Проект «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС на примере ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий»
Проект: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС на примере ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий»
Торопкова А.А
На основании ФГОС определить перечень требований к качеству образования.
Составить программу управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.
Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучающихся.
Среднее профессиональное образование (СПО) в последние годы становится всё более востребованным. Можно сказать, что оно разделяет с образовательными организациями высшего образования ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, образовательные организации среднего профессионального образования должны готовить высококвалифицированные кадры по рабочим профессиям, соответствующие современным требованиям работодателей
В настоящее время профессиональные образовательные организации Ярославской области, функционально подчиненные ДО ЯО (далее - ПОО), находятся в процессе качественного обновления под воздействием ряда внешних факторов, носящих федеральный и региональный характер.
Факторами, определяющими особенности развития профессионального образования на федеральном уровне, являются:
- формирование новой модели развития образования в Российской Федерации на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- переход к среднему профессиональному образованию, интегрирующему традиционное начальное и традиционное среднее профессиональное образование в виде программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена;
- совершенствование системы среднего профессионального образования на основе выделения наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.11.2015 N 831 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования", в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями;
- формирование независимой оценки качества профессионального образования на основе сертификации профессиональных квалификаций выпускников ПОО и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Развитие профессионального образования в Ярославской области учитывает положения и основные направления Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 18 июля 2013 г. N ПК-5вн), и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Основания для разработки программы:
1.. ФЗ No273 от 29.12.2012года«Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление об утверждении областной целевой программы "Повышение эффективности и качества профессионального образования Ярославской области" на 2017 - 2024 годы (с изменениями на 9 сентября 2019 года)
3. постановлением Правительства Ярославской области от 06.03.2014 № 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года»;
4. Стандарты СПО
5.Профессиии ТОП 50
Цель программы:
Разработать комплексно – целевую программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС на примере ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий
Задачи программы:
Широкое вовлечение работодателей в учебный процесс
Создание структурного подразделения коллективного пользования, направленное на решение задач подготовки кадров для приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы
Развитие партнерского взаимодействие между профессиональными образовательными организациями и бизнес-сообществом.
Достичь новый уровень эффективности и качества образования в колледже на основе внедрения новых механизмов, моделей и практик, с возможностью получения дополнительной профессии
Увеличение объемов подготовки по приоритетным профессиям и специальностям, наиболее востребованным в отраслях экономики Ярославской области;
Период реализации программы с 2020 – 2025 г.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
1. Координация и регулирования процесса управления качеством образования для обеспечения эффективности работы колледжа
2.Достижение нового качества образования, соответствующего показателям, определенным данной Программой
Перечень требований качества образования СПО
Система оценивания в образовательной организации должна отвечать ряду требований:
соответствие ФГОС СПО;
прозрачность;
здоровье сбережение (оценка не должна давить на психику обучающихся);
фиксирование изменений общего уровня подготовки каждого обучающегося и динамики его успехов в различных областях учебно-профессиональной деятельности;
возможность определения насколько успешно освоены результаты обучения;
наличие механизма самооценивания обучающимися своих достижений;
обеспечение единства образовательного пространства.
Оценка качества образования проводится на четырёх уровнях:
Качество управления образовательной организацией.
Качество образовательного процесса.
Качество условий (оценка условий, при которых ведётся образовательная деятельность).
Оценка качества управления профессиональной образовательной организацией
Чтобы оценить качество управления необходимо ответить на следующие вопросы:
Насколько оперативно принимаются решения? И насколько они обоснованы?
Обеспечивается ли реальная возможность делегирования полномочий?
Как проходит контроль исполнения принятых решений?
Существует ли система поощрений и наказаний?
Налажено ли взаимодействие между различными отделами и руководством?
Грамотно ли ведётся кадровая политика?
Насколько хорошо планируется деятельность организации?
Проходит оценка в форме самооценивания, оценивания со стороны вышестоящего руководства, работодателей или детей и их родителей.
Качество образования может быть представлено как иерархическая система, состоящая из качества результатов, качества функционирования, качества условий. К качеству условий относятся следующие элементы:
–уровень материально-технической базы
;–качество деятельности преподавателей;
–активность органов управления;
–личностные качества студентов;
–уровень учебно-методической обеспеченности;
–качество внутренней и внешней оценки.
Основными составляющими качества процесса являются:
–качество содержания образования образовательных программ;–менеджмент образовательного процесса;
–качество учебно-методической и материально-технической обеспеченности
-технология образовательного процесса;
–состав преподавателей;–качество обучающихся.
Качество результата можно рассматривать как систему, состоящую из следующих элементов:
–качество знаний студента;
–качество учебно-познавательной деятельности студента;
–развитие личности студента;
–уровень подготовленности выпускника;
–компетентность выпускника;
–конкурентоспособность и трудоустройство выпускников;
–достижения и динамика карьерного роста выпускников
Программа управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.
Образовательные условия
Образовательный процесс
Образовательные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Профессиональные результаты
Здоровье обучающихся
Удовлетворенность родителей (ЗП) качеством образовательных результатов
Профориентационных мероприятий, конкурсов профессионального мастерства (WorldSkills, Абилимпикс и др)
ФГОС СПО
Реализация учебных планов и рабочих программ
Технология учебных занятий
Программы дополнительного образования
Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство)
Удовлетворенность студентов родителей (ЗП) качеством образования в колледже
Кадровое обеспечение
Материально-технические условия
Информационно- методические условия
Здоровье сберегающие условия
Оценка условий для адаптации учащихся на новой ступени обучения Нормативно-правовое обеспечение
Сотрудничество с работодателями
Диагностические работы
Профессиональные пробы
Промежуточная аттестация
Анкетирование
Тестирование
Экспертиза
Мониторинг
Самообследование
Экспертиза
Акредитация
Процедуры
«Создание комплексно–целевой программы управления качеством образования».
Построить дерево целей двух уровней для управления качеством образования.
Сформировать комплексно-целевую программу управления качеством образования СПО с учетом требований ФГОС СПО
№ п/п | Направление деятельности (решаемая задача) | Сроки реализации программы | |||
Месяц, год | Месяц, год | Месяц, год | Месяц, год | ||
1. | Направление (цель) | Мероприятие (цель) | | | |
1 | Обеспечение соответствия квалификации выпускников ГПОУ ЯО ЯКУ и ПТ | Реализация программ топ 50 | 2020-2025 | 2020-2025 | 2020-2025 |
2 | Разработка стратегии и тактики деятельности ГПОУ ЯО ЯКУиПТ по повышению качества образования | 2.1.Разработка и апробация программ профессионального образования, соответствующая требованиям экономики Ярославской области 2.2. Разработка, апробация современных моделей обучения на рабочем месте 2.3.Подготовка педагогического коллектива к проведению системного мониторинга качества образования | 2020-2021 2021-2023 | 2020-2021 2021-2023 | 2020-2021 2021-2023 |
3 | Консолидация сферы образования ГПОУ ЯО ЯКУиПТ и бизнес сообществ Ярославской области | 3.1. Заключение договоров с работодателями 3.2. Проведение совместных профессиональных конкурсов мастерства студентов 3.3. | 2023-2024 | 2023-2024 | 2023-2024 |
4. | Создание структурного подразделения коллективного пользования, направленное на решение задач подготовки кадров для приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы | 4.1.Создание «ячеек бизнес инкубатора» на базе ГПОУ ЯО ЯКУ иПТ 4.2.Создание центра «Опережающая профессиональная подготовка» 4.3. Внедрение отдела маркетинга образования в ГПОУ ЯО ЯКУиПТ 4.4. Совершенствование материально- технической базы для новых специальностей | 2024-2025 | 2024-2025 | 2024-2025 |
5. | Анализ работы | 5.1.Удовлетворение образовательных потребностей студентов и их родителей, формирование профессиональных компетентностей, повышение качества знаний на основе учета индивидуальных потребностей 5.2. Проведение анализа работодателями независимой оценки качества профессионального образования 5.3. Подведение итогов реализации Программы управления качеством образования (самообследование, проблемно-ориентированный анализ) 5.4. Диагностика результативности участия в районных и областных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства 5.5. Мониторинг трудоустройства выпускников 5.6. Анализ сформированности методических разработок, обеспечивающих качество учебного процесса 5.7. Анализ соответствия материально-технической базы требованиям ФГОС | | | |