Статья «Создание методического комплекта "Point-to-point" как актуальная задача теории и методики внеурочной деятельности в начальной школе»
В начальной школе остро стоит вопрос о методическом обеспечении кружковых занятий. Педагоги, организующие внеурочные занятия, как правило, самостоятельно решают проблему создания средств обучения. Мы, учителя начальных классов, должны не только привлекать учащихся к продуктивной деятельности, стимулировать их инициативу и самостоятельности, развивать индивидуальные интересы, склонности и способности, но и уметь разрабатывать методическую продукцию.
Ученые, занимающиеся проблемой разработки методических пособий по технологии для начальной школы, это, прежде всего, авторы учебников по технологии Н. А. Цирулик и Т.Н. Проснякова.
Результатами освоения основной профессиональной образовательной программы сегодня являются общие и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС СПО № 535 от 5.11.2009. При освоении специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» одними из профессиональных компетенций являются: разработка учебно-методических материалов (П.К.4.1.) и участие в исследовательской и проектной деятельности (П.К.4.5.) Создав проектную задачу по разработке новых средств обучения, мы не только сформируем вышеуказанные профессиональные компетенции, но и общие, такие, как ОК 2 (организовывать собственную деятельность), ОК 3 (принимать решения в нестандартных ситуациях), ОК 4 (осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач), ОК 5 (использовать ИКТ), ОК 6 (работать в коллективе и команде).[5].
Мы разработали и оформили методический комплект по нетрадиционной точечной росписи Point-to-point.Направленность данного комплекта - сборник заданий для изучения основ декоративной росписи в точечной технике Point-to-point, предназначенный для преподавателей начальной школы на уроках технологии и педагогам дополнительного образования на специализированных занятиях. На наш взгляд, создание комплекта заданий по декоративной росписи в такой технике как Point-to-point наиболее применимо к младшим школьникам, ведьточечная техника является актуальной для кружков по технологии, так как это кропотливое занятие, развивающее усидчивость, терпение, выдержку, аккуратность, желание довести начатое до конца, мышление и воображение. С помощью работы в этой технике можно осуществлять художественно - эстетическое воспитание младших школьников. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.[3,78].
Мы рассмотрели теоретические и практические аспекты росписи изделий в точечной технике. Анализируя которые, можно сделать вывод, что вариативность и художественное разнообразие приемов техники предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного кружкового занятия, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным и познавательным.[4,29].
В комплекте представлено: история возникновения техники, необходимые материалы и инструменты. В комплекте демонстрируются готовые изделия и авторские работы.
Приводится описание первого практического занятия: интуитивная роспись (акварелью). Учащиеся сами убеждаются в том, что из точек разного цвета и величины, можно нарисовать картину. Показ рисунков выполненных акварелью.[1,35].
В комплекте даны рекомендации, описание этапов работы в технике Point-to-point, показ 12 базовых упражнений.
Последующие занятия, описанные в комплекте, представляют ряд работ, которые помогают формировать навык росписи на различных поверхностях.
Обучение с помощью точечной техники происходит в следующих направлениях:
-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
-от использования готовых материалов к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
-от использования репродуктивного метода к самостоятельному выполнению замысла.
От занятия к занятию работы усложняются. В комплекте представлено оформление объемных предметов, также какими способами можно декорировать предметы: частичная роспись, с использованием трафаретов и готовых рисунков, роспись от руки, радиальная роспись. Комплект заданий предусматривает не только оформление детьми готовых изделий, но создание своими руками украшений.[2,96].
Базовым трудом, на который мы опирались при выполнении нашего проекта, является книга Воробьевой «Точечная роспись»
Опираясь на педагогические принципы, мы выбрали ряд упражнений для детей, которые легли в основу комплекта заданий для младших школьников по освоению точечной техники. В данном пособии мы систематизировали задания для кружковых занятий, составили из них сборник для изучения основ декоративной росписи в точечной технике Point-to-point, который предназначен для апробации на непрерывной практике в начальной школе. Особенностью этого сборника является, что все иллюстрации выполнены автором проекта Верховых Евгенией.
Список литературы
1. Воробьева, Н. Г. Точечная роспись / Н.Г. Воробьева – М.: Аст- Пресс, 2014. – 208 с.
2. Добрусина, А. Б. Точечная роспись / А. Б.Добрусина – М.: Феникс, 2015. – 96с.
3. Иолтуховская, Е. Точечная роспись / Е.Иолтуховская – М :Аст- Пресс,2015.- 128с.
4. Логвиненко, Г. Декоративная композиция / Г. Логвиненко – М.: Владос, 2012.- 160с.
5. Педагогические принципы [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://didaktica.ru/principy-obucheniya/108-princip-svyazi-teorii-s-praktikoj.html
yazi-teorii-s-praktikoj.html