Статья «Опыт учителей начальной школы по организации здоровьесберегающего обучения младших школьников»

2
0
Материал опубликован 8 February 2019 в группе
Опыт учителей начальной школы по организации здоровьесберегающего обучения младших школьников 
 учитель начальных классов 
  МБОУ СОШ №34 
 Салтыкова А.А.

Проблема здоровьесберегающего обучения, разные ее аспекты исследу­ются не только в теории, но и в педагогической практике. Так, разрабатывает­ся содержание здоровьесберегающего обучения, методы, приемы и формы его реализации. В целях подготовки к формирующему эксперименту в рамках нашего длительного исследования возникла необходимость изучения сложив­шегося в педагогической практике опыта реализации здоровьесберегающего обучения.

На данном этапе исследования мы ставили перед собой задачи выявить:

-что понимают учителя под здоровьесберегающим обучением;

-какие технологии реализуются ими в целях обеспечения здоровьесбе­регающего обучения;

-какие типичные ошибки допускают учителя в реализации данной проблемы.

Нами изучен опыт учителей, работающих в школе № 77 г. Кемерово. В ходе изучения педагогического опыта нами выявлено, что мно­гие учителя проводят просветительскую работу среди учащихся по вопросам ЗОЖ.

Данная деятельность нацелена на формирование основ культуры здоро­вья у учащихся, наличие которой способствует сохранению здоровья и фор­мированию основ ЗОЖ. Культура здоровья включает в себя знания о различ­ных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития, устойчивую мотивацию на ведение ЗОЖ [3]. Формирование культуры здоровья в образова­тельном учреждении осуществляется в процессе здоровьесберегающего под­хода, под которым нами понимается обучение, воспитание и развитие ребен­ка, направленные на формирование системы знаний и умений, обеспечиваю­щих ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Важным аспектом в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников выступает реализация здоровьесберегающего обучения как процесса формирования знаний о закономерностях сохранения и разви­тия здоровья человека, овладения умениями, направленными на укрепление личного здоровья, оценку формирующих его факторов, усвоения знаний о ЗОЖ и умений его построения [28].

Нами выявлено, что здоровьесберегающее обучение детей реализуется через урочные и внеурочные формы деятельности. На уроках через предме­ты, входящие в образовательный стандарт, через спецкурсы, программы, фа­культативы учащиеся приобретают определенные знания и умения, связан­ные с ЗОЖ. Обучение основам здоровья осуществляется учителями по двум направлениям:

-создаются условия обучения, воспитания и развития младших школь­ников, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъ­ектов образовательного процесса;

-формируется у учащихся личная ответственность за свое здоровье.

В настоящее время существует ряд учебных программ, направленных на обучение культуре здоровья, которые реализуются учителями, это: про­грамма «Азбука здоровья» - автор Г. К. Зайцев (г. Санкт-Петербург); «Я учусь, расту и развиваюсь здоровым!» - авторы Н. Абаскалова, Н. Иглина, Н. Лысова, И. Слинькова (г. Новосибирск); «Валеология подростка» - (авторы Л. Г. Татарникова, М. В. Поздеева, г. Санкт-Петербург); «Здоровье» - (под ре­дакцией В. Н. Касаткиной, г. Москва) и другие.

В основном, учебные программы разработаны для начальной школы. На наш взгляд, это связано с тем, что, начиная с младшего школьного возрас­та можно осуществлять систематическое и последовательное обучение детей, закладывая основы ценностного отношения к собственному здоровью и здо­ровью окружающих людей, мотивации на ведение ЗОЖ. Анализ программ обучения ЗОЖ показал, что авторы используют в основном два подхода:

-первый подход заключается в формировании у младших школьников знаний о факторах укрепления и разрушения здоровья, обучение простейшим гигиеническим процедурам. Достоинство программы - обогащение знаний ребенка о своем здоровье, а недостаток в том, что мотивируется запоминание информации, но отсутствует ее практическая значимость;

-второй подход связан с развитием здоровья конкретного ребенка, вос­питанием мотивации на ведение ЗОЖ, однако в данном случае необходимо субъективное участие ученика, его активное самоисследование и деятель­ность по формированию ЗОЖ. Усвоение знаний здесь не самоцель, а сред­ство развития младшего школьника. Формами работы выступают тренинги, дискуссии, самонаблюдение, а само обучение требует от детей проявления активной позиции, что не всегда возможно с учетом возрастных особенно­стей младших школьников.

В школе элементы уроков здоровья могут быть включены в содержа­ние различных дисциплин: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ); мир вокруг нас; мир и человек; окружающий мир; природоведение; психо­логия; экология; и др. Обучение в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования знаний о здоровье. В основной школе происходит развитие первоначального целостного представления о здоровье, сформированного на первом этапе обучения. И только у старше­классников формируется базовая система понятий, необходимая для практи­ческого применения в жизни [28].

Таким образом, в здоровьесберегающем обу­чении учителя реализуют принципы системности, непрерывности, преем­ственности. Однако недостаточное внимание уделяется такому принципу, как принцип интеграции, который осуществляется через интеграцию знаний о здоровье с содержанием общеобразовательных предметов, например, ин­тегрированные уроки ОБЖ и психологии. Материал любого общеобразова­тельного предмета (математика, литература, физкультура и др.) с ориентаци­ей знаний на здоровье может значимо повлиять на учебную мотивацию де­тей и выработку навыков здоровьесберегающего поведения.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представ­лениями. Цель – сформировать у ученика основы ЗОЖ и умения выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Задачи: сформировать эле­ментарные представления об основных понятиях ЗОЖ; сформировать перво­начальные умения выполнения правил здоровьесбережения. Данные задачи решаются педагогом в ходе выполнения комплексов физкультминуток, утрен­ней гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мы­шечных и других ощущений и т.п.

2. Этап углубленного изучения. Цель – сформировать полноценное по­нимание основ ЗОЖ. Задачи: уточнение представлений о правилах здоровьес­бережения; сформировать осознанное отношение к выполнению данных пра­вил; сформировать знания, выработать умения и отработать навыки рациональных приемов мышле­ния и деятельности. На данном этапе педагог использует активные методы обучения, применяет наглядность, комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиениче­ские факторы).

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель – перевод умений в навыки здо­ровьесбережения. Задачи: сформировать стабильность и автоматизм выпол­нения правил здоровьесбережения; практическое использование данных пра­вил учащимися; обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зави­симости от конкретных обстоятельств. Педагог использует раз­личные методы и приемы: познавательная игра, практический метод, ситуа­ционный метод, активные методы обучения и др. Средства здоровьесберегающего обучения: физминутки и физические упражнения, по­движные перемены, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчи­ковая, дыхательная, корригирующая и др.), массаж и самомассаж, психогим­настика, тренинг,

Фитотерапия и фитобар, ароматерапия, массовые оздорови­тельные мероприятия и т. п. [14].

Однако такой поэтапный подход к решению проблемы здоровьесберегающего обучения реализуется в педагогической практике ред­ко. Чаще данная работа проводится стихийно, бессистемно, т.е. от случая к случаю, что снижает ее эффективность.

М. М. Безруких отмечает, что в большинстве школ в целях сохранения и укрепления здоровья школьников применяют повышенную двигательную активность, для снятия статического напряжения во время учебных занятий проводят физкультминутки, динамические паузы (музыкальные, танцеваль­ные, игровые), используют увеличение количества обязательных уроков физ­культуры [4]. Она описывает опыт в области здоровьесбережения разных об­разовательных учреждений. Так, в школах Республики Коми и в гимназии № 35 г. Тольятти применяется метод «динамических поз» за партой-конторкой.

В школе № 17 г. Красноярска на ряду со способами повышения двигательной активности проводятся игровые перемены с музыкальным сопровождением, в учебный процесс включены «валеологические часы» в виде оздоровитель­ных игр, психогимнастики, психотелесных техник (йога, ци-гун, у-шу), тре­нинги, релаксации, саморегуляции, методы физкультурно-оздоровительной работы [7]. Психолого-педагогическая коррекция в виде аутотренингов, группо­вых релаксационных занятий, контроль дозирования домашних заданий, особенно в отношении младших школьников.

Индивидуальное до­зирование объема учебной нагрузки применяется в школе № 56 г. Новокузнецка путем использования гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. В образо­вательных учреждениях, работающих в режиме пятидневной рабочей недели (к которым относится и МОУ СОШ № 10 пос. Каменский), рекомендуется ин­теграция программы в предметы естественно - научного и гуманитарного профиля, физическую культуру, а также в систему работы классного руково­дителя [7]. В процессе реализации данной программы «Основы здорового обра­за жизни» должны быть сформированы:

-научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

-отношение к здоровью как к ценности;

-целостное представление о человеке;

-навыки управления своим здоровьем;

-знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;

-навыки оказания первой медицинской помощи;

-культура межличностных отношений;

-навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;

-стратегии и технологии саморазвития.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешное решение комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педаго­гики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической тех­нологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов [18].

В г. Кемерово традиционно образовательные учреждения ежегодно принимают участие в областном конкурсе «Педагоги Кузбасса – за здоровое поколение» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Об­разование» [16]. Так в МОУ СОШ № 1 разработана и внедрена программа «Здоро­вье», направленная на формирование ЗОЖ, предполагающего активную дея­тельность по укреплению собственного здоровья, включающего следующие компоненты:

-осознанное целенаправленное применение разнообразных форм физ­культурной активности;

-целенаправленное освоение физических навыков и навыков сохране­ния здоровья;

-использование естественных природных факторов в укреплении здо­ровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

-активная борьба с вредными привычками;

-деятельность по пропаганде внедрения ЗОЖ в жизнь каждого челове­ка.

В МОУ «Гимназия № 18» г. Ленинска-Кузнецкого действует «Школа здоровья». Ее цель – создание организационно-педагогических, медико-психологических условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В соответствии с данной программой в гимназии осуществляется социально-психологическое сопровождение образовательного процесса: изучается уровень готовности детей к школе, анализируется уровень адаптации обучающихся в первых классах, выявляются особенности развития личности младшего школьника, определяется психоэмоциональное состояние детей [17].

Таким образом, в педагогической практике у учителей складывается свой опыт решения проблемы здоровьесбережения. В опыте работы учителей нами выявлены такие положительные стороны, как:

-реализация специально разработанных программ по здоровьесберегающему обучению;

-проведение таких форм работы с учащимися, как классный час, кон­курсы, элективные курсы, коллективные творческие проекты «Хочешь быть здоровым – будь им», викторины на тему «Человек и его здоровье», а так же применение различных методов просвещения учащихся, в том числе интерак­тивных методов;

-включение в данную работу родителей, с использованием таких форм, как внеклассные мероприятия, проведение тематических родитель­ских собраний, конференций и др.

Однако в педагогическом опыте нами выявлен и ряд недостатков, к ко­торым мы отнесли:

-отсутствие этапности, систематичности и последовательности в реа­лизации здоровьесберегающего обучения;

-недооценка интегративного подхода к решению проблемы;

-недостаточное внимание со стороны педагогов: к просветительской работе с младшими школьниками и их родителями в области ЗОЖ, к передаче собственного опыта в сфере сохранения здоровья учащимся через урочную и внеурочную деятельность, к организации творческой деятельности детей в ка­честве условия организации их здоровьесберегающего обучения.

Выявленные в педагогическом опыте позитивные стороны и недостатки будут учтены нами при проведении собственного формирующего эксперимента.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации