Специальная индивидуальная программа развития, 3 класс
Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: …
Возраст ребенка: … лет
Место жительства:….
Мать: …..
Отец: …
Год обучения : 3
Ступень обучения: III
Группа (особые потребности): 2
Заключение ПМПК: умеренная умственная отсталость, атипичный аутизм, несформированность языковых средств на фоне первичного дефекта и дизартрии.
Характеристика обучающегося на начало учебного года.
И… посещает ……. третий год.
Семья полная, состоит из 3-х человек, проживает в трёхкомнатной квартире. Мама – ….., отец – ….. Родители заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов, но не всегда их выполняют. Мама и папа много гуляют с сыном, выполняют все его желания, соблюдают все ритуалы сына.
Основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме. И… хорошо переносит физические нагрузки, редко болеет соматическими заболеваниями.
Мальчику не нравятся громкие, резкие звуки, пение (закрывает уши, отворачивается). ….. нравятся игры с сыпучим, фактурным материалом.
Эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Часто наблюдается повышенная возбужденность. Наблюдаются сенсорно-двигательная (закрывает уши руками, трогает волосы, кружится, «рисует» пальцем в воздухе, закатывает глаза в сторону) и оральная стимуляции (движения языком). При общении избегает прямого взгляда в лицо или глаза человека, но с учителем установил зрительный контакт. Наблюдается «застревание» на некоторых значимых ситуациях (воспроизводит в речи, рисунках), чутко реагирует на настроение окружающих, чувствует отношение к нему. Эмоционально насыщенные ситуации, смена привычного хода событий, ритуалов периодически вызывают перевозбуждение, нередко приводят к аффективной вспышке (плачет, отказывается общаться, смеется). Иногда наблюдаются эпизоды агрессии, направленной на взрослых (толкает, наскакивает на человека), сопровождающиеся плачем. Предположительно, такое поведение провоцирует смена привычного хода событий.
Уровень основных мыслительных операций снижен. Доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, ребенок не устанавливает конкретные связи между предметами и явлениями. Внимание неустойчивое, истощаемое. Наблюдается нарушение по объёму и концентрации, повышенная отвлекаемость, «соскальзывание». Продуктивность мнестических функций низкая.
….. понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые сложные речевые инструкции в контексте происходящего. Понимает названия действий (есть, пить, спать, бежать), признаков действий (большой, маленький, грустный, весёлый), изображенных на фотографиях, предметных картинках, пиктограммах.
Речь не сформирована.
В контакт мальчик вступает избирательно. …. внимательно следит за происходящим вокруг него, с помощью взрослого подключается к совместной деятельности. При кажущейся отстраненности … чутко реагирует на похвалу и нуждается в ней. В свободной деятельности предпочитает стереотипные игры (конструктор, мозаика, выстраивание башен из кубиков), стереотипные рисунки, собирает пазлы.
Знакомые предметы использует в соответствии с их функциональным назначением. Без труда выполняет действия с мелкими предметами. Выкалывает шилом по контуру, рисует некоторые предметы и объекты с помощью учителя.
Навыки самообслуживания сформированы частично. Одевается и раздевается самостоятельно. Не различает лицевую и изнаночную стороны одежды, левый и правый предметы обуви. Необходим контроль внешнего вида. Помощь требуется при заправлении и выворачивании одежды, застегивании пуговиц, молнии, завязывании шнурков.
Ест самостоятельно, часто заглатывает большие куски пищи, не умеет пользоваться ножом.
И… знает названия основных цветов и некоторых оттенков, различает предметы по величине (большой/маленький), составляет упорядоченный ряд (по убыванию и по возрастанию). Пространственные представления формируются с трудом.
…. различает предметы одежды, обуви, мебели, посуды, бытовой техники.
Мальчику необходима частичная эпизодическая помощь. Требуется эпизодический присмотр.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
Социальная коммуникация.
Окружающий мир.
4. Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия.
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
1. Программа формирования базовых учебных действий |
||
1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. |
||
1.1.1. Принятие контакта, инициированного взрослым 1.1.2. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса 1.1.3. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) : нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек 1.1.4. Планирование учебного дня 1.1.5. Следование расписанию дня |
||
1.2. Формирование учебного поведения |
||
1.2.1. Поддержание правильной позы 1.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание 1.2.3. Подражание простым движениям и действиям с предметами 1.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.) 1.2.5. Использование по назначению учебных материалов 1.2.6. Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) 1.2.7 .Выполнение действий с предметами (по подражанию) 1.2.8. Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу) 1.2.9 Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии |
||
1.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками |
||
1.3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца) 1.3.2. Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
4.2. Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения |
Способы и методы коррекции |
1 полугодие |
2 полугодие |
Агрессия, направленная на людей – бьет детей и взрослых. |
Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройтись, умыться), интересную для ребенка деятельность (послушать музыку), на то, что может его заинтересовать.
|
||
Неадекватные крик, плач. |
Переход в другое помещение. Переключение ребенка на интересную для него деятельность. |
||
Двигательные (пробежки, прыжки) стереотипии. Сенсорно-двигательных стереотипий (кружится, трогает уши руками) |
Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание крупных бусин на шнурок ). |
4.3. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. |
||
1.1. Коммуникация. |
||
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. |
||
1.1.1.1. Установление зрительного контакта с собеседником; 1.1.1.2. Установление контакта с собеседником 1.1.1.3. Реагирование на собственное имя 1.1.1.4. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) 1.1.1.5. Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) 1.1.1.6. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) |
||
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. |
||
1.1.2.1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики 1.1.2.2. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста 1.1.2.3. Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета |
||
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. |
||
1.2.1. Импрессивная речь. |
||
1.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. 1.2.1.2. Реагирование на собственное имя 1.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов 1.2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) |
||
1.3. Чтение и письмо. |
||
1.3.1. Глобальное чтение. |
||
1.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий |
||
2. Математические представления. |
||
2.1. Количественные представления. |
||
2.1.1. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» 2.1.2. Пересчет предметов по единице 2.1.3. Узнавание цифр |
||
2.2. Представления о форме. |
||
2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» 2.2.2. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек 2.2.3. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) 2.2.4. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии) |
||
2.3. Пространственные представления |
||
2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) 2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре 2.3.3. Составление предмета (изображения) из нескольких частей |
||
2.4. Временные представления. |
||
2.4.1. Узнавание (различение) частей суток 2.4.2. Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно |
||
2.5. Представления о величине. |
||
2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине 2.5.2. Различение однородных (разнородных) предметов по длине 2.5.3. Различение предметов по высоте 2.5.4. Различение предметов по весу 2.5.5. Различение предметов по толщине |
||
3. Окружающий природный мир |
||
3.1. Временные представления. |
||
3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) 3.1.2. Соотнесение частей суток с видами деятельности 3.1.3. Различение выходных и рабочих дней |
||
3.2. Животный мир. |
||
3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) 3.2.2. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака 3.2.3. Знание питания домашних животных 3.2.4. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки) 3.2.5. Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.) |
||
3.3. Объекты природы. |
||
3.3.1. Узнавание Солнца 3.3.2. Узнавание Луны 3.3.3. Различение земли, неба 3.3.4. Узнавание почвы 3.3.5. Узнавание воды 3.3.6. Узнавание огня |
||
3.4. Растительный мир. |
||
3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) 3.4.2. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) 3.4.3. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.4. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта 3.4.5. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.6. Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок); 3.4.7. Знание строения растения |
||
4. Человек |
||
4.1. Представления о себе. |
||
4.1.1. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) 4.1.2. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) 4.1.3. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа); |
||
4.2. Семья. |
||
4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи 4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых 4.2.3. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи |
||
4.3. Гигиена тела. |
||
4.3.1. Различение вентилей с горячей и холодной водой 4.3.2. Вытирание рук полотенцем 4.3.3. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) 4.3.4. Вытирание лица 4.3.5. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) 4.3.6. Чистка зубов 4.3.7. Полоскание полости рта 4.3.8. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой) 4.3.9. Расчесывание волос |
||
4.4. Обращение с одеждой и обувью. |
||
4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка ( футболка), майка, трусы, брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)) 4.4.2. Знание назначения предметов одежды 4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты)) 4.4.4. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, тапки) 4.4.5. Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты) 4.4.6. Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) |
||
4.5. Прием пищи. |
||
4.5.1. Сообщение о желании пить 4.5.2. Питье из кружки /стакана) (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол) 4.5.3. Сообщение о желании есть 4.5.4. Еда руками 4.5.5. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) 4.5.6. Использование салфетки во время приема пищи |
||
4.6. Туалет. |
||
4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет 4.6.2. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды 4.6.3. Соблюдение последовательности действий в туалете: поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук |
||
5.Окружающий социальный мир |
||
5.1. Предметы и материалы, изготовленные человеком. |
||
5.1.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) 5.1.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.)) узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) 5.1.3. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол) 5.1.4. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) 5.1.5. Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) 5.1.6. Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.) |
||
5.2. Предметы быта. |
||
5.2.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен 5.2.2. Знание назначения электроприборов 5.2.3. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет 5.2.4. Знание назначения предметов мебели 5.2.5. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож 5.2.6. Знание назначение предметов посуды 5.2.7. Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, свечи 5.2.8. Знание назначения предметов интерьера 5.2.9. Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы |
||
5.3. Квартира, дом, двор. |
||
5.3.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) 5.3.2. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел) |
||
5.4. Город. |
||
5.4.1. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, парикмахер, почтальон) 5.4.2. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар) |
||
5.5. Транспорт. |
||
5.5.1. Узнавание (различение) составных частей транспортного средства |
||
6. Музыка и движение |
||
6.1. Слушание. |
||
6.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки 6.1.2. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки 6.1.3. Узнавание знакомой песни 6.1.4. Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки 6.1.5. Различение высоких и низких звуков |
||
6.2. Движение под музыку. |
||
6.2.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.) 6.2.2. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание, покачивание с ноги на ногу |
||
7. Изобразительная деятельность |
||
7.1. Аппликация. |
||
7.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. 7.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, трафарет 7.1.3. Сминание бумаги 7.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера) 7.1.5. Скручивание листа бумаги 7.1.6. Намазывание всей (части) поверхности клеем 7.1.7. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги 7.1.8. Вырезание по контуру 7.1.9. Сборка изображения объекта из нескольких деталей |
||
7.2. Лепка. |
||
7.2.1. Разминание пластилина (теста, глины) 7.2.2. Отрывание кусочка материала от целого куска 7.2.3. Откручивание кусочка материала от целого куска 7.2.4. Отщипывание кусочка материала от целого куска 7.2.5. Отрезание кусочка материала стекой 7.2.6. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) 7.2.7. Катание колбаски на доске (в руках) 7.2.8. Катание шарика на доске (в руках) 7.2.9. Сгибание колбаски в кольцо |
||
7.3. Рисование. |
||
7.3.1. Оставление графического следа 7.3.2. Освоение приемов рисования карандашом 7.3.3. Рисование точек 7.3.4. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий 7.3.5. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) 7.3.6. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка |
||
8. Адаптивная физкультура |
||
8.1. Коррекционные подвижные игры. |
||
8.1.2.Подвижные игры. |
||
8.1.2.1.Подвижные игры на развитие координационных способностей. |
||
8.1.2.1.1. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз» 8.1.2.1.2. Соблюдение правил игры «Болото » |
||
8.1.2.2.Подвижные игры на развитие скоростных способностей. |
||
8.1.2.2.1. Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки » |
||
8.1.2.3.Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей. |
||
8.1.2.3.1. Соблюдение правил игры «Бросай-ка» |
||
8.2. Физическая подготовка. |
||
8.2.1. Построения и перестроения. |
||
8.2.1.1. Принятие исходного положения для построения и перестроения (основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»)) 8.2.1.2. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед повороты на месте направо, налево 8.2.1.3. Ходьба в колонне по одному, по двое |
||
8.3.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. |
||
8.3.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) 8.3.2.2. Сгибание фаланг пальцев 8.3.2.3. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения 8.3.2.4. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа») |
||
8.1.4. Ползание, подлезание, лазание, перелезание |
||
8.1.4.1. Перелезание через препятствия |
||
8.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза |
||
8.1.5.1. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену) 8.1.5.2. Перенос груза |
||
9. Сенсорное развитие |
||
9.1. Зрительное восприятие. |
||
9.1.1. Фиксация взгляда на лице человека 9.1.2.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) 9.1.3. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.) |
||
9.2. Слуховое восприятие. |
||
9.2.1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии) 9.2.2 Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука 9.2.3. Соотнесение звука с его источником |
||
9.3. Кинестетическое восприятие. |
||
9.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека 9.3.2. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий) 9.3.3. Адекватная реакция на давление на поверхность тела 9.3.4. Адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела 9.3.5. Адекватная реакция на изменение положения тела |
||
9.4. Восприятие запаха. |
||
9.4.1. Адекватная реакция на запахи |
||
9.5. Восприятие вкуса. |
||
9.5.1. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) 9.5.2. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый) |
||
10. ППД |
||
10.1. Действия с материалами. |
||
10.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 10.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) 10.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) 10.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) 10.1.5. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) 10.1.6. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)) 10.1.7. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) |
||
10.2. Действия с предметами. |
||
10.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) 10.2.2. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) 10.2.3. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.) 10.2.4. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) 10.2.5. Вынимание предметов из емкости 10.2.6. Складывание предметов в емкость 10.2.7. Перекладывание предметов из одной емкости в другую 10.2.8. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) 10.2.9. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) |
||
11. Двигательное развитие |
||
11.1. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки) 11.2. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» 11.3. Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание 11.4. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево) 11.5. Прыгание на двух ногах на месте (с продвижением (вперед, назад, вправо, влево)) |
||
12. Альтернативная и дополнительная коммуникация |
||
12.1. Коммуникация. |
||
12.1. 1. Основы коммуникации. |
||
12.1.1. Адекватная ответная реакция на прикосновения человека 12.1.2. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека 12.1.3. Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания |
||
12.1.2. Коммуникация с использованием вербальных средств. |
||
12.1.2.1. Установление зрительного контакта с собеседником; 12.1.2.2. Реагирование на собственное имя |
||
12.1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств. |
||
12.1.3.1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики 12.1.3.2. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста |
||
12.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. |
||
12.2.1. Импрессивная речь. |
||
12.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. 12.2.1.2. Реагирование на собственное имя 12.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 12.2.1.4. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 12.2.1.5. Понимание простых предложений |
||
12.3. Чтение и письмо. |
||
12.3.1. Глобальное чтение. |
4.4. Нравственное развитие.
Способность замечать и запоминать происходящее, какие события, встречи, изменения происходят в жизни.
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.
Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе.
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.
4.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Соблюдение правил поведения в природе (не ломать ветки деревьев и кустарника, не обижать животных, птиц и др.).
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, режима дня.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Умение вести себя в экстремальных ситуациях (привлечь к себе внимание взрослого).
4.6. Внеурочная деятельность.
Название рабочей программы |
Возможные предметные результаты |
Возможные личностные результаты |
«Лопотушки» |
Решение проблемы задержки речевого развития, аутистические расстройства, создание положительного эмоционального настроя к речи. |
Развитие общей моторики |
«Я познаю себя» |
Адекватная реакция на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости; - адекватная реакция на изменение положения тела, вибрацию |
- обогащение опыта восприятия окружающего мира; - развитие интереса к взаимодействию с окружающими; - умение взаимодействовать с взрослым, выполняющим стимуляцию; - развитие общей моторики |
« Мы вместе» |
Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми, и с детьми -нормой |
Расширение круга общения; преодоление одиночества |
«Игротека» |
Умственное и творческое развитие ребёнка, развитие пространственного воображения, сенсорных способностей. Развитие у детей познавательных и интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания, памяти. |
Развитие умственных способностей детей, личностных, нравственных и моральных качеств и физических трудовых навыков. |
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
Учитель надомного обучения – ……,
учитель – логопед – …..,
учитель- психолог – ……,
законный представитель – …...
6. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи |
Мероприятия |
Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей) участие в тематических семинарах: «Реализация СИПР в домашних условиях» «Формирование социально – бытовых навыков» «Формирование навыков самообслуживания» «Организация свободного времени дома» |
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР |
заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР Присутствие родителей на уроках/занятиях информирование электронными средствами личные встречи, беседы просмотр и записи в тетради учёта занятий ребенка |
|
Психологическая поддержка семьи |
участие в тренингах – 4 раза в год индивидуальные консультации с психологом |
|
Организация участия родителей во внеурочной деятельности |
привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: привлечение родителей к взаимодействию с другими организациями, привлечение родителей к оказанию помощи в решении хозяйственных вопросов
|
7. Необходимые технические средства и
дидактические материалы.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Рыбы», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Садовые цветочно-декоративные растения», «Дикорастущие цветочно-декоративные растения», «Комнатные растения», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город», «Музыкальные инструменты»; муляжи внутренних органов человека, пособие «Скелет человека».
Набор пиктограмм; мнемокартинки.
Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы «Нумикон», конструктор «Лего», счетный материал; настольный калькулятор, оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; циркуль, линейка без шкалы, линейка.
Пылесос, швабра, тряпки, ведро для мытья пола, перчатки для уборки, таз, ковшик, мерный стакан, моющие средства для стирки руками (мыло, стиральный порошок), прищепки, напольная вешалки для сушки белья, вешалка для сушки носков; утюг, гладильная доска, резиновый коврик, «плечики» для одежды, коробка и чехол для хранения одежды; щётки с ворсом и с липкой поверхностью для одежды; электросушилка для обуви; средства для чистки обуви; щетки различной жесткости, фланелевая и шерстяная тряпочки, поролоновая и металлизированная губки.
Набор инструментов для ухода за комнатными растениями.
Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.
Инструменты и материалы для профильного труда: краски, кисточки, стаканчик-непроливайка, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования; ткани, нитки, ножницы, иглы с крупными ушками, нитковдеватель, расческа.
Крема для рук и лица; маникюрные набор (ножницы, пилочки); тканевые и бумажные носовые платки; лосьон для лица; расчёска; шампунь; фен; ватные палочки с ограничителем; мыло, гель для душа, полотенце, дезодорант, туалетная вода.
Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколёсный велосипед, батут, шариковый бассейн, подвесные качели.
Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи.
Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериалы.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий |
|
- не выполняет задание |
- |
- выполняет задание со значительной помощью |
|
- выполняет задание с частичной помощью |
|
- выполняет задание по подражанию |
|
- выполняет задание по образцу |
|
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки |
|
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) |
Реакция на воздействия |
|
- негативная реакция |
|
- нейтральная реакция |
|
- положительная реакция |
2.Структура специальной индивидуальной программы развития
(СИПР)
1.Общие сведения о ребёнке.
2.Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
3.Индивидуальный учебный план.
4.Возможное содержание образования в условиях организации и семьи:
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.2. Коррекция поведенческих проблем.
4.3. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
4.4. Нравственное развитие.
4.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
4.6. Внеурочная деятельность.
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
7. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.