Урок русского языка «Причастие как часть речи», 7 класс
Пояснительная записка к презентации
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Причастие как часть речи
|
ФИО |
Фетисова Елена Николаевна |
|
Место работы |
Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево |
|
Должность |
Учитель русского языка и литературы |
|
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
7 класс |
|
Тема урока |
Причастие как часть речи |
Базовый учебник |
Русский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017 |
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательная:
- определить совместно с учащимися, что такое причастие;
- обратить внимание на роль причастий в предложении;
- формировать умение отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.
Развивающая:
- развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;
- способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.
Воспитательная:
- формировать потребности к новым знаниям;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет.
Пояснительная записка к уроку
В классе обучается 7 человек, из которых 1 отличница, 3 хорошиста. Дети приучены работать самостоятельно, к творческим заданием относятся положительно, поэтому часто домашнее задание репродуктивного характера не задаю; преобладают задания конструктивного и творческого характера.
Урок планируется провести в компьютерном классе, в котором находится 3 машины.
В качестве домашнего задания к уроку двум обучающимся предлагалось выполнить исследовательскую работу «Культура общения продавца и покупателя в магазине».
По средством урока формируются УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, рефлексивные.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
УУД |
1 |
Организационный момент (1 мин) |
- Добрый день, ребята! Как ваше самочувствие? Надеюсь, что урок у нас пройдёт плодотворно и организованно. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эти слова? (Слайд 2)Пока ответить вы не можете, ответим на этот вопрос в конце урока. |
Настраиваются на работу |
Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
2 |
Актуализация знаний (4 мин) |
- Прочитайте слова, записанные на доске. (Слайд 3) Интересный, читающий, бежать, летящий, молодая, рисующий, птица, прочитанная, звонок, закрытый, учить. -Как можно сгруппировать эти слова? (есть слова, которые дети еще не знают) - Кто знает, к какой части речи относятся слова ЧИТАЮЩИЙ, РИСУЮЩИЙ, ПРОЧИТАННАЯ, ЗАКРЫТЫЙ, ЛЕТЯЩИЙ. |
Выполнение заданий, тренирующих отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки |
Коммуникативные УУД: Аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения при формулировании своей мысли в устной форме Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: Ищут и выделяют необходимую информацию, выдвигают гипотезы и обосновывают их; ставят и формулируют проблемы |
3 |
Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. (6 мин) |
Отгадайте ребус. Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Причастие как часть речи») (Слайд 4) - Причастие – это новая для вас часть речи. Мы должны выяснить, как оно выглядит (определение); чем отличается от других частей речи (морфологические признаки), как использовать в речи. |
Ставят цели, формулируют тему урока.
|
Регулятивные УУД: -выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: -выражают свои мысли; -аргументируют своё мнение; -учитывают разные мнения. |
4 |
Открытие нового знания. (8 мин) |
Контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Говорит, что в русском языке существует часть речи – причастие, что это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и имени прилагательного. (Слайд 6) Демонстрирует слайд из презентации по теме «Причастие как часть речи». -Давайте объединим все полученные знания в таблице. - Расскажите, опираясь на таблицу, что такое причастие. Демонстрирует признаки глагола и имени прилагательного у причастия. Предлагает обратиться к учебнику и прочитать определение «причастия» |
Работа с текстом (в парах) 1. Исследование текста. На слайде текст. (Слайд 5 ) Учащиеся работают с текстом, ищут слова, которые являются для них неизвестной частью речи. Выписывают их, задают к этим словам вопросы, находят слова, к которым они относятся, определяют синтаксическую роль в предложении. Формулируют определение причастия, проговаривают это определение. |
Коммуникативные УУД: -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -умеют высказывать свои суждения, -формируют умение слушать и понимать других. Регулятивные УУД: -определяют степень успешности своей работы и работы других. Познавательные УУД: -делают выводы в результате совместной работы класса и учителя |
5 |
Физминутка. (3мин) |
Раз- подняться, подтянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- руки шире, Пять- руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. (Слайд 7) |
Выполняют гимнастику. |
Личностные УУД: -снять напряжение и утомление на уроке. |
6 |
Обобщение и систематизация знаний: работа у доски. (15 мин)37 |
Контролирует выполнение работы. Разъясняет действия. |
1.Работа у доски: упр.76. 2.Работа в парах (Слайд 8) |
Регулятивные УУД: -умеют обосновывать свою точку зрения, -грамотно формулируют свой ответ; -оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
7 |
Рефлексия (3мин) |
-Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги. |
Отвечают на вопросы. |
Коммуникативные УУД: -умеют выражать свои мысли Познавательные УУД: -устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Личностные УУД: -смыслообразование |
8 |
Домашнее задание. (3мин) |
Дифференцированно: 1)Упр.77 стр.34 п12 2)Из учебника литературы для 7 класса, автор: В. Я. Коровина, надо выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия, и определить их вид и время. |
Записывают домашнее задание. |
Причастие как часть речи
PPTX / 331.53 Кб