СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ВОСПИТАННИКОВ.
Создание предметно-развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников.
Особое внимание в педагогическом процессе уделяется созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Для сенсорного развития детей оборудован сенсорный уголок. При организации уголка надо учитывать следующие критерии: доступность, безопасность, эстетичность, соответствие возрастным особенностям младших дошкольников. Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия. Для развития тактильных ощущений используется природный и бросовый материал: шишки, камушки, фасоль, пластиковые пробки и т. д. Способы применения указанных материалов не ограничиваются фантазией только педагога, но и детей. Для развития осязания используются образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды тканей и бумаги; мешочки с разными наполнителями. Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов используются дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Найди на ощупь» и т. д. Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков. Также дети играют в музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чём играю», «Угадай, где звенит?». Кроме того, используется ноутбук для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных. Для развития обоняния применяются свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены саше с различными запахами (мята, кофе). С дошкольниками проводятся игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху». В центре активности размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей: игры на представление о цвете: ( «Мозаика», «Посади бабочку на цветок», «Цветные квадраты», «Оденем кукол») о форме: ( «Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики») -о величине предметов ( «Собери матрёшку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»). Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем. Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы. Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов и размеров, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольце-брос и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина. В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности. Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит). Материал для игр размещён в доступных местах. В каждой зоне достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию. Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют: стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание) развитию мелкой моторики рук ребёнка стимуляции двигательной активности активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия.