12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Шремзер77
3

Создание алгоритма построения монолога по типу текста - рассуждения «Зачем нужна доброта?» с использованием элементов сингапурской методики


Урок русского языка в 9 классе
PPTX / 27.2 Мб

/data/files/c1571479446.pptx (Урок русского языка в 9 классе)Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Создание алгоритма построения монолога по типу

текста - рассуждения «Зачем нужна доброта?» с использованием элементов сингапурской методики».

Тип урока: урок - практикум

Технология: элементы сингапурской методики работы в малых группах.

Стратегии: обучающие стратегии вкупе с традиционной формой обучения.

Формы: работа в малых группах, фронтальная

Оборудование: презентация, листы контроля, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить особенности построения текста по типу рассуждения ; уметь создавать текст по типу рассуждения.

Метапредметные: умение ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, действия в рамках заданного алгоритма (иначе обучающие структуры) умение работать в группе

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; осознание ценности выполняемой работы; развитие основ социальной компетенции, включая ценносно-смысловые установки и моральные нормы.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие

2.Формирование цели урока.

Учитель.

Как прав был римский философ Сенека, который говорил, что когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Скажите мне, какая ближайшая пристань ждет вас, выпускников 9 класса?

(Ответ: устный экзамен по русскому языку в феврале 2019 года)

Учитель: Вспомним содержание всего экзамена .

(Слайд «Устный экзамен по русскому языку»)

Прошу обратить вас внимание на 3 задание, в особенности на 3-ий вариант. Если правильно его выполнить, это обеспечит 50% успеха всего экзамена, ведь 4- е задание будет о том же самом. Более того, готовясь именно к этой части устного экзамена, вы помогаете себе решить и проблему летнего испытания. Часть С 15.3 - это ведь тоже текст по типу рассуждения. Сегодня об этой части устного экзамена и поведем разговор.

И вот вам первое задание в связи с этим. Добавьте недостающие слова в формулировку темы (слайд).

Есть тема, назовите цель урока (слайд)

Позволю себе рассказать о задачах урока самой , а вы проверьте ,все ли я сделала верно ( слайд).

А сейчас возьмите заготовленные для вас листы контроля. Оценка складывается из соблюдения условий: 3 критерия успешности, три предложения. Впишите недостающие слова. То, что вы написали и есть ваша цель, вот к ней и стремитесь. А наша общая цель - создать текст - монолог, следуя по подсказкам, которые буду давать я с помощью обучающих структур.

3.Практическая часть урока.

Организация работы групп. Объяснение технологии предстоящей работы

Учитель:

Сегодня мы с вами попробуем научиться тому, как быстро и эффективно достичь поставленной цели. Для этого я объединила вас в группы, каждый член которой с этого момента называется «партнер», имеющий свой номер. Партнеры занимают две позиции: партнер по плечу и партнер по лицу. Общаться, вести переговоры, выполнять задания вы обязаны, строго следуя схеме, что лежит у вас на столах. Схему нельзя нарушать. Каждый успешно пройденный этап урока - это решение задачи на достижение цели. Для этого внимательно следите за появляющимися на экране сигналами следующего этапа работы.

Важно запомнить ключевую структуру- сигнал, при которой всякое общение, разговор ,и моя речь в том числе, прекращается. Вот он:

хай - файв и поднятая рука означают тишину,молчание.

На выполнение каждого задания дается определенное количество времени, по истечении которого последует этот сигнал. Поэтому работать нужно целенаправленно и быстро.

2.Введение в тему.

Задание №1.

Ключевые слова темы урока - монолог, текст - рассуждение. Я прошу вас каждого подумать, что он знает и может рассказать об этих понятиях. Именно подумать. Время - 20 секунд.

Учитель: Первая структура - «Раунд Робин», что означает: поделись своими знаниями с партнером по плечу ровно за 15 секунд каждый, а затем, как только услышите сигнал, расскажите об этом же партнеру по лицу. Время для всей группы составляет 1 минуту.



Учитель: «Я прошу встать из каждой группы партнера №4, чтобы рассказать, что он знает».

Учитель:

Разминка прошла удачно, вы все с ней справились и теперь новое задание на успех. Это словарный диктант, в котором спрятаны термины.

Задание №2. «Клок Баддис».

Каждая пара партнеров по лицу получает карточку с вопросами. Задача: проговорить друг другу свой ответ на вопрос и записать тот, по которому согласились оба. Все ответы обязательно произносятся вслух. Время на выполнение задания - 2 минуты.

Учитель : « Прошу подняться партнеров под номером №2 с каждой группы».

Вопросы:

1.Как называется мысль, утверждение, требующее доказательств ? ( тезис)

2.Что такое основная мысль текста? (идея или тезис)

3.В какой части сочинения - рассуждения пишущий дает толкование темы и комментарий? (вступление)

4. К чему составляют комментарий: к формулировке темы или к тезису? (формулировка темы)

5.Как называется доказательство, подтверждающее тезис? (аргумент)

6.Сколько композиционных частей содержит текст - рассуждение? (3: тезис, аргументы, вывод).

7.Как называются композиционные части текста - рассуждения? (тезис, аргументы, вывод).

8.В какой композиционной части текста - рассуждения автор может дать оценку вышесказанному? (вывод)

9. Какое количество аргументов допустимо? (1)

Отработка навыков .



Учитель: Переходим к следующей части нашего урока - практической. Внимание на экран.

( Видеоролик «Примеры доброты»)

Учитель:

О чем он? ( О доброте). Что мы знаем об этом понятии?

Задание №3. «Джотс Тотс» - проговори вслух и запиши одним словом.

На каждого члена группы выдается 4 листочка бумаги. За определенное время каждый член группы называет по одному слову, характеризующему его понимание слова «доброта». Записывает слово на листочек и кладет в центр стола. Далее по часовой стрелке также поступают другие члены группы. В конце работы на столе каждой группы должно появиться 16 заполненных листочков. Повторяться нельзя. На столах есть лист- подсказка, который позволит выполнить это задание быстро и легко. Время на работу всей группы 3 минуты.

Подсказка.

Охарактеризуйте понятие доброта со всех сторон:

-что это такое?

-каким бывает?

-какие вызывает ассоциации?

-что в нем положительного?

-что в нем отрицательного?

-синонимы;

-антонимы;

- какая от него польза?

-какой от него вред?

(Например: счастье - это любовь, свет, мир, мечта, удача, здоровье; счастливый человек, счастливый день; женское, человеческое и т.п.).



Учитель : «Прошу партнеров № 1 с каждой группы встать и зачитать ваш список характеристик».

Начинает партнер с группы №2.Все остальные следят за тем, чтобы из своего набора слов убрать те, которые повторяются. Называть можно только неповторяющиеся слова. ( Каждая группа в итоге зачитает только оставшиеся слова).

Учитель: Вот и второй критерий успешности вами преодолен, ведь пользуясь этими характеристиками, легко составить комментарий. Следующим важным этапом работы над текстом станет формулировка тезиса. Вспомним название темы. (Зачем нужна доброта? )

Ответ на этот вопрос и станет вашим тезисом.

Я думаю, что мыслей в голове прибавилось, а вот упорядочить их поможет следующая структура, она же одновременно послужит в качестве физминутки.

Задание. Как только вы услышите музыку, вам нужно покинуть свое рабочее место, и, двигаясь в ритме музыки, разойтись по всему кабинету. На месте стоять нельзя, нужно все время двигаться. При этом очень важно, чтобы каждый из вас дотронулся до шарика в центре и на стенах кабинета.

Как только музыка стихнет, замрите на месте. Тот, с кем вы окажетесь рядом, станет вашими партнерами, с которым вам вместе нужно поговорить о том, зачем нужна доброта?

Время на обмен мнениями - 15 секунд. Затем все партнеры возвращаются на свои места, обсуждают варианты тезиса в группе и записывают тот вариант, что понравится большинству. По сигналу обсуждение завершается.



Учитель: И вот мы подошли к основной части текста - рассуждения - выбору аргумента.

Задание. Работа с отрывком из текста .

Выполните задания со слайда. Подсказка: в некоторой части текста всегда находится правильный ответ на заданный вопрос темы. Для этого нужно четко понимать, что искать. Это ответ на вопрос, что может послужить доказательством тезиса о доброте. Соберите вступление, комментарий, тезис и аргумент в одно целое. Ответ всей команды даст партнер №3 .Время на выполнение задания 5 минут.

Учитель: Прошу партнеров №3 поделиться своей работой

Учитель: Молодцы! Вот и третий критерий успешности вами исполнен. А теперь давайте посмотрим фрагмент видеоролика, который был в начале урока. Мне кажется ,что увиденное стало бы достойным завершением монологического высказывания любой группы. Ведь нам не хватает вывода (фрагмент видеоролика).

4.Подведение итогов урока.

Заполнение листов контроля (ученик ставит себе оценку, затем оценку ему ставят партнеры по лицу и по плечу). Количество набранных баллов соответствует итоговой оценке за урок.

5.Домашнее задание(слайд).

6.Этап рефлексии.

В качестве рефлексии учитель применяет обучающую структуру «Билетик на выход» .

Учитель.

Ребята, свои наблюдения (понравилось или нет, что запомнилось, чему научился)я прошу 1-2 словами написать на стикерах и ,уходя, оставить их на школьной доске. А я вам говорю всем спасибо! Удачи вам на экзаменах!

Лист контроля





Фамилия, имя




Критерии оценки

Моя оценка

(0-2 балла)

Партнер по плечу

(0-2 балла)

Партнер по лицу

(0-2 балла)

Знаю , что такое монологическое …





Умею

комментировать и

тему




Научился создавать

текст- …

по типу …





Итого:

Максимум -18 баллов

15-18 баллов -«5»

12-14 баллов – «4»

7-11 баллов- «3»






Словарный диктант

1.Как называется мысль, утверждение, требующее доказательств ?

2.Что такое основная мысль текста

3.В какой части сочинения - рассуждения пишущий дает толкование темы и комментарий?

4. К чему составляют комментарий: к формулировке темы или к тезису?

5.Как называется доказательство, подтверждающее тезис?

6.Сколько композиционных частей содержит текст - рассуждение?

7.Как называются композиционные части текста - рассуждения

8.В какой композиционной части текста - рассуждения автор может дать оценку вышесказанному?

9. Какое количество аргументов допустимо?



























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.