ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.
СИПР составлена на основе на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, 1983 г.) и Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. Под редакцией Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П., Зарина А.П., Соколовой Н. Д.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Раздел специальной индивидуальной образовательной программы |
Количество занятий |
1 |
Ознакомление с окружающим миром |
43 |
2 |
Формирование мышления |
43 |
3 |
Формирование элементарных математических представлений |
43 |
4 |
Сенсорное развитие |
41 |
|
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Формирование интереса к изучению объектов живого и неживого мира. Формирование представлений о себе и ближайшем окружении. Знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту. Знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Обогащение чувственного опыта: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
Развитие понимания обращенной речи, формирование активной речи на основе звукоподражания. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Обучение детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона, дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно, по движению, на слух и на вкус свойства предметов. Обучение детей различать свойства и качества предметов: мягкий-твердый, мокрый-сухой, большой-маленький, громкий-тихий, сладкий-горький. Формирование умения выделять определяемое свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи). Формирование у детей поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач. Создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Создавать условия для накопления детьми опыта практической деятельности с дискретными и непрерывными множествами. Развитие у детей активных действий с предметами и непрерывными множествами. Обучение детей выделять и группировать предметы по заданному признаку; выделять 1, и много предметов из группы; различать множества по количеству:1, много, мало, пустой, полный. Формирование умения составлять равные по количеству множества предметов «столько, сколько…»; сопоставлять численности множеств, воспринимаемых разными анализаторами в пределах двух без пересчета. Формирование количественных представлений с учетом ведущих видов деятельности. Знакомство с основными геометрическими фигурами, группировка их по форме, цвету, размеру. Обучение анализу, сравнению, обобщению.
ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения игрового задания. Формирование у детей обобщенных представлений о вспомогательных средствах и предметах-орудиях. Формирование у детей навыка использования предметов-заместителей. Обучение детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач. Создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления: формирование обобщенных представлений о предметах-орудиях, их свойствах, качествах. Формирование у детей зрительной ориентировки и основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, планирующей). Формировать предпосылки к развитию словесно-логического мышления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые личностные результаты:
1. осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2 эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;
3. формирование уважительного отношения к окружающим;
4. овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ожидаемые предметные результаты:
Раздел «Ознакомление с окружающим миром»
Дети должны научиться:
- называть свое имя, отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»;
- показывать и называть части тела лица;
- показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды, игрушек, мебели и т.д.
-узнавать реальные и изображенные на картинках знакомых животных и птиц;
- знать, что делает человек определенной профессии;
- выделять по обобщающему слову продукты, игрушки, предметы посуды и одежды;
- называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;
- определять по изображениям времена года;
- определять текущее состояние погоды и т.д.
Раздел «Формирование элементарных математических представлений».
Дети должны научиться:
- выделять 1, и много предметов из группы; находить 1, и много однородных предметов в окружающей обстановке; составлять равные по количеству группы предметов;
-различать дискретные и непрерывные множества по количеству;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры, группировать их по форме, цвету, размеру.
- осуществлять группировку предметов по количественному признаку;
- определять количество предметов на картинках.
Раздел «Формирование мышления».
Дети должны научиться:
- пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
- использовать вспомогательные средства (сачок, тесьму, молоточек, стул для приближения к себе далеко или высоко стоящих предметов);
-использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;
- пользоваться методом проб как основным способом решения задачи;
- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;
- воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
Раздел «Сенсорное развитие».
Дети должны научиться:
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- различать свойства и качества предметов: мокрый-сухой, большой-маленький, сладкий-горький, горячий-холодный;
- сличать основные цвета «Покажи, где такой кубик»;
- дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов;
- складывать разрезную картинку из 2-х, 3-х частей;
-доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу;
- выполнять группировку предметов по заданному признаку;
- называть в собственной речи знакомые свойства и качества предметов.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел программы |
№ темы |
Тема |
Кол-во занятий |
Дата проведения |
1. Диагностическое обследование |
7 |
|
||
2. Ознакомление с окружающим миром 43ч |
Тема 1 10ч |
Человек: -Я (знание своего имени, пола и возраста) -Части тела -Лицо -Семья и окружение |
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
Тема 2 19ч. |
Окружающий природный мир: -Времена года: Осень (признаки осени) Зима (признаки зимы) Весна (признаки весны) Лето (признаки лета) -Погода -Части суток (день-ночь,утро-вечер) -домашние животные и птицы -дикие животные и птицы -Сад -Огород |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
Тема 3 14ч. |
Окружающий социальный мир -профессии -учебные вещи -игрушки -посуда -мебель |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
3. Сенсорное развитие 42ч. |
Тема 1 10ч |
Восприятие цвета: (красный, желтый, синий, зеленый) -закрепление |
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
Тема 2 10ч |
Восприятие формы (круг, квадрат, треугольник) -закрепление |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
Тема 3 6ч |
Акустическое восприятие (громко-тихо, звукоподражание, музыкальные инструменты) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
Тема 4 10ч |
Восприятие свойств различных предметов (мокрый-сухой, горячий-холодный, сладкий-кислый, твердый-мягкий и тд) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
Тема 5 6ч |
-Складывание разрезных картинок из 2-4 частей, -Доставание знакомых предметов из «Волшебного мешочка» по тактильному образцу -группировка предметов по заданному признаку |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
4. Формирование элементарных математических представлений 43ч. |
Тема 1 15ч |
Формирование количественных представлений: (один-много, больше-меньше-одинаково, группировка предметов по количеству |
|
|
|
|
|||
|
|
|||
Тема 2 14ч |
Формирование представлений о величине (большой-маленький, больше-меньше-одинаковые, высокий-низкий, выше-ниже-одинаковые)
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
Тема 3 14ч |
Формирование пространственных представлений (верх-низ, право-лево, близко-далеко) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
5. Формирование мышления 42ч. |
Тема 1 14ч |
Формирование наглядно-действенных форм мышления (Открывание и закрывание крышки коробки, бутылки; Перекладывание предметов в коробку, Использование предметов-заместителей) |
|
|
|
|
|||
|
|
|||
Тема 2 14ч |
Формирование наглядно-образных форм мышления (работа с мозайкой, конструирование с опорой на образец, раскрашивание по инструкции) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
Тема 3 14ч |
Формирование элементов логического мышления (сюжетные картинки, последовательность событий) |
|
|
|
|
|
|||
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
|
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Период занятий |
I триместр |
II триместр |
III триместр |
За год |
Количество пропусков |
|
|
|
|
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала СИПР_________________ Дата окончания СИПР ______________
Учитель-дефектолог:________________ /