Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 5 классе
Министерство образования и науки Хабаровского края
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА № 3»
(КГБОУ Школа 3)
РАССМОТРЕНО на заседании МО _______ Протокол № ____ «____»______2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________ «_____»_____________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор КГБОУ Школа 3 ____________ «_____»___________2021г. |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося 5 «А» класса
Иванова Никиты
Ответственный
за реализацию программы:
И.С. Контарева
г. Комсомольск-на-Амуре
2021 - 2022 год.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития разработана на основе АООП КГБОУ ШКОЛА 3 (вариант 2) в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273;
- Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г);
- Постановлением от 10.07.2015 № 26 об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмом Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
- Письмом Министерства просвещения РФ от 13.06.2019 № ТС 1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».
Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Иванов Никита Андреевич.
Возраст ребенка: 13 лет.
Место жительства: г. Комсомольск – на – Амуре, ул. Мира 26-7.
Мать: Иванова Елена Валерьевна.
Отец: Иванов Андрей Андреевич.
Год обучения: 6
Группа (особые потребности): 2
Класс: 5
Заключение ТПМПК: от 09.09.2016г. Тотальное недоразвитие психических функций. Системное недоразвитие языковых и речевых средств тяжелой степени. Предпосылки познавательной деятельности не сформированы, умения и навыки отсутствуют. Рекомендована адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
на начало учебного года.
Семья проживает в многоквартирном доме в благоустроенной квартире. Обучающийся воспитывается в полной благополучной семье. Мама заботливо и доброжелательно относится к сыну, заинтересована в успешном развитии ребенка. Воспитанием сына занимается мать и отец. Мать не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком – инвалидом. Для занятий ребенку отведена отдельная комната, где имеется письменный стол, стул, школьные принадлежности, развивающие игры. Родители, по мере своих возможностей, обеспечивают ребенка всем необходимым. Родители Никиты участвуют в разработке и реализации СИПР.
Никита страдает эпилепсией, часты случаи приступов. Вследствие чего попадает в реанимацию, в связи с этим находится на постоянном медикаментозном лечении. Общая моторика развита слабо. Сидит на стуле самостоятельно, без фиксации. Встает, держась за опору. Стоит, ходит и наклоняется самостоятельно. Походка у ребенка неуклюжая, шаркает ногами, часто спотыкается. Прыгать не может. Нарушена координация. Движения отличаются неловкостью, замедленностью.
Мелкая моторика развита слабо. Движения рук у ребенка мало координированы, неточные. Согласованность действий обеих рук развита недостаточно. Никита держит небольшой предмет двумя руками, пальцы на предмете не распределяет, чтобы удобнее захватить. Захватывает мелкие предметы всеми пальцами. Не умеет выделять каждый палец и действовать им.
Никита реагирует на проявления эмоций другого человека, ответные эмоции соответствуют ситуации. Преобладающий эмоциональный фон неустойчивый. Эмоциональный контроль развит недостаточно.
Поведение у ребенка не проблемное.
Зрительное восприятие фрагментарно.
Особенности слухового восприятия: ребенок определяет локализацию звука; реагирует на знакомый голос, на интонацию речи.
Особенности тактильного восприятия: ощупывает предметы двумя руками, часто берет предметы в рот.
Обращенную речь понимает частично. Самостоятельно не говорит, звукоподражает, отмечаются отдельные слова простой конструкции типа: «мама», «папа», «баба», «тетя», «дай». Простую инструкцию понимает с максимальной помощью.
Ведущая деятельность предметно –манипулятивная. Игровая деятельность на стадии формирования. Деятельность не продуктивна. Ребенок любит играть с мячом; бросает, катает мяч двумя руками, не ловит. Нравится играть с кубиками, с помощью строит башню.
Навыками самообслуживания Никита владеет частично (может самостоятельно пить; с помощью моет руки с мылом, с помощью вытирает полотенцем руки и лицо). Навыками одевания и раздевания владеет с максимальной помощью. Пользуется туалетом с помощью.
Самостоятельно складывает игрушки по местам, убирает школьные принадлежности. Трудовые навыки не сформированы. Ребенок нуждается в постоянном уходе.
Ребенку требуется постоянный контроль.
Приоритетные учебные предметы и коррекционные курсы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий природный мир.
4. Человек.
5. Изобразительная деятельность.
6. Музыка и движение.
7. Сенсорное развитие.
8. Предметно-практические действия.
Индивидуальный учебный план на 2021– 2022 учебный год.
При составлении индивидуального учебного плана учтены рекомендации по образованию обучающегося:
- коллегиальное заключение Территориальной психолого – медико – педагогической комиссии;
- индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка инвалида;
- заключения узких специалистов школы.
№ п/п | Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Обязательнаячасть | |||
1 | Язык и речевая практика | 1.1. Речь и альтернативная коммуникация | 1 |
2 | Математика | 2.1. Математические представления | 1 |
3 | Окружающий мир | 3.1. Человек | 1 |
4 | Искусство | 4.1. Музыка и движение | 1 |
4.2. Изобразительная деятельность | 1 | ||
| Коррекционно-развивающая область | | |
1 | Сенсорное развитие. | 1 | |
2 | Предметно-практические действия. | 1 | |
3 | Двигательное развитие. | 1 | |
Итого | 8 | ||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||
В условиях школы и класса | | ||
Коррекционные курсы | | ||
Альтернативная коммуникация. | 2 | ||
Внеурочнаядеятельность | | ||
Общекультурноенаправление.Программа «Ниточка». | 1 | ||
Социальное направление. Программа «Я сам». | 1 | ||
Итого | 4 |
На основании заключений специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК), школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) из обязательной части учебного плана были исключены следующие учебные предметы: Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Домоводство, Адаптивная физкультура. Содержание и темы исключенных учебных предметов интегрированы в содержание коррекционных курсов и программы внеурочной деятельности. Например, в программу коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» включены темы учебных предметов: «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир». В программу включен коррекционный курс «Предметно- практические действия», т.к. у ребенка слабо развиты общая и мелкая моторика, нарушена координация; движения рук мало координированы. В программу коррекционного курса «Двигательное развитие» включены темы учебного предмета: «Адаптивная физкультура».
Расписание индивидуальных занятий.
Деньнедели | Урок | Время |
Вторник | Речь и альтернативная коммуникация Перемена Сенсорное развитие. Перемена Изобразительная деятельность. Перемена | 13.00 – 13.40 13.40 – 14.00 14.00 – 14.40 14.40 – 15.00 15.00 – 15.40 15.40 – 16.00 |
Среда | Математические представления. Перемена Музыка и движение. Перемена Человек Перемена | 12.30 – 13.10 13.10 – 13.30 13.30 – 14.10 14.10 – 14.30 14.30 – 15.10 15.10 – 15.30 |
Пятница | Предметно-практические действия. Перемена Двигательное развитие Перемена | 14.30 – 15.10 15.10 – 15.30 15.30 – 16.10 16.10 – 16.30 |
Содержание образования в условия организации и семьи.
4.1. Формирование базовых учебных действий.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | ||
Принятие контакта, инициированного взрослым. | | |
Установление контакта с педагогом. | | |
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий). | | |
Следование расписанию дня. | | |
Формирование учебного поведения. | ||
Поддержание правильной позы. | | |
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание. | | |
Подражание простым движениям и действиям с предметами. | | |
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.). | | |
Принятие помощи взрослого. | | |
Использование по назначению учебных материалов. | | |
Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию). | | |
Выполнение действий с предметами (по подражанию). | | |
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками. | ||
Выполнение задания полностью (от начала до конца). | | |
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | | |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Возможные планируемые предметные результаты:
1) Овладеет доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.Понимает обращенную речь, понимает смысл рисунков,
фотографий, пиктограмм, других графических знаков.Умеет пользоваться средствами альтернативной коммуникации:жестами, взглядом.
2) Умеет пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач.Умеет вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдает общепринятые правила коммуникации.Умеет использовать средства альтернативной коммуникации в
процессе общения:
- использует предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательныереакции для выражения индивидуальных потребностей;
- пользуетсякарточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
3) Узнает и различает напечатанные слова, обозначающиеназвания членов семьи, собственное имя.
Возможныепланируемыеличностные результаты.
- сформировано положительное отношение к окружающей действительности;
- управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия с учителем;
- осознает общности и различия «Я» с окружающими;
- принимает установки на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;
- проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности;
- понимает эмоциональное состояние других людей; проявляет собственные чувства;
- принимает помощь.
Содержание учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация».
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Коммуникация | | |
Коммуникация с использованием вербальных средств. | | |
1.Использование звука как средства коммуникации. | | |
2. Использование звукоподражания как средства коммуникации. | | |
3. Использование звукового комплекса как средства коммуникации. | | |
4. Использование слова как средства коммуникации: приветствовать собеседника (прощаться с ним). | | |
Коммуникация с использованием невербальных средств. | | |
1. Использование взгляда как средства коммуникации | | |
2. Использование мимики как средства коммуникации | | |
3. Использование жеста как средства коммуникации | | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | | |
Импрессивнаяречь. | | |
1. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, одежда, животные, овощи). | | |
2. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет). | | |
3. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). | | |
4. Пониманиепростыхинструкций. | | |
Экспрессивнаяречь. | | |
1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов | | |
2.Называние членов семьи. | | |
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | | |
1. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи. | | |
2. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, овощи). | | |
3. Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет). | | |
Чтение и письмо. | | |
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа), собственное имя. | | |
Календарно-тематическое планированиеучебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация».
Дата | Наименованиеразделов, темпрограмм | Кол-вочасов |
| Коммуникация с использованием вербальных средств | |
| Реагирование на собственное имя. Слова-приветствия, слова- прощания. | 1 |
| Выражение своих желаний звуком, словом. | 1 |
| Выражение согласия (несогласия) звуком, словом. | 1 |
| Сотрудничество в общении. Прослушивание сказки «Колобок». | 1 |
| Узнавание героев сказки «Колобок» с опорой на картинки. | 1 |
| Сотрудничество в общении. Прослушивание сказки «Курочка Ряба». | 1 |
| Узнавание героев сказки «Курочка Ряба» с опорой на картинки. | 1 |
| Коммуникация с использованием невербальных средств | |
| Выражение своих желаний с использованием: взгляда, указательного жеста. | 1 |
| Приветствие (прощание), обращение за помощью, с использованием мимики, жеста. | 1 |
| Прослушивание стихотворений. Выражение жестом действия и желания героев. Обводка шаблона, штриховка. | 1 |
| Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |
| Импрессивная речь | |
| Понимание слов, обозначающих предмет: тарелка, ложка, кружка. | 1 |
| Понимание слов, обозначающих предмет: стол, стул, кровать. | 1 |
| Понимание слов, обозначающих предмет: колготки, рубашка. | 1 |
| Понимание слов, обозначающих объект: кошка. | 1 |
| Понимание слов, обозначающих объект: корова. | 1 |
| Понимание слов, обозначающих цвет: красный. | 1 |
| Понимание слов, обозначающих цвет: синий. | 1 |
| Понимание слов, обозначающих цвет: желтый. | 1 |
| Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть). | 1 |
| Понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять.). | 1 |
| Понимание слов, обозначающих действия (спать, играть). | 1 |
| Экспрессивнаяречь | |
| Артикуляция звуков «А». | 1 |
| Артикуляция звуков «О». | 1 |
| Артикуляция звуков «У». | 1 |
| Артикуляция звуков «И». | 1 |
| Артикуляция звуков «Э». | 1 |
| Артикуляция звуков «Ы». | 1 |
| Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | |
| Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи: мама, папа, учитель. | 1 |
| Показ графических изображений, обозначающих предметы: (посуда, мебель). | 1 |
| Показ графических изображений, обозначающих предметы(игрушки, одежда). | 1 |
| Показ графических изображений, обозначающих предметы(овощи). | 1 |
| Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет). | 1 |
| Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа). | 1 |
| Узнавание (различение) напечатанного слова, обозначающего собственное имя. | 1 |
Итого:34 ч. |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Возможныепланируемые предметные результаты:
Различает и сравнивает предметы по форме, величине.
Ориентируется в схеме тела, в пространстве.
Находит одинаковые предметы, картинки.
Различает геометрические фигуры:
- собирает геометрические фигуры из 2,3,4 частей;
- составляет геометрические фигуры из счетных палочек;
- штрихует, обводит геометрические фигуры (по шаблону, по контурной линии).
5) Пересчитывает предметы по единице. Распознает, обводит цифры от 1 до 3, соотносит число с количеством.
6) Различает предметы по высоте.
7) Различает части суток, времена года.
Возможные планируемые личностные результаты:
- определяет свою половую принадлежность;
- определяет свою возрастную группу (ребенок);
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями.
Содержание учебного предмета
«Математические представления»
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | |
1. Количественные представления. | | | |
Нахождение одинаковых предметов, картинок. | | | |
Различение множеств: «один», «много». | | | |
Пересчет предметов по единице. | | | |
Узнавание цифр (1 – 3). | | | |
1.5. Соотнесение количества предметов с числом | | | |
1.6. Обводка цифр (1-3). | | | |
2. Представления о форме. | | | |
2.1. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг. | | | |
2.2. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х частей. | | | |
2.3. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат) из счетных палочек. | | | |
2.4. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг). | | | |
2.5. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) по шаблону (трафарету), по контурной линии. | | | |
2.6.Построение геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг), отрезка по точкам. | | | |
3. Представления о величине | | | |
3.1. Различение предметов по величине. | | | |
3.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. | | | |
3.4. Различение предметов по высоте. | | | |
3.5. Сравнение предметов по высоте. | | | |
4.Пространственные представления. | | | |
4.1. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. | | | |
4.2. Определение месторасположения предметов в ряду | | | |
5.Временные представления. | | | |
5.1.Узнавание частей суток. | | | |
5.2.Узнавание времен года. | | |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Математические представления».
Дата | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
| Узнавание времен года. | 1 |
| Узнавание геометрической фигуры круг. Рисование на манке – круги. | 1 |
| Дидактическая игра «Большие и маленькие круги». | 1 |
| Сборка круга из 2-х, 3-х, 4-х частей. | 1 |
| Штриховка круга. Рисование отрезка, круга по точкам. | 1 |
| Обводка круга по шаблону, по контурной линии. | 1 |
| Узнавание частей суток. | 1 |
| Узнавание геометрической фигуры квадрат. Рисование на манке – квадраты. | 1 |
| Дидактическая игра «Маленькие и большие квадраты». | 1 |
| Сборка квадрата из 2-х, 3-х, 4-х частей. | 1 |
| Штриховка квадрата. Рисование квадрата по точкам. | 1 |
| Обводка квадрата по шаблону, по контурной линии. | 1 |
| Составление квадрата из счетных палочек. | 1 |
| Дидактическая игра «Большие и маленькие игрушки». | 1 |
| Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. | 1 |
| Различение, сравнение предметов по высоте. | 1 |
| Нахождение одинаковых картинок. | 1 |
| Узнавание геометрической фигуры треугольник. Рисование на манке – треугольник. | 1 |
| Дидактическая игра «Маленькие и большие треугольники». | 1 |
| Сборка треугольника из 2-х, 3-х, 4-х частей. | 1 |
| Штриховка треугольника. Рисование треугольника по точкам. | 1 |
| Обводка треугольника по шаблону, по контурной линии. | 1 |
| Составление треугольника из счетных палочек. | 1 |
| Различение множеств: «один», «много». | 1 |
| Пересчет предметов по единице. | 1 |
| Знакомство с цифрой 1. Обводка цифры. | 1 |
| Соотнесение количества предметов с числом 1. | 1 |
| Выкладывание крупой цифры 1 по трафарету. | 1 |
| Знакомство с цифрой 2. Обводка цифры. | 1 |
| Соотнесение количества предметов с числом 2. | 1 |
| Выкладывание крупой цифры 2 по трафарету. | 1 |
| Знакомство с цифрой 3. Обводка цифры. | 1 |
| Соотнесение количества предметов с числом 3 | 1 |
| Выкладывание крупой цифры 3 по трафарету. | 1 |
Итого: 34 ч. |
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР.
Возможные планируемые предметные результаты.
Проявляет интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).
Узнает изученные объекты и явления неживой и живой природы.
Сравнивает объекты живой и неживой природы и проводит простейшую классификацию изученных объектов природы.
Осознает свою неразрывную связь с природой.
Проявляет уважение и готовность выполнять совместную деятельность с педагогом.
Возможные планируемые личностные результаты:
- осознает свою принадлежность к определенному полу, осознает себя как «Я»;
- социально-эмоционально участвует в процессе общения и совместной деятельности;
- сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развиты доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развиты навыки сотрудничества со взрослыми;
- сформированы элементарные установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание учебного предмета
«Окружающий природный мир».
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Временные представления. | | |
1.1. Узнавание (различение) частей суток. | | |
1.2.Соотнесение частей суток с видами деятельности. | | |
1.3.Узнавание (различение) времен года. | | |
1.4.Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, радуга, ветер). | | |
1.5. Соотнесение явлений природы с временем года. | | |
2. Животный мир. | | |
2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, шерсть, вымя, пятачок, уши). | | |
2.2.Узнавание (различение) домашних животных (свинья, лошадь, корова). | | |
2.3. Объединение животных в группу «домашние животные». | | |
2.4. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, котенок, щенок). | | |
2.5. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц). | | |
2.6.Объединение диких животных в группу «дикие животные». | | |
2.7. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок). | | |
2.8. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (слон, жираф). | | |
2.9. Птицы. Знание строения птицы. | | |
2.10. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), гусь). | | |
2.11. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» | | |
2.12. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, гусенок). | | |
2.13. Рыбы. Знание строения рыбы. | | |
2.14. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка). | | |
3. Растительный мир. | | |
3.1. Узнавание (различение) фруктов (банан, лимон) по внешнему виду (вкусу). | | |
3.2. Узнавание (различение) овощей (картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу). | | |
3.3. Узнавание (различение) ягод ( клубника, вишня) по внешнему виду. | | |
3.4. Грибы. Знание строения гриба (ножка, шляпка). | | |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Окружающий природный мир».
Дата | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
| Время года осень. Явления природы осенью. | 2 |
| Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). | 1 |
| Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 |
| Домашние животные (лошадь). Распознавание по внешнему виду. | 1 |
| Домашние животные (свинья). Распознавание по внешнему виду. | 1 |
| Домашние животные (корова). Распознавание по внешнему виду. | 1 |
| Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, котенок, щенок). | 1 |
| Дикие животные (лиса). Распознавание по внешнему виду. | 1 |
| Дикие животные (заяц). Распознавание по внешнему виду. | 1 |
| Узнавание (различение) детенышей диких животных ( лисенок, медвежонок, зайчонок). | 1 |
| Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса (слон). Распознавание по внешнему виду. | 1 |
| Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса (жираф). Распознавание по внешнему виду | 1 |
| Время года зима. Явления природы зимой. | 2 |
| Птицы. Узнавание по внешнему виду. | 1 |
| Домашние птицы (курица, петух). Распознавание по внешнему виду. | 1 |
| Домашние птицы (гусь). Распознавание по внешнему виду. | 1 |
| Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, гусенок). | 1 |
| Рыбы. Узнавание по внешнему виду. | 1 |
| Узнавание насекомых по внешнему виду (жук). | 1 |
| Узнавание насекомых по внешнему виду (бабочка). | 1 |
| Время года весна. Явления природы весной. | 2 |
| Фрукты (банан). Название. Вкус, цвет, форма, величина. | 1 |
| Фрукты (лимон). Название. Вкус, цвет, форма, величина. | 1 |
| Овощи (картофель). Название. Вкус, цвет, форма, величина. | 1 |
| Фрукты (морковь). Название. Вкус, цвет, форма, величина. | 1 |
| Ягоды (клубника). Название. Вкус, цвет, форма, величина. | 1 |
| Фрукты (вишня). Название. Вкус, цвет, форма, величина. | 1 |
| Грибы. Знание строения гриба (ножка, шляпка). | 1 |
| Время года лето. Явления природы летом. | 2 |
| Соотнесение явлений природы с временем года. | 1 |
Итого: 34 ч. |
ЧЕЛОВЕК.
Возможные планируемые предметные результаты.
1) Соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Имеет представления о собственном теле.Относит себя к определенному полу.Осознает и выражает свои интересы, потребности, желания.
2) Умеет решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением элементарных потребностей.Умеет обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
3) Умеет определять свое самочувствие (хорошее или плохое), показывает или сообщает о болезненных ощущениях взрослому.
4) Умеет соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом
дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после
посещения туалета).Умеет следить за своим внешним видом.
5) Сформированы представления о членах семьи.
Возможныепланируемые личностные результаты.
- определяет состояние своего самочувствия;
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
- определяет свою возрастную группу (ребенок);
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.
Содержание учебного предмета
«Человек»
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Представления о себе | | | |
1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду | | | |
2. Идентификация себя как мальчика. | | | |
3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши), туловище (спина, живот), руки,ноги. | | | |
4. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, рот). | | | |
Гигиена тела | | | |
1.. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук). | | | |
2. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица). | | | |
3. Расчесывание волос. | | | |
Обращение с одеждой и обувью | | | |
1. Узнавание (различение) предметов одежды (рубашка, майка, трусы, колготки). | | | |
2. Узнавание (различение) предметов обуви (валенки, ботинки, сандалии). | | | |
3. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, шнурка). | | | |
4. Снятие предмета одежды ( кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). | | | |
5. Снятие обуви (сандалий: захват рукой задней части правого сандалия, стягивание правого сандалия, захват рукой задней части левого сандалия, стягивание левого сандалия). | | | |
6. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) | | | |
7. Надевание предмета одежды (колготок: захват колготок за пояс, вставление ноги в одинколготок, вставление ноги в другой колготок, натягивание колготок). | | | |
8. Обувание обуви (сандалий: захват рукой задней части правого сандалия, вставление правойноги в сандалий, захват рукой задней части левого сандалия, вставление левой ногив сандалий). | | | |
Прием пищи | | | |
1. Питье через соломинку. | | | |
2.Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол). | | | |
3.Наливание жидкости в кружку. | | |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Человек».
Дата | Наименованиеразделов, тем программ | Кол-вочасов |
| Узнавание (различение) мальчика по внешнему виду. | 1 |
| Кто я? Я – мальчик. | 1 |
| Части тела. Туловище (спина, живот). | 1 |
| Части тела. Руки. Ладони, пальцы. | 1 |
| Части тела. Ноги. Пальцы, пятки. | 1 |
| Части тела. Голова. Волосы. Уши | 2 |
| Части тела. Лицо. Глаза. Брови. Рот. Нос. | 2 |
| Горячая и холодная вода. | 1 |
| Мытье рук в раковине. | 1 |
| Вытирание полотенцем рук. | 1 |
| Умывание лица. | 1 |
| Вытирание лица полотенцем. | 1 |
| Расчесывание волос. | 1 |
| Узнавание (различение) членов семьи. | 1 |
| Узнавание (различение) детей и взрослых. | 1 |
| Узнавание (различение) предметов одежды (куртка, шапка, варежки). | 2 |
| Узнавание (различение) предметов одежды (майка, трусы). | 2 |
| Узнавание (различение) предметов одежды (колготки, брюки). | 2 |
| Практические упражнения «Шнуровка» (Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, шнурка). | 2 |
| Узнавание (различение) предметов обуви (валенки, ботинки, сандалии). | 2 |
| Снятие предмета одежды (кофты). | 1 |
| Снятие обуви (сандалий). | 2 |
| Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, шнурка). | 2 |
| Надевание предмета одежды (колготок). | 1 |
| Питье из кружки, через соломинку. Наливание жидкости в кружку. | 1 |
Итого: 34 ч. |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Возможные планируемые предметные результаты:
Лепка.
разминает пластилин, раскатывает его скалкой;
отрывает кусочек материала от целого куска, отщипывает кусочек материала от целого куска;
размазывает пластилин (по шаблону, внутри контура), катает колбаски (на доске, в руках), шарик (на доске, в руках);
сгибает колбаску в кольцо, расплющивает материал (на доске, между ладонями);
скручивает колбаски, лепешки, полоски, защипывает краев детали.
Аппликация.
сминает бумагу;
скручивает лист бумаги;
намазывает поверхность клеем (всей поверхности, части поверхности);
делает аппликацию из одного, нескольких элементов.
Рисование.
различает материалы и инструменты, используемые для рисования;
рисует карандашом, красками;
соблюдает последовательность действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду ит.д.);
различает основные цвета;
рисует точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединяет точки.
Возможные планируемые личностные результаты:
- ориентируется в социальных отношениях и включается в них;
- применяет навыки общения в повседневной жизни;
- проявляет собственные чувства;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
-воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает их;
- совершает действия с материалами, предметами по образцу, самостоятельно;
- принимает и использует помощь педагога.
Содержание учебного предмета
«Изобразительная деятельность».
Аппликация | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Намазывание всей (части) поверхности клеем. | | |
2. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. | | |
3. Соединение деталей между собой. | | |
Лепка | | |
1. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). | | |
2. Катание колбаски на доске (в руках). | | |
3. Катание шарика на доске (в руках). | | |
4. Получение формы путем выдавливания формочкой. | | |
5. Сгибание колбаски в кольцо. | | |
6. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). | | |
7. Скручивание колбаски (лепешки, полоски). | | |
8. Работа со штампами. | | |
Рисование | | |
1. Рисование точек. | | |
2. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий. | | |
3. Соединение точек. | | |
4. Закрашивание красками внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). | | |
5. Заполнение контура точками. | | |
6. Рисование по шаблону. | | |
Календарно-тематическое планированиеучебного предмета
«Изобразительная деятельность».
Дата | Наименование разделов, тем программы | Кол-вочасов |
| Упражнения для развития движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание, помахивание кистей рук. | 1 |
| Раскатывание пластилина скалкой. Лепка столбиков различной длины и толщины. | 1 |
| Раскатывание пластилина скалкой. Штампы. | 2 |
| Работа с пластилином «Следы». | 1 |
| Работа с пластилином «Покормим голубей». | 1 |
| Работа с пластилином «Жила- была белочка». | 1 |
| Работа с пластилином «Кормушка». | 1 |
| Рассматривание материалов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге. | 1 |
| Пальчиковое рисование «Осеннее дерево». | 1 |
| Раскрашивание красками «Фрукты». | 1 |
| Раскрашивание красками «Овощи». | 1 |
| Рисование красками цветных ручек к деревянным лопаткам. | 1 |
| Аппликация «Дары осени». | 1 |
| Аппликация. Узор на платья куклы (круги, полоски, точки). | 1 |
| Наклеивание готовых деталей (геометрических фигур) 2-х контрастных цветов. | 1 |
| Аппликация «Мухомор». | 1 |
| Рисование « Цепочка (цветные кольца)». | 1 |
| Рисование ватными палочками «Зима». | 1 |
| Пальчиковые игры. | 1 |
| Раскрашивание раскраски. | 1 |
| Закрашивание внутри контура кистью. | 1 |
| Аппликация из одного элемента «Банан, лимон» из готового шаблона. | 1 |
| Аппликация из двух элементов «Домик». | 1 |
| Аппликация из двух элементов «Парусник». | 1 |
| Рисование по внутреннему трафарету. | 2 |
| Рисование карандашом точек. | 1 |
| Соединение точек (карандашом). | 2 |
| Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий. | 2 |
| Аппликация «Первый снег». | 1 |
| Аппликация «Снеговик». | 1 |
| Аппликация «Новогодняя елка». | 1 |
| Лепка. Шары большие и маленькие. | 2 |
| Лепка. Колобок. | 2 |
| Работа с пластилином « Цветные клубочки». | 2 |
| Размазывание пластилина внутри контура. | 2 |
| Пальчиковое рисование «Зимнее дерево». | 1 |
| Рисование красками «Снежинки». | 1 |
| Рисование красками геометрической фигуры. | 1 |
| Штриховка: справа налево, слева направо. | 2 |
| Штриховка: сверху вниз, снизу вверх. | 2 |
| Штриховка: по диагонали. | 2 |
| Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету). | 2 |
| Работа с пластилином «Корзина ягод». | 1 |
| Работа с пластилином «Виноград». | 1 |
| Работа с пластилином «На лесной полянке». | 1 |
| Работа с пластилином. Изготовление овощей (огурец, помидор, морковь). | 1 |
| Работа с пластилином. Изготовление фруктов (яблоко, апельсин, лимон, банан). | 1 |
| Раскрашивание раскраски. | 1 |
| Рисование красками «Божья коровка». | 1 |
| Рисование красками «Дождик». | 1 |
| Рисование красками «Травка». | 1 |
| Аппликация «Ковер». | 1 |
| Аппликация «Солнышко на небе». | 1 |
| Аппликация «Изготовление зонтиков». | 1 |
| Аппликация «Встречаем лето». | 1 |
| Пальчиковые игры. | 1 |
Итого: 68 ч. |
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ.
Возможные планируемые предметные результаты:
умеет воспринимать звуки окружающего мира;
развиты эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный ритм;
развиты музыкальный слух, музыкальная память;
сформированы индивидуальные способности к пению, танцу; умеет слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
Стремится к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Возможные планируемые личностные результаты:
- проявляет интерес к слушанию звучания музыкальных инструментов;
- получает радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- проявляет положительные качества личности;
- проявляет эмоционально положительное отношение к результатам своего труда;
- осознает свою принадлежность определенному полу, осознание себя как «Я»;
- проявляет социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- сформирован социально ориентированный взгляд на окружающий мир в единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Содержание учебного курса
«Музыка и движение».
Слушание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Различение тихого и громкого звучания музыки. | | |
Определение начала и конца звучания музыки. | | |
Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки. | | |
Узнавание знакомой песни. | | |
Узнавание (различение) колыбельной песни (марша). | | |
Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки. | | |
Пение | | |
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. | | |
Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов). | | |
Движение под музыку | | |
Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка» и др.). | | |
Начало (окончание) движения под музыку. | | |
Движение под музыку разного характера: ходьба, покачивание с ноги на ногу. | | |
Ритмичная ходьба под маршевую музыку. | | |
Движение под танцевальную музыку (вальс, полька). | | |
Выполнение под музыку действий с предметами. | | |
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. | | |
Передача простейших движений знакомых животных. | | |
Движение под музыку в медленном (умеренном, быстром) темпе. | | |
Игра на музыкальных инструментах | | |
Игра под музыку с погремушкой, колокольчиком. | | |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Музыка и движение».
Дата | Наименование разделов, тем программы | Кол-вочасов |
| Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева. | 1 |
| «В гостях у кошки». Музыкальная сказка «Кошкин дом». | 1 |
| «В гостях у кошки». Подпевать повторяющиеся слова («мяу-мяу»). | 1 |
| Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева - русская народная песня. | 1 |
| «В осеннем лесу». Прослушивание мелодий различного характера. | 1 |
| Погремушка, ознакомление, элементы игры. | 1 |
| «Где же наши ручки». Развитие двигательной активности. | 1 |
| «Зайки серые сидят». Подражание движениям зайца. | 1 |
| Музыка в природе: песня комара, пчелы, жука. | 1 |
| «Веселые гуси» - украинская народная песня. | 1 |
| Слушание «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, сл. З. Петровой. | 1 |
| «Спят усталые игрушки». Принимать активное участие в пении жестами. | 1 |
| «Тихие и громкие звоночки»(громкое и тихое звучание колокольчиком). | 1 |
| «Цок, Цок, лошадка!». Прослушивание мелодий различного характера. | 1 |
| «Цок, Цок, лошадка!». Выполнение движений под музыку. | 1 |
| «Первые снежинки». Прослушивание мелодий различного характера. | 1 |
| «Первые снежинки». Выполнение простейших игровых движений с предметами. | 1 |
| Слушание «Дед мороз», муз. М. Красева. | 1 |
| «Нарядная ёлочка». Узнавание мелодии знакомых песен. | 1 |
| «Мишка с куклой пляшут полечку».Выполнение движений под музыку. | 1 |
| «Утро в лесу», Прослушивание мелодий различного характера. | 1 |
| «Утро в лесу». Движения под музыку. | 1 |
| «Лепим мы Снеговика». Прослушивание мелодий различного характера. Движения под музыку. | 1 |
| «Новогодняя песенка». Игра на погремушке. | 1 |
| «Пальчики и ручки». Выполнение движений под музыку. | 1 |
| «Зазвенели ручейки». Прослушивание мелодий различного характера. Движения под музыку. | 1 |
| «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».Прослушивание мелодий различного характера. | 1 |
| «Паровоз». Подражание звукам с движениями. | 1 |
| "Кораблик на волнах". Движения под музыку. | 1 |
| «Медвежата». Подражание движениям медвежонка. | 1 |
| «Голоса предметов». Узнавание звуков различных предметов. | 1 |
| Музыкально-ритмические игры на подражание движениям животных. | 1 |
| «Звонкий колокольчик». Движения под музыку. | 1 |
| «Во саду ли, в огороде». Игра с погремушкой, колокольчиками. | 1 |
Итого: 34 ч. |
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.
Возможные планируемые предметные и личностные результаты:
— ориентируется в пространстве, осуществляет слухоголосовую координацию;
— эстетически воспринимает окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков);
— развита сенсорно-перцептивная деятельность;
— развита моторика, зрительно-двигательная координация;
— сформирована точность и целенаправленность движений и действий;
—положительно относится к окружающей действительности;
—управляет своими эмоциями в различных ситуациях;
—фиксирует взгляд на лице человека;
—фиксирует взгляд на неподвижном предмете;
—фиксирует взгляд на движущемся предмете;
—соотносит звук с его источником;
—адекватно реагирует на прикосновения человека;
—соотносит материал на ощупь.
Содержание учебного курса
«Сенсорное развитие».
Зрительное восприятие. | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Фиксация взгляда на лице учителя. | | |
2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки). | | |
3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз), напротив ребенка (справа, слева от ребенка). | | |
4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад). | | |
5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | | |
Слуховоевосприятие. | | |
1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). | | |
2. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | | |
3. Локализация неподвижного удаленного источника звука. | | |
4. Соотнесение звука с его источником. | | |
Кинестетическоевосприятие. | | |
1. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клей, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). | | |
2. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | | |
3. Различение материалов (дерево, металл, клей, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой). | | |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
«Сенсорное развитие».
Дата | Наименование разделов, тем программы | Кол-вочасов |
| Развитие крупной моторики. «Попади в цель», игры с мячом. | 1 |
| Формирование чувства равновесия «Дорожка следов», повороты. | 2 |
| Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «Гнездо», «Замок», «Фонарики». | 1 |
| Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «Флажок», «Очки», «Бинокль». | 1 |
| Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра со шнуровками. | 2 |
| Игры с мелкими предметами «су-джок», мячик-ёжик. | 2 |
| Игры с предметами. «Прикрепи прищепки», «Найди игрушку в сухом бассейне». | 2 |
| Игры с предметами. «Перебираем крупу». | 2 |
| Расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде. | 2 |
| Застегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде. | 2 |
| Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости. | 1 |
| Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. | 1 |
| Различение материалов по характеристикам (температура,фактура). | 2 |
| Формирование ощущений от различных поз тела. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 |
| Движения и позы верхних и нижних конечностей. | 2 |
| Движения и позы головы по показу. | 2 |
| Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. | 1 |
| Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. | 1 |
| Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад). | 1 |
| Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | 1 |
| Различение и обозначение основных цветов «Раскрась фигуры». | 1 |
| Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. | 1 |
| Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | 1 |
| Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. | 1 |
Итого: 34 ч. |
ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.
Возможные планируемыепредметные и личностные результаты:
—понимает свои потребности и самостоятельно заботится о себе;
—ориентируется в быту, проявляет элементарную самостоятельность, сформированы элементарные санитарно-гигиенические навыки;
—ориентируется в окружающем и адекватно воспринимает его;
—различает, классифицирует предметы по цвету, форме;
—ориентируется в социальных отношениях и умеет включаться в них;
—применяет навыки общения в повседневной жизни;
—проявляет собственные чувства;
—пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
—наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает их;
—совершает действия с материалами, предметами по подражанию, образцу, самостоятельно;
—принимает и использует помощь педагога.
Содержание учебного курса «Предметно-практические действия».
Действия с материалами | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). | | |
2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). | | |
3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | | |
4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). | | |
5. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). | | |
6. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка.)). | | |
7. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.). | | |
Действия с предметами | | |
1. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). | | |
2. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). | | |
3. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). | | |
4. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. | | |
5. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). | | |
6. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить). | | |
Календарно-тематическое планированиеучебного курса
«Предметно-практические действия».
Дата | Наименованиеразделов, темпрограмм | Кол-вочасов |
| Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, газета) двумя руками. | 1 |
| Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, газета) одной рукой. | 1 |
| Разрывание материала (бумага, вата, природный материал) двумя руками. | 1 |
| Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | 2 |
| Разминание материала (пластилин) двумя руками. | 1 |
| Разминание материала (пластилин) одной рукой. | 1 |
| Пересыпание материала (крупа, мелкие предметы) двумя руками. | 2 |
| Пересыпание материала (крупа, мелкие предметы) двумя руками с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). | 2 |
| Перебирание крупы. | 2 |
| Переливание воды двумя руками (с использованием инструмента стаканчик). | 1 |
| Переливание воды двумя руками (с использованием инструмента (ложка). | 2 |
| Наматывание материала (шерстяная нить). | 2 |
| Нахождение парных предметов. | 2 |
| Вращение предмета. Открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками. | 2 |
| Нажимание на предмет (юла) всей кистью. | 1 |
| Сжимание предмета (звучащие игрушки, прищепки) двумя руками. | 1 |
| Сжимание предмета (звучащие игрушки, прищепки)одной рукой, пальцами. | 1 |
| Перекладывание предметов из одной емкости в другую. | 1 |
| Вставление предметов в отверстия (мозаика). | 2 |
| Нанизывание предметов (кольца) на стержень. | 2 |
| Группировка по цвету предметов. | 2 |
| Группировка по форме предметов. | 2 |
Итого: 34 ч. |
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Возможные планируемые предметные результаты:
—Сформированы элементарные пространственные понятия.
—Знает части тела человека.
—Знает элементарные виды движений.
—Умеет бросать, перекладывать, перекатывать мяч.
—Способен целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
—Способен согласовывать свои действия и движения.
— Умеет выполнять действия по образцу и по подражанию:умеет показывать части тела человека.
—Умеет бросать, перекладывать, перекатывать мяч.
Возможные планируемые личностные результаты:
—принятие доступной социальной роли обучающегося;
— развиты навыки сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях;
— сформированы основы персональной идентичности, осознает свою принадлежность к определённому полу, осознает себя как «Я».
Содержание учебного курса «Двигательное развитие».
Общеразвивающие и корригирующиеупражнения | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. | | |
2. Выполнениедвиженийголовой. | | |
3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | | |
4. Выполнениедвиженийпальцамирук. | | |
5. Круговыедвижениякистью. | | |
6. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. | | |
7. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». | | |
8. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). | | |
9. Поворотытуловищавправо (влево). | | |
10. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). | | |
11. Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). | | |
12. Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». | | |
13. Приседание. | | |
14. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: вытягивание рук вперед, поднимание вверх, отведение рук в стороны, и возвращение в исходное положение; поочередное поднимание ног вперед. | | |
15. Ходьба с удержанием рук на поясе (за спиной, на голове, в стороны). | | |
16. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. | | |
17. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. | | |
18. Бросание мяча двумя руками, одной рукой. | | |
19. Ловля мяча на уровне груди. | | |
Календарно-тематическое планированиеучебного курса
«Двигательное развитие».
Дата | Наименованиеразделов, темпрограмм | Кол-вочасов |
| Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом). | 2 |
| Выполнениедвиженийголовой. | 1 |
| Выполнение движений руками: вверх, в стороны, «круговые». | 1 |
| Выполнение движений пальцами рук. Круговые движения кистью. | 2 |
| Одновременные (поочередные) движения руками в исходном положении «стоя»: в стороны, вверх, вниз, круговые движения. | 2 |
| Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». | 2 |
| Наклоны туловища вперед (в стороны). | 2 |
| Повороты туловища вправо (влево). | 2 |
| Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, вправо, влево). | 2 |
| Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). | 2 |
| Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». | 2 |
| Приседание. | 2 |
| Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: вытягивание рук вперед, поднимание вверх, отведение рук в стороны, и возвращение в исходное положение; поочередное поднимание ног вперед. | 2 |
| Ходьба с удержанием рук на поясе (за спиной, на голове, в стороны). | 2 |
| Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. | 2 |
| Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. | 2 |
| Бросание мяча двумя руками, одной рукой. | 2 |
| Ловля мяча на уровне груди. | 2 |
Итого: 34 ч. |
4.3. Нравственноеразвитие.
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, учителю и др.).
Делиться игрушками, сладостями и др.
Отрицательно относиться к грубости, жадности.
Спокойно вести себя в помещении и на улице.
Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место.
Сочувствовать.
Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Соблюдатьрежимдня.
Гулять на свежем воздухе в любое время года.
Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), подстригать ногти, надевать чистую одежду и др..
Соблюдать режим просмотра телевизора, пользования компьютером.
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку
Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой
Знаниеправилздоровогопитания.
Тщательнопережевыватьпищу.
Не спешить во время еды.
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды.
4.5. Внеурочнаядеятельность.
Названиемероприятия | Планируемаядеятельностьребенка | Участиеребенка в мероприятии |
«1 сентября – ДеньЗнаний» | Присутствие на торжественной линейке. | |
«Новыйгод» | Изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки; присутствие на новогоднем празднике. | |
«Масленица» | Знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии. | |
"23-февраля" | Знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия». | |
"8 –е марта" | Знакомство с атрибутами праздника, изготовление открыткидля поздравления мамы. | |
«Пасха» | Подготовка к мероприятию: покраска яиц. | |
Игра | Игры с мячом, машинкой, кубиками. | |
Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
Контарева Инна Сергеевна | Учитель индивидуального обучения |
6. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации
и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР | участие родителей в разработке и реализации СИПР; посещение родителями уроков/занятий; ведение дневника наблюдений (краткие записи); информированиеэлектроннымисредствами; личныебеседы. | |
Организация участия родителей в деятельности образовательной организации | участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий «1 сентября – День Знаний».«Новогодний праздник»; участие родителей в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией; участие родителей во взаимодействии с другими организациями; участие родителей в решении хозяйственных вопросов образовательной организации. | |
7. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
Материалы для пересыпания (крупа), емкости разно величины для воды и сыпучих материалов; крупные и мелкие бусины для нанизывания на нить, мелкая мозаика, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Музыкальные инструменты».
Конструктор, логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Гимнастические мячи большого и среднего размера, теннисные мячи.
Музыкальные инструменты (барабан, палочки, пианино, гитара), музыкальный центр, аудиозаписи.
Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
0 баллов | действует методом «рука в руке»/«рука под рукой» |
1 балл | выполняет при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно) |
2 балла | выполняет после физической подсказки (взрослый помогает ребёнку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его) |
3 балла | выполняет по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания) |
4 балла | действует по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости) |
5 баллов | выполняет самостоятельно (помощь взрослых не требуется) |
Реакциянавоздействия | |
- негативнаяреакция | нг |
- нейтральнаяреакция | нр |
- положительнаяреакция | пр |
9. Участники образовательного процесса.