдвигают гипотезы и обосновывают их;

ставят и формулируют проблемы

3

Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

(6 мин)

Отгадайте ребус. Какой части речи будет посвящен наш урок?

Сформулируйте тему нашего урока. («Причастие как часть речи») (Слайд 4)

- Причастие – это новая для вас часть речи. Мы должны выяснить, как оно выглядит (определение); чем

отличается от других частей речи

(морфологические признаки), как

использовать в речи.

Ставят цели, формулируют тему

урока.

 

Регулятивные УУД:

-выделяют и осознают то, что уже усвоено и

что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД:

-выражают свои мысли;

-аргументируют своё мнение;

-учитывают разные мнения.

4

Открытие нового знания.

(8 мин)

Контролирует работу, отмечает

степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Говорит, что в русском языке

существует часть речи – причастие, что это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и

имени прилагательного. (Слайд 6)

Демонстрирует слайд из презентации по теме «Причастие как часть речи».

-Давайте объединим все полученные знания в таблице.

- Расскажите, опираясь на таблицу, что такое причастие.

Демонстрирует признаки глагола и имени прилагательного у причастия.

Предлагает обратиться к учебнику и прочитать определение «причастия»

Работа с текстом (в парах)

1. Исследование текста. На слайде

текст. (Слайд 5 )

Учащиеся работают с текстом, ищут

слова, которые являются для них

неизвестной частью речи.

Выписывают их, задают к этим

словам вопросы, находят слова, к

которым они относятся, определяют

синтаксическую роль в предложении.

Формулируют определение

причастия, проговаривают это

определение.

Коммуникативные УУД:

-планируют учебное

сотрудничество с учителем и

сверстниками,

-умеют высказывать свои суждения,

-формируют умение слушать и

понимать других.

Регулятивные УУД:

-определяют степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД:

-делают выводы в результате

совместной работы класса и

учителя

5

Физминутка.

(3мин)

Раз- подняться, подтянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

(Слайд 7)

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

-снять напряжение и утомление на уроке.

6

Обобщение и систематизация знаний: работа у доски.

(15 мин)37

Контролирует выполнение работы.

Разъясняет действия.

1.Работа у доски: упр.76.

2.Работа в парах (Слайд 8)

Регулятивные УУД:

-умеют обосновывать свою точку зрения, -грамотно формулируют

свой ответ;

-оценивают учебные

действия в соответствии с

поставленной задачей.

7

Рефлексия

(3мин)

-Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили?

Подведём итоги.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

-умеют выражать свои мысли

Познавательные УУД:

-устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Личностные УУД:

-смыслообразование

8

Домашнее задание. (3мин)

Дифференцированно:

1)Упр.77 стр.34 п12

2)Из учебника литературы для 7 класса, автор: В. Я. Коровина, надо выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять

предложений, где есть причастия, и

определить их вид и время.

Записывают домашнее задание.

 

Причастие как часть речи
PPTX / 331.53 Кб

Предварительный просмотр презентации

Причастие как часть речи Выполнила учитель русского языка и литературы: Фетисова Е.Н.

Эпиграф «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

Сгруппируй слова Интересный, бежать, читающий, птица, летящий, молодая, рисующий, звонок, закрытый, учить, прочитанная. Читающий, летящий, рисующий, закрытый, прочитанная.

Ребус

Текст   Полна очарования незабываемая пора золотой осени. Лучи солнца посылают свой последний привет еще не остывшей земле. Все чаще небо затягивает, и серые тучи скрывают солнце. Ночью осень серебрит инеем землю, прихватывает неокрепшим ледком лужи. Чудесна палитра осенних деревьев. Пурпурные листья чередуются с золотом кленов и яркой зеленью нестареющей крушины. Пестрая карусель опадающих листьев цветным ковром ложится на поляны, не озаренные лучами солнца. Все чаще дует ветер. Воздух наполнен ни с чем не сравнимым ароматом увядающей травы. Все так сказочно прекрасно, что приближение суровой зимы не ощутимо.

Причастие Общее грамматическое значение Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета по действию во времени, отвечает на вопросы какой? какая? какие? (что делающий? что сделавший?) Морфологические признаки: 1) признаки прилагательного у причастия  изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым словом: летящий (м.р., ед.ч., им. п.) самолёт прочитанными (мн. ч., тв. п.) книгами  страдательные причастия имеют полную и краткую формы: прочитанный – прочитан 2) признаки глагола у причастия  имеют вид того глагола, от которого они образованы: прыгать (нес. в.) – прыгавший (нес. в.) прыгнуть (сов. в.) – прыгнувший (сов. в.)  имеют формы настоящего и прошедшего времени: толкающий (наст. вр.) – толкавший (прош. вр.)  возвратные и невозвратные: одевающий (невозвр.) – одевающийся (возвр.) Синтаксическая роль Определение; краткое причастие – сказуемое: Сорванный цветок увял. Цветок был сорван.

Физминутка Раз- подняться, подтянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- руки шире, Пять- руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.

Работа в парах 1.Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости. 2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. 1.Мы шли по тропинке, ведущей к избушке лесника, которая находилась поблизости. 2.В библиотеке сидят читатели, работающие с книгами и журналами.

Рефлексия -Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.

Домашнее задание Дифференцированно: 1)Упр.77 стр.34 п12 2)Из учебника литературы для 7 класса, автор: В. Я. Коровина, надо выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия, и определить их вид и время.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.