Интегрированный урок по русскому, немецкому и английскому языкам «Союз как часть речи»
Интегрированный урок в 7 классе: русский язык + немецкий, английский языки.
Методическая база.
Цели и задачи:
Цель урока:
дать знания о союзе как служебной части речи в русском, немецком и английском языках.
Задачи урока:
1) знакомство с определением союза как служебной части речи в русском языке и этимологией слова «союз»;
2) сравнение роли союзов и знаков препинания при них в предложениях русского, немецкого и английского языков;
3) нахождение союзов, соотнесение их значения в русском, немецком и английском языках;
4) совершенствование навыков проектной деятельности учеников и её публичного представления;
5) составление «Правил дружбы», помогающих детям находить и сохранять друзей, быть доброжелательными и толерантными.
Ход урока.
1. Вводное слово учителя иностранных языков:
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Вот с таким замечательным настроением и добрым отношением друг к другу мы и начнём урок. Тема сегодняшнего урока: «Союз как часть речи в русском, немецком и английском языках». Эпиграфом являются слова великого русского учёного М. В. Ломоносова, который так определял их роль: «…Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».
2. Беседа учителя русского языка:
- Как вы считаете, зачем человеку грамотная, выразительная речь? (Дети отвечают).
- А может ли союз помочь сделать речь образной, понятной, логичной? (Дети отвечают). Вы правы. Чтобы речь была грамотной, необходимо научиться строить предложения, для того чтобы все могли понять то, о чём ты хочешь сказать. Многие предложения строятся с помощью союзов. Вот почему М. В. Ломоносов сказал, что союзы – «это средства, которыми идеи соединяются». Послушайте рифмовку:
Задача наша – соединять
В надёжные крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на пять!
Нас называют – союзы.
Время 2 мин.
3. «Ромашка»: индивидуальное определение целей.
- У каждого из вас лежит лепесток ромашки. Напишите на нём ответы на следующий вопрос: «Чему бы вы хотели научиться на нашем уроке?».
(Дети пишут на лепестках ромашки ответы на данный вопрос. Затем сами прикрепляют лепестки, обратной стороной, магнитами на доску. Получается ромашка). Время: 2 мин.
4. Презентация учеников на тему: «Союз как часть речи в русском, немецком и английском языках». (Презентация настроена по щелчку).
Учитель:- Итак, что же такое союз? Об этом расскажут ваши товарищи.
1 ученик:
- Слово «союз» существовало в русском языке с давних пор. Оно обозначало тесное единение, связь. В XVII веке слово было заимствовано из старославянского языка путём прибавления приставки СО- к слову «ЮЗЬ», которое обозначало «узы, узел». С развитием языка понадобилось слово, которое называло бы часть речи, связывающую слова в предложениях или сами предложения. В латинском языке было такое слово: «сonjunction», при дословном переводе оно стало звучать, как «союз». Так в русском языке появился термин-омоним уже существующему слову. Сегодня у этого слова несколько значений: служебная часть речи, объединение, единство.
Определение союза как части речи в русском языке звучит так: «Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения или части сложного предложения». Главное, что мы должны запомнить, что это служебная часть речи. Значит, союз не изменяется и не является членом предложения. Основная задача союза – связь однородных членов и предложений.
2 ученик:
- Союз может связывать и однородные члены предложения. Перед нами герои сказки Алексея Толстого «Золотой ключик»: Буратино, Мальвина. Соединив их имена с помощью союза И, получим предложение: Буратино и Мальвина играют. А можно ли с помощью союза связывать эти слова в немецком языке? Конечно, можно. (Ученик читает предложение по-немецки). А в английском языке? Тоже можно. (Чтение предложения на английском языке). Значит, связь слов с помощью союзов происходит не только в русском языке, но и в немецком, и в английском языках.
В русском языке союз может связывать не только слова, но и предложения. Посмотрим на слайд. Мы видим, что идёт дождь, падают листья. Можно сказать отдельными предложениями, а можно соединить эти предложения в одно. Например, падают листья, и идёт дождь. Союз И связал два предложения, а разделить эти предложения нам помогла запятая перед союзом. Можно ли связать с помощью союзов эти предложения в немецком и английском языках? Да, можно. (Ученик читает по-немецки и по-английски это же предложение). Посмотрите внимательно: в немецком и английском языках запятая перед союзом не ставится, а в русском языке перед союзом стоит запятая. В этом отличие правописания сложных предложений в русском, немецком и английском языках.
Время: 3 мин.
3. Знакомство с таблицей союзов русского, немецкого и английского языков. Работа в парах. Учитель:
- Итак, что мы узнали о союзах? (Дети отвечают, что союзы – это служебные части речи, что они связывают однородные члены предложения или предложения, что в русском языке перед союзом в сложном предложении стоит запятая, а в английском и немецком её нет.)
- А знаете ли вы, что в русском языке около двухсот пятидесяти союзов? Много их в немецком и английском языках. Давайте познакомимся с некоторыми из них. У вас на столах лежит таблица союзов, прочтём союзы, данные в ней, и соотнесём их значение. Приложение 3.
(Ученики парами читают союзы русского языка и соответствующие им союзы немецкого и английского языков). Время: 2 мин.
4. Текущий контроль. (Задание №1 из презентации, слайд № 6).
Учитель:
- Авторы проекта придумали интересные задания. Задание № 1 мы сейчас и будем выполнять. За это задание сами авторы получают максимальный балл.
1 – ый ученик – автор проекта:
- В задании 2 варианта. Правильный ответ во 2 варианте оценивается выше, но и задание труднее. Самостоятельно выберите один из вариантов и приступайте к работе. Вам поможет таблица союзов. На выполнение задания отводится 2 минуты. (1-ый ученик вслух читает задания, затем учащиеся выполняют его в тетрадях. После выполнения учащиеся проверяют результаты по слайду № 7. Ученик, демонстрирующий слайд, зачитывает ответы. Учащиеся сравнивают их со своими результатами, подсчитывают верные ответы. Затем проставляют баллы в индивидуальный «Листок успешности») Время: 3 мин.
5. Работа в парах по карточкам. (Задание 2. «Правила дружбы»).
Учитель:
- Ребята, вы приезжаете к нам из разных уголков нашего края. Многим удаётся быстро найти здесь друзей. А некоторым трудно освоиться в новом коллективе. Есть дети, которые быстро находят друзей, но также быстро их теряют. Давайте составим «Правила дружбы», которые помогут вам находить и сохранять друзей, ценить и беречь дружбу. Перед вами начало предложений, придумайте их продолжение. Работать мы будем в парах, чтобы вы ещё раз убедились, что вместе выполнять любое дело легче и веселей. За 4 минуты продолжите эти предложения, запишите их в тетрадь, выделите союзы овалом. Учитель читает начало предложений:
Чтобы у тебя всегда было много друзей, … (никогда не обижай людей).
Если ты нечаянно обидел кого-то, … (постарайся поскорее извиниться).
Занимая удобное для тебя место в игре, не старайся кого-нибудь… (ударить) или… (толкнуть).
Когда у тебя плохое настроение, …(не срывай его на других).
Цени и береги друзей, потому что … (без них тяжело жить).
(Ученики записывают в тетрадь полученные предложения, затем каждая пара вслух читает их, называя союзы, и проставляет баллы в «Листок успешности»). Время: 5 мин.
Работа с пословицами. Задание 3 (слайд № 8 презентации).
Учитель:
- А сейчас ещё одно задание, подготовленное учениками, выполнявшими
учебный проект. Авторы этого задания получают за него максимальный балл.
2–ой ученик – автор проекта:
В этом задании тоже 2 варианта. Задание второго варианта сложнее, но
оценивается выше. Можно пользоваться таблицей союзов. На это задание отводится 3 минуты. (Ученик читает задание на слайде. Дети выполняют, затем с помощью 2-го ученика проверяют это задание по слайду № 8, подсчитывают и проставляют баллы). Время: 4 мин.
Физкультминутка. Учитель:
- Послушаем стихотворение, в котором есть союзы, и выполним под него
физические упражнения:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули, как ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем, будто к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем: крылья сложили назад.
- Какие союзы мы здесь встретили? Время: 2 мин.
«Музыкальная шкатулка». Работа в группах. Задание 4. (Презентация
с применением триггеров: необходимо нажать на ноту, чтобы перейти к заданию, а затем на стрелку слева, чтобы узнать дополнительное задание-вопрос. Нажав на стрелку возврата справа, мы попадём на первый слайд с нотами). Учитель:
- А сейчас «Музыкальная шкатулка». Разделимся на группы и послушаем
отрывки из песен. В них нужно найти все союзы, которые встретятся, подобрать к ним из таблицы союзов подобные из иностранных языков и записать их по-английски или по-немецки на доске. Первая группа подбирает союзы из английского языка, а вторая – из немецкого. За правильный ответ – 3 балла. Время, данное на выполнение задания к каждому отрывку из песни – 1 минута. Если вы захотите заработать дополнительный балл, нужно будет быстро ответить ещё на один вопрос, который оценивается в 1 балл. (Дети прослушивают музыкальный отрывок, находят союзы, отвечают, если захотят, на дополнительный вопрос и проставляют баллы). Время: 8 минут.
Игра «Карусель». Задание 5. Приложение 1.
Учитель:
- А сейчас - игра «Карусель». Вы получаете одинаковые карточки, выбираете союз. Находите предложение, в которое нужно вставить этот союз и поднимаете руку. Учитель, проверив правильность вашего выбора, даёт команду: «Карусель». Ученики, сидящие слева, переходят, образуя новую пару, а ученики, сидящие справа, сидят на месте. Вы меняетесь союзами и находите предложение, в котором должен стоять полученный вами союз. Проверяете друг друга. Если ответ верный, рядом с предложением в своей карточке ставите знак «+». Если вы вовремя не смогли найти предложение, где должен стоять союз, правильный вариант вам подсказывает тот ученик, который отдал свой союз, а вы рядом с предложением ставите знак «-». Переходите к следующему однокласснику по команде: «Карусель». И так пока не заполнится ответами вся карточка. За каждый правильный ответ – 1 балл. В конце игры вы проставите общее количество баллов в «Листок успешности». (Союзы напечатаны на листочках и разложены на столе учителя). Время: 5 мин.
Итоговый контроль. Задания в тестовой форме. (Презентация с
применением макросов. Дети включают макросы в содержимое, нажав на «ОК» в выплывающем окошке).
Учитель:
- Вот и подошло время узнать, чему мы научились на уроке. Для этого
мы выполним итоговые тестовые задания. Время на выполнение задания – 3 минуты. Внимательно читайте вопросы и выбирайте вариант ответа. Каждый верный ответ – 1 балл. (Ученики выполняют задания в тестовой форме, затем количество заработанных баллов проставляют в «Листок успешности». Если в классе недостаточное количество компьютеров, задания можно выполнить на листках. Приложение 2.) Время: 4 мин.
Итог урока. Учитель:
- Сегодня мы познакомились с интересной служебной частью речи. Как она называется? А теперь посмотрим, удалось ли вам достичь поставленных в начале урока целей. Откроем лепестки ромашки! (Дети выходят к доске, снимают с неё свой лепесток, встают в ряд и читают свои цели).
-Удалось ли вам сегодня на уроке достичь поставленных целей? (Ученики отвечают и садятся за парты). Учитель:
- Подведём итоги. Подсчитайте все заработанные баллы и посмотрите, какой оценке они соответствуют. Эта оценка и будет поставлена в журнал. (Ученики считают баллы, смотрят, какой оценке они соответствуют и объявляют её, оценка заносится в журнал. Авторы учебного проекта награждаются грамотами.) Время: 4 мин.
Домашнее задание. Учитель:
- Выберите домашнее задание: 1) написать мини-сочинение на тему: «Зачем
нам нужен союз?»; 2) отгадать шарады:
а) Две ноты, союз, все вместе – игра,
В которую любит играть детвора. (Домино.)
б) Союз, предлог и падежная форма личного местоимения
Дают вкусный плод южноамериканского растения. (Ананас.)
(Ученики записывают задание. Шарады распечатаны на листах.) Время: 1 мин.
Список использованных источников:
1. Бим И.Л., Садомова Л.В., Артемова Н.А.: Шаги 3: Учебник немецкого языка для 7 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2007.
2. Деревянко Н.Н. и др. Английский язык нового тысячелетия. Учебник английского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск: Титул, 2007.
3. Разумовская М. М., Капинос В.И., Львова С. И., Богданова Г. А., Львов В. В., Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 2009.
4. Разумовская М. М., Капинос В. И., Львова С.И., Богданова Г. А., Львов В. В: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007.
Приложение 1. Игра «Карусель».
1. Не имей сто рублей, … имей сто друзей. А
2. Крепкую дружбу … топором не разрубишь. И
3. Легко друзей найти, … трудно сохранить. НО
4. Надо пуд соли вместе съесть, … друга узнать. ЧТОБЫ
5. Человек без друга, … земля без воды. ЧТО
6. Не мил и свет, … друга нет. КОГДА
7. Дружба заботой … подмогой крепка. ДА
8. Легче друга потерять, … найти. ЧЕМ
Приложение 2. Задания в тестовой форме.
Продолжи определение: «Союз – это
А) самостоятельная часть речи.
Б) служебная часть речи.
В) часть слова.
Союз связывает… . Выбери полный ответ.
А) однородные члены предложения.
Б) части сложного предложения.
В) однородные члены предложения или части сложного предложения.
В каком предложении есть союз?
А) В комнате было тихо, в доме все спали.
Б) Отряд остановился, так как впереди была отвесная скала.
В) В корзине лежали грибы: маслята, сыроежки, грузди.
Выберите предложение, где союз связывает однородные члены.
А) Чтобы добраться до озера, нам потребовалось много времени.
Б) Слышатся то шёпот, то шорох.
В) И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Какому русскому союзу соответствуют немецкий союз «aber» и английский союз «but»?
А) потому что
Б) так как
В) но
Ответы: 1 – Б; 2 – В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – В.
Приложение 3. Таблица союзов.
ТАБЛИЦА СОЮЗОВ
РУССКОГО, НЕМЕЦКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ
Союз |
die Konjunktion |
the conjunction |
в русском языке |
в немецком языке |
в английском языке |
и |
und |
and |
а |
und |
and |
да (в значении и) |
und |
and |
но |
aber |
but |
или |
oder |
or |
ни…ни |
weder…noch |
neither…nor |
то…то |
bald..bald |
then…then |
когда |
wann |
when |
прежде чем |
bevor |
before |
едва |
kaum (Adverb) |
hardly (adverb) |
как только |
sobald |
as soon as |
пока |
während |
till |
в то время как |
während |
while |
будто |
als ob |
as if |
если |
wenn |
if |
9
Евдакименко Ольга Юрьевна
Седова Ольга Анатольевна