12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Николаевна Панкова363
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Панкова М.Н.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 35

Г. Нижний Новгород

Тема: Местоимение как часть речи. Общее понятие о местоимении.

Цель:

Дать понятие о местоимении как часть речи.

Расширять знания о грамматических признаках местоимений и их роли в предложениях.

Задачи:

Развивать устную и письменную речь, грамматическую зоркость, память, логическое мышление.

Воспитывать теплые взаимоотношения ко всем членам семьи.

Орг момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать!

Блиц опрос.

Повторение изученных орфограмм. Игра «Да - нет» (дети поднимают карточки: зелёный цвет - да, красный цвет - нет ) Дети объясняют свой выбор ответа.

Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет?

Грамматическая основа – это существительное и прилагательное , связанные по смыслу ?

Прилагательные изменяются по падежам, родам и числам?

Существительные в предложениях могут выполнять роль подлежащего, дополнения или определения?

Определение – это второстепенный член предложения?

Минутка чистописания

Какую букву мы написали? К какой части речи она относится?

Спишите предложение . Найдите спрятавшиеся местоимения.

Перед едой руки должны быть хорошо вымыты.

Мы с вами знаем, что местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. (местоимение – вместо имени).

Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительные. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.

Послушайте стихотворение Валентины Волиной:

Я о себе такого мнения: Я делу отдаюсь сполна,

Огромна роль местоимения! Я заменяю имена.

Докажите, что местоимения заменяют имена существительные.

Поле широкое - это "оно",

В доме окно стало тоже оно",

В небе луна превратилась в "она",

"Он" - телефон на столе у окна.

Местоимения бывают первого, второго и третьего лица.

Составление кластера.

Личные местоимения

Я (МЫ) ТЫ (ВЫ)

1 –ое лицо 2-ое лицо

ОН,ОНА, ОНО (ОНИ)

3- е лицо

Поэтическая минутка.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения

Составление предложений с местоимениями Я, МЫ, ТЫ, ВЫ. (Сделать синтаксический разбор)

Какую роль в предложении выполняют местоимения? (Местоимения в предложении выполняют роль подлежещего)

Что помогают определить местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? (Помогают определить род – мужской, женский, средний, множественное число)

Физминутка.

Мы, друзья, не знаем скуки, дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она распрямиться вмиг должна.

Глубоко сейчас вдохнуть, Выдох без сомнения.

Помогли нам отдохнуть все местоимения.

Тренировочное задание.

Закончите предложения. Замените местоимение именем литературного героя.

1.Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает он. 2.Она жила в цветке тюльпана, кровать её была мала. 3.Всех излечит, исцелит добрый доктор он.

Разноуровневые задания.

Допишите тематический ряд слов.(самостоятельная работа)

Он – дуб, …, …

Она – зима, …

Оно – солнце, …, …

Оно - карандаши, …, …

Спишите. Определите род и число выделенных существительных. Замените, где нужно, существительные местоимениями.

А) Жил – был один почтенный уличный фонарь. Фонарь честно прослужил людям.

Б) Как красиво, когда всходит солнышко. Своими яркими лучами солнышко освещает все деревья и кусты.

В) Каждое утро молодая женщина набирала целый букет роз. Женщина ставила розы в вазе на большой круглый стол.

Минутка для шутки.

Утром — так заведено —                 Он на цыпочках войдет

Разомкнешь ресницы,                       Долькою лимонной.

И к тебе идет ОНО                         Срок прошел - плывет ОНА

Розовой жар-птицей...                       В пелене туманной,

А стемнеет - ОН придет:                  Круглолица и грустна,

Тоненький, смущенный.                  Будто Несмеяна.

Е.Кай

 Кто же ОН, ОНО и ОНА? (Солнце, месяц и луна)

Учитель.

Что означает слово «семья»? (семь Я).

Семья это родные и близкие люди. В семье все друг о друге заботятся. Бабушки и дедушки помогают советами детям и внукам. А младшие во всём помогают старшим.

Сделать фонетический разбор слова «семья»

Проверка основных понятий.

Что такое местоимение?

Какова его роль в речи?

Какие местоимения называются личными?

Какое лицо они указывают?

Объяснение домашнего задания. стр 152 упр. 323 Рефлексия.

Что сегодня на уроке было для вас уже известно?

Что вы узнали нового?

Кого из одноклассников вы сегодня могли бы похвалить и за что?

Итог урока.


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.