Программа внеурочной деятельности «Философия для детей»

4
0
Материал опубликован 8 March 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

г. Советска Советского района Кировской области

Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы

Протокол № ___ от «__»_______2016

Утверждаю:

___________________

А.Л.Иванов

директор школы

Приказ № ____от «__»______2016

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Духовно- нравственное направление)

«Философия для детей»»

Срок реализации: 3года

Возраст учащихся: 8-10 лет


 

Автор-составитель:

Ванчугова Светлана Михайловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Советск

2016


 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Философия для детей» разработана на основании «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС приказ Министерства образования науки РФ от 6.10.2009года №373.

Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимыми для гармоничного развития личности .

Актуальность программы. определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Педагогическая целесообразность. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в млад­шем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами, прави­лами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ре­бенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представ­ления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних мо­ральных требований во внутренние.


 

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

Образовательная :

сформировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблемы.

Развивающая:

способствовать развитию и коррекции психического состояния личности ребёнка, а также эмоциональных качеств, через умение сравнивать, анализировать, обобщать;

развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам и явлениям, нравственную оценку – отношениям, поступкам;

развивать интерес к духовной жизни, к философствованию.

Воспитательная:

воспитать в ребёнке умения любить, сострадать, сопереживать, радоваться, проявлять милосердие, творить добрые дела;

создать условия для проявления ребёнком своих лучших духовных качеств, творческих способностей.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты

3. Занятия проводятся в форме тренингов, бесед , театральных постановок, литературно-музыкальных композиций, художествен­ных выставок, просмотр видеофильмов, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного по­ведения.

Успешность освоения программы зависит от личных и профессиональных качеств педагога:

профессиональной компетентности, знаний в области педагогики и психологии;

эмоциональность, дружелюбие, положительный настрой;

умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, решая те или иные педагогические задачи;

способность к творчеству.

Возраст детей: 8 -10 лет.

Формы организации внеурочной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Теоретические занятия

беседы;

встречи с интересными людьми;

просмотр и обсуждение видеоматериала;

экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Практические занятия

творческие конкурсы;

викторины;

интеллектуально-познавательные игры;

тренинги;

наблюдение учащихся за событиями в стране;

обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

заочные путешествия;

акции благотворительности, милосердия.

Режим проведения занятий: 1 раз в неделю

Приоритетные задачи

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека

- воспитание нравственных качеств и этического осознания.

Планируемые результаты.

1. Ценностное отношение к своему народу, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

2. Элементарные представления о примерах выполнения гражданского и патриотического долга.

3. Первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры.

4. Опыт социальной коммуникации.

5 . Опыт ролевого взаимодействия.

6. Начальные представления о правах и обязанностях человека

7. Начальные представления о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

8. Сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

9. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков.

10. Первоначальный опыт эстетического, эмоционального отношения к природе.

11 Элементарные знания о традициях нравственно- этического отношения к природе в культуре народов России.


 


 

Ожидаемые результаты реализации программы.


 

Личностные: проявляют уважение друг к другу, к старшим, выражают положительное отношение к окружающим, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого, проявляют доброжелательность в споре.

Регулятивные: умеют соблюдать этикет, быть опрятным и вежливым, планировать свои действия, вносить коррективы в свои поступки.

Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение, задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям общения.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и-т.п.), первичного понимания социальной реальности и по­вседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта пережива­ния и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отноше­ния к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в ко­торой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных соци­альных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном обще­ственном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различ­ных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.

Способы определения их результативности.

В результате прохождения программного материала к концу изучения курса обучающиеся должны знать:

1.Правила правильного поведения в различных жизненных ситуациях

2. Об источниках наших нравственных знаний.

3. О совести как основе нравственности.

4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

уметь:

Различать хорошие и плохие поступки.

Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Исполнять заповеди.

Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию

Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;


 

Диагностический инструментарий, за­ложенный в пособии А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


 

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность мо­ральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

диагностика нравственной самооценки;

диагностика этики поведения;

диагностика отношения к жизненным ценностям;

диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собствен­ных поступков и поступков окру­жающих людей

Анкета «Оцени поступок» (дифференциа­ция конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургано­вой и О.А. Карабановой, 2004} Наблюдения педагогов и родителей.


 

Формы подведения итогов: творческие конкурсы, викторины, акции благотворительности, милосердия

 

Тематическое планирование программы

2 класс

Беседы о красоте- 14 часов

Название темы

Кол-во

часов

Теоретическая

часть

Практическая часть

Что такое красота и для чего она нужна

Введение в программу

1

0,5

0,5

Гармония – основа красоты и созидания

1

0,5

0,5

Умение чувствовать красоту

1

0,5

0,5

Любовь к красоте творит чудеса

1

0,5

0,5

Красивое начало в человеке

1

0,5

0,5

Счастье чувствовать красоту

1

0,5

0,5

Как красота сердца зажигает

1

0,5

0,5

О красоте внутренней и внешней

1

0,5

0,5

Красота настоящая и обманчивая

1

0,5

0,5

Культура – красота, создаваемая человеком

1

0,5

0,5

Возвышенное и низменное в человеке

1

0,5

0,5

Красота разнообразия и неповторимости

1

0,5

0,5

Мечты о прекрасном

1

0,5

0,5

Красота мечтаний о будущем и новом

1

0,5

0,5


 

Беседы о сердце и любви – 20 часов

Название темы

Кол-во часов

Теоретическая

часть

Практическая часть

Сердце и ум человека

1

0,5

0,5

Голос души, идущий из сердца

1

0,5

0,5

Совесть – учитель человека

1

0,5

0,5

Светлые сердечные чувства и пламенность сердца

1

0,5

0,5

Богатства человеческого сердца

1

0,5

0,5

Лёд бессердечия и бездушия

1

0,5

0,5

Любовь – самое прекрасное чувство человека

1

0,5

0,5

Человечность и человеколюбие

1

0,5

0,5

Благородство и великодушие – широта и величие души

1

0,5

0,5

Эгоизм и себялюбие – испорченная любовь

1

0,5

0,5

Любовь – главное слово Вселенной

1

0,5

0,5

Дружба и умение быть другом

1

0,5

0,5

Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

1

0,5

0,5

Что посеешь, то и пожнёшь

1

0,5

0,5

Стараться видеть хорошее в других

1

0,5

0,5

Доброжелательность и дружелюбие

1

0,5

0,5

Вред от зломыслия, злословия, ругани

1

0,5

0,5

Злорадство, злонамеренность, коварство

1

0,5

0,5

О милосердии и сострадании

1

0,5

0,5

Действенная помощь и бездейственная жалость

1

0,5

0,5

Итого-34 часа

3 класс

Беседы о нравственности и воле – 34 часа

Название темы

Кол-во

часов

Теоретическая

часть

Практическая часть

Месть и ненависть

1

0,5

0,5

Грубость и жестокость

1

0,5

0,5

Человек, дающий и человек берущий

1

0,5

0,5

Жертва и самопожертвование для блага других

1

0,5

0,5

Красота самоотверженности в подвиге и героизме

1

0,5

0,5

Забота о других. Чувство долга и ответственности

1

0,5

0,5

Чуткое отношение к другому и отзывчивость

1

0,5

0,5

Вежливость – важное средство примирения людей

1

0,5

0,5

Искренность, честность, прямота

1

0,5

0,5

Лживость, враньё, обман

1

0,5

0,5

Лицемерие, двуличие, неискренность

1

0,5

0,5

Высокомерие, зазнайство, честолюбие

1

0,5

0,5

Нежность, верность, преданность

1

0,5

0,5

Признательность и благодарность – благородство души

1

0,5

0,5

Бескорыстие и корыстолюбие

1

0,5

0,5

О щедрости и жадности

1

0,5

0,5

О справедливости и несправедливости

1

0,5

0,5

Упрямство в плохом – самое глупое качество

1

0,5

0,5

Хвастовство и зависть – два проявления эгоизма

2

1

1

Воля – особая внутренняя сила человека

1

0,5

0,5

Слабоволие и безволие – внутренняя слабость человека

1

0,5

0,5

Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному

1

0,5

0,5

Устремление – умение собрать волю воедино

1

0,5

0,5

Вера в себя усиливает волю. Сила духа и решительность в действиях

2

1

1

Собранность, сосредоточение и терпение, развивающие волю

1

0,5

0,5

Мужество и бесстрашие. Выдержка и самообладание

2

1

1

Стойкость, упорство и настойчивость – твердь воли

1

0,5

0,5

Уравновешенность, спокойствие, сдержанность

1

0,5

0,5

Трудолюбие и праздность. Значение труда и вред безделья

1

0,5

0,5

Постоянный труд и познание. Каким должен быть отдых

1

0,5

0,5

Инициативность и энтузиазм – горение души и активность воли

1

0,5

0,5

Итого 34 часа

4 класс

Беседы о мышлении и мудрости- 34 часа

 

Название темы

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

О значении мысли и о качестве мышления

1

0,5

0,5

Контроль над мышлением и его очищение

1

0,5

0,5

Уметь думать наперёд. Принятие необдуманных, поспешных решений

2

1

1

Наблюдательность и внимательность углубляют постижение мира

1

0,5

0,5

Воображение – важное творчество ума и его движущая сила

2

1

1

Ученье свет, а неученье тьма

1

0,5

0,5

Благо любознательности и вред невежества

1

0,5

0,5

Преодолевая трудности, человек растёт

2

1

1

Творчество в работе. Умение полюбить работу

1

0,5

0,5

О вреде уныния, обиды, волнений

1

0,5

0,5

Каждый видит своё. О предвзятости и предубеждении

2

1

1

Уважение к свободе мнения и выбору других

1

0,5

0,5

Свободный выбор между добром и злом

1

0,5

0,5

Суровое и справедливое добро

1

0,5

0,5

Непротивление злу. Не отвечать назло новым злом

1

0,5

0,5

Знай меру. Золотая середина и крайности

1

0,5

0,5

Отношение к окружающему нас миру. Оптимизм и пессимизм

1

0,5

0,5

Короткое настоящее и долгое будущее

1

0,5

0,5

О возврате к прошлому и стремление в будущее

1

0,5

0,5

О вредных привычках и о борьбе с ними

1

0,5

0,5

С кем поведёшься, от того и наберёшься

2

1

1

Сила единения, сотрудничества и сплочённости

2

1

1

Собственность и отношение к ней

1

0,5

0,5

Вред от повышенных запросов. Довольствоваться тем, что имеем

2

1

1

О страхах и о том, как их победить

1

0,5

0,5

Мужчины и женщины. Их разная, но равнозначная роль в жизни

2

1

1

Итого 34 часа

Содержание программы

Каждое занятие начинается со знакомства с притчей, сказкой и их обсуждением.

Вопросы, предложенные для обсуждения, помогают лучше увидеть духовную суть того или иного произведения.

Занятие преобразуется в процесс общения, где звучит прекрасная музыка, складывается особая атмосфера доверия, дети делятся сокровенным.

С помощью сотрудничества в образовательном процессе ребёнок ускоряет своё продвижение в познании, т.к. в сотрудничестве с взрослыми он может сделать больше, чем один. Детям часто предлагается продолжить осмысление темы урока с родителями дома. В результате происходит взаимообогащение и, как следствие, появляются творческие работы: рассуждения, сочинения, рисунки, стихи, познавательные вопросы. Только в процессе сотрудничества воспитание опережает обучение, а обучение опережает развитие.

Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия.

1. Что такое красота и для чего она нужна. Введение в программу

Чтение и анализ произведения «Гадость-пакость.» Слушание и анализ фрагментов классической музыки .Картины прекрасного и безобразного. Игра « Колечко красоты» (4, 9)

2. Гармония – основа красоты и созидания. Чтение и анализ произведения « Сумасшедший лес». Выполнение рисунков гармонии и дисгармонии. Тренинг « Красота вокруг меня» (4,5,9)

3. Умение чувствовать красоту.

Чтение и анализ произведения «Дети Солнца» просмотр и анализ м\ф из сериала « Лунтик» серия 111 « Красота» (4,5,11)

4.Любовь к красоте творит чудеса.

Чтение и анализ произведения «Как красота сердце Дракона поразила». Декламация стихов о природе С.Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева (1, 4.5, 10,11)

5.Красивое начало в человеке.

Чтение и анализ произведения « Красивая Лягушка и безобразный Пёс.»

Рисунки детей « Семейный отдых в лесу» ( 4,5, 7,10,11)

Счастье чувствовать красоту.

Чтение и анализ произведения « Рассказ о горячем и холодном сердце».

Рассматривание картин местного художника В.М. Кошкина .( 1, 3, 4, 10,11)

7.Как красота сердца зажигает.

Чтение и анализ рассказа «Как красивые дела сердца исцеляют».

Прослушивание произведения М. Глинки «Жаворонок», иллюстрирование ( 3,4,5, 11)

8.О красоте внутренней и внешней.

Чтение и анализ произведения «Пастушка и садовник». Просмотр и обсуждение мультфильма«Морозко» ( 1,2,3, 4,8)

9.Красота настоящая и обманчивая.

Чтение и анализ произведения « Правило человеческого счастья.»

Прослушивание произведения Ф. Мендельсона «Песня без слов», иллюстрирование.( 2,4,6.8)

10.Культура – красота, создаваемая человеком.

Чтение и анализ произведения «Дом высокой культуры».

Иллюстрирование на тему « Картины старинных и старых зданий»( 3,4,5)

Перед занятием проводится экскурсия по городу « Архитектура нашего города»

11.Возвышенное и низменное в человеке.

Чтение и анализ притчи «Маслёнок и поганка». Прослушивание и иллюстрирование фрагментов классической музыки. ( 1,2,9,10)

12.Красота разнообразия и неповторимости.

Чтение и анализ произведения «Рассказ Андрея, который любил каштаны». Иллюстрирование на тему: Картины с изображением пустыни и оазиса.( 3,4, 8,9)

13.Мечты о прекрасном.

Чтение и анализ сказки «Медвежонок и ветер». Иллюстрирование на тему «Бегут по небу облака». Разучивание песни « Облака». ( 3,4, 7,8)

14.Красота мечтаний о будущем и новом

Чтение и анализ сказки «Холмик и Звезда».

Игра-путешествие « Одинокая звезда» ( 2, 4, 7, 8)

Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берёт начало всё созидательное и благое.

Каждое занятие разделено на 2 части. Первая часть – это беседы с заготовленным набором кратких тезисов, которые сопутствуют теме и полностью её раскрывают. Вторая часть занятия – это краткое произведение по обсуждаемой теме. Каждое произведение служит определённой воспитательной задаче, хорошо запоминается и легко анализируется. Усвоению и закреплению материала способствуют также вопросы в конце произведений. Часть вопросов намеренно выводит ребёнка за рамки сюжета произведения и таким образом помогает ему выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.

Такие беседы поощряют творчество учителя, способствуют тому, чтобы живая беседа с ребёнком не превратилась в нудное прочтение материала.

1.Сердце и ум человека.

Чтение и анализ произведения «Украденный ножик.» Заповедь 8.

Прослушивание произведения Ф. Мендельсона «Песня без слов», иллюстрирование( 4,5,9).

2. Голос души, идущий из сердца

Чтение и анализ произведения «Дорога сердца»

Прослушивание и иллюстрирование произведения В.Высотского «Песня о друге» Тренинг «Подумай, как поступить » ( 1, 3,4,7).

3. Совесть – учитель человека

Чтение и анализ произведения «Угрызения совести»

Иллюстрирование на тему «Картины с изображением людей» ( 2. 4,5, 6,9). Просмотр и обсуждение м\ф из серии « Лунтик» 350 серия « Совесть»

4. Светлые сердечные чувства и пламенность сердца.

Чтение и анализ произведения «Солнечное сердце и смертельный взгляд»

Иллюстрирование на тему « Улыбка».( 4, 8. 9)

5. Богатства человеческого сердца

Чтение и анализ произведения «Сокровища пирата».

Прослушивание аудиозаписи « Стук сердца», иллюстрирование. Тренинг « услышать сердце человека» ( 3, 4, 7, 9)

6. Лёд бессердечия и бездушия.

Чтение и анализ произведения «Бессердечный слон». Иллюстрирование на тему « Картины с изображением птиц, цветов, леса» (4, 8,9)

7. Любовь – самое прекрасное чувство человека

Чтение и анализ произведения «Фиалка и подснежник».

Выставка творческих работ учащихся.( 1, 3, 4, 10)

8. Человечность и человеколюбие.

Чтение и анализ произведения «Злой глаз».Игра «Добрый голубь». ( 2,5, 6, 11)

9. Благородство и великодушие – широта и величие души

Чтение и анализ произведения «Благородный олень»

Игра «Кто нам дарит доброту»( 1, 4.5, 7)

10. Эгоизм и себялюбие – испорченная любовь

Чтение и анализ произведения «Волшебный овраг»

Рисунки на тему борьбы зла и добра.( 2,4,5, 6,8)

11. Любовь – главное слово Вселенной

Чтение и анализ произведения « Бьющийся гром»

Слушание и иллюстрирование музыки А.Вивальди ( 4,5, 8,9,10)

12. Дружба и умение быть другом

Чтение и анализ произведения «История о короткой дружбе»

Исполнение песен о дружбе. Просмотр а анализ м\ф из сериала « Лунтик» серия 4 «Как стать другом» ( 1. 4,5. 7,9)

13. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

Чтение и анализ произведения «Полезное колдовство»

Мини-сочинение«Хороший поступок». Фрагменты классической музыки.

( 1. 4,5. 7,9)

14. Что посеешь, то и пожнёшь

Чтение и анализ произведения «Как кактус своё получил»

Конкурс русских пословиц и поговорок .( 1, 3, 4, 5)

15.Стараться видеть хорошее в других.

Чтение и анализ произведения «Непредсказуемый Страус». Мудрые высказывания философов. Игра « Волшебный сундучок» ( 1, 2, 4, 6).

16.Доброжелательность и дружелюбие.

Чтение и анализ произведения «Как доброжелательность и трудолюбие злость и силу побеждали». Прослушивание и иллюстрирование П.И.Чайковский «Вальс цветов». Тренинг « Хороший ли ты друг» ( 1, 2, 4, 6)

17. Вред от зломыслия, злословия, ругани.

Чтение и анализ произведения «Тайна Злюки и Колюки»

Слова «паразиты». Прослушивание классической музыки.( 4,5, 7,9)

18. Злорадство, злонамеренность, коварство

Чтение и анализ произведения «Про хвост, который зверей спасал.» Заповедь 9.

Иллюстрирование музыки Грига. ( 2,4, 5, 7)

19. О милосердии и сострадании.

Чтение и анализ произведения «Два облачка».

Игра «О чём рассказала музыка» . Тренинг « Подумай, как поступить» ( 1, 4,6,8)

20. Действенная помощь и бездейственная жалость

Чтение и анализ произведения «Стрекоза и дождевой червь»

Игра «Снежный ком «Ласковые слова». ( 2,4.5,7, 8)

Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребёнку разобраться в проявлениях добра и зла.

Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем мире.

1.Месть и ненависть.

Чтение и анализ произведения « Как месть и ненависть Ясень погубили». Слушание классической музыки. Тренинг « Что там за закрытой дверью» (2,4.5,6)

2. Грубость и жестокость.

Чтение и анализ произведения « История о грубом ремне» . Слушание и анализ пьес П.И. Чайковского. ( 4.5.8,9)

3. Человек, дающий и человек берущий.

Чтение и анализ сказки «Наказание за помощь, или Правильный обман» Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 52 «Это моё». (2,4.5,6)

4. Жертва и самопожертвование для блага других

Чтение и анализ сказки «Сказка о самопожертвовании » .Игра « Пожилые и молодые» ( 4,5,9)

5. Красота самоотверженности в подвиге и героизме. Чтение произведения «Самоотверженный поступок». Игра « Ответственный поступок» ( 4,5,9)

6. Забота о других. Чувство долга и ответственности.

Чтение и обсуждение сказки «Спасительный маяк» .Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 50 « Долг чести» .( 1,2,4,8)

7. Чуткое отношение к другому и отзывчивость.

Слушание и обсуждение сказки « Три дерева» . просмотр слайдов с изображением природы. Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» №7 « Доброе дело» ( 4.5,9.10)

8. Вежливость – важное средство примирения людей.

Чтение и обсуждение рассказа « Чудовище с двумя хвостами» . Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» 3 42 « Невежи». Иллюстрирование. (1,7,9,10,11)

9. Искренность, честность, прямота.

Слушание и обсуждение рассказа «Как искренность маленькие чудеса сотворила». Рассматривание картин с изображением зверей. Игра « Браво!» ( 2,4,5, 10,11)

10. Лживость, враньё, обман.

Просмотр и осуждение мультфильма « Дворец врулей» . Конкурс пословиц.( 3,4,5.8)

11. Лицемерие, двуличие, неискренность.

Обсуждение сказки « Вежливый цветок» .Игра « Необыкновенные животные» ( 4,5, 9.10)

12. Высокомерие, зазнайство, честолюбие.

Чтение и обсуждение сказки «Часы, невзлюбившие время».Игра « Добрые птицы».( 3,5.10,11)

13. Нежность, верность, преданность.

Чтение и обсуждение рассказа «Верный» .Игра « Пирог для зверей».( 1.8.9. 11)

14. Признательность и благодарность – благородство души.

Обсуждение рассказа « Подарок Деду Морозу» .Написание письма Деду Морозу.( 3.4.5.11)

15. Бескорыстие и корыстолюбие.

Чтение и обсуждение сказки «Волшебный цветочек» .Изображение людей в различных ситуациях. ».Тренинг « Что мы ценим в людях» ( 1.8.9. 11)

16. О щедрости и жадности

Чтение и обсуждение сказки « Про ненасытную Хапугу-Жадюгу»

Выставка творческих работ учащихся ( 2.4.5.10)

17.О справедливости и несправедливости.

Чтение и обсуждение рассказа « Сердце подскажет». Создание рисунков природы

Слушание звука стука сердца. ( 2.4.5.8.9)

18.Упрямство в плохом – самое глупое качество

Чтение и обсуждение сказки « Город больных ослиной болезнью».

Игра « Весёлая небылица» ( 2.4.5.8.9)

19.Хвастовство и зависть – два проявления эгоизма.

Чтение и обсуждение рассказа « Как новые игрушки испортили настроение» .

Просмотр и анализ м\ф из сериала « Лунтик» серия 173 « Обещание» (1,4,5. 8,11)

20.Хвастовство и зависть – два проявления эгоизма.

Чтение и обсуждение рассказа « За всё приходится платить» . Заповедь 10. Иллюстрирование.( 4,5, 7)

21.Воля – особая внутренняя сила человека.

Чтение и обсуждение сказки « Как некоторые лилипуты гномами стали».

Иллюстрирование на тему « Рисунок Волшебной Феи. ( 2.4,5,6.9)

22.Слабоволие и безволие – внутренняя слабость человека.

Чтение и обсуждение рассказа « Много или мало» .

Пословицы и поговорки о детях.( 3,4,5.11)

23.Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному.

Чтение и обсуждение сказки « Как жираф себя наказал». Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 181 « Выдержка»( 4,5.9.11)

24.Устремление – умение собрать волю воедино.

Чтение и обсуждение сказки « Легенда о птице- душе» .

Слушание классической музыки. Иллюстрирование.( 4,5.9.11)

25.Вера в себя усиливает волю. Сила духа и решительность в действиях.

Слушание и обсуждение сказки « Как решительность вслед за светом погасла»

Мудрые мысли великих философов. Тренинг « Я смогу!» ( 2,4,5,7)

26.Вера в себя усиливает волю. Сила духа и решительность в действиях.

Чтение и обсуждение рассказа « Кем быть»

Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик»серия 173 « Обещание» ( 2,4,5,7)

27.Собранность, сосредоточение и терпение, развивающие волю .

Чтение и обсуждение сказки « История об одноухих бегемотиках».

Упражнения на развитие фантазии детей « Мечта» ( 1.4,5.10)

28. Мужество и бесстрашие..

Чтение и обсуждение рассказа « Как гнев ослепил и разум помутил».

Рассматривание картинок животных и людей в гневе . Просмотр и обсужение м\ф из сериала « Лунтик» серия 32 « Страх» (4,5,110,11)

29. Выдержка и самообладание.

Слушание и обсуждение сказки « Чем же чудище победить?».

Рассматривание картины В. Васнецова « Богатыри» . просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 216 « Страх темноты» ( 1, 4,5,6)

30. Стойкость, упорство и настойчивость – твердь воли.

Чтение и обсуждение рассказа «Каникулы на море» . Слушание классической музыки, иллюстрирование. Тренинг « Победи себя» ( 4,5,8)

31. Уравновешенность, спокойствие, сдержанность.

Чтение и обсуждение сказки « Для чего Солнцу равновесие?». Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 281 « Раздражение» ( 3,4,5,9)

32. Трудолюбие и праздность. Значение труда и вред безделья.

Слушание и обсуждение рассказа «Как Павлика по телевизору показали»

Рассматривание картинок насекомых, составление рассказов. Заочное путешествие « Мир профессий» ( 3,4,5,9)

33. Постоянный труд и познание. Каким должен быть отдых.

Чтение и обсуждение сказки « Два мохнатых приятеля» .

Игра « Фантазёры». Игра « Что моя вещь знает обо мне» ( 1,4,5,11)

34. Инициативность и энтузиазм – горение души и активность воли.

Чтение и обсуждение сказки «Может ли утка командовать львом?» .

Просмотр мульфильма « По-щучьему веленью».(1,4,5,9,11)

Беседы о мышлении предлагают ребёнку научиться правильно, пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности.

Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодиться на долгом жизненном пути каждому ребёнку.

Вторая часть занятия – это краткое произведение по обсуждаемой теме. Каждое произведение служит определённой воспитательной задаче, хорошо запоминается и легко анализируется. Усвоению и закреплению материала способствуют также вопросы в конце произведений. Часть вопросов намеренно выводит ребёнка за рамки сюжета произведения и таким образом помогает ему выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.

1.О значении мысли и о качестве мышления.

Чтение и обсуждение сказки «О Драконе, который губил людей». Слушание музыки С. Рахманинова, иллюстрирование. Тренинг « Что там, за закрытой дверью?»(2,3,5.11)

2. Контроль над мышлением и его очищение.

Чтение и обсуждение рассказа «Сёма и его непослушные «дети».

Игра « Дружная семейка» (4,5.9)

3. Уметь думать наперёд. Принятие необдуманных, поспешных решений.

Слушание и обсуждение рассказа «Гадкое мороженое». Конкурс пословиц и поговорок. (4,5.9)

4. Уметь думать наперёд. Принятие необдуманных, поспешных решений.

Чтение и обсуждение сказки « Как сова без подарка осталась» . Иллюстрирование сказки. Тренинг « Подумай, как поступить»(4,5.9)

5. Наблюдательность и внимательность углубляют постижение мира.

Чтение и обсуждение сказки «Почему тараканов много стало ».

Рисунки «Борьба добра и зла» (1,4.5,8 11)

6. Воображение – важное творчество ума и его движущая сила.

Чтение и обсуждение рассказа « Стоять в углу интереснее, чем смотреть мультфильмы».

Игра « Вообразилия».( 3,4.5.11)

7. Воображение – важное творчество ума и его движущая сила.

Слушание и обсуждение сказки « Удивительное дерево» .

Конкурс фантазийных рисунков. ».( 3,4.5.11)

8. Ученье свет, а неученье тьма.

Чтение и обсуждение рассказа « Когда все учиться перестанут».

Викторина « Пословицы и поговорки об учении» .( 2.4.5.7,11)

9. Благо любознательности и вред невежества

Чтение и обсуждение сказки «Любознательная Черепаха».Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 121 « Любопытство» ».( 3,4.5.11)

10. Преодолевая трудности, человек растёт.

Чтение и обсуждение сказки « Злая вода» .Тренинг « Я справлюсь!»

Слушание фрагментов классической музыки, иллюстрирование.( 2.4.5.7,11)

11. Преодолевая трудности, человек растёт.

Слушание и обсуждение сказки « Три сна Мартышки».

Иллюстрирование. ».( 3,4.5.11)

12. Творчество в работе. Умение полюбить работу.

Чтение и обсуждение сказки «Двигатель, который работать не любил».

Изготовление кормушек для птиц, конкурс рисунков.( 3,4,5,7)

13. О вреде уныния, обиды, волнений.

Чтение и обсуждение сказки « Тёмное царство».

Слушание пьесы П.И. Чайковского « Вальс цветов»., иллюстрирование.( 2.4.5.7,11)

14. Каждый видит своё. О предвзятости и предубеждении.

Чтение и обсуждение сказки «Всезнающий Морж».Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 179 « Обманщики» .( 3,4,5,7)

15. Каждый видит своё. О предвзятости и предубеждении.

Чтение и обсуждение сказки « Неизвестный Зверь» Иллюстрирование. Игра « Паутина» .( 3,4,5,7)

16. Уважение к свободе мнения и выбору других

Чтение и обсуждение рассказа «Незваный гость» .( 2.4.5.7,11)

Выставка книг«Исчезнувшие животные» ».( 3,4.5.9)

17. Свободный выбор между добром и злом

Слушание и обсуждение сказки «Белыш и Черныш»

Викторина « Добро и зло в литературных произведениях.( 3,4,5,7)

18. Суровое и справедливое добро.

Слушание и обсуждение сказки «Строгое добро и мягкая добренькость»

Иллюстрирование. Коллаж « Твори добро!»( 2.4.5.7,11)

19. Непротивление злу. Не отвечать назло новым злом

Чтение и обсуждение сказки « Как Река зло остановила».

Иллюстрирование на тему « Борьба Добра и Зла» ».( 3,4.5.11)

20. Знай меру. Золотая середина и крайности.

Слушание и обсуждение сказки «Разумная середина и глупая крайность».

Игра « Ледокол» .( 3,4,5,7)

21. Отношение к окружающему нас миру. Оптимизм и пессимизм.

Слушание и обсуждение сказки «Тучка старушка и Лучик-песенка».

Изображение неба в разных состояниях.тренинг « Победи одиночество» .( 2.4.5.7,11)

22. Короткое настоящее и долгое будущее.

Слушание и обсуждение сказки «Шаль, которая туманила людям головы».

Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 109 « Мечта» .( 3,4,5,7)

23. О возврате к прошлому и стремление в будущее.

Чтение и обсуждение сказки «Как Прошлое с Будущим поспорили».

Викторина « Машина времени» ( 2.4.5.7,11)

24.О вредных привычках и о борьбе с ними.

Чтение и обсуждение рассказа «Просто так».Рисование плаката « Нет вредным привычкам» .( 2.4.5.7,11)

25.С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Чтение и обсуждение рассказа «Портятся не сразу, а незаметно».

Конкурс пословиц и поговорок о дружбе. .( 3,4,5,7)

26.С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Чтение и обсуждение рассказа «Плохой пример заразителен».

Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 281 «Раздражение».( 2.4.5.7,11)

27.Сила единения, сотрудничества и сплочённости

Чтение и обсуждение рассказа «Мощь сплочённости и льву не по зубам».просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 212 « Чужой секрет» ».( 3,4.5.11)

28.Сила единения, сотрудничества и сплочённости

Чтение и обсуждение сказки « Обиженный Муравей».

Просмотр мультфильма « Сказка о Муравьишке». ».( 3,4.5.11)

29.Собственность и отношение к ней..Чтение и обсуждение рассказа « Поцелуй Хотелки» Заповедь 8. Рисование на тему « Несуществующее животное».

30.Вред от повышенных запросов. Довольствоваться тем, что имеем.

Чтение и обсуждение рассказа « Ожирение сердца» .Заповедь 9.

Игра « Мой подарок» .( 3,4.5.11)

31.Вред от повышенных запросов. Довольствоваться тем, что имеем.

Чтение и обсуждение рассказа « А кому-то всё мало»

Иллюстрирование. ( 2.4.5.7,11)

32.О страхах и о том, как их победить.

Чтение и обсуждение рассказа « О страхах и о том, как их победить»

Конкурс «вралей». Тренинг « Верность слову» ( 2.4.5.7,11).

33,34.Мужчины и женщины. Их разная, но равнозначная роль в жизни.

Чтение и обсуждение рассказов « Сон о мамах» и « Жемчужина счастья» Иллюстрирование. Заповедь 5,7. Ролевая игра « Каким я буду папой? Какой я буду мамой?» Прогнозирование « Дом моей мечты» ( 2.4.5.7,11).

Источники информации для реализации программы

1..Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш.Амонашвили, 2001.

2.Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Ш.Амонашвили, 2000.

3.Андрианов М.А. . Философия для детей. Минск: ИООО «Современное слово», 2005.

4.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — (Стандарты второго поколения).

5.Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного”   Москва “Вентана – граф” 2002

6.Лопатина А.,Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 1,2,3,4,5,6,7,8 части. – М.: ИПЦ «Русский Раритет»,1997.

7.Лопатина А. ,Скребцова М. . 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО ИД «Амрита-Русь», 2008.

8.Мультсериал « Лунтик» киностудия « Мельница»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.