12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зикунова Надежда Ивановна47

Надежда Ивановна Зикунова


село Калинино, муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа»

Создание здоровьесберегающей среды при подготовке будущих первоклассников.


Охрана здоровья детей является одним из приоритетных направлений деятельности всего общества. Когда будущий первоклассник идет в школу, это очень ответ­ственная пора в жизни каждой семьи. Пер­вокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъ­являемые программой. Он должен успешно овладеть учебной деятельностью в соответствии с ФГОС, наладить отношения с учителями и сверстниками, освоить новый режим труда и отдыха и усвоить школьные нормы поведения. Если в процессе адаптации возникнут какие-либо сложности, это может повлиять на становление ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Чтобы этого избежать, необходимо создать такую благоприятную среду, чтобы ребёнок, идущий в школу, с удовольствием учился.

Поэтому в нашей школе уже 13 лет проводится школа субботнего дня «Филиппок», которая способствует развитию и подготовке ребёнка. Составляется расписание, рабочая программа, проводится родительское собрание, анкетирование консультирование родителей. На первом собрании родителям разъяснили особенности ФГОС нового поколения, они узнали, как изменится их роль в условиях новых подходов к обучению детей. Родители познакомились с современными тенденциями в образовании, с особенностями внеурочной деятельности в 1 классе, с портфолио учащегося.

Проводятся эти занятия 1 раз в неделю, по 3 занятия в течении 20 минут с января по июнь по субботам.

ЦЕЛЬ этой работы - подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Основной характеристикой личностной культуры ребенка дошкольного возраста является
компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Программа подготовки дошкольников и формирование компонентов учебной деятельности строится с учетом всестороннего развития детей, выявления индивидуальных возможностей ребенка, развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.

Данная программа решает следующие ЗАДАЧИ:

сохранить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе;

исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.

Очень важно сохранить физическое и психологическое здоровье детей. Чтобы детям было удобно, занятия проводятся в помещении 1 класса, где мебель приспособлена для роста детей, есть игровой уголок, наглядный и иллюстративный материал, автоматизированное место учителя, рециркулятор. На переменах с детьми играем в спортзале, знакомимся ближе друг с другом, дети учатся взаимодействовать, снимают напряжение после занятий.

На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. Используются картинки и иллюстрации для пересказов и составления предложений, рассказов.

Подготовка к письму проводятся в тетрадях и альбомах. Активно используется ИКТ, интерактивные задания. Это развивает интерес детей и разнообразит работу учителя. Дети выполняют физминутки для глаз, весёлую гимнастику, приём театрализации.

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать и читать. На них осуществляется этап подготовки детей к письму, чтению, математике. Происходит снижение психологической нагрузки ребенка. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального, физического и психического развития ребенка, включают в себя разнообразные игры и упражнения; физкультминутки; веселые дидактические игры; самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях; игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки; занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков. Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед школой при первом знакомстве с будущим первоклассником.

Организация предшкольной подготовки дошкольников обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка, оказание диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

Из отзывов родителей мы узнаём, что предшкольная подготовка нужна.

В моём подготовительном классе обучались 13 учеников. Шесть из них не посещали детский сад. Есть дети из неблагополучных семей. Два ребёнка приезжали из соседнего села. Педагогическая диагностика готовности учащихся 1 класса к овладению грамотой и математикой показала, что уровень готовности по зрительному восприятию, классификации предметов, произвольность (умение следовать указаниям)- средний уровень.

По пространственному восприятию, выбору и выполнению арифметических действий, сравнению множеств, фонематический слух, предпосылки к овладению звуковым анализом – низкий. В дальнейшей учёбе детям пригодились полученные знания и умения. Меньше времени уходило на организацию рабочего места и других оргмоментов.

Для успешной и результативной адаптации необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Занятия, полезные для ребенка в период подготовки его к школе:

Развитие мелких мышц руки: работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами, с пластилином; рисование в альбомах (карандашами, красками).

Использую ролевые игры, дыхательную гимнастику, физкультминутки, рисование, групповые обсуждения, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, направленное воображение. Использовались такие группы методов: метод убеждения, метод стимулирования, метод самовоспитания, метод игровой терапии. Такие упражнения как «Знакомство», «Комплимент», «Иголка и нитка». Следим за правильной позой учащегося во время занятий. Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Словить комара», «Согреть руки».

Проанализировав данную работу, я пришла к выводу, что предшкольная подготовка даёт положительные результаты.

Отношения у детей в процессе подготовки складываются в основном доброжелательные. В ходе занятий дети проявляют способность к фантазии, воображению. Многие научились выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. Они проявляют широкую любознательность, задают вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Таким образом, создание здоровьесберегающих условий позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии, способствует сохранению физического и психологического здоровья детей.

Список литературы:

1.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.

3. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М., 2003.

4. Дубровина И.В. – Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.

5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М., 2003.

6. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный. М.: Просвещение, 1990.



4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.