Практико-ориентировочный проект «Создание программы внеурочной деятельности для детей с подготовительной медицинской группой здоровья»

2
0
Материал опубликован 15 December 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1








Практико-ориентировочный проект

на тему: «СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППОЙ ЗДОРОВЬЯ»





Составила

учитель физической культуры Соломенникова О.В.

















Чернушка, 2019 год



































Введение

Одной из актуальных проблем современного образования является изучение состояния здоровья учащихся, путей его сохранения и укрепления.

Официальная статистика показывает ухудшение здоровья обучающихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров».

Направленность государственных образовательных стандартов второго поколения на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование культуры здоровья, несомненно, требует внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы. До сих пор традиционный метод организации школьного образования не учитывает необходимости решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и, более того, способствует ее усугублению.

Цель проекта: составить программу внеурочных занятий с детьми подготовительной медицинской группой здоровья.

Работа в подготовительных медицинских группах направлена на выполнение конкретных задач:

Дать характеристику учащимся с недостаточно физическим развитием, имеющим отклонения временного или постоянного характера.

Раскрыть специфику организации занятий по физическому воспитанию учащихся с подготовительной медицинской группой.

Составить учебно-тематический план по внеурочной деятельности с учащимися подготовительной группы.




Характеристика учащихся с недостаточно физическим развитием

Все учащиеся при прохождении медицинского осмотра о состоянии здоровья и физического развития распределяются на 3 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная.

К основной относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья при хорошем физическом развитии.

К подготовительной относятся лица с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные. Занятия в этой группе проводятся в соответствии с учебной программой, но с более постепенным освоением комплекса двигательных умений и навыков. При улучшении состояния здоровья и физического развития представители этой группы после медицинского осмотра переводятся в основную медицинскую группу.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания. Занятия проводятся по специальным учебным программам.

На основании данных, приведенных медицинским работником школы 72 учащихся имеют подготовительную группу, 3 - специальную медицинскую группу. Учащиеся в таких группах обычно характеризуются низким физическим развитием, плохо организованны, имеют слабый опыт в выполнении физических упражнений. Поэтому рекомендуется создавать отдельные группы для занятий физической культурой. Реализация проекта основывается на работе с детьми с подготовительной группой, так как они занимают большую часть, по сравнению со специальной.



Специфика организации занятий по физическому воспитанию учащихся с подготовительной медицинской группой.

Учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 мин. Только при систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становиться эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. Также одной из форм наблюдения за состоянием здоровья является самоконтроль. Ведение дневника самоконтроля вырабатывает у детей сознательное отношение к занятиям, оказывает помощь врачу и учителю в определении физической нагрузки.

Для обеспечения разносторонней физической подготовки и закрепления приобретаемых навыков во время уроков большое значение приобретают самостоятельные занятия во внеурочное время по заданию учителя и врача.

Учитель физической культуры должен хорошо знать характеристику каждого занимающегося в группе. Каждое занятие должно быть продуманным от начала до конца. Не рекомендуются громкие команды во время проведения занятий. Не следует считать каждое упражнение, надо указывать только темп, ритм, дыхание. При плохом исполнении упражнения учащимися не нужно на этом акцентировать внимание всей группы, направлять необходимо тактично, исключаются отклики и реплики. Отношение учителя должно быть ровным, доброжелательным, спокойным.

Схема урока с учащимися подготовительной медицинской группой не отличается от общепринятой и состоит из 3 частей: вводно- подготовительной, основной и заключительной. Однако содержание и продолжительность каждой части урока отличаются от обычного урока физкультуры следующими особенностями:

- вводно-подготовительная часть урока начинается с опроса самочувствия учащихся, измерения ЧСС. Эта часть длится до 10 мин. и состоит главным образом из общеразвивающих упражнений (8-10 упр.), которые проводятся в медленном и среднем темпе, охватывают основные группы мышц. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Нагрузка постепенно повышается.

В подготовительной части рекомендуется использовать упражнения, необходимые для подготовки всех органов и систем к выполнению основной части урока. Не рекомендуется использовать большое количество новых упражнений и интенсивных нагрузок.

- в основной части урока проводится обучение лишь одному из основных видов движения. Плотность урока не должна быть выше 50 -55% в начале занятия и по мере «врабатываемости» повышать, но не более , чем до 65-70% по интенсивности, а по длительности уроки должны быть соответственными состоянию здоровья и подготовленности занимающихся . В этой части урока также осваиваются новые физические упражнения и двигательные навыки в пределах возможности обучающихся, развиваются основные физические качества: быстрота, ловкость, сила, гибкость . Необходимо больше уделять внимание координации движений, коррекции осанки. Эффективно использовать различные виды ходьбы и бега (отрезки по 20-30 м), упражнения с предметами, метание теннисных мячей, упражнения на снарядах, подвижные игры и эстафеты.

- заключительная часть длится до 5 мин. и включает медленную ходьбу, упражнения на расслабление и дыхание, игры малой подвижности, упражнения постепенного снижения физической нагрузки, способствующие восстановлению функционального состояния организма, вызванных физической нагрузкой в основной части урока.

Основным принципом на уроке должен быть дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности обучающихся. Необходимо учитывать степень нагрузки на уроке за счет усложнения или упрощения упражнений, противопоказания к некоторым видам упражнений.

Умело включая в уроки игровые элементы, разнообразные гимнастические упражнения, простейшие легкоатлетические упражнения, обучению передвижению на лыжах и другие доступные по оборудованию мест занятий – упражнения, преподаватель делает уроки интересными, эмоциональными. При этом следует избегать «развлекательности», «азартности», особенно при игровых уроках, что нередко ведет к нервно-психической перевозбудимости, а отсюда и качества учебы и всех медико-биологических показателей. Наиболее рекомендуемы из игровых упражнений – подвижные игры, простейшие эстафеты, по облегченным правилам волейбол, баскетбол.

Такие средства физического воспитания, как легкая атлетика, лыжный спорт, туризм, в занятиях с подготовительной медицинской группой, применяются как закаливающие факторы. При обучении упражнениям, связанными с техникой определенного вида спорта, рекомендуется начинать с основ техники их выполнения, без нагрузок. Обучать правильному бегу – начиная с постановки дыхания, прыжкам в длину и в высоту – с упражнений бытового характера, исключая перенапряжение и возможность травм у некоординированных обучающихся.

Учебно-тематический план занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.

Дата

Место проведения

Содержание занятия

Ответственный

03.12.2019

спортзал

Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические сведения. Коррекционная гимнастика на осанку. Упоры, перекаты вперед, назад, группировка. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

05.12.2019

спортзал

Коррекционная гимнастика на плоскостопие. Строевые упражнения, построение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колону по два. Упражнения, лёжа на спине на развитие физических качеств. Ходьба на носках. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

10.12.2019

спортзал

Коррекционная гимнастика на осанку. Совершенствование изученных строевых упражнений. Упражнения с гимнастическими палками. Висы, упоры, перекаты и кувырки. Подвижные игры. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

12.12.2019

спортзал

Коррекционная гимнастика на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. Подвижные игры.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

17.12.2019

спортзал

Коррекционная гимнастика с обручами. Упражнения с мячами, с гимнастическими предметами. Подвижные игры.

Соломенникова О.В.

19.12.2019

спортзал

Коррекционная гимнастика на плоскостопие. Упражнения на гимнастической скамейке (лазание по наклонной скамейке), на шведской стенке, шведской стенке. Комплекс упражнений на дыхание. Подвижные игры. Контроль пульса. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

24.12.2019

спортзал

Подвижные и спортивные игры. Техника безопасности. Коррекционная гимнастика. С малыми мячами. Ведение мяча (резинового и баскетбольногоБроски мяча в кольцо. Игры «Перестрелка» и «Попади в цель». Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

26.12.2019

спортзал

Коррекционная гимнастика. С малыми мячами. Ведение мяча (резинового и баскетбольногоБроски мяча в кольцо. Игры «Перестрелка» и «Попади в цель». Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

14.01.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика с резиновыми мячами. Бег в сочетании с ходьбой. Упражнения с набивными мячами. Передача мяча в парах. Подвижные игры.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

16.01.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика с резиновыми мячами. Бег в сочетании с ходьбой. Упражнения с набивными мячами. Передача мяча в парах. Подвижные игры.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

21.01.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика на осанку.  Игра «Попади в цель». Подвижные игры. Развитие ловкости и координации Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

23.01.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика на осанку.  Игра «Попади в цель». Подвижные игры. Развитие ловкости и координации Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

28.01.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Упражнения с баскетбольными мячами ( прокат, передача, броски, ведение).  Подвижные игры.  Подсчет ЧСС

Соломенникова О.В.

30.01.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Упражнения с баскетбольными мячами (прокат, передача, броски, ведение).  Подвижные игры.  Подсчет ЧСС

Соломенникова О.В.

04.02.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Упражнения с волейбольными мячами (ведение над собой, передача в парах, перекаты, броски в стену). Подвижные игры «Перестрелка», «Попади в цель», «Салки». Подсчет ЧСС  

Соломенникова О.В.

06.02.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Упражнения с волейбольными мячами (ведение над собой, передача в парах, перекаты, броски в стену). Подвижные игры «Перестрелка», «Попади в цель», «Салки». Подсчет ЧСС  

Соломенникова О.В.

11.02.2020

стадион

Лыжная подготовка. Техника безопасности по лыжной подготовке. Строевая подготовка с лыжами на месте и в движении. Передвижения на лыжах ступающим шагом.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

13.02.2020

стадион

Лыжная подготовка Строевая подготовка с лыжами на месте и в движении. Передвижения на лыжах ступающим шагом.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

18.02.2020

стадион

Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Ходьба на лыжах по дистанции в умеренном темпе. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

20.02.2020

стадион

Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Ходьба на лыжах по дистанции в умеренном темпе. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

25.02.2020

Стадион

Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

27.02.2020

Стадион

Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

03.03.2020

Стадион

Повороты  на месте. Ходьба на лыжах в умеренном темпе. Подвижные игры. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

05.03.2020.

стадион

Повороты  на месте. Ходьба на лыжах в умеренном темпе. Подвижные игры. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

10.03.2020.

стадион

Прохождение дистанции с остановками и контролем пульса. Подвижные игры.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

12.03.2020.

спортзал

Подвижные игры. Техника безопасности по спортивным  и подвижным играм. Коррекционная гимнастика без предметов на осанку. Упражнения с волейбольными мячами. Подвижные игры. Контроль пульса. Подсчет ЧСС

Соломенникова О.В.

17.03.2020

спортзал

Комплекс утренней гимнастики со скакалкой. Ходьба с изменением темпа и направления. Упражнения с баскетбольными мячами. Подвижные игры с применением элементов баскетбола. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

19.03.2020

спортзал

Комплекс утренней гимнастики. Ходьба с преодолением препятствий и изменением темпа движений. Броски волейбольного и баскетбольного мяча. Подвижные игры  «Перестрелка» и «Вышибалы». Контроль пульса. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

02.04.2020

Спортзал

Коррекционная гимнастика для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Подвижные игры. Броски баскетбольного мяча в кольцо. Ведение баскетбольного мяча. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

07.04.2020

Спортзал

Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. Коррекционная гимнастика. «Весёлые старты». Метание малого мяча в цель и на дальность. Подвижные игры. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

09.04.2020

Спортзал

Коррекционная гимнастика. Упражнения для развития быстроты движений, гибкости. Прыжки в длину с места. Подвижные игры. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

14.04.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой. Подвижные игры. Прыжки  в длину, бег в медленном темпе в сочетании с ходьбой. Выбегание из различных положений. Техника низкого старта.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

16.04.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой. Подвижные игры. Прыжки  в длину, бег в медленном темпе в сочетании с ходьбой. Выбегание из различных положений. Техника низкого старта.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

21.04.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Эстафетный бег. Подвижные игры. Упражнения на гибкость.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

23.04.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Эстафетный бег. Подвижные игры. Упражнения на гибкость.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

28.04.2020.

спортзал

Коррекционная гимнастика. Техника высокого старта в сочетании с бегом. Игры. Развитие силовых качеств. Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.

30.04.2020

спортзал

Коррекционная гимнастика. Развитие ловкости и координации. Прыжки через скамейки. Бег в равномерном темпе. Подведение итогов года. Индивидуальное задание каждому ученику на лето.  Подсчет ЧСС.

Соломенникова О.В.








Анализ ожидаемых результатов реализации проекта

Идея нашего проекта – помочь детям с ограниченными возможностями вызвать интерес к физкультурно-оздоровительному движению, сформировать устойчивую систему привычек к систематическим занятиям физкультурой и здоровым образом жизни, а также при возможности перейти из подготовительной группы в основную.

Организационная устойчивость проекта в первую очередь зависит от заинтересованности детей и их родителей, учителя физической культуры и медицинского работника.

Ресурсами проектной деятельности являются:

1. Использование различных форм организаций занятий в подготовительной медицинской группе.

2. Определение должных величин контрольных нормативов для учащихся подготовительной медицинской группы.

3. Проведение дополнительных занятий по общефизической подготовленности, для улучшения состояния здоровья (Занятия настольным теннисом 1 -2 раза в неделю).

Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев (декабрь-май) и осуществляется в три этапа.

I этап (организационный) – 2 недели

Осуществляется первичный анализ и обработка информации об учащихся подготовительной медицинской группы.

Создается банк данных об уровне физического развития и физического здоровья.

II этап (основной) – реализация основных видов деятельности проекта – 5 месяцев

Создание индивидуальных дневников для мониторинговых наблюдений, диагностики состояния здоровья и физического совершенствования учащихся медицинской группы.

Укрепление материальной базы для создания условий, обеспечивающих эффективность осуществления проекта.

Создание системы контроля родителей за выполнением самостоятельных заданий.

III этап (заключительный) – 2 недели

Сбор и обработка аналитического материала, соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами.



Список используемых источников

Влияние заболеваний на учебную деятельность детей и подростков. // Здоровье детей. – 2009. - № 23. – с. 16-23.

 Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой. (Директивное письмо Минообразования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/13).

Залетаев И.П. Организация и проведение занятий с учащимися подготовительной медицинской группы // Физическая культура в школе. – 2010. – № 5. – С. 11-17.

Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт.-сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 185 с.

https://infourok.ru

14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.