12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Елена Николаевна404
Россия, Саха (Якутия) респ., Мирный

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»

муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я)


 

«Рассмотрено»

Заседание педсовета

протокол № ___________________

«___»_________ 2019 г.

 

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

Бессонова Э.С.

____________________

«___»_________ 2019 г.

 

«Утверждаю»

Директор МКОУ

«Школа-интернат»

Липашова Г.В

___________________

«___»_________ 2019 г.

 

 


 


 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающегося 8-го класса

__________________________________


 

Ответственный за реализацию программы:

Васильева Е.Н., учитель - дефектолог

первой квалификационной категории


 


 


 


 


 


 

2019 – 2020 учебный год

г.Мирный

Структура СИПР

 

Общие сведения о ребёнке.

Психолого-педагогическая характеристика.

Индивидуальный учебный план.

4.Расписание индивидуальных занятий.

5.Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

5.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.3. Нравственное воспитание.

5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

5.5. Внеурочная деятельность.

6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7.Программа сотрудничества с семьей.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: _______________

Возраст ребенка: ______________

Место жительства:г._______________

Родители (лица их заменяющие): ________________

Год поступления в МКОУ «Школа-интернат»: 2009

Класс обучения: 8

Группа (особые потребности):

 

Психолого-педагогическая характеристика

Вадим находится на индивидуальном обучении, по программе VIII вида.

Мать – __________________________________________

Отец – __________________________________________

Социально-бытовые условия в норме, отношения между ребенком и матерью хорошие, благополучная семья, среднего достатка.

Учебная мотивация у Вадима не сформирована. Режим учебного процесса не нарушает, нет пропусков уроков без уважительных причин.

Физическое развитие соответствует возрастной норме. Мелкая моторика

совершенствуется плохо, неловкость рук особенно заметна при письме – карандаш,

ручка, линейка выскальзывают из рук, падают, темп письма очень низкий.

 

Ученик не может произносить звуки, речь отсутствует. Речевая коммуникация с детьми и взрослыми отсутствует.

К длительному сосредоточению внимания на предмете не способен, быстро

отвлекается, если ему неинтересно, начинает листать страницы тетради или

учебника, легко отвлекается на внешние раздражители, очень быстро утомляется.

Внимание неустойчивое, переключаемость внимания - замедленная. Общий уровень произвольного внимания - низкий. Представление о цвете, форме, величине предметов частичное, дифференцировать предметы по основным признакам самостоятельно не может.

Сравнивать и классифицировать предметы получается с трудом и только с помощью учителя.

Рисует и пишет ученик плохо, в основном каракули, обвести по пунктиру,

точкам не может самостоятельно, раскрашивание по образцу недоступно. Во время уроков спокоен, рассеян, отвлекаем. Выполнять задание «по собственному замыслу» не способен.

Повышенная эмоциональная возбудимость сменяется вялостью. Резких колебаний настроений нет.

Вадим всегда опрятно одет, подтянут. Родители создают благоприятные условия для развития ребенка. Для мальчика организован рациональный режим

дня, в котором органично сочетаются учебные занятия с лечебной гимнастикой, с логопедом, массажем, прогулками на свежем воздухе.

 


 

Индивидуальный учебный план на 2019 – 2020 учебный год

Наименование предмета

 

Количество часов

Примечание

1.

Графика и письмо

4

 

2.

Альтернативное чтение

3

 

3.

Математические представления и конструирование

3

 

 

 

 

 

 

 

4. Расписание индивидуальных занятий.

 

Понедельник

 

Вторник

 

Четверг

 

Альтернативное чтение

13.00-13.40

Альтернативное чтение

13.00-13.40

Альтернативное чтение

13.00-13.40

Математические представления и конструирование

13.50-14.30

Математические представления и конструирование

13.50-14.30

Математические представления и конструирование

13.50-14.30

Графика и письмо

14.40-15.20

Графика и письмо

14.40-15.20

Графика и письмо

14.40-15.20

 

 

 

 

Графика и письмо

15.30-16.10

 

 

5. Содержание образования.

 

5.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

Формирование учебного поведения:

Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

Использование по назначению учебных материалов;

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

В течение определенного периода времени,

От начала до конца,

С заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых.индивидуальныхзанятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

 

 

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Пояснительная записка

 

Адаптированная образовательная программа составлена и индивидуализирована для обучающегося Каличкина Вадима, с учётом сложности структуры дефекта мальчика. Обучаемого необходимо научить понимать обращенную к ней речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае, учителя.

 

Программа включает следующие разделы:

Графика и письмо

Математические представления и конструирование

Альтернативное чтение

 

Обоснование выбора данной программы

 

Обучающийся _____________ ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1)направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.

 

 

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

 

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.

 

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

 

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

практические упражнения;

упражнения с картинками;

«письменные» упражнения;

 

Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

аппликация, резание;

- обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.

 

Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.

 

Ожидаемые результаты освоения программы:

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

 

Графика и письмо


 

Адаптированная рабочая программа по предмету "Графика и письмо" составлена в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося Каличкина Вадима.

Программа разработана в соответствии с "Учебным планом для обучающихся Мирнинского школы-интерната для детей ОВЗ".


 

Цель обучения по предмету "Графика и письмо":

появление у обучающейся элементарных графомоторных навыков;

понимание обращенной речи.

Задачи:

формирование и коррекция графомоторных навыков;

развитие и коррекция мелкой моторики;

развитие внимания, зрительной и двигательной координации;

формирование пространственных представлений, наглядно-действенного мышления;

развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;

воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом, умения подчиняться словесным инструкциям.


 

Общая характеристика предмета.

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной у/о. Этот вид речи оказывается чаще всего малодоступен для учащихся данной категории.

Предмет "Русский язык" предполагает обучение учащихся следующим вариантам "письма":

рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;

рисованию (писанию) контурных линий, штрихов, изображающих пятна (чёрно-белые и цветные) на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;

рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;

обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двумерное изображение предмета);

написанию печатных букв ("печатание" букв);

написанию письменных букв по трафаретам;

списыванию букв, слогов, слов.

Таким образом, обучающаяся получит элементарные основы графики и письма.

Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от неё соблюдения четких правил.

Значимая цель обучения заключается в том, чтобы научить обучающуюся писать свою фамилию, имя, отчество.

На уроках по предмету "Графика и письмо" учащаяся усвоит элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Обучение будет проходить в игровой форме, доступной детям с умеренной у/о.


 


 


 


 


 

Место предмета.

Учебный предмет "Графика и письмо" является вариантом программы для учащихся коррекционных школ VIII вида, с умеренной умственной отсталостью.

Программа предусматривает изучение курса в объёме 132 ч в год, 4 ч в неделю.

Содержание рабочей программы по курсу "Графика и письмо"


 

п/п

Учебно-методическое планирование

Сроки

Составляющие качества образования

Педагогические условия и средства реализации

Коррекционная работа

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Целостно-ориентационная

1.

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук, общеучебных навыков.

сентябрь-октябрь

Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: "Сорока-сорока", "Ладушки", "Пальчик, пальчик, где ты был?". Проводить самомассаж рук с помощью тренажеров (мячики, втулки, природный материал). Учить выполнять упражнения на развитие двигательной памяти (игры с пирамидками и кубиками-вкладышами).

Выполнять пальчиковую гимнастику; понимать соотносящие и указательные жесты; последовательно выполнять задания по сборке и разборке пирамидок, матрешек, кубиков.

Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы.

Альбом для рисования, карточки и иллюстрации по теме, демонстрационный материал: кубики, пирамидки, шнуровка.

Развитие мелкой моторики рук.

2.

"Рисуночное письмо"

октябрь-декабрь

Учить работе с внутренними трафаретами. Работа с красками: закрашивание пальчиками, создание цветовых пятен. Учить работать с пластилином: раскатывание круговыми прямыми движениями; лепка "Грибы" - раскатывание, скатывание, расплющивание.

Уметь работать с трафаретами; красками; знать основные приёмы работы с пластилином.

Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивости, трудолюбия.

Набор трафаретов, краски, альбом, пластилин, бумажные салфетки.

Развивать мелкую моторику рук; зрительную память, формирование правильной позы тела при рисовании и лепке.

3.

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.

январь-март

Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук "Спрячь мячик", "Разноцветные счеты". Совершенствовать межанализаторное взаимодействие слуховое и тактильное. Развивать графические способности "Дорожка", "Ручеек". Учить работе с трафаретами.

Уметь работать с трафаретами (обводить, штриховать). Выполнять пальчиковую гимнастику. Выполнять упражнения на межанализаторное взаимодействие (сжимание, разжимание, встряхивание рук). Проводить прямые и волнистые линии в разном расположении и различными изобразительными средствами.

Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы.

Карточки и иллюстрации по теме, черная бумага и манка, альбом, цветные карандаши и набор трафаретов.

Развивать мелкую моторику рук; зрительную память.

4.

"Рисуночное письмо".

март-май

Учить рисованию по клеткам "Проведи линию от точки до точки". Учить находить нужные элементы для выполнения аппликации "Что лишнее?". Закрепить умение изображать линии волнистые и прямые "Ручеек", "Травка зеленеет…".

Уметь проводить линию от точки до точки; закрашивать изображение с определенным контуром. Уметь располагать рисунок на листе бумаги и наклеивать предмет по образцу.

Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы.

Карточки и иллюстрации по теме, альбом, цветные карандаши и набор трафаретов, клей, геометрические фигуры из цветной бумаги.

Развитие зрительной памяти, внимания при выполнении инструкций учителя; мелкой моторики рук.

Планируемые результаты изучения курса "Графика и письмо".


 

Обучающаяся научится:

рисовать контурные и цветные изображения по трафаретам;

рисовать по фактуре сыпучей поверхности (песку, манке);

"печатать" буквы с помощью трафаретов, шаблонов;

списывать буквы, доступные для обучающейся.


 

Обучающаяся получит возможность научиться:

обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать недостающие элементы целого предмета;

рисовать коллажи с доступной тематикой.


 

Развитие жизненной компетенции:

развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и себя;

понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, ближайшего окружения обучающейся;

овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

освоение своего социального окружения и освоение системы ценностей и социальных ролей.


 


 

2.Математические представления и конструирование.


 

Пояснительная записка

Процесс обучения математики неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости.

Адаптированная рабочая программа составлена и индивидуализирована для обучающегося Каличкина Вадима.

Подлинного понятия о числе и о составе числа создать у данного обучающегося не удаётся. Не овладевает конкретным счётом, а переход к отвлеченному счёту для него недоступен.

Содержание учебного материала для обучающегося Каличкина Вадима простое и понятное, взятое из ближайшего окружения и непосредственной ежедневной детской деятельности. На уроках используются разнообразное количество дидактических материалов: цифровые кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счётный раздаточный материал.

Цель – формирование пространственных и временных представлений, умение сравнивать предметы по разным признакам (длине, ширине, количеству, цвету) на наглядной основе.

Задачи:

развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления;

обогащение речи учащейся специфическими математическими терминами (больше, меньше, поровну, длинный, короткий высокий, низки й и т.д.);

коррекция недостатков внимания, памяти, моторики.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на следующих уроках.

Характеристика учебной программы.

Данная программа представляет собой вариант программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью (для обучающихся специальных классов коррекционных школ VIII вида).

Программа рассчитана на 99 ч в год, 3 ч в неделю.

Материал по освоению программы составлен по разделам:

Конструирование;

Представление о форме;

Представление о величине;

Представление о форме;

Количественное представление.


 

Требования к результатам освоения учащейся учебного материала предмета "Математические представления и конструирование".

Обучающаяся должна уметь:

выделять 1 и много предметов из группы;

соотносить количество 1 с количеством пальцев;

сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;

различать предметы по цвету, форме, величине;

соотносить части суток с режимными моментами;

выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две-три формы (кубик, "кирпичик", "крыша");

складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;

складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;

чертить прямую, волнистую линию по подражанию;

понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;

сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.

Обучающаяся должна знать:

количественные понятия: один, много, поровну;

цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;

величину: большой – маленький.

Содержание рабочей программы по курсу " Математические представления и конструирование "


 

п/п

Учебно-методическое планирование

Сроки

Составляющие качества образования

Педагогические условия и средства реализации

Коррекционная работа

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Целостно-ориентационная

1.

Конструирование

сентябрь

"Дорожка короткая и длинная";

"Плывет кораблик по волнам";

"Дом с забором", "Осенние листья".

Выкладывание прямых линий из счетных палочек по подражанию; выкладывание из шнурков извилистых линий; игры с конструктивным материалом; упражнения с предметными разрезными картинками.

Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости.

Счетные палочки, цветные шнурки, кубики, кирпичики, пазлы из 2 частей.

Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.

2.

Представление о форме

октябрь-ноябрь

Рисование на манке – круги, квадрат; выбор круглых предметов из множества других; рисование линий на манке, бумаге, выкладывание с помощью ниток, шнуров – прямой и извилистой линий.

Тактильные и визуальные упражнения с методическим материалом.

Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями.

Манка, черные листы бумаги, разрезные картинки, шнурки, нитки.

Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.

3.

 

Представление о величине

ноябрь-декабрь

"Большие-маленькие пирамидки"; "Большой-маленький кубик"; "Больши е и маленькие матрешки"; квадрат большой-маленький; дорожка длинная-короткая; большой-мальнький мяч.

Дидактические упражнения, направленные на представления о величине; обводка по опорным точкам; обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины.

Учить различать предметы по форме и величине; осуществлять контроль над своими действиями.

Разные по величине матрешки и пирамидки, кубики, шарики; трафареты.

Развитие мышления, мелкой моторики рук.

4.

Конструирование

январь-февраль

"Ёлочка"; "Широкая и узкая дорожка"; "Гирлянда"; "Укрась ёлку"; "Домик для собачки"; "Собери картинку"; "Дорожка длинная-короткая".

Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками, манкой; игры со строительным материалом; упражнения на складывание разрезных картинок из 2 частей; рисование по клеткам.

Учить различать предметы по форме и величине; осуществлять контроль над своими действиями; развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости.

Счетные палочки, цветные шнурки, кубики, кирпичики, пазлы из 2 частей, манка, черные листы бумаги, разрезные картинки, шнурки, нитки.

Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук, при работе с сыпучим материалом.

5.

Количественные представления

март-апрель

Учить действиям с непрерывными множествами: один, много; много, мало, пусто. Развивать пространственно-величинные представления о предметах. Учить соотносить пальцы рук с количеством предметов.

Уметь выделять много и один предмет из группы; соотносить количество предметов с количеством пальцев "Собери кубики в машинку", "Шарики в коробку".

Осуществлять контроль над своими действиями, развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости.

Крупа и набор баночек (для пересыпания), кубики, машинка, коробка с шариками, геометрический материал.

Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук, при работе с сыпучими материалами.

6.

Представления о форме

май

Учить моделированию из геометрических фигур: из маленьких квадратов – один большой, из частей круга – круг. Учить рисованию на песке, манке, бумаге и выкладыванию из шнурков и ниток, прямых и извилистых линий.

Уметь составлять из частей целое (моделирование из геометрических фигур), уметь рисовать на песке, манке и бумаге линии (прямые и извилистые).

Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями.

Разрезной геометрический материал, цветные шнурки, нитки.

Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.

7.

Представления о величине

май

Учить обводить и штриховать предметы разной величины: большой-маленький мяч, большая-маленькая Матрёшка.

Уметь различать предметы по величине.

Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями.

Демонстрационный материал: мячи разные по величине, набор Матрешек.

Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук.

Планируемые результаты по предмету "Математические представления и конструирование"

Учащийся научится:

выделять 1 и много предметов из группы;

соотносить количество 1 с количеством пальцев;

выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две-три формы (кубик, "кирпичик", "крыша");

складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и показу;

складывать разрезные картинки из двух-трёх частей, разрез по вертикали и горизонтали;

чертить прямую, волнистую линию по подражанию;

понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота.


 

Обучающаяся получит возможность научиться:

сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение), обозначая словами: "больше", "меньше", "поровну";

соотносить части суток с режимными моментами;

складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу.


 

3.Альтернативное чтение.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом для обучающегося Каличкина В.

Специфика данной программы основывается на особенностях психофизического развития обучающейся, что выражается в недостаточности потребности в контактах с окружающими, слабости эмоционального реагирования.

Общая характеристика учебного предмета.

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка. Поскольку речь не может быть использована обучающейся в полной мере, в основу предмета "Чтение" положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средство как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Структура предмета.

Предмет "Альтернативное чтение" предполагает обучение учащейся следующим вариантам чтения:

"чтение" телесных и мимических движений;

"чтение" изображений на картинках и картинах;

"аудиальное чтение" - слушание аудиокниг;

чтение видеоизображений - видеофильмов, мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных и т.п.;

"чтение" пиктограмм;

глобальное чтение;

чтение букв, слов и т.п.

Такое широкое понимание "чтения" способствует развитию социальной адаптации. При обучении "Альтернативному чтению" основной акцент делается не на ознакомление с художественной литературой, а на чтение потешек, сказок и т.п., на умение самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.

В зависимости от интеллектуальных и речевых особенностей обучающейся, литературные тексты могут быть адаптированы, но таким образом, чтобы не искажался их смысл.

Произведение может быть прочитано учителем, прослушано в виде аудиозаписи, представлено наглядно (в виде игры с объёмными или плоскостными игрушками, пальчикового театра и др.).

В ходе уроков по альтернативному чтению обучающаяся познакомится с невербальными средствами коммуникации. Большое внимание в работе с неговорящими и с трудом говорящими детьми, такими как Старикова Т., уделяется работа с пиктограммами; тем символическим изображениям, которые встречаются в окружающем социальном мире.

В основу обучения элементам традиционного чтения положено два метода: буквенный аналитико-синтетический (анализу и синтезу подвергается буквенный состав слова) и метод чтения целыми словами (глобальное чтение).

Исходя из сказанного, следует выделить цель обучения предмету "Альтернативное чтение" - расширение возможности учащейся общаться доступными средствами коммуникации.

Задачи:

формировать и развивать коммуникативные умения и речевую активность обучающейся;

развивать общую и артикуляционную моторику;

знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.


 


 


 


 

Характеристика учебной программы.


 

Данная учебная программа представляет собой вариант программы специальных общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной у/о.

Программа рассчитана на 99ч в год, 3 ч в неделю.


 

Планируемые результаты изучения курса "Альтернативное чтение".

Обучающийся научится:

строить понятные для окружающих высказывания при помощи жестов, мимики, отдельных слов;

слушать собеседника;

элементарно осмысливать прочитанное (услышанное) произведение.


 

Обучающийся получит возможность научиться:

запомнить изученные буквы (уметь их показывать);

слушать небольшую сказку и уметь её разыгрывать.


 

Развитие жизненной компетенции:

развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и себя;

понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, ближайшего окружения обучающейся;

овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

освоение своего социального окружения и освоение системы ценностей и социальных ролей.

Содержание рабочей программы по курсу "Альтернативное чтение"


 

п/п

Учебно-методическое планирование

Сроки

Составляющие качества образования

Педагогические условия и средства реализации

Коррекционная работа

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Целостно-ориентационная

1.

"Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограмм.

сентябрь

Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием "Времена года", "Покажи, что я назову". Учить работать с пиктограммами (дождь, солнце, ветер).

Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных.

Воспитывать интерес к занятиям с картинками-пиктограммами.

Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм.

Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи.

2.

"Аудиальное чтение".

октябрь

Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: звуки природы, сказка "Теремок".

Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, выполнять действия по речевым инструкциям: игра-имитация "Теремок".

Воспитывать интерес к детским сказкам.

MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки.

Развитие пассивного словаря: животные –герои сказок. Снятие эмоционального напряжения при прослушивании звуков природы.

3.

"Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограмм.

ноябрь-декабрь

Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: овощи, фрукты, предметы мебели.

Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра "Найди и покажи", "Покажи, что я назову".

Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами.

Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм.

Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения.

4.

"Аудиальное чтение".

декабрь

Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: сказка "Зимовье зверей".

Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения.

Воспитывать интерес к детским сказкам, формирование доступных приемов игровой деятельности (игры-инсценировки с куклами).

MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки.

Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами.

5.

"Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограмм.

январь-февраль

Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: времена года "Цвет зимы белый". Знакомство с произведением К. Чуковского "Мойдодыр".

Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра "Узнай и покажи". Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения.

Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами. Воспитывать интерес к детским сказкам.

Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм; произведение "Мойдодыр", фигурки героев сказки.

Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи.

6.

"Аудиальное чтение".

февраль-апрель

Прослушивание аудиозаписей: звуки природы, голоса животных. Учить устанавливать связь между предметом и его изображением: "Дождик-дождик", "Солнышко-ведрышко". Чтение сказки "Колобок", произведения А.Сутеева "Кто сказал – мяу"

Уметь слушать и проявлять интерес к услышанным звукам; устанавливать связь между предметом и его изображением (речевые игры: звукоподражание и имитация движений).

Воспитывать интерес к детским сказкам, формирование доступных приемов игровой деятельности (речевые игры).

MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки.

Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами.

7.

"Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограмм.

апрель

Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: времена года: весна; основные признаки, приметы.

Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра "Покажи-ка, что я назову", "Найди такую же картинку".

Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами.

Набор сюжетных картинок и иллюстрации по теме, набор пиктограмм.

Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи.

8.

"Аудиальное чтение".

май

Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: сказка "Федорино горе", "Три медведя".

Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения.

Воспитывать интерес к детским сказкам. Формирование доступных приемов игровой деятельности (игра-инсценировка "Машина посуда".

MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки.

Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами.

5.3. Нравственное воспитание.

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. 

Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства– является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится–меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение совзрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя»примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

 

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

 

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

 

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

 

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

 


 

5.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня; Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

Формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;

Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.


 

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

 

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.

 

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

 

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 


 

5.5. Программа внеурочной деятельности

Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, походы и др.

Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальноеразвитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную программу развития.

Развитие личности происходит в ходе организациипроведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности.


 


 

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, концерте

 

« День здоровья»

присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях.

 

«Новый год»

 

подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки;

присутствие на новогоднем празднике

 

«Масленица»


 


 

 

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии.

 

23-февраля

знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия»

 

8 –е марта

знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы.

 

«Пасха»

 

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений

 

Игра


 

 

игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры «Лото», «Домино».

 

Прогулки на улице

 

игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк.

 


 

Специалисты, участвующие в реализации СИПР.


 

сопровождение учителя-логопеда (индивидуальные занятия), учителя-дефектолога (индивидуальные занятия), педагога-психолога (индивидуальные занятия).

 


 

7.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИОП;

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия: 

Психологическая поддержка семьи, тренинги

Психокоррекционные занятия,

Встречи родителей

Индивидуальные консультации родителей со специалистами,

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.