Создание мотивации при освоении дисциплины у студентов средне-специальных учебных заведений, с использованием дистанционных технологий
Введение
В настоящее время активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность студентов, способствует развитию творчества педагогов, позволяет проводить дистанционное обучение, развивает систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.
Дистанционное обучение - не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
усиление активной роли студентов в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов
повышение мотивации к обучению
применение интерактивных форм занятий
усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения
возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки
Модель организации обучения студентов с использованием дистанционных технологий рассчитана:
на студентов, желающих приобрести новые знания, повысить свой уровень освоения дисциплины;
на обучающихся, испытывающих затруднения при обучении
на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме.
Основными целями проекта являются:
1.Развитие способности у студентов самостоятельно успешно усваивать новые знания.
2.Формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса (с использованием дистанционных технологий).
Описание деятельности
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии студента и преподавателя.
Основными принципами применения ДОТ являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, on-line - уроки);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий использовать студенту и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Продвигаясь по курсу под руководством преподавателя, студенты:
знакомятся с теоретическим материалом;
участвуют в учебных обсуждениях (комментарии к курсам) - высказываются, знакомятся с мнениями одногруппников и преподавателя, интерпретируют, задают вопросы;
выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы;
делятся своим практическим опытом;
участвуют в проектной, исследовательской работе.
Преподаватель:
проводит анализ учебной деятельности каждого обучающегося
отвечает на вопросы;
организует и поддерживает дискуссию в форумах, побуждает обучающихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга;
направляет проектную, исследовательскую работу студентов.
Консультирование. Каждый студент имеет через сеть Интернет доступ к курсам системы электронного дистанционного обучения по дисциплине. В курсах имеются все необходимые для учебной работы теоретические материалы, рекомендации по выполнению домашних заданий разных типов. преподаватель может подбирать ЭОР к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
Планируемый результат
Дистанционное обучение позволит повысить качество образования за счет широкого использования ЭОР и увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечит выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.
Использование дистанционных образовательных технологий в средне-специальных учебных заведениях позволит индивидуализировать обучение. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы студентов, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся.
Преимущества модели обучения с применением технологий дистанционного обучения:
нет пространственных и временных ограничений,
это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровье сберегающую обстановку при обучении в удобное время и в посильном режиме;
это альтернативное обучение: оно расширяет выбор форм и методов обучения сверх принятых в классической системе обучения,
это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке,
это опережающее обучение: оно открыто, обучающийся видит весь курс в целом, может самостоятельно проработать какие-то его части, тренинги и др.
это демократичное образование: нет жесткого регламента, каждому обучающемуся уделяется особое внимание, поддерживается его интерес, его мотивация к самообразованию,
это креативное образование: оно создает творческую среду для подготовки к деятельности в разных социальных сферах;
это активное и мотивированное обучение: никто не заставляет студента проходить дистанционный курс, он выбирает его сам.
Список используемой литературы
Базалий Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3
Волов, В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Рос. Академия наук: Самарский научный центр, 2000. – [1,137 с.]
Аванесов, B.C. Современные методы обучения и контроля знаний [Текст]: учеб. пособие для проф. пед. состава вузов, преподавателей техникумов, училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, студентов и аспирантов пед. вузов / В.С. Аванесов. - М.: Кидди, 1998. - 103 с.
Андреев, А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии [Текст] / А.А. Андреев // Открытое образование. - 2013. - № 5. - С. 40-46.
Интернет-источники
Хелпикс.Орг - Интернет помощник, Дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс]. https://helpiks.org/5-91099.html (дата обращения: 23.09.2020).
Лагуткина О.А. Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. Статья [Электронный ресурс]. https://multiurok.ru/files/distantsionnoie-obuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html (дата обращения: 22.09.2020).
5