12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пушкина Валерия Игоревна277
Россия, Московская обл.
Материал размещён в группе «Учителя-дефектологи»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.   

 СИПР составлена на основе на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, 1983 г.) и Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. Под редакцией Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П., Зарина А.П., Соколовой Н. Д. 

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.     

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 

 

№ п/п 

 

Раздел специальной индивидуальной образовательной программы 

 

Количество занятий 

1 

Ознакомление с окружающим миром  

43 

2 

Формирование мышления 

43 

3 

Формирование элементарных математических представлений  

43 

4 

Сенсорное развитие 

41 

 

 

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 

 

170 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 

Формирование интереса к изучению объектов живого и неживого мира. Формирование представлений о себе и ближайшем окружении.  Знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту. Знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Обогащение чувственного опыта: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты   живой и неживой природы и природные явления. 

Развитие понимания обращенной речи, формирование активной речи на основе звукоподражания. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними. 

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.). 

 Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках. 

 

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ 

Обучение детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона, дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно, по движению, на слух и на вкус свойства предметов. Обучение детей различать свойства и качества предметов: мягкий-твердый, мокрый-сухой, большой-маленький, громкий-тихий, сладкий-горький. Формирование умения выделять определяемое свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи). Формирование у детей поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач. Создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности. 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ 

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 

Создавать условия для накопления детьми опыта практической деятельности с дискретными и непрерывными множествами. Развитие   у детей активных действий с предметами и непрерывными множествами.  Обучение детей выделять и группировать предметы по заданному признаку; выделять 1, и много предметов из группы; различать множества по количеству:1, много, мало, пустой, полный. Формирование умения составлять равные по количеству множества предметов «столько, сколько…»; сопоставлять численности множеств, воспринимаемых разными анализаторами в пределах двух без пересчета. Формирование количественных представлений с учетом ведущих видов деятельности. Знакомство с основными геометрическими фигурами, группировка их по форме, цвету, размеру. Обучение анализу, сравнению, обобщению. 

ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ 

Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения игрового задания. Формирование у детей обобщенных представлений о вспомогательных средствах и предметах-орудиях. Формирование у детей навыка использования предметов-заместителей. Обучение детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач. Создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления: формирование обобщенных представлений о предметах-орудиях, их свойствах, качествах. Формирование у детей зрительной ориентировки и основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, планирующей). Формировать предпосылки к развитию словесно-логического мышления.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ                        ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

 

Ожидаемые личностные результаты: 

1.   осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; 

2 эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом; 

3.   формирование уважительного отношения к окружающим; 

4.   овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; 

5.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 

6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 

7.  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 

8.  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

Ожидаемые предметные   результаты:  

 

Раздел «Ознакомление с окружающим миром»   

Дети должны научиться: 

- называть свое имя, отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»; 

- показывать и называть части тела лица;  

- показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды, игрушек, мебели и т.д. 

-узнавать реальные и изображенные на картинках знакомых животных и птиц; 

- знать, что делает человек определенной профессии; 

- выделять по обобщающему слову   продукты, игрушки, предметы посуды и одежды; 

- называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы; 

- определять по изображениям времена года; 

- определять текущее состояние погоды и т.д. 

 

Раздел «Формирование элементарных математических представлений». 

 Дети должны научиться: 

- выделять 1, и много предметов из группы; находить 1, и много однородных предметов в окружающей обстановке; составлять равные по количеству группы предметов; 

-различать дискретные и непрерывные множества по количеству; 

- узнавать и показывать основные геометрические фигуры, группировать их по форме, цвету, размеру. 

- осуществлять группировку предметов по количественному признаку; 

- определять количество предметов на картинках. 

 

Раздел «Формирование мышления».  

Дети должны научиться: 

- пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях; 

-  использовать вспомогательные средства (сачок, тесьму, молоточек, стул для приближения к себе далеко или высоко стоящих предметов); 

-использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях; 

- пользоваться методом проб как основным способом решения задачи; 

- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности; 

- воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями. 

 

Раздел «Сенсорное развитие».  

Дети должны научиться: 

- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; 

- различать свойства и качества предметов: мокрый-сухой, большой-маленький, сладкий-горький, горячий-холодный; 

- сличать основные цвета «Покажи, где такой кубик»; 

- дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов; 

- складывать разрезную картинку из 2-х, 3-х частей; 

-доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу; 

- выполнять группировку предметов по заданному признаку; 

- называть в собственной речи   знакомые свойства и качества предметов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

 

Раздел программы 

№ темы 

Тема 

Кол-во занятий 

Дата проведения 

1. Диагностическое обследование 

7 

 

2. Ознакомление с окружающим миром 

43ч 

Тема 1 

10ч 

Человек: 

-Я (знание своего имени, пола и возраста) 

-Части тела 

-Лицо 

-Семья и окружение 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2 

19ч. 

Окружающий природный мир: 

-Времена года: 

Осень (признаки осени) 

Зима (признаки зимы) 

Весна (признаки весны) 

Лето (признаки лета) 

-Погода 

-Части суток (день-ночь,утро-вечер) 

-домашние животные и птицы 

-дикие животные и птицы 

-Сад 

-Огород 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3 

14ч. 

Окружающий социальный мир 

-профессии 

-учебные вещи   

-игрушки 

-посуда 

-мебель 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сенсорное развитие 

42ч. 

Тема 1 

10ч 

Восприятие цвета: 

(красный,  

желтый,  

синий,  

зеленый) 

-закрепление 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2 

10ч 

Восприятие формы 

(круг, 

 квадрат,  

треугольник) 

-закрепление 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 

3 

 

Акустическое восприятие 

(громко-тихо,  

звукоподражание,  

музыкальные инструменты) 

 

 

 

 

 

 

Тема 4 

10ч 

Восприятие свойств различных предметов  

(мокрый-сухой,  

горячий-холодный,  

сладкий-кислый,  

твердый-мягкий и тд) 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 

5 

 

-Складывание разрезных картинок из 2-4 частей, 

-Доставание знакомых предметов из «Волшебного мешочка» по тактильному образцу 

-группировка предметов по заданному признаку 

 

 

 

 

 

 

4. Формирование элементарных математических представлений 

43ч. 

Тема 1 

15ч 

Формирование количественных представлений:  

(один-много,  

больше-меньше-одинаково, группировка предметов по количеству 

 

 

 

 

 

 

Тема 2 

14ч 

Формирование представлений о величине 

(большой-маленький,  

больше-меньше-одинаковые,  

высокий-низкий,  

выше-ниже-одинаковые) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 

3 

14ч 

Формирование пространственных представлений 

(верх-низ,  

право-лево,  

близко-далеко) 

 

 

 

 

 

 

5. Формирование мышления 

42ч. 

Тема 

1 

14ч 

Формирование наглядно-действенных форм мышления 

(Открывание и закрывание крышки коробки, бутылки; 

Перекладывание предметов в коробку, 

Использование предметов-заместителей) 

 

 

 

 

 

 

Тема 

2 

14ч 

Формирование наглядно-образных форм мышления 

(работа с мозайкой 

конструирование с опорой на образец,  

раскрашивание по инструкции) 

 

 

 

 

 

 

Тема 3 

14ч 

Формирование элементов логического мышления 

(сюжетные картинки, последовательность событий) 

 

 

 

 

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 

170 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы 

 

Период занятий 

I триместр 

II триместр 

III триместр 

За год 

Количество пропусков 

 

 

 

 

 

Динамика состояния ребёнка: 

В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________ 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

 

Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________ 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

 

Дата начала СИПР_________________   Дата окончания СИПР ______________    

Учитель-дефектолог:________________ / 

   

Опубликовано в группе «Учителя-дефектологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.