12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мартемьянова Лариса Анатольевна271
Я считаю, что самое главное – любить детей, отдавать им своё сердце, любить просто так, ни за что, просто за то, что они есть!
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №104


 


 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

по развитию сенсорных эталонов

"Мир сенсорики"

(срок обучения – 1 год)

Возраст детей 2-3 года

 

 

 

Составила: Воспитатель первой младшей группы

Мартемьяновой Ларисы Анатольевны

 


 

 


 


 


 


 


 

 

г. Комсомольск-на-Амуре

2021 г.

 

 

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы – познавательное развитие.

Актуальность программы В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Наблюдение за детьми в нашей группе показало недостаточный уровень сенсорного развития. В результате возникла необходимость в разработке и реализации программы, направленной на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Дидактическая игры и упражнения, наиболее подходящие средство развитие тех или иных способностей детей. Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

Форма объединения детей – кружок. Состав группы – постоянный, дети одного возраста. Занятия проводятся по подгруппам, в количестве 10 человек.

Срок освоения программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10-12 минут.

 

1.2 Цель программы: формировать и развивать сенсорные представления у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи программы:

Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.

Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6 цветов спектра; 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

Формировать познавательную активность детей (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное, осязательное и слуховое восприятие, память) при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).

Учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку.

Развивать речь детей, мелкую моторику детей раннего возраста

Обучение  простейшим обследованиям предметов (погладить, надавить, пощупать, попробовать и т.д.)

 

1.3 Содержание программы

Перспективный план работы

Месяц

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Сентябрь

«Сложи пирамидку»

Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать 
закреплению знаний и системе цветов. 

Пирамидка из 4-х колец

«Вкладыши - башенки»

Знакомить с величиной в ходе практических действий.

Вкладыши-башенки разной величины

«Разноцветные шумелки» 

Развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма. 

Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) 

«Сортировка».

Научить различать и называть основные цвета (в данной игре - красный и синий)

Шары красного и синего цвета.

Октябрь

"Пересыпалочки".

Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 

Большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла. 

«Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Матрёшки разной величины

«Кто что услышит?» 

Развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.

Подбери чашки к блюдцам.

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ноябрь

«Соберем фрукты»

 

Обучение умению различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие.

Демонстрационный: Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие), две корзинки (большая и маленькая). Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте (фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие).

Закрути ленточку 

Познакомить с понятиями: «длинная – короткая», «широкая - узкая» 
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук. 

Сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов. 

«Поручения»

Формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. 

Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. 

«Чудесный мешочек»

 

Закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.

Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Декабрь

«Окрашивание воды»

 

 

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный).

Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.

«Заштопай штанишки»

Формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.

Картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. 

«Маленький секрет» 

Упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 

Трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

«Укрась ёлочку шарами» 

Закрепление представления о 6 основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.

Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков.

Январь

«Воздушные шары»

Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Полоска картона (30х12 см), на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков – «воздушные шары»; их цвет соответствует окраске ниток.

«Застёжки» 

Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды. 

«Кто скорее соберет игрушки».

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

Февраль

«Подбери петушку перышко»

Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в

соответствии с параметрами величины.

Демонстрационный материал: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким

хвостом, второй без хвоста; перышки (6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный материал: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета.

Поиграем с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

 

Открой коробочку

 

Упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

«Сделаем куклам бусы».

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

Март

«Построим башню».

Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка.

«Найди пару варежке»

Закреплять умения детей различать и называть цвета, геометрические фигуры, понятия один-много, развивать внимание, мышление.

Разноцветные рукавички из картона.

«На что похожа фигура?»

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

«Составные картинки».

Обучение расчленению изображения предметов на составные части и

воссозданию сложной формы из частей.

Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, машина, ракета, уточка. Раздаточный:

комплекты геометрических фигур: круги, квадраты,

прямоугольники, овалы, треугольники для

составления картинок.

Апрель

«Угадай на вкус»

Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест. 

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. 

«Спрячь колобка от лисы».

 

 

Закреплять у детей представления о 4-х цветах и формах: треугольнике, круге, квадрате.

Дидактическая игра «Спрячь колобка от лисы».

«Волшебное поле»

Развитие умения узнавать и называть цвета. 

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой вверху, карточки основных цветов. 

«Как звери выбирали себе место».

Учить различать и называть игрушки, изображающих зверей; понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе», «впереди», «позади».

Учить различать и называть игрушки, изображающих зверей; понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе», «впереди», «позади».

Май

«Тактильная коробка» 

Развивать осязательное восприятие 

Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие 
предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д

«Найди свою полянку».

 

Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.

Большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета.

«Весёлые человечки»

Совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.

Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

«Найди такой же по цвету и по форме»

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры пяти форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.


 

1.4 Планируемые результаты:

 

Дети группируют одно­родные предме­ты; владеют по­нятиями «один» и «много».

Дети научатся собирать 4-6 частные дидактические игрушки, 6-8 колец пирамидки.

Дети называют 4 основных цвета, плюс черный и белый.

Дети осваивают фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник); подбирают по образцу; «опредмечивают» фигуры.

Дети научатся различать, сравнивать по величине 3 предмета.

Дети научатся на ощупь различать качество предметов и его называть.

Дети умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Дети владеют расширенным словарным запасом.

 

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1. Материально- технические средства - магнитофон, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.

2. Наглядно-дидактические пособия:

- «Большой - маленький»

- «Цветные картинки»

- пособие для игр на фланелеграфе

3. Дидактические игры:

- Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.

- Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим, погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.

- Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, прищепки, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

- Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

- Мозаика: настольная и напольная.

4. Игры с песком и водой в центре «Вода и песок» (совочки, формочки, сито, камушки, краски для окрашивания воды, игрушки для игр в воде)

 

Кадровое обеспечение программы

Характеристика кадрового состава

По образованию

 

высшее педагогическое образование

2 человека

2.2 Форма отчётности – аналитическая справка, фотоматериалы.

2.3 Форма предъявления и демонстрация образовательных результатов: открытое занятие, выставка дидактического материала, оформление фотовыставки.

2.4 Оценочные материалы: диагностические карты

2.5 Методические материалы

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Методы воспитания: мотивация, стимулирование.

Педагогические технологии: игровая, развивающее обучение.

 

Работа с родителями:

1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».

2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.

3. Наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

 

Используемая литература:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» – М.: Просвещение, 1997.

5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

6. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб.: Заневская площадь, 2014

7. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

8. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

9. О. Е. Громова «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» Методическое пособие г. Москва 2006 г 3.«Воспитание сенсорной культуры ребёнка» Л.А. Венгер

 

 

 

 


/data/files/d1663487456.docx (Картотека дидактических игр по сенсорике)

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.