Статья «Опыт учителей начальной школы по организации здоровьесберегающего обучения младших школьников»
Проблема здоровьесберегающего обучения, разные ее аспекты исследуются не только в теории, но и в педагогической практике. Так, разрабатывается содержание здоровьесберегающего обучения, методы, приемы и формы его реализации. В целях подготовки к формирующему эксперименту в рамках нашего длительного исследования возникла необходимость изучения сложившегося в педагогической практике опыта реализации здоровьесберегающего обучения.
На данном этапе исследования мы ставили перед собой задачи выявить:
-что понимают учителя под здоровьесберегающим обучением;
-какие технологии реализуются ими в целях обеспечения здоровьесберегающего обучения;
-какие типичные ошибки допускают учителя в реализации данной проблемы.
Нами изучен опыт учителей, работающих в школе № 77 г. Кемерово. В ходе изучения педагогического опыта нами выявлено, что многие учителя проводят просветительскую работу среди учащихся по вопросам ЗОЖ.
Данная деятельность нацелена на формирование основ культуры здоровья у учащихся, наличие которой способствует сохранению здоровья и формированию основ ЗОЖ. Культура здоровья включает в себя знания о различных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития, устойчивую мотивацию на ведение ЗОЖ [3]. Формирование культуры здоровья в образовательном учреждении осуществляется в процессе здоровьесберегающего подхода, под которым нами понимается обучение, воспитание и развитие ребенка, направленные на формирование системы знаний и умений, обеспечивающих ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Важным аспектом в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников выступает реализация здоровьесберегающего обучения как процесса формирования знаний о закономерностях сохранения и развития здоровья человека, овладения умениями, направленными на укрепление личного здоровья, оценку формирующих его факторов, усвоения знаний о ЗОЖ и умений его построения [28].
Нами выявлено, что здоровьесберегающее обучение детей реализуется через урочные и внеурочные формы деятельности. На уроках через предметы, входящие в образовательный стандарт, через спецкурсы, программы, факультативы учащиеся приобретают определенные знания и умения, связанные с ЗОЖ. Обучение основам здоровья осуществляется учителями по двум направлениям:
-создаются условия обучения, воспитания и развития младших школьников, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса;
-формируется у учащихся личная ответственность за свое здоровье.
В настоящее время существует ряд учебных программ, направленных на обучение культуре здоровья, которые реализуются учителями, это: программа «Азбука здоровья» - автор Г. К. Зайцев (г. Санкт-Петербург); «Я учусь, расту и развиваюсь здоровым!» - авторы Н. Абаскалова, Н. Иглина, Н. Лысова, И. Слинькова (г. Новосибирск); «Валеология подростка» - (авторы Л. Г. Татарникова, М. В. Поздеева, г. Санкт-Петербург); «Здоровье» - (под редакцией В. Н. Касаткиной, г. Москва) и другие.
В основном, учебные программы разработаны для начальной школы. На наш взгляд, это связано с тем, что, начиная с младшего школьного возраста можно осуществлять систематическое и последовательное обучение детей, закладывая основы ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, мотивации на ведение ЗОЖ. Анализ программ обучения ЗОЖ показал, что авторы используют в основном два подхода:
-первый подход заключается в формировании у младших школьников знаний о факторах укрепления и разрушения здоровья, обучение простейшим гигиеническим процедурам. Достоинство программы - обогащение знаний ребенка о своем здоровье, а недостаток в том, что мотивируется запоминание информации, но отсутствует ее практическая значимость;
-второй подход связан с развитием здоровья конкретного ребенка, воспитанием мотивации на ведение ЗОЖ, однако в данном случае необходимо субъективное участие ученика, его активное самоисследование и деятельность по формированию ЗОЖ. Усвоение знаний здесь не самоцель, а средство развития младшего школьника. Формами работы выступают тренинги, дискуссии, самонаблюдение, а само обучение требует от детей проявления активной позиции, что не всегда возможно с учетом возрастных особенностей младших школьников.
В школе элементы уроков здоровья могут быть включены в содержание различных дисциплин: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ); мир вокруг нас; мир и человек; окружающий мир; природоведение; психология; экология; и др. Обучение в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования знаний о здоровье. В основной школе происходит развитие первоначального целостного представления о здоровье, сформированного на первом этапе обучения. И только у старшеклассников формируется базовая система понятий, необходимая для практического применения в жизни [28].
Таким образом, в здоровьесберегающем обучении учителя реализуют принципы системности, непрерывности, преемственности. Однако недостаточное внимание уделяется такому принципу, как принцип интеграции, который осуществляется через интеграцию знаний о здоровье с содержанием общеобразовательных предметов, например, интегрированные уроки ОБЖ и психологии. Материал любого общеобразовательного предмета (математика, литература, физкультура и др.) с ориентацией знаний на здоровье может значимо повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесберегающего поведения.
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель – сформировать у ученика основы ЗОЖ и умения выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Задачи: сформировать элементарные представления об основных понятиях ЗОЖ; сформировать первоначальные умения выполнения правил здоровьесбережения. Данные задачи решаются педагогом в ходе выполнения комплексов физкультминуток, утренней гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений и т.п.
2. Этап углубленного изучения. Цель – сформировать полноценное понимание основ ЗОЖ. Задачи: уточнение представлений о правилах здоровьесбережения; сформировать осознанное отношение к выполнению данных правил; сформировать знания, выработать умения и отработать навыки рациональных приемов мышления и деятельности. На данном этапе педагог использует активные методы обучения, применяет наглядность, комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы).
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель – перевод умений в навыки здоровьесбережения. Задачи: сформировать стабильность и автоматизм выполнения правил здоровьесбережения; практическое использование данных правил учащимися; обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных обстоятельств. Педагог использует различные методы и приемы: познавательная игра, практический метод, ситуационный метод, активные методы обучения и др. Средства здоровьесберегающего обучения: физминутки и физические упражнения, подвижные перемены, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, корригирующая и др.), массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинг,
Фитотерапия и фитобар, ароматерапия, массовые оздоровительные мероприятия и т. п. [14].
Однако такой поэтапный подход к решению проблемы здоровьесберегающего обучения реализуется в педагогической практике редко. Чаще данная работа проводится стихийно, бессистемно, т.е. от случая к случаю, что снижает ее эффективность.
М. М. Безруких отмечает, что в большинстве школ в целях сохранения и укрепления здоровья школьников применяют повышенную двигательную активность, для снятия статического напряжения во время учебных занятий проводят физкультминутки, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые), используют увеличение количества обязательных уроков физкультуры [4]. Она описывает опыт в области здоровьесбережения разных образовательных учреждений. Так, в школах Республики Коми и в гимназии № 35 г. Тольятти применяется метод «динамических поз» за партой-конторкой.
В школе № 17 г. Красноярска на ряду со способами повышения двигательной активности проводятся игровые перемены с музыкальным сопровождением, в учебный процесс включены «валеологические часы» в виде оздоровительных игр, психогимнастики, психотелесных техник (йога, ци-гун, у-шу), тренинги, релаксации, саморегуляции, методы физкультурно-оздоровительной работы [7]. Психолого-педагогическая коррекция в виде аутотренингов, групповых релаксационных занятий, контроль дозирования домашних заданий, особенно в отношении младших школьников.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки применяется в школе № 56 г. Новокузнецка путем использования гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. В образовательных учреждениях, работающих в режиме пятидневной рабочей недели (к которым относится и МОУ СОШ № 10 пос. Каменский), рекомендуется интеграция программы в предметы естественно - научного и гуманитарного профиля, физическую культуру, а также в систему работы классного руководителя [7]. В процессе реализации данной программы «Основы здорового образа жизни» должны быть сформированы:
-научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
-отношение к здоровью как к ценности;
-целостное представление о человеке;
-навыки управления своим здоровьем;
-знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
-навыки оказания первой медицинской помощи;
-культура межличностных отношений;
-навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
-стратегии и технологии саморазвития.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешное решение комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов [18].
В г. Кемерово традиционно образовательные учреждения ежегодно принимают участие в областном конкурсе «Педагоги Кузбасса – за здоровое поколение» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» [16]. Так в МОУ СОШ № 1 разработана и внедрена программа «Здоровье», направленная на формирование ЗОЖ, предполагающего активную деятельность по укреплению собственного здоровья, включающего следующие компоненты:
-осознанное целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
-целенаправленное освоение физических навыков и навыков сохранения здоровья;
-использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
-активная борьба с вредными привычками;
-деятельность по пропаганде внедрения ЗОЖ в жизнь каждого человека.
В МОУ «Гимназия № 18» г. Ленинска-Кузнецкого действует «Школа здоровья». Ее цель – создание организационно-педагогических, медико-психологических условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В соответствии с данной программой в гимназии осуществляется социально-психологическое сопровождение образовательного процесса: изучается уровень готовности детей к школе, анализируется уровень адаптации обучающихся в первых классах, выявляются особенности развития личности младшего школьника, определяется психоэмоциональное состояние детей [17].
Таким образом, в педагогической практике у учителей складывается свой опыт решения проблемы здоровьесбережения. В опыте работы учителей нами выявлены такие положительные стороны, как:
-реализация специально разработанных программ по здоровьесберегающему обучению;
-проведение таких форм работы с учащимися, как классный час, конкурсы, элективные курсы, коллективные творческие проекты «Хочешь быть здоровым – будь им», викторины на тему «Человек и его здоровье», а так же применение различных методов просвещения учащихся, в том числе интерактивных методов;
-включение в данную работу родителей, с использованием таких форм, как внеклассные мероприятия, проведение тематических родительских собраний, конференций и др.
Однако в педагогическом опыте нами выявлен и ряд недостатков, к которым мы отнесли:
-отсутствие этапности, систематичности и последовательности в реализации здоровьесберегающего обучения;
-недооценка интегративного подхода к решению проблемы;
-недостаточное внимание со стороны педагогов: к просветительской работе с младшими школьниками и их родителями в области ЗОЖ, к передаче собственного опыта в сфере сохранения здоровья учащимся через урочную и внеурочную деятельность, к организации творческой деятельности детей в качестве условия организации их здоровьесберегающего обучения.
Выявленные в педагогическом опыте позитивные стороны и недостатки будут учтены нами при проведении собственного формирующего эксперимента.