Программа внеурочной деятельности «Философия для детей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1
г. Советска Советского района Кировской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол № ___ от «__»_______2016 |
Утверждаю: ___________________ А.Л.Иванов директор школы Приказ № ____от «__»______2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Духовно- нравственное направление)
«Философия для детей»»
Срок реализации: 3года
Возраст учащихся: 8-10 лет
Автор-составитель:
Ванчугова Светлана Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Советск
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Философия для детей» разработана на основании «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС приказ Министерства образования науки РФ от 6.10.2009года №373.
Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимыми для гармоничного развития личности .
Актуальность программы. определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами, правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Образовательная :
сформировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблемы.
Развивающая:
способствовать развитию и коррекции психического состояния личности ребёнка, а также эмоциональных качеств, через умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам и явлениям, нравственную оценку – отношениям, поступкам;
развивать интерес к духовной жизни, к философствованию.
Воспитательная:
воспитать в ребёнке умения любить, сострадать, сопереживать, радоваться, проявлять милосердие, творить добрые дела;
создать условия для проявления ребёнком своих лучших духовных качеств, творческих способностей.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты
3. Занятия проводятся в форме тренингов, бесед , театральных постановок, литературно-музыкальных композиций, художественных выставок, просмотр видеофильмов, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Успешность освоения программы зависит от личных и профессиональных качеств педагога:
профессиональной компетентности, знаний в области педагогики и психологии;
эмоциональность, дружелюбие, положительный настрой;
умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, решая те или иные педагогические задачи;
способность к творчеству.
Возраст детей: 8 -10 лет.
Формы организации внеурочной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Теоретические занятия
• беседы;
• встречи с интересными людьми;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия
• творческие конкурсы;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия.
Режим проведения занятий: 1 раз в неделю
Приоритетные задачи
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека
- воспитание нравственных качеств и этического осознания.
Планируемые результаты.
1. Ценностное отношение к своему народу, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
2. Элементарные представления о примерах выполнения гражданского и патриотического долга.
3. Первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры.
4. Опыт социальной коммуникации.
5 . Опыт ролевого взаимодействия.
6. Начальные представления о правах и обязанностях человека
7. Начальные представления о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.
8. Сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
9. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков.
10. Первоначальный опыт эстетического, эмоционального отношения к природе.
11 Элементарные знания о традициях нравственно- этического отношения к природе в культуре народов России.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Личностные: проявляют уважение друг к другу, к старшим, выражают положительное отношение к окружающим, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого, проявляют доброжелательность в споре.
Регулятивные: умеют соблюдать этикет, быть опрятным и вежливым, планировать свои действия, вносить коррективы в свои поступки.
Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение, задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям общения.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и-т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.
Способы определения их результативности.
В результате прохождения программного материала к концу изучения курса обучающиеся должны знать:
1.Правила правильного поведения в различных жизненных ситуациях
2. Об источниках наших нравственных знаний.
3. О совести как основе нравственности.
4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию
Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Диагностический инструментарий, заложенный в пособии А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии |
Показатели |
Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения |
Знает основные моральные нормы и правила поведения |
Диагностика нравственной воспитанности: • диагностика нравственной самооценки; • диагностика этики поведения; • диагностика отношения к жизненным ценностям; • диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения |
Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей |
|
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004} Наблюдения педагогов и родителей. |
Формы подведения итогов: творческие конкурсы, викторины, акции благотворительности, милосердия
Тематическое планирование программы
2 класс
Беседы о красоте- 14 часов
Название темы |
Кол-во часов |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Что такое красота и для чего она нужна Введение в программу |
1 |
0,5 |
0,5 |
Гармония – основа красоты и созидания |
1 |
0,5 |
0,5 |
Умение чувствовать красоту |
1 |
0,5 |
0,5 |
Любовь к красоте творит чудеса |
1 |
0,5 |
0,5 |
Красивое начало в человеке |
1 |
0,5 |
0,5 |
Счастье чувствовать красоту |
1 |
0,5 |
0,5 |
Как красота сердца зажигает |
1 |
0,5 |
0,5 |
О красоте внутренней и внешней |
1 |
0,5 |
0,5 |
Красота настоящая и обманчивая |
1 |
0,5 |
0,5 |
Культура – красота, создаваемая человеком |
1 |
0,5 |
0,5 |
Возвышенное и низменное в человеке |
1 |
0,5 |
0,5 |
Красота разнообразия и неповторимости |
1 |
0,5 |
0,5 |
Мечты о прекрасном |
1 |
0,5 |
0,5 |
Красота мечтаний о будущем и новом |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседы о сердце и любви – 20 часов
Название темы |
Кол-во часов |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Сердце и ум человека |
1 |
0,5 |
0,5 |
Голос души, идущий из сердца |
1 |
0,5 |
0,5 |
Совесть – учитель человека |
1 |
0,5 |
0,5 |
Светлые сердечные чувства и пламенность сердца |
1 |
0,5 |
0,5 |
Богатства человеческого сердца |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лёд бессердечия и бездушия |
1 |
0,5 |
0,5 |
Любовь – самое прекрасное чувство человека |
1 |
0,5 |
0,5 |
Человечность и человеколюбие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Благородство и великодушие – широта и величие души |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эгоизм и себялюбие – испорченная любовь |
1 |
0,5 |
0,5 |
Любовь – главное слово Вселенной |
1 |
0,5 |
0,5 |
Дружба и умение быть другом |
1 |
0,5 |
0,5 |
Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе |
1 |
0,5 |
0,5 |
Что посеешь, то и пожнёшь |
1 |
0,5 |
0,5 |
Стараться видеть хорошее в других |
1 |
0,5 |
0,5 |
Доброжелательность и дружелюбие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Вред от зломыслия, злословия, ругани |
1 |
0,5 |
0,5 |
Злорадство, злонамеренность, коварство |
1 |
0,5 |
0,5 |
О милосердии и сострадании |
1 |
0,5 |
0,5 |
Действенная помощь и бездейственная жалость |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итого-34 часа
3 класс
Беседы о нравственности и воле – 34 часа
Название темы |
Кол-во часов |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Месть и ненависть |
1 |
0,5 |
0,5 |
Грубость и жестокость |
1 |
0,5 |
0,5 |
Человек, дающий и человек берущий |
1 |
0,5 |
0,5 |
Жертва и самопожертвование для блага других |
1 |
0,5 |
0,5 |
Красота самоотверженности в подвиге и героизме |
1 |
0,5 |
0,5 |
Забота о других. Чувство долга и ответственности |
1 |
0,5 |
0,5 |
Чуткое отношение к другому и отзывчивость |
1 |
0,5 |
0,5 |
Вежливость – важное средство примирения людей |
1 |
0,5 |
0,5 |
Искренность, честность, прямота |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лживость, враньё, обман |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лицемерие, двуличие, неискренность |
1 |
0,5 |
0,5 |
Высокомерие, зазнайство, честолюбие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Нежность, верность, преданность |
1 |
0,5 |
0,5 |
Признательность и благодарность – благородство души |
1 |
0,5 |
0,5 |
Бескорыстие и корыстолюбие |
1 |
0,5 |
0,5 |
О щедрости и жадности |
1 |
0,5 |
0,5 |
О справедливости и несправедливости |
1 |
0,5 |
0,5 |
Упрямство в плохом – самое глупое качество |
1 |
0,5 |
0,5 |
Хвастовство и зависть – два проявления эгоизма |
2 |
1 |
1 |
Воля – особая внутренняя сила человека |
1 |
0,5 |
0,5 |
Слабоволие и безволие – внутренняя слабость человека |
1 |
0,5 |
0,5 |
Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному |
1 |
0,5 |
0,5 |
Устремление – умение собрать волю воедино |
1 |
0,5 |
0,5 |
Вера в себя усиливает волю. Сила духа и решительность в действиях |
2 |
1 |
1 |
Собранность, сосредоточение и терпение, развивающие волю |
1 |
0,5 |
0,5 |
Мужество и бесстрашие. Выдержка и самообладание |
2 |
1 |
1 |
Стойкость, упорство и настойчивость – твердь воли |
1 |
0,5 |
0,5 |
Уравновешенность, спокойствие, сдержанность |
1 |
0,5 |
0,5 |
Трудолюбие и праздность. Значение труда и вред безделья |
1 |
0,5 |
0,5 |
Постоянный труд и познание. Каким должен быть отдых |
1 |
0,5 |
0,5 |
Инициативность и энтузиазм – горение души и активность воли |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итого 34 часа
4 класс
Беседы о мышлении и мудрости- 34 часа
Название темы |
Количество часов |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
О значении мысли и о качестве мышления |
1 |
0,5 |
0,5 |
Контроль над мышлением и его очищение |
1 |
0,5 |
0,5 |
Уметь думать наперёд. Принятие необдуманных, поспешных решений |
2 |
1 |
1 |
Наблюдательность и внимательность углубляют постижение мира |
1 |
0,5 |
0,5 |
Воображение – важное творчество ума и его движущая сила |
2 |
1 |
1 |
Ученье свет, а неученье тьма |
1 |
0,5 |
0,5 |
Благо любознательности и вред невежества |
1 |
0,5 |
0,5 |
Преодолевая трудности, человек растёт |
2 |
1 |
1 |
Творчество в работе. Умение полюбить работу |
1 |
0,5 |
0,5 |
О вреде уныния, обиды, волнений |
1 |
0,5 |
0,5 |
Каждый видит своё. О предвзятости и предубеждении |
2 |
1 |
1 |
Уважение к свободе мнения и выбору других |
1 |
0,5 |
0,5 |
Свободный выбор между добром и злом |
1 |
0,5 |
0,5 |
Суровое и справедливое добро |
1 |
0,5 |
0,5 |
Непротивление злу. Не отвечать назло новым злом |
1 |
0,5 |
0,5 |
Знай меру. Золотая середина и крайности |
1 |
0,5 |
0,5 |
Отношение к окружающему нас миру. Оптимизм и пессимизм |
1 |
0,5 |
0,5 |
Короткое настоящее и долгое будущее |
1 |
0,5 |
0,5 |
О возврате к прошлому и стремление в будущее |
1 |
0,5 |
0,5 |
О вредных привычках и о борьбе с ними |
1 |
0,5 |
0,5 |
С кем поведёшься, от того и наберёшься |
2 |
1 |
1 |
Сила единения, сотрудничества и сплочённости |
2 |
1 |
1 |
Собственность и отношение к ней |
1 |
0,5 |
0,5 |
Вред от повышенных запросов. Довольствоваться тем, что имеем |
2 |
1 |
1 |
О страхах и о том, как их победить |
1 |
0,5 |
0,5 |
Мужчины и женщины. Их разная, но равнозначная роль в жизни |
2 |
1 |
1 |
Итого 34 часа
Содержание программы
Каждое занятие начинается со знакомства с притчей, сказкой и их обсуждением.
Вопросы, предложенные для обсуждения, помогают лучше увидеть духовную суть того или иного произведения.
Занятие преобразуется в процесс общения, где звучит прекрасная музыка, складывается особая атмосфера доверия, дети делятся сокровенным.
С помощью сотрудничества в образовательном процессе ребёнок ускоряет своё продвижение в познании, т.к. в сотрудничестве с взрослыми он может сделать больше, чем один. Детям часто предлагается продолжить осмысление темы урока с родителями дома. В результате происходит взаимообогащение и, как следствие, появляются творческие работы: рассуждения, сочинения, рисунки, стихи, познавательные вопросы. Только в процессе сотрудничества воспитание опережает обучение, а обучение опережает развитие.
Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия.
1. Что такое красота и для чего она нужна. Введение в программу
Чтение и анализ произведения «Гадость-пакость.» Слушание и анализ фрагментов классической музыки .Картины прекрасного и безобразного. Игра « Колечко красоты» (4, 9)
2. Гармония – основа красоты и созидания. Чтение и анализ произведения « Сумасшедший лес». Выполнение рисунков гармонии и дисгармонии. Тренинг « Красота вокруг меня» (4,5,9)3. Умение чувствовать красоту.
Чтение и анализ произведения «Дети Солнца» просмотр и анализ м\ф из сериала « Лунтик» серия 111 « Красота» (4,5,11)
4.Любовь к красоте творит чудеса.
Чтение и анализ произведения «Как красота сердце Дракона поразила». Декламация стихов о природе С.Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева (1, 4.5, 10,11)
5.Красивое начало в человеке.
Чтение и анализ произведения « Красивая Лягушка и безобразный Пёс.»
Рисунки детей « Семейный отдых в лесу» ( 4,5, 7,10,11)
Счастье чувствовать красоту.
Чтение и анализ произведения « Рассказ о горячем и холодном сердце».
Рассматривание картин местного художника В.М. Кошкина .( 1, 3, 4, 10,11)
7.Как красота сердца зажигает.
Чтение и анализ рассказа «Как красивые дела сердца исцеляют».
Прослушивание произведения М. Глинки «Жаворонок», иллюстрирование ( 3,4,5, 11)
8.О красоте внутренней и внешней.
Чтение и анализ произведения «Пастушка и садовник». Просмотр и обсуждение мультфильма«Морозко» ( 1,2,3, 4,8)
9.Красота настоящая и обманчивая.
Чтение и анализ произведения « Правило человеческого счастья.»
Прослушивание произведения Ф. Мендельсона «Песня без слов», иллюстрирование.( 2,4,6.8)
10.Культура – красота, создаваемая человеком.
Чтение и анализ произведения «Дом высокой культуры».
Иллюстрирование на тему « Картины старинных и старых зданий»( 3,4,5)
Перед занятием проводится экскурсия по городу « Архитектура нашего города»
11.Возвышенное и низменное в человеке.
Чтение и анализ притчи «Маслёнок и поганка». Прослушивание и иллюстрирование фрагментов классической музыки. ( 1,2,9,10)
12.Красота разнообразия и неповторимости.
Чтение и анализ произведения «Рассказ Андрея, который любил каштаны». Иллюстрирование на тему: Картины с изображением пустыни и оазиса.( 3,4, 8,9)
13.Мечты о прекрасном.
Чтение и анализ сказки «Медвежонок и ветер». Иллюстрирование на тему «Бегут по небу облака». Разучивание песни « Облака». ( 3,4, 7,8)
14.Красота мечтаний о будущем и новом
Чтение и анализ сказки «Холмик и Звезда».
Игра-путешествие « Одинокая звезда» ( 2, 4, 7, 8)
Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берёт начало всё созидательное и благое.
Каждое занятие разделено на 2 части. Первая часть – это беседы с заготовленным набором кратких тезисов, которые сопутствуют теме и полностью её раскрывают. Вторая часть занятия – это краткое произведение по обсуждаемой теме. Каждое произведение служит определённой воспитательной задаче, хорошо запоминается и легко анализируется. Усвоению и закреплению материала способствуют также вопросы в конце произведений. Часть вопросов намеренно выводит ребёнка за рамки сюжета произведения и таким образом помогает ему выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.
Такие беседы поощряют творчество учителя, способствуют тому, чтобы живая беседа с ребёнком не превратилась в нудное прочтение материала.
1.Сердце и ум человека.
Чтение и анализ произведения «Украденный ножик.» Заповедь 8.
Прослушивание произведения Ф. Мендельсона «Песня без слов», иллюстрирование( 4,5,9).
2. Голос души, идущий из сердца
Чтение и анализ произведения «Дорога сердца»
Прослушивание и иллюстрирование произведения В.Высотского «Песня о друге» Тренинг «Подумай, как поступить » ( 1, 3,4,7).
3. Совесть – учитель человека
Чтение и анализ произведения «Угрызения совести»
Иллюстрирование на тему «Картины с изображением людей» ( 2. 4,5, 6,9). Просмотр и обсуждение м\ф из серии « Лунтик» 350 серия « Совесть»
4. Светлые сердечные чувства и пламенность сердца.
Чтение и анализ произведения «Солнечное сердце и смертельный взгляд»
Иллюстрирование на тему « Улыбка».( 4, 8. 9)
5. Богатства человеческого сердца
Чтение и анализ произведения «Сокровища пирата».
Прослушивание аудиозаписи « Стук сердца», иллюстрирование. Тренинг « услышать сердце человека» ( 3, 4, 7, 9)
6. Лёд бессердечия и бездушия.
Чтение и анализ произведения «Бессердечный слон». Иллюстрирование на тему « Картины с изображением птиц, цветов, леса» (4, 8,9)
7. Любовь – самое прекрасное чувство человека
Чтение и анализ произведения «Фиалка и подснежник».
Выставка творческих работ учащихся.( 1, 3, 4, 10)
8. Человечность и человеколюбие.
Чтение и анализ произведения «Злой глаз».Игра «Добрый голубь». ( 2,5, 6, 11)
9. Благородство и великодушие – широта и величие души
Чтение и анализ произведения «Благородный олень»
Игра «Кто нам дарит доброту»( 1, 4.5, 7)
10. Эгоизм и себялюбие – испорченная любовь
Чтение и анализ произведения «Волшебный овраг»
Рисунки на тему борьбы зла и добра.( 2,4,5, 6,8)
11. Любовь – главное слово Вселенной
Чтение и анализ произведения « Бьющийся гром»
Слушание и иллюстрирование музыки А.Вивальди ( 4,5, 8,9,10)
12. Дружба и умение быть другом
Чтение и анализ произведения «История о короткой дружбе»
Исполнение песен о дружбе. Просмотр а анализ м\ф из сериала « Лунтик» серия 4 «Как стать другом» ( 1. 4,5. 7,9)
13. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе
Чтение и анализ произведения «Полезное колдовство»
Мини-сочинение«Хороший поступок». Фрагменты классической музыки.
( 1. 4,5. 7,9)
14. Что посеешь, то и пожнёшь
Чтение и анализ произведения «Как кактус своё получил»
Конкурс русских пословиц и поговорок .( 1, 3, 4, 5)
15.Стараться видеть хорошее в других.
Чтение и анализ произведения «Непредсказуемый Страус». Мудрые высказывания философов. Игра « Волшебный сундучок» ( 1, 2, 4, 6).
16.Доброжелательность и дружелюбие.
Чтение и анализ произведения «Как доброжелательность и трудолюбие злость и силу побеждали». Прослушивание и иллюстрирование П.И.Чайковский «Вальс цветов». Тренинг « Хороший ли ты друг» ( 1, 2, 4, 6)
17. Вред от зломыслия, злословия, ругани.
Чтение и анализ произведения «Тайна Злюки и Колюки»
Слова «паразиты». Прослушивание классической музыки.( 4,5, 7,9)
18. Злорадство, злонамеренность, коварство
Чтение и анализ произведения «Про хвост, который зверей спасал.» Заповедь 9.
Иллюстрирование музыки Грига. ( 2,4, 5, 7)
19. О милосердии и сострадании.
Чтение и анализ произведения «Два облачка».
Игра «О чём рассказала музыка» . Тренинг « Подумай, как поступить» ( 1, 4,6,8)
20. Действенная помощь и бездейственная жалость
Чтение и анализ произведения «Стрекоза и дождевой червь»
Игра «Снежный ком «Ласковые слова». ( 2,4.5,7, 8)
Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребёнку разобраться в проявлениях добра и зла.
Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем мире.
1.Месть и ненависть.
Чтение и анализ произведения « Как месть и ненависть Ясень погубили». Слушание классической музыки. Тренинг « Что там за закрытой дверью» (2,4.5,6)
2. Грубость и жестокость.
Чтение и анализ произведения « История о грубом ремне» . Слушание и анализ пьес П.И. Чайковского. ( 4.5.8,9)
3. Человек, дающий и человек берущий.
Чтение и анализ сказки «Наказание за помощь, или Правильный обман» Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 52 «Это моё». (2,4.5,6)
4. Жертва и самопожертвование для блага других
Чтение и анализ сказки «Сказка о самопожертвовании » .Игра « Пожилые и молодые» ( 4,5,9)
5. Красота самоотверженности в подвиге и героизме. Чтение произведения «Самоотверженный поступок». Игра « Ответственный поступок» ( 4,5,9)
6. Забота о других. Чувство долга и ответственности.
Чтение и обсуждение сказки «Спасительный маяк» .Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 50 « Долг чести» .( 1,2,4,8)
7. Чуткое отношение к другому и отзывчивость.
Слушание и обсуждение сказки « Три дерева» . просмотр слайдов с изображением природы. Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» №7 « Доброе дело» ( 4.5,9.10)
8. Вежливость – важное средство примирения людей.
Чтение и обсуждение рассказа « Чудовище с двумя хвостами» . Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» 3 42 « Невежи». Иллюстрирование. (1,7,9,10,11)
9. Искренность, честность, прямота.
Слушание и обсуждение рассказа «Как искренность маленькие чудеса сотворила». Рассматривание картин с изображением зверей. Игра « Браво!» ( 2,4,5, 10,11)
10. Лживость, враньё, обман.
Просмотр и осуждение мультфильма « Дворец врулей» . Конкурс пословиц.( 3,4,5.8)
11. Лицемерие, двуличие, неискренность.
Обсуждение сказки « Вежливый цветок» .Игра « Необыкновенные животные» ( 4,5, 9.10)
12. Высокомерие, зазнайство, честолюбие.
Чтение и обсуждение сказки «Часы, невзлюбившие время».Игра « Добрые птицы».( 3,5.10,11)
13. Нежность, верность, преданность.
Чтение и обсуждение рассказа «Верный» .Игра « Пирог для зверей».( 1.8.9. 11)
14. Признательность и благодарность – благородство души.
Обсуждение рассказа « Подарок Деду Морозу» .Написание письма Деду Морозу.( 3.4.5.11)
15. Бескорыстие и корыстолюбие.
Чтение и обсуждение сказки «Волшебный цветочек» .Изображение людей в различных ситуациях. ».Тренинг « Что мы ценим в людях» ( 1.8.9. 11)
16. О щедрости и жадности
Чтение и обсуждение сказки « Про ненасытную Хапугу-Жадюгу»
Выставка творческих работ учащихся ( 2.4.5.10)
17.О справедливости и несправедливости.
Чтение и обсуждение рассказа « Сердце подскажет». Создание рисунков природы
Слушание звука стука сердца. ( 2.4.5.8.9)
18.Упрямство в плохом – самое глупое качество
Чтение и обсуждение сказки « Город больных ослиной болезнью».
Игра « Весёлая небылица» ( 2.4.5.8.9)
19.Хвастовство и зависть – два проявления эгоизма.
Чтение и обсуждение рассказа « Как новые игрушки испортили настроение» .
Просмотр и анализ м\ф из сериала « Лунтик» серия 173 « Обещание» (1,4,5. 8,11)
20.Хвастовство и зависть – два проявления эгоизма.
Чтение и обсуждение рассказа « За всё приходится платить» . Заповедь 10. Иллюстрирование.( 4,5, 7)
21.Воля – особая внутренняя сила человека.
Чтение и обсуждение сказки « Как некоторые лилипуты гномами стали».
Иллюстрирование на тему « Рисунок Волшебной Феи. ( 2.4,5,6.9)
22.Слабоволие и безволие – внутренняя слабость человека.
Чтение и обсуждение рассказа « Много или мало» .
Пословицы и поговорки о детях.( 3,4,5.11)
23.Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному.
Чтение и обсуждение сказки « Как жираф себя наказал». Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 181 « Выдержка»( 4,5.9.11)
24.Устремление – умение собрать волю воедино.
Чтение и обсуждение сказки « Легенда о птице- душе» .
Слушание классической музыки. Иллюстрирование.( 4,5.9.11)
25.Вера в себя усиливает волю. Сила духа и решительность в действиях.
Слушание и обсуждение сказки « Как решительность вслед за светом погасла»
Мудрые мысли великих философов. Тренинг « Я смогу!» ( 2,4,5,7)
26.Вера в себя усиливает волю. Сила духа и решительность в действиях.
Чтение и обсуждение рассказа « Кем быть»
Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик»серия 173 « Обещание» ( 2,4,5,7)
27.Собранность, сосредоточение и терпение, развивающие волю .
Чтение и обсуждение сказки « История об одноухих бегемотиках».
Упражнения на развитие фантазии детей « Мечта» ( 1.4,5.10)
28. Мужество и бесстрашие..
Чтение и обсуждение рассказа « Как гнев ослепил и разум помутил».
Рассматривание картинок животных и людей в гневе . Просмотр и обсужение м\ф из сериала « Лунтик» серия 32 « Страх» (4,5,110,11)
29. Выдержка и самообладание.
Слушание и обсуждение сказки « Чем же чудище победить?».
Рассматривание картины В. Васнецова « Богатыри» . просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 216 « Страх темноты» ( 1, 4,5,6)
30. Стойкость, упорство и настойчивость – твердь воли.
Чтение и обсуждение рассказа «Каникулы на море» . Слушание классической музыки, иллюстрирование. Тренинг « Победи себя» ( 4,5,8)
31. Уравновешенность, спокойствие, сдержанность.
Чтение и обсуждение сказки « Для чего Солнцу равновесие?». Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 281 « Раздражение» ( 3,4,5,9)
32. Трудолюбие и праздность. Значение труда и вред безделья.
Слушание и обсуждение рассказа «Как Павлика по телевизору показали»
Рассматривание картинок насекомых, составление рассказов. Заочное путешествие « Мир профессий» ( 3,4,5,9)
33. Постоянный труд и познание. Каким должен быть отдых.
Чтение и обсуждение сказки « Два мохнатых приятеля» .
Игра « Фантазёры». Игра « Что моя вещь знает обо мне» ( 1,4,5,11)
34. Инициативность и энтузиазм – горение души и активность воли.
Чтение и обсуждение сказки «Может ли утка командовать львом?» .
Просмотр мульфильма « По-щучьему веленью».(1,4,5,9,11)
Беседы о мышлении предлагают ребёнку научиться правильно, пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности.
Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодиться на долгом жизненном пути каждому ребёнку.
Вторая часть занятия – это краткое произведение по обсуждаемой теме. Каждое произведение служит определённой воспитательной задаче, хорошо запоминается и легко анализируется. Усвоению и закреплению материала способствуют также вопросы в конце произведений. Часть вопросов намеренно выводит ребёнка за рамки сюжета произведения и таким образом помогает ему выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.
1.О значении мысли и о качестве мышления.
Чтение и обсуждение сказки «О Драконе, который губил людей». Слушание музыки С. Рахманинова, иллюстрирование. Тренинг « Что там, за закрытой дверью?»(2,3,5.11)
2. Контроль над мышлением и его очищение.
Чтение и обсуждение рассказа «Сёма и его непослушные «дети».
Игра « Дружная семейка» (4,5.9)
3. Уметь думать наперёд. Принятие необдуманных, поспешных решений.
Слушание и обсуждение рассказа «Гадкое мороженое». Конкурс пословиц и поговорок. (4,5.9)
4. Уметь думать наперёд. Принятие необдуманных, поспешных решений.
Чтение и обсуждение сказки « Как сова без подарка осталась» . Иллюстрирование сказки. Тренинг « Подумай, как поступить»(4,5.9)
5. Наблюдательность и внимательность углубляют постижение мира.
Чтение и обсуждение сказки «Почему тараканов много стало ».
Рисунки «Борьба добра и зла» (1,4.5,8 11)
6. Воображение – важное творчество ума и его движущая сила.
Чтение и обсуждение рассказа « Стоять в углу интереснее, чем смотреть мультфильмы».
Игра « Вообразилия».( 3,4.5.11)
7. Воображение – важное творчество ума и его движущая сила.
Слушание и обсуждение сказки « Удивительное дерево» .
Конкурс фантазийных рисунков. ».( 3,4.5.11)
8. Ученье свет, а неученье тьма.
Чтение и обсуждение рассказа « Когда все учиться перестанут».
Викторина « Пословицы и поговорки об учении» .( 2.4.5.7,11)
9. Благо любознательности и вред невежества
Чтение и обсуждение сказки «Любознательная Черепаха».Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 121 « Любопытство» ».( 3,4.5.11)
10. Преодолевая трудности, человек растёт.
Чтение и обсуждение сказки « Злая вода» .Тренинг « Я справлюсь!»
Слушание фрагментов классической музыки, иллюстрирование.( 2.4.5.7,11)
11. Преодолевая трудности, человек растёт.
Слушание и обсуждение сказки « Три сна Мартышки».
Иллюстрирование. ».( 3,4.5.11)
12. Творчество в работе. Умение полюбить работу.
Чтение и обсуждение сказки «Двигатель, который работать не любил».
Изготовление кормушек для птиц, конкурс рисунков.( 3,4,5,7)
13. О вреде уныния, обиды, волнений.
Чтение и обсуждение сказки « Тёмное царство».
Слушание пьесы П.И. Чайковского « Вальс цветов»., иллюстрирование.( 2.4.5.7,11)
14. Каждый видит своё. О предвзятости и предубеждении.
Чтение и обсуждение сказки «Всезнающий Морж».Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 179 « Обманщики» .( 3,4,5,7)
15. Каждый видит своё. О предвзятости и предубеждении.
Чтение и обсуждение сказки « Неизвестный Зверь» Иллюстрирование. Игра « Паутина» .( 3,4,5,7)
16. Уважение к свободе мнения и выбору других
Чтение и обсуждение рассказа «Незваный гость» .( 2.4.5.7,11)
Выставка книг«Исчезнувшие животные» ».( 3,4.5.9)
17. Свободный выбор между добром и злом
Слушание и обсуждение сказки «Белыш и Черныш»
Викторина « Добро и зло в литературных произведениях.( 3,4,5,7)
18. Суровое и справедливое добро.
Слушание и обсуждение сказки «Строгое добро и мягкая добренькость»
Иллюстрирование. Коллаж « Твори добро!»( 2.4.5.7,11)
19. Непротивление злу. Не отвечать назло новым злом
Чтение и обсуждение сказки « Как Река зло остановила».
Иллюстрирование на тему « Борьба Добра и Зла» ».( 3,4.5.11)
20. Знай меру. Золотая середина и крайности.
Слушание и обсуждение сказки «Разумная середина и глупая крайность».
Игра « Ледокол» .( 3,4,5,7)
21. Отношение к окружающему нас миру. Оптимизм и пессимизм.
Слушание и обсуждение сказки «Тучка старушка и Лучик-песенка».
Изображение неба в разных состояниях.тренинг « Победи одиночество» .( 2.4.5.7,11)
22. Короткое настоящее и долгое будущее.
Слушание и обсуждение сказки «Шаль, которая туманила людям головы».
Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 109 « Мечта» .( 3,4,5,7)
23. О возврате к прошлому и стремление в будущее.
Чтение и обсуждение сказки «Как Прошлое с Будущим поспорили».
Викторина « Машина времени» ( 2.4.5.7,11)
24.О вредных привычках и о борьбе с ними.
Чтение и обсуждение рассказа «Просто так».Рисование плаката « Нет вредным привычкам» .( 2.4.5.7,11)
25.С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Чтение и обсуждение рассказа «Портятся не сразу, а незаметно».
Конкурс пословиц и поговорок о дружбе. .( 3,4,5,7)
26.С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Чтение и обсуждение рассказа «Плохой пример заразителен».
Просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 281 «Раздражение».( 2.4.5.7,11)
27.Сила единения, сотрудничества и сплочённости
Чтение и обсуждение рассказа «Мощь сплочённости и льву не по зубам».просмотр и обсуждение м\ф из сериала « Лунтик» серия 212 « Чужой секрет» ».( 3,4.5.11)
28.Сила единения, сотрудничества и сплочённости
Чтение и обсуждение сказки « Обиженный Муравей».
Просмотр мультфильма « Сказка о Муравьишке». ».( 3,4.5.11)
29.Собственность и отношение к ней..Чтение и обсуждение рассказа « Поцелуй Хотелки» Заповедь 8. Рисование на тему « Несуществующее животное».
30.Вред от повышенных запросов. Довольствоваться тем, что имеем.
Чтение и обсуждение рассказа « Ожирение сердца» .Заповедь 9.
Игра « Мой подарок» .( 3,4.5.11)
31.Вред от повышенных запросов. Довольствоваться тем, что имеем.
Чтение и обсуждение рассказа « А кому-то всё мало»
Иллюстрирование. ( 2.4.5.7,11)
32.О страхах и о том, как их победить.
Чтение и обсуждение рассказа « О страхах и о том, как их победить»
Конкурс «вралей». Тренинг « Верность слову» ( 2.4.5.7,11).
33,34.Мужчины и женщины. Их разная, но равнозначная роль в жизни.
Чтение и обсуждение рассказов « Сон о мамах» и « Жемчужина счастья» Иллюстрирование. Заповедь 5,7. Ролевая игра « Каким я буду папой? Какой я буду мамой?» Прогнозирование « Дом моей мечты» ( 2.4.5.7,11).
Источники информации для реализации программы
1..Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш.Амонашвили, 2001.
2.Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Ш.Амонашвили, 2000.
3.Андрианов М.А. . Философия для детей. Минск: ИООО «Современное слово», 2005.
4.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — (Стандарты второго поколения).
5.Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного” Москва “Вентана – граф” 2002
6.Лопатина А.,Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 1,2,3,4,5,6,7,8 части. – М.: ИПЦ «Русский Раритет»,1997.
7.Лопатина А. ,Скребцова М. . 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО ИД «Амрита-Русь», 2008.
8.Мультсериал « Лунтик» киностудия « Мельница»