Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса
Наименование учреждения
Рассмотрено на заседании
МО учителей начальных классов
№ ____от «____»_______20______г.
Руководитель МО__________/_____/
«______»____________20______г.
Согласовано
Зам.директора по УР_________/_________./
«______»___________20______г.
Утверждаю
Директор школы____________/_________/
«______»___________20______г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Обучающегося 2 класса
_______________________________
год
1. Сведения о ребенке
Ф.И.О. ___________________
Дата рождения____________
Домашний адрес: ________________
Сведения о родителях:
Мать: (лишена дееспособности)
Опекун: (дедушка)
Выписка из анамнеза: основное заболевание F07.07. Расстройство личности в связи с резидуальным поражением ЦНС со стойкими выраженными нарушениями поведения аутистического спектра. Когнитивные нарушения.
Сопутствующие заболевания: расходящееся содружественное косоглазие .
Виды нарушений:выраженные нарушения психических функций, языковых и речевых. 70 % процентов нарушения функций организма.
Способность к самообслуживанию, к общению, к обучению, к контролю за своим поведением вторая; способность к ориентации, к передвижению, к трудовой деятельности не установлена.
2.Психолого-педагогическая характеристика
Учащийся обучается по СИПР вариант 2
Физическое развитие. Отмечаются улучшение координационных способностей. Бегает, поднимается и спускается по лестнице. Передвигается на длительные расстояния с поддержкой за одну руку (в целях безопасности), по комнате передвигается самостоятельно. Походка стала более устойчивая. Самостоятельно совершает переходы из одной позы в другую (садится, ложится, встает).
Сенсорное развитие. Мальчик фиксирует взгляд на новом незнакомом ему предмете, может недолго разглядывать его. На лице человека прямой взгляд фиксирует ненадолго, хотя рассматривает внимательно. Движение предметов прослеживает частично. Нарушений слуха не выявлено, реагирует как на громкие, так и на тихие звуки. Предположительно снижена тактильная и вестибулярная чувствительность. Обращает внимание на движущие предметы (проезжающая машина в окне) и технику (мотоцикл, автомобиль).
Речь и коммуникация. Общение с В. затруднено. Поскольку речь у него неразвита. Он слабо реагирует на обращенную речь. Не возражает против телесного контакта с хорошо знакомым взрослым. Не привлекает к себе внимание явно, но может демонстрировать нежелание, несогласие, протест (уходит, ложиться на кровать или на пол). Собственная речь представлена вокализациями.
Предпосылки к учебной деятельности. «Учебное поведение» слегка изменилось. Может сидеть за партой некоторое время. Ване нужна физическая и организующая помощь во время урока, чтобы находиться на своем месте и удерживать правильную позу. Выполнение заданий возможно путем сопряженных действий («рука в руку»). Действия с предметами представлены неспецифическими манипуляциями, все предметы обследует орально. Обращает внимание на игрушки, игровой материал, протягивает к ним руки, ощупывает, стал выполнять предметные манипуляции, проявляет интерес к предметам с крутящим механизмом.
С неструктурированным материалом выполняет стереотипные действия (круговые движения руками с нарастающей скоростью, стучит предметами о поверхность друг друга, об стол). С сюжетными игрушками игровых действий не выполняет. Из игрушек особенно выделяет мягкие кубики, резиновые игрушки.На похвалу или порицание, на успешно выполненное действие В. реагирует вокализацией (э-э-э, а-а-а, ай-ай-ай).
Эмоционально-волевое развитие. Общий эмоциональный фон не стабильный. Ваня выражает удовольствие, эмоциональное возбуждение вокализациями; испытывая недовольство, стремится уйти, если невозможно - начинает беспокоиться, неконтролируемо двигаться. Стал проявлять эмоции радости.
Поведенческие особенности. Ввиду общей подвижности, В. необходима постоянная организующая помощь и контроль взрослого. Идет на контакт с посторонними, выделяет детей, при их виде меняется мимика, наблюдается общее возбуждение (ускоряет темп шага, подпрыгивает, издает вокализации а-а-а, иногда визг). При встрече со своим педагогом подает руку и спокойно остается без близких родственников в образовательном учреждении. Дифференцирует близких родственников (маму, бабушку, дедушку) проявляет разные эмоции и тактильное взаимодействие с ними (любит обниматься, прикасаться руками, прислонить голову).
Самообслуживание. Гигиенический уход осуществляют родственники, сам может протягивать руки к крану с водой, подает руки для того, чтобы их высушить полотенцем. Во время приема пищи, самостоятельно пьет из кружки, ест при помощи ложки жидкую пищу, твердую руками (перебирая и измельчая ее), может поправить салфетку на груди, слегка. Может поднять предметы, которые упали (игрушка, стул).
Направления работы:
1. Сенсорное развитие. Дифференциация ощущений. Обогащение сенсорного опыта.
2. Продолжать учить манипулировать предметами в зависимости от их специфических свойств (специфические манипуляции).
3. Повышать двигательную активность и мобильность.
4. Занятия с логопедом и психологом, дефектологом.
3. Индивидуальный учебный план
№ п/п |
Предметная область |
Учебный предмет |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в год |
||
1 |
Язык и речевая практика |
1.1.Речь и альтернативная коммуникация |
2 |
68 |
||
2 |
Окружающий мир |
2.1.Окружающий социальный мир |
1 |
34 |
||
2.2.Человек |
1 |
34 |
||||
3 |
Искусство |
3.1.Изобразительная деятельность |
1 |
34 |
||
4 |
Коррекционный курс: 4.1.Двигательное развитие |
1 |
34 |
|||
Итого по программе: |
6 |
204 |
||||
5 |
Индивидуальные занятия с учителем-логопедом |
1 |
34 |
|||
6 |
Индивидуальные занятия с психологом |
1 |
34 |
|||
7 |
Индивидуальные занятия с учителем -дефектологом |
1 |
34 |
Форма организации образовательной деятельности: индивидуальные занятия 6 часов в неделю, продолжительность занятий по 30 - 40 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.
4. Содержание программы.
4.1. Речь и альтернативная коммуникация
Формировать интерес у ребенка к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка. Обучать сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.
Приобщать к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.Формировать алгоритм восприятия лица и тела.Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».
Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения. Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику. Развивать у учащегося потребностьэмоционального общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов (рукопожатие). Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
4.2.Окружающий мир
4.2.1. Окружающий социальный мир
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними. Создавать условия для пробуждения интереса к объектам, созданным человеком. Создавать условия для формирования представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Предоставить возможность для проявления умения соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
4.2.2. Человек
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
4.3. Искусство
4.3.1. Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
Способствовать освоению доступныхсредств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Развивать и формировать:
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Способствовать развитию способности к самостоятельной изобразительной деятельности, и выражению положительных эмоциональных реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
4.4. Коррекционный курс
4.4.1. Двигательное развитие
Способствовать обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
С помощью учителя работать над мотивацией двигательной активности, поддержкой и развитием имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения.
Ожидаемые личностные результаты:
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
показывать на себе части тела и лица;
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:
при общении использовать мимику и жесты;
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:
Учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.
6.Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
Задачи |
Возможные мероприятия |
Психологическая поддержка семьи |
индивидуальные консультации с психологом |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
индивидуальные консультации родителей со специалистами, |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР |
договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; присутствие родителей наиндивидуальных занятиях |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
ведение дневника наблюдений (краткие записи); беседы; |
7. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР:
прибор для альтернативной коммуникации (планшет), игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
образцыматериалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);
игры и игрушки:настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир»: «Эти забавные животные»; наборы ролевыхигр, игрушек и конструкторов: конструктор «Лего», пазлы; наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР (по Царёву А.М.).
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
|
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). |
- |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: |
|
- со значительной помощью взрослого |
дд |
- с частичной помощью взрослого |
д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
ди |
- по подражанию или по образцу |
до |
- самостоятельно с ошибками |
сш |
- самостоятельно |
с |
Сформированность представлений |
|
1. Представление отсутствует |
- |
2. Не выявить наличие представлений |
? |
3. Представление на уровне: |
|
- использования по прямой подсказке |
пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) |
п |
- самостоятельное использование |
+ |
Интегративный критерий:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Овладение основными культурно – гигиеническими навыками.
№ п/п |
Критерии |
Параметры |
Индикаторы |
0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ―значительная динамика. |
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». |
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. |
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. |
||
Представление о собственном теле. |
||||
Отнесение себя к определенному полу. |
||||
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. |
||||
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства. |
||||
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. |
Представления о членах семьи |
|||
Представления о родственных отношениях в семье и своей социальной роли |
||||
Представления об обязанностях членов семьи. |
||||
Представления о бытовой и досуговой деятельности семьи |
||||
Овладение основными культурно – гигиеническими навыками. Самообслуживание. |
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. |
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить. |
||
Умение ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры |
||||
Умение одеваться и раздеваться |
||||
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях |
||||
Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая. |
||||
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. |
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. |
|||
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета |
||||
Умение следить за своим внешним видом. |
Результаты оценки личностных достижений заносятся в дневник наблюдений, для отслеживания динамики целостного развития ребенка,и наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
9. Учебно-методическое обеспечение.
Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». «Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений» (методическое пособие для учителя). М., 2001г.
Борщанская, А. К. «К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида». Дефектология №2, 2002г.
Власова Т. А., Певзнер М. С. «О детях с отклонениями в развитии», М., Просвещение, 1973г.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993.
Воробьева Е.В., Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: Сфера, 2006.
Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю., Микшина Е.П. Методика формирования и развития устной речи. – С-Пб.: Союз, 2001.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980.
Дементьева Е.Г. Модель работы с семьей умственно-отсталого дошкольника. «Практическая психология и логопедия», № 3, 2006г.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 1995.
Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М.: Сфера, 2007.
Картушина М. Ю. “Логопедические занятия в детском саду” – методическое пособие. МТЦ “Сфера”, М., 2003г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1998.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы авт. Воронкова В.В, «Просвещение» Москва, 2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5-е издание.
Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.
Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.
Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А.М. Царёв, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С.
Царёв А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики / А.М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 4. — С. 12–22.