Специальная индивидуальная программа развития
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения:
Группа (особые потребности):
Класс:
Заключение ПМПК:
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
4. Содержание образования в условия организации и семьи.
Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
агрессия
самоагрессия
Способы коррекции агрессии:
предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии
Способы коррекции самоагрессии:
прерывание эпизода самоагрессии с переключением на адекватное поведение
предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии
Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | |||
1.1. Коммуникация | | | |
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. | | | |
1.1.1.1. Использование звука как средства коммуникации | | | |
1.1.1.2. Использование звукоподражания как средства коммуникации | | | |
1.1.1.3. Использование звукового комплекса как средства коммуникации | | | |
1.1.1.4. Использование слога как средства коммуникации | | | |
1.1.1.5. Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) | | | |
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. | | | |
1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации | | | |
1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации | | | |
1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации | | | |
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | | | |
1.2.1. Импрессивная речь | | | |
1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя | | | |
1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов | | | |
1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | | | |
1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | | | |
1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | | | |
1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | | | |
1.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | | | |
1.2.1.8. Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) | | | |
1.2.2. Экспрессивная речь | | | |
1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов | | | |
1.2.2.6. Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | | | |
2. Математические представления | |||
2.1. Количественные представления | | | |
2.1.1. Нахождение одинаковых предметов | | | |
2.1.2. Разъединение множества | | | |
2.1.3. Объединение предметов в единое множество | | | |
2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» | | | |
2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) | | | |
2.2. Представления о форме | | | |
2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» | | | |
2.3. Пространственные представления | | | |
2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) | | | |
2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре | | | |
2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | | | |
3. Окружающий природный мир | |||
3.1. Временные представления | | | |
3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) | | | |
3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь) | | | |
3.2. Животный мир | | | |
3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) | | | |
3.2.2. Знание основных признаков животного | | | |
3.2.3. Установление связи строения тела животного с его образом жизни | | | |
3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) | | | |
3.2.6. Знание способов передвижения домашних животных | | | |
3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) | | | |
3.2.25. Знание строения птицы | | | |
3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) | | | |
3.2.42. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни | | | |
3.3. Объекты природы | | | |
3.3.1. Узнавание Солнца | | | |
3.3.3. Узнавание Луны | | | |
3.3.8. Узнавание глобуса – модели Земли | | | |
3.3.18. Узнавание леса | | | |
3.3.31. Узнавание воды | | | |
3.3.40. Узнавание огня | | | |
3.4. Растительный мир | | | |
3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) | | | |
3.4.6. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) | | | |
3.4.14. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) | | | |
6. Окружающий социальный мир | |||
6.1. Школа | | | |
6.1.1. Узнавание (различение) помещений школы | | | |
6.1.6. Узнавание (различение) участков школьной территории | | | |
6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком | | | |
6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) | | | |
6.2.3. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол) | | | |
6.2.13. Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.) | | | |
6.3. Предметы быта | | | |
6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер | | | |
6.3.4. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод | | | |
6.3.5. Знание назначения предметов мебели | | | |
6.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож | | | |
6.3.9. Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка | | | |
6.4. Квартира, дом, двор | | | |
6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) | | | |
6.6. Транспорт | | | |
6.6.1. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый) | | | |
6.8. Традиции, обычаи | | | |
6.8.1. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха) | | | |
7. Музыка и движение | |||
7.1. Слушание | | | |
7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки | | | |
7.1.3. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки | | | |
7.1.4. Узнавание знакомой песни | | | |
7.1.6. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша) | | | |
7.1.7. Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки | | | |
7.1.9. Различение высоких и низких звуков | | | |
7.2. Пение | | | |
7.2.1. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни | | | |
7.3. Движение под музыку | | | |
7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.) | | | |
7.3.3. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание, покачивание с ноги на ногу | | | |
7.3.4. Движение в хороводе | | | |
7.3.5. Ритмичная ходьба под маршевую музыку | | | |
7.3.7. Выполнение под музыку действий с предметами | | | |
8. Изобразительная деятельность | |||
8.1. Аппликация | | | |
8.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. | | | |
8.1.3. Сминание бумаги | | | |
8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера) | | | |
8.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) | | | |
8.1.6. Скручивание листа бумаги | | | |
8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем | | | |
8.2. Лепка | | | |
8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина | | | |
8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины) | | | |
8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой | | | |
8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска | | | |
8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска | | | |
8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска | | | |
8.2.8. Отрезание кусочка материала стекой | | | |
8.2.9. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) | | | |
8.2.10. Катание колбаски на доске (в руках) | | | |
8.2.11. Катание шарика на доске (в руках) | | | |
8.2.14. Сгибание колбаски в кольцо | | | |
8.3. Рисование | | | |
8.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды | | | |
8.3.8. Рисование точек | | | |
8.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий | | | |
8.3.10. Соединение точек | | | |
8.3.11. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) | | | |
8.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) | | | |
8.3.13. Заполнение контура точками | | | |
11. Сенсорное развитие | |||
11.1. Зрительное восприятие. | | | |
11.1.1. Удержание взгляда на лице человека | | | |
11.1.2. Удержание взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) | | | |
11.1.3. Удержание взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, напротив ребенка | | | |
11.1.4. Удержание взгляда на близко расположенном предмете, движущемся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад) | | | |
11.1.5. Удержание взгляда на движущемся удаленном объекте | | | |
11.1.6. Реакция на близко расположенный статичный объект | | | |
11.1.7. Реакция на движущийся близко расположенный объект | | | |
11.1.8. Реакция на движущийся удаленный объект | | | |
11.2. Слуховое восприятие. | | | |
11.2.1. Слушание речевых звуков | | | |
11.2.2. Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.) | | | |
11.2.3. Реакция на речь | | | |
11.2.4. Реакция на неречевые звуки (звуки природы, бытовые звуки и др.) | | | |
11.2.5. Восприятие звука, исходящего от предмета | | | |
11.2.7. Реакция на высокие и низкие звуки музыкальных инструментов | | | |
11.2.8. Реакция на тихие и громкие звуки музыкальных инструментов | | | |
11.2.9. Реакция на музыку (тихую, громкую, быструю, медленную и др.) | | | |
11.4. Восприятие запаха. | | | |
11.4.1. Реакция на запах | | | |
11.4.2. Узнавание объектов по запаху | | | |
13. Двигательное развитие | |||
13.1. Общеразвивающие и корригирующие упражнения | | | |
13.1.1. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя | | | |
13.1.2. Выполнение движений головой | | | |
13.1.3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» | | | |
13.1.4. Выполнение движений пальцами рук | | | |
13.1.5. Круговые движения кистью | | | |
13.1.7. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | | | |
13.1.8. Выполнение движений плечами | | | |
13.1.9. Опора на предплечья, на кисти рук | | | |
13.1.11. Повороты туловища вправо (влево) | | | |
13.1.20. Приседание | | | |
13.1.28. Ходьба с удержанием рук на поясе (за спиной, на голове, в стороны) | | | |
13.1.32. Ходьба по доске, лежащей на полу | | | |
13.1.48. Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой) | | | |
13.1.49. Броски мяча на дальность | | | |
13.1.52. Ударение по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега) | | | |
4.3. Нравственное развитие.
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
Спокойно вести себя в помещении и на улице
Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь
Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место
Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора
Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику
Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой
Поливать комнатные растения, ухаживай за домашними животными
Экономить электроэнергию, выключать своевременно свет
Не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Гулять на свежем воздухе в любое время года
Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.
Мыть фрукты и овощи перед употреблением
Одеваться на улицу по погоде
Соблюдать режим просмотра телевизора, пользования компьютером
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой
Не бросать мусор в воду, особенно острые предметы, которые могут ранить окружающих
Не трогать и не обижать птиц и животных, живущих в городе, в лесу и в водоемах, не разорять их гнезд
Не ловить ради забавы жуков, бабочек, муравьев, лягушек и др.
Не ломать деревья, не повреждать их
Знание правил здорового питания.
Не спешить во время еды
Не есть на ходу, перед телевизором
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Спокойно заходить в кабинет врача
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Соблюдать правила безопасности на дороге (переходить через дорогу в разрешенном месте, по светофору, не перебегать дорогу перед движущимся транспортом и др.)
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Психологическая поддержка семьи | участие в тренингах участие в занятиях коррекционной группы участие в семейных встречах «Клуба выходного дня» индивидуальные консультации с психологом | |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) тематические семинары: | |