Программа внеурочной деятельности «Экология. Практикум с основами проектирования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тополево
Рассмотрено: |
Утверждаю: |
Согласовано: |
на заседании МО учителей естественно-научного цикла протокол № __ от «___»______201__г руководитель ШМО Н. А. Царенкова ______________ |
Директор МБОУ «СОШ» с. Тополево» О. С. Кирилкина _______________
протокол № __ от «___»______201__г |
Зам. директора по УВР Е. А. Нагуманова ________________ «___»______201__г. |
Экология.
Практикум с основами проектирования.
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 5лет
Автор программы: Царенкова Н. А.,
учитель химии и биологии
с. Тополево
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5-9 классов от 2010 года, примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование).
Цель программы:
создание условий для познания многообразия экологических связей и отношений с окружающим миром, от которых зависят здоровье, благополучие и сама жизнь.
Задачи:
Образовательные:
Развитие познавательного интереса к окружающей природе.
Выяснение роли экологии в жизни человека.
Знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и его рациональное использование ресурсов.
Изучение видового состава растений, животных, бактерий, грибов в окрестностях своего населенного пункта.
Знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний в практической деятельности.
Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных социоприродных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии
Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли человека в изменении биологического разнообразия Земли.
Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.
Формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.
Понимание особенностей интеграции знаний экологии, биологии, географии, физики, химии, истории и других наук при изучении окружающей природы.
Воспитательные:
1. Приобщение учащихся к позитивной экологической деятельности.
2. Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам.
3. Воспитание у детей экологической этики и эстетики
4. Расширение мировоззрения учащихся.
5. Приобретение навыков коммуникативного общения, здорового образа жизни
Развивающие:
1. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе экологического проектирования
2. Формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений сравнивать и анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании полученных результатов.
3. Совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными формами презентации творческих работ.
4. Развитие навыков оформления отчета по экскурсии и исследованию, проведение и формулирование вывода по практической работе, работа с живыми объектами.
5. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Актуальность программы заключается в содержании программы, которая охватывает весьма широкий круг вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном единстве.
Новизна программы «Экология. Практикум с основами проектирования» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной среде.
Направленность программы
Программа направлена на формирование основ экологической культуры человека. Средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие речи учащихся и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Вид программы: авторская.
Программа рассчитана на 5 лет и предназначена для реализации в 5-9 классах.
Форма организации – кружок
Форма подведения итогов – составление индивидуального и коллективного портфолио.
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации внеурочной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ С ОСНОВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
развитие интеллектуальных способностей;
развитие творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;
формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);
Для достижения планируемых результатов необходимо обязательное привлечение родителей к экологическому воспитанию обучающихся: при выполнении творческих домашних заданий, организации экскурсий, выполнении мини-проектов, в качестве зрителей на итоговой выставке достижений.
Программа рассчитана на 175 часов (35 часа в год, на протяжении 5 лет). Из них 85 часов аудиторных и 85 часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий. Теоретических занятий 44, практических занятий 131.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Общее количество часов |
В том числе |
|||
Теоретические (ч) |
Практические (ч) |
|||||
Первый год обучения (5 класс) |
||||||
1 |
История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты |
4 |
2 |
2 |
||
2 |
Экология растений, грибов и бактерий |
22 |
10 |
12 |
||
3 |
Взаимосвязи живых организмов в экосистемах |
2 |
1 |
1 |
||
4 |
Психоэмоциональное восприятие природы |
4 |
1 |
3 |
||
5 |
Основы экологической этики и психологии |
2 |
- |
2 |
||
6 |
Составление портфолио. |
1 |
1 |
|||
Итого |
35 |
14 |
21 |
|||
Второй год обучения (6 класс) |
||||||
7 |
История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты |
8 |
4 |
4 |
||
8 |
Экология растений |
18 |
4 |
14 |
||
9 |
Психоэмоциональное восприятие природы |
4 |
- |
4 |
||
10 |
Основы экологической этики и психологии |
2 |
- |
2 |
||
11 |
Составление портфолио |
1 |
- |
1 |
||
12 |
Защита проектов |
2 |
- |
2 |
||
Итого |
35 |
8 |
26 |
|||
Третий год обучения (7 класс) |
||||||
13 |
История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты |
3 |
1 |
2 |
||
14 |
Экология животных |
12 |
4 |
8 |
||
15 |
Взаимосвязи живых организмов в экосистемах |
8 |
4 |
4 |
||
16 |
Психоэмоциональное восприятие природы |
6 |
2 |
4 |
||
17 |
Основы экологической этики и психологии |
2 |
- |
2 |
||
18 |
Составление портфолио. |
1 |
- |
1 |
||
19 |
Защита проектов |
3 |
- |
3 |
||
Итого |
35 |
11 |
24 |
|||
Четвертый год обучения (8 класс) |
||||||
20 |
Здоровье человека |
3 |
1 |
2 |
||
21 |
Изучение организма человека |
12 |
- |
12 |
||
22 |
Мое здоровье в моих руках |
10 |
3 |
7 |
||
23 |
Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности. |
7 |
2 |
5 |
||
24 |
Защита проектов |
3 |
- |
3 |
||
Итого |
35 |
6 |
29 |
|||
Пятый год обучения (9 класс) |
||||||
25 |
Виды ресурсов и их использование в истории человечества |
5 |
2 |
3 |
||
26 |
Использование природных ресурсов в урбанизированной среде |
10 |
- |
10 |
||
27 |
Ресурсосбережение и экологическая безопасность в квартире |
15 |
2 |
13 |
||
28 |
Изучение нематериальных ресурсов общества |
1 |
1 |
- |
||
29 |
Ресурсосбережение и устойчивое развитие общества |
2 |
- |
2 |
||
30 |
Защита проектов |
2 |
- |
2 |
||
Итого |
35 |
5 |
30 |
|||
Итого за 5 лет обучения |
175 |
44 |
131 |
|||
Содержание программы
№ П/п |
№ П/п в разделе |
Тема |
Основные узловые моменты |
Форма организации образовательного процесса |
Первый год обучения (5 класс) |
||||
Раздел I История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты 4 часа |
||||
1 |
1 |
Человек и природа |
Взаимосвязь живой природы с человеком |
беседа |
2 |
2 |
Человек и природа |
Решение биологический задач |
практическая работа |
3 |
3 |
Деятельность человека в природе |
Изменение биоразнообразия планеты в результате деятельности человека. |
беседа |
4 |
4 |
Редкие и исчезающие виды грибов |
Изучение Красной книги Хабаровского края |
практическая работа |
Раздел II. Экология растений, животных, грибов и бактерий 22 часа |
||||
5 |
1 |
Общая характеристика грибов |
Разнообразие и строение грибов |
лекция |
6 |
2 |
Технологии выращивания грибов |
Знакомство с технологией выращивания шампиньонов в домашних условиях |
Практическая работа |
7 |
3 |
Изучение роста и развития грибов |
Закладка опыта «Выращивание грибов» |
Практическая работа |
8 |
4 |
Изучение строения плесневых грибов |
Изучение строения плесневых грибов под микроскопом |
Практическая работа |
9 |
5 |
Использование плесневых грибов человеком |
Важнейшие отрасли промышленности по использованию плесневых грибов |
беседа |
10 |
6 |
Вред плесневых грибов |
Вредоносные виды плесневых грибов |
беседа |
11 |
7 |
Общая характеристика лишайников |
Разнообразие и строение лишайников |
лекция |
12 |
8 |
Определение чистоты воздуха при помощи лишайников |
Знакомство с методикой определения чистоты воздуха при помощи лишайников |
Практическая работа |
13 |
9 |
Жизненные формы живых организмов |
Виртуальная экскурсия |
Практическая работа |
14 |
10 |
Комнатные растения |
Значение комнатных растений для человека |
беседа |
15 |
11 |
Значение комнатных растений для человека |
Составление словаря комнатных растений и их влияние на организм человека |
Практическая работа |
16 |
12 |
Разнообразие комнатных растений |
Пересадка классных растений |
Практическая работа |
17 |
13 |
«Фокусы» с растениями |
Опыты с растениями |
Практическая работа |
18 |
14 |
«Фокусы» с растениями |
Опыты с растениями |
Практическая работа |
19 |
15 |
Микрофлора монет |
Что может находиться на монетах? |
беседа |
20 |
16 |
Изучение микрофлоры монет |
Изучение микрофлоры монет разного достоинства под микроскопом |
Практическая работа |
21 |
17 |
«Экологическая лаборатория» |
Деловая игра |
Практическая работа |
22 |
18 |
Изучение ярусности леса |
Изучение ярусности леса |
лекция |
23 |
19 |
Изучение ярусности леса |
Экскурсия. Описание ярусов леса. |
Практическая работа |
24 |
20 |
Синантропные микроорганизмы |
Бактерии нашего организма. |
лекция |
25 |
21 |
Синантропные микроорганизмы. Методы борьбы. |
Влияние микроорганизмов на наш организм и меры борьбы с ними. |
беседа |
26 |
22 |
Синантропные микроорганизмы. Болезни. |
Патогенные микроорганизмы. |
беседа |
Раздел III. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах 2 часа |
||||
27 |
1 |
Многообразие экосистем суши |
Разнообразие экосистем Хабаровского края |
лекция |
28 |
2 |
Многообразие экосистем суши |
Экосистемы села Тополево |
экскурсия |
Раздел IV. Психоэмоциональное восприятие природы 4 часа |
||||
29 |
1 |
Образное восприятие природы |
Деловая игра |
беседа |
30 |
2 |
Краски растений |
экскурсия экскурсия |
|
31 |
3 |
Цвета леса |
||
32 |
4 |
Лесные звуки |
Практическая работа |
|
Раздел V. Основы экологической этики и психологии 2 часа |
||||
33 |
1 |
«Я жизнь, которая хочет жить…» |
Сочинение на тему: «Я жизнь, которая хочет жить…» |
Практическая работа |
34 |
2 |
«Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» |
Сочинение на тему: «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» |
Практическая работа |
35. Составление портфолио 1 час |
||||
Второй год обучения (6 класс) |
||||
Раздел I. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты 8 часов |
||||
36 |
1 |
Человек и природа |
Взаимосвязь растительного мира и человека |
беседа |
37 |
2 |
Человек и природа |
Решение биологический задач |
практическая работа |
38 |
3 |
Изменение отношения человека к природе |
Эволюция социальной организации общества и изменение отношения человека к природе |
беседа |
39 |
4 |
Эволюция социальной организации общества и изменение отношения человека к природе |
Решение биологический задач |
практическая работа |
40 |
5 |
Окультуривание растений. |
Этапы окультуривания растений человеком |
беседа |
41 |
6 |
Происхождение культурных растений |
Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову) |
беседа |
42 |
7 |
Центры происхождения культурных растений |
Составление презентаций «Происхождение культурных растений» |
Практическая работа |
43 |
8 |
Изменение биоразнообразия планеты в результате деятельности человека. |
Изменение биоразнообразия планеты в результате деятельности человека. Редкие и исчезающие виды растений Хабаровского края |
Практическая работа |
Раздел II. Экология растений 18 часов |
||||
44 |
1 |
Особенности внешнего строения коры деревьев |
Экскурсия. Описание внешнего строения коры деревьев на пришкольном участке |
Практическая работа |
45 |
2 |
Определение содержания воды в почве. |
Определение содержания воды в почве комнатных растений |
Практическая работа |
46 |
3 |
Экологические группы растений по отношению к воде |
гидатофиты мезофиты |
лекция |
47 |
4 |
Экологические группы растений по отношению к воде |
Определение растений, относящихся к разным экологическим группам по отношению к воде |
Практическая работа |
48 |
5 |
Жизненные формы растений |
Классификация жизненных форм растений по разным ученным. |
лекция |
49 |
6 |
Изучение видового состава газонов |
Экскурсия на пришкольный участок |
Практическая работа |
50 |
7 |
Трава на газоне |
Определение роли газонной травы в улучшении микроклимата |
Практическая работа |
51 |
8 |
Развитие корневой системы в различных условиях |
Закладка опыта. |
Практическая работа |
52 |
9 |
Развитие корневой системы в различных условиях |
Изучение корневой системы растений в различных условиях |
Практическая работа |
53 |
10 |
«Экологическая лаборатория» |
Деловая игра |
Практическая работа |
54 |
11 |
Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений |
Закладка опыта. |
Практическая работа |
55 |
12 |
Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений |
Изучение внешнего вида растений |
Практическая работа |
56 |
13 |
Лекарственные растения |
Виды лекарственных растений Хабаровского края и их лечебные свойства |
лекция |
57 |
14 |
Правила сбора лекарственных растений |
Правила сбора лекарственных растений, органы растений, используемые в лекарственных целях |
Практическая работа |
58 |
15 |
Разнообразие формы листовой пластины у деревьев и кустарников |
Сбор гербарного материала |
Практическая работа |
59 |
16 |
Разнообразие формы листовой пластины у деревьев и кустарников |
Составление атласа «Листовые пластинки» |
Практическая работа |
60 |
17 |
Изучение листьев растений |
Составление атласа «Листовые пластинки» |
Практическая работа |
61 |
18 |
Синантропные виды растений |
Виды сорных растений и меры борьбы с ними |
лекция |
Раздел III. Психоэмоциональное восприятие природы 4 часа |
||||
62 |
1 |
«Растения в мифах, легендах и сказках» |
Составление иллюстрированного словаря |
Практическая работа |
63 |
2 |
«Растения в мифах, легендах и сказках» |
Практическая работа |
|
64 |
3 |
Растения в государственной символике |
Составление иллюстрированного словаря |
Практическая работа |
65 |
4 |
Растения в государственной символике |
Составление иллюстрированного словаря |
Практическая работа |
Раздел IV. Основы экологической этики и психологии 2 часа |
||||
66 |
1 |
«Я жизнь, которая хочет жить…» |
Сочинение на тему: «Я жизнь, которая хочет жить…» |
Практическая работа |
67 |
2 |
«Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» |
Сочинение на тему: «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» |
Практическая работа |
68.Составление портфолио 1 час |
||||
69-70. Защита проектов 2 часа |
||||
Третий год обучения (7 класс) |
||||
Раздел I. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты 3 часа |
||||
71 |
1 |
Одомашнивание животных |
Составление презентации «Этапы одомашнивания животных» |
Практическая работа |
72 |
2 |
Селекция животных |
Методы селекции животных. Породы животных |
Лекция |
73 |
3 |
Редкие и исчезающие виды животных |
Изучение Красной книги Хабаровского края |
Практическая работа |
Раздел II. Экология животных 12 часов |
||||
74 |
1 |
Жизненные формы живых организмов |
наземные формы; подземные (землерои); древесные; воздушные; водные. |
лекция |
75 |
2 |
Синантропные виды животных |
Суть и формы синантропных животных, их виды и особенности адаптации их к жизни в человеческой среде, влияние и роль животных в жизни человека. |
лекция |
76 |
3 |
Синантропные виды животных |
Составление брошюры «Методы борьбы с крысами» |
Практическая работа |
77 |
4 |
Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми |
Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с вредоносными насекомыми |
Практическая работа |
78 |
5 |
Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми |
Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми |
Практическая работа |
79 |
6 |
«Мы в ответе за тех, кого приручили |
Виды домашних животных |
лекция |
80 |
7 |
«Мы в ответе за тех, кого приручили |
Защита презентаций «Мое домашнее животное» |
Практическая работа |
81 |
8 |
О кошках |
Составление презентации «Необычные породы кошек» |
Практическая работа |
82 |
9 |
Как помочь птицам зимой |
Составление плана мероприятий к акции «Покормите птиц зимой» |
лекция |
83 |
10 |
Как помочь птицам зимой |
Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой» |
Практическая работа |
84 |
11 |
Как помочь птицам зимой |
Практическая работа |
|
85 |
12 |
«Экологическая лаборатория» |
Деловая игра |
Практическая работа |
Раздел III. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах 8 часов |
||||
86 |
1 |
Структура экосистем |
Компоненты экосистемы и их взаимоотношения |
лекция |
87 |
2 |
Структура экосистем |
Решение биологических задач |
Практическая работа |
88 |
3 |
Изучение водных экосистем |
Изучение водных экосистем |
лекция |
89 |
4 |
Изучение водных экосистем |
Решение биологических задач |
Практическая работа |
90 |
5 |
Экологическая тропа |
Создание экологической тропы села Тополево |
Практическая работа |
91 |
6 |
Экологическая тропа |
Практическая работа |
|
92 |
7 |
Экологическое равновесие |
Биологический круговорот в природе |
лекция |
93 |
8 |
Основные экологические законы |
Основные экологические законы |
лекция |
Раздел IV. Психоэмоциональное восприятие природы 6 часов |
||||
94 |
1 |
«Животные в мифах, легендах и сказках» |
Составление иллюстрированного словаря |
лекция |
95 |
2 |
«Животные в мифах, легендах и сказках» |
Составление иллюстрированного словаря |
Практическая работа |
96 |
3 |
«Животные в мифах, легендах и сказках» |
Составление иллюстрированного словаря |
Практическая работа |
97 |
4 |
Животные в государственной символике |
Составление иллюстрированного словаря |
лекция |
98 |
5 |
Животные в государственной символике |
Составление иллюстрированного словаря |
Практическая работа |
99 |
6 |
Животные в государственной символике |
Составление иллюстрированного словаря |
Практическая работа |
Раздел V. Основы экологической этики и психологии 2 часа |
||||
100 |
1 |
«Я жизнь, которая хочет жить…» |
Сочинение на тему: «Я жизнь, которая хочет жить…» |
Практическая работа |
101 |
2 |
«Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» |
Сочинение на тему: «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» |
Практическая работа |
102. Составление портфолио 1 час |
||||
103-104. Защита проектов 2 часа |
||||
Четвертый год обучения (8 класс) |
||||
Раздел I. Здоровье человека 3 часа |
||||
105 |
1 |
Биосоциальная природа человека. |
Биосоциальная природа человека. Виды здоровья |
лекция |
106 |
2 |
Человек как объект исследования различных наук |
Методы обследования человека |
Практическая работа |
107 |
3 |
Красота и здоровье |
Составление памятки «От чего зависит красота человека» |
Практическая работа |
Раздел II. Изучение организма человека 12 часов |
||||
108 |
1 |
Генетика человека. |
Составление генеалогического древа своей семьи |
Практическая работа |
109 |
2 |
Строение организма и регуляция его |
Изучение нормальных индексов массы тела |
Практическая работа |
110 |
3 |
Опорно-двигательная система. |
Определение параметров антропометрического и функционального развития |
Практическая работа |
111 |
4 |
Мой портфель |
Изучение содержимого своего портфеля |
Практическая работа |
112 |
5 |
Влияние высоты каблука на ОДС |
Изучение влияния высоты каблука у учениц 5–11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы |
Практическая работа |
113 |
6 |
Строение и гигиена ротовой полости |
Изучение слюны человека под микроскопом |
Практическая работа |
114 |
7 |
Системы кровообращения и дыхания. |
Оценка состояния здоровья по функциональным пробам |
Практическая работа |
115 |
8 |
Кожа. Гигиена кожи |
Изучение покровов тела здорового и больного человека |
Практическая работа |
116 |
9 |
Внимание и память |
Психологические тесты (совместно со школьным психологом) |
Практическая работа |
117 |
10 |
Звуковое восприятие. Гигиена слуха |
Изучение шумового воздействия на организм человека |
Практическая работа |
118 |
11 |
Иллюзии |
Психологические тесты |
Практическая работа |
119 |
12 |
Паспорт здоровья |
Разработка паспорта здоровья |
Практическая работа |
Раздел III. Мое здоровье в моих руках 10 часов |
||||
120 |
1 |
Нормы питания. Оценка рациона питания |
Пищевая ценность некоторых блюд. Решение биологических задач |
Практическая работа |
121 |
2 |
Быстрое питание, или фастфуд |
Изучение состава «быстрой» пищи. |
Практическая работа |
122 |
3 |
Модные напитки |
Изучение состава Кока-колы, опыты с ней |
Практическая работа |
123 |
4 |
Мороженое: секреты маркировки |
Изучение качественного состава мороженого |
Практическая работа |
124 |
5 |
Тату и пирсинг: за и против |
Дискуссия «Тату и пирсинг: за и против» |
Практическая работа |
125 |
6 |
Стресс. |
Организация зон релаксации в школе |
Практическая работа |
126 |
7 |
О вреде курения |
Состав сигареты, последствия табакокурения |
лекция |
127 |
8 |
Алкоголизм, наркомания, токсикомания |
Отрицательное влияние на организм человека ядовитых веществ. |
лекция |
128 |
9 |
Подготовимся к выезду на отдых |
Составление списка, необходимых лекарственных средств в походе. |
Практическая работа |
129 |
10 |
Право на здоровье |
Изучение перечня нормативно-правовых документов |
лекция |
Раздел IV. Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности 7 часов |
||||
130 |
1 |
Размножение |
Значение и формы размножения в природе |
лекция |
131 |
2 |
Планирование семьи |
Репродуктивное здоровье человека. |
Практическая работа |
132 |
3 |
Инфекции, передающиеся половым путем |
Виды инфекции, передающиеся половым путем. Меры предосторожности. |
лекция |
133 |
4 |
Биологическая и социальная роль мужчины и женщины |
Биологическая и социальная роль мужчины и женщины |
Практическая работа |
134 |
5 |
Как ему (ей) понравиться? |
Этика отношений |
Практическая работа |
135 |
6 |
Семья в культурах мира: традиции, обычаи, праздники, стереотипы |
Защита презентаций о своей семьи |
Практическая работа |
136 |
7 |
Плюсы и минусы гражданского брака |
Дискуссия «Плюсы и минусы гражданского брака» |
Практическая работа |
137-139. Защита проектов 3 часа |
||||
Пятый год обучения (9 класс) |
||||
Раздел I. Виды ресурсов и их использование в истории человечества 5 часов |
||||
140 |
1 |
Ресурсы планеты |
Природная (генетическая), экологическая классификация природных ресурсов. |
лекция |
141 |
2 |
История освоения природных ресурсов |
Использование биологических ресурсов промышленного значения, неэнергетических, невозобновимых и условно-возобновимых. |
лекция |
142 |
3 |
Экологические кризисы, проблемы и катастрофы |
Составление презентаций «Экологические кризисы, проблемы и катастрофы» |
Практическая работа |
143 |
4 |
Мировые войны и ресурсы планеты |
Составление презентаций «Мировые войны и ресурсы планеты» |
Практическая работа |
144 |
5 |
Космические источники минеральных ресурсов |
Составление презентаций «Космические источники минеральных ресурсов» |
Практическая работа |
Раздел II. Использование природных ресурсов в урбанизированной среде 10 часов |
||||
145 |
1 |
Городское и сельское население. |
Характеристика сельской среды |
Практическая работа |
146 |
2 |
Древесные растения в лесопарках |
Исследование многолетней динамики климатических параметров по годичным кольцам древесных растений в лесопарках |
Практическая работа |
147 |
3 |
Транспорт в селе Тополево |
Изучение различных видов транспорта в селе Тополево и его влияния на окружающую среду |
Практическая работа |
148 |
4 |
Состав почвы |
Изучение почвенного профиля и определение почвенных горизонтов |
Практическая работа |
149 |
5 |
Содержание гумуса в почве |
Определение содержание гумуса в почвах методом И.В. Тюрина |
Практическая работа |
150 |
6 |
Радиационный фон почв с. Тополево |
Исследование радиационного фона почв, в связи с близким расположение аэропорта |
Практическая работа |
151 |
7 |
Свинец в почве и растительности |
Определение содержания катионов свинца в почве и растительности |
Практическая работа |
152 |
8 |
Дождевые черви |
Исследование численности дождевых червей в почвах с различными уровнями техногенной нагрузки |
Практическая работа |
153 |
9 |
Осадки |
Определение загрязнения воздуха по осадкам |
Практическая работа |
154 |
10 |
Загрязнение воздуха |
Определение загрязнения воздуха по содержанию сульфатов в коре деревьев |
Практическая работа |
Раздел III. Ресурсосбережение и экологическая безопасность в квартире 15 часов |
||||
155 |
1 |
Виды энергии |
Механическая Электрическая Химическая Тепловая Световая (Лучистая) Ядерная (Атомная) Термоядерная (Термоядерного синтеза) энергия |
лекция |
156 |
2 |
Потребление электроэнергии в квартире |
Изучение потребление электроэнергии в своей квартире |
Практическая работа |
157 |
3 |
Охота за киловаттами |
Составление памятки «Снижение количества потребляемой электроэнергии» |
Практическая работа |
158 |
4 |
Освещение в квартире |
Изучение режима освещения |
Практическая работа |
159 |
5 |
Тепло в доме |
Температурный режим |
Практическая работа |
160 |
6 |
Рациональное использование воды |
Способы рационального использования воды в квартире |
Практическая работа |
161 |
7 |
О чем говорит этикетка |
Изучение маркировки товара |
Практическая работа |
162 |
8 |
Мой «экологический» след |
Определение «экологического следа» |
Практическая работа |
163 |
9 |
Сколько можно мусорить? |
Оценка загрязненности территории пришкольного участка твердыми бытовыми отходами |
Практическая работа |
164 |
10 |
Экология уюта |
Экология уюта |
лекция |
165 |
11 |
Пылевое загрязнение воздуха в помещении |
Изучение пылевого загрязнения воздуха в помещении. Проветривание |
Практическая работа |
166 |
12 |
Экология жилья |
Экология жилья: от избы к современной квартире |
Практическая работа |
167 |
13 |
Бытовая химия |
Безопасная химия в быту и повседневной жизни |
Практическая работа |
168 |
14 |
Мобильный телефон и компьютер – постоянные спутники современного человека |
Изучение вредного воздействия коммуникаций |
Практическая работа |
169 |
15 |
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях |
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях |
Практическая работа |
Раздел IV. Изучение нематериальных ресурсов общества 1 час |
||||
170 |
1 |
Изучение эколого-коммуникативных традиций разных народов, проживающих в крупных городах |
Экономика здоровья. Культура речи – культура общения |
лекция |
Раздел V. Ресурсосбережение и устойчивое развитие общества 2 часа |
||||
171 |
1 |
Нормы ресурсосбережения |
Нравственно-этические и правовые нормы ресурсосбережения |
Практическая работа |
172 |
2 |
Устойчивое развитие общества |
Ресурсосбережение как основное условие устойчивого развития общества |
Практическая работа |
173-175. Защита проектов 2 часа |
Список литературы для педагога
-
Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования 6-7 класс ФГОС, Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А..- М.: ВАКО
- Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами экологического проектирования. 9 класс ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.
От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.
Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
- Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
Список литературы для детей
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.wood.ru
http://www.edpscirnces.org/radiopro
http://www.gks.ru/wps/portal –- Росстат. Россия в цифрах
http://www.ecopolicy.ru – Центр экологической политики России
http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/demography-position/vishnevsky/great/
http:/ru.wikepedia
http:/www.ecology-portal.ru
http:/www/oeco.ru
http:/fhtzb.ru
http:/otherreferats.allbest.ru
http:/zelenyshluz.narod.ru