Статья «Создание условий для повышения двигательной активности, способствующие благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем в дошкольном возрасте»
«Создание условий для повышения двигательной активности, способствующие благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем в дошкольном возрасте»
В дошкольном возрасте большое значение имеют занятия физическими упражнениями, они должны быть разнообразны и кратковременны , с быстрым переключением на другой вид движения. Полезны занятия на свежем воздухе, в лесу, парке. Особое значение имеет закаливание организма, поэтому полезны катания на коньках, санках,ходьба на лыжах, в летнее время плавания. Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциальные совершенствования организма ребёнка.
Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
в младшей группе — 15 мин.,
в средней группе — 20 мин.,
в старшей группе — 25 мин.,
в подготовительной группе — 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 — 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
Поэтому необходимо создать условия для формирования в процессе занятий физической культурой крепкого уровня здоровья, сильной воли, развитию двигательной активности, что является основой для интеллектуального и физического совершенствования человека.
Педагогу важно особое внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, что способствует более эффективной реализации двигательной активности детей. Вариативность условий может достигаться за счёт новизны упражнений, внесения новых пособий и предметов, постепенного усложнения двигательных заданий.
Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а так же мер,направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствования их функциональных возможностей.
В своей работе особое внимание уделяю здоровье сберегающим технологиям, системно использую:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья ( динамические паузы, физминутки, дыхательную, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и т.д)
- Технологии обучения здоровому образу жизни ( утренняя гимнастика, НОД « Физическая культура», точечный массаж, подвижные, спортивные игры,физкультурные досуги и развлечения и т.д)
Виды з/с технологий |
Время проведения |
Методика проведения |
1.Динамические паузы |
Во время НОД , 2-5 мин |
По мере утомляемости детей( физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика) |
2.Подвижные и спортивные игры |
Как часть НОД «Физическая культура», на прогулке, в групповой комнате 5-15 мин. |
Способствует развитию двигательной активности, вызывают положительные эмоции, дисциплинируют. |
3. Релаксация |
Во время НОД, свободное время 2-5 мин. |
Используется спокойная класическая музыка, звуки природы. |
4.Пальчиковая гимнастика |
Ежедневно, в любой удобный отрезок времени, на коррекционных часах 3-5 мин. |
Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. |
5.Гимнастика для глаз |
Ежедневно, в любое свободное время, 3-5 мин. |
В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с использованием наглядного материала. |
6.Гимнастика корригирующая |
Ежедневно, во время НОД « Физическая культура», гимнастика после дневного сна, индивидуально в 1 и 2 половину дня. |
Способствует укреплению мышц опорно- двигательного аппарата, увеличение силовой выносливости мышц всего организма. |
7.Утренняя гимнастика |
Ежедневно в зале, в утренние часы. |
Способствует развитию двигательной активности, заряду положительной энергии, в хорошо проветренном помещении, в облегчённой одежде. |
8. Гимнастика после дневного сна |
Ежедневно, 12-15 мин. |
Способствует укреплению здоровья,вызывает положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. |
9.Точечный массаж |
Во время гимнастики после сна, во время НОД « Физическая культура», 2-5 мин. |
Используются упражнения способствующие укреплению здоровья. |
10.Психогимнастика ( игры на психоэмоциональное благополучие) |
1-2 раза в неделю во вторую половину дня. |
Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. |
11.Самомассаж |
Ежедневно, в различных формах физкультурно оздоровительной работы. |
Способствует укреплению и расслаблению отдельных мышц. |
Всё это позволило мне в полной мере организовать двигательную деятельность детей, направленную на обучение разным видам движений,развитию физических качеств, обеспечению их благоприятным( оптимальным) уровнем двигательной активности.
Медведникова Инга Николаевна