Специальная индивидуальная программа развития
Приложение 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоульяновская средняя школа №1
Ульяновская область город Новоульяновск
СОГЛАСОВАНО На заседании ПМПк председатель _________/Бурдина Т.Б./ «____»___________2016 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказом № 844 от___/_________2016 Директор МОУ СШ №1 _________/Новикова О.В./
|
Специальная индивидуальная программа развития
Обучающейся(гося) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития _____________________________ класса
Составитель _______________________________________
Должность____________________________________________
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
специалистов психолого-
педагогического сопровождения
Руководитель МО
________/_Фомина М.Г./
Протокол № ____________
от «____»__________201__г
2016 - 2017 учебный год
Содержание
Общие сведения о ребенке
Характеристика ребенка
Индивидуальный учебный план
Содержание образования СИПР
Условия реализации СИПР
Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Программа сотрудничества с семьей обучающегося
Перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Итоговые результаты образования
Общие сведения о ребенке
|
Ф.И.О. ребенка |
|
|
Дата поступления в ОУ, ступень обучения, группа |
|
|
Дата рождения |
|
|
Сведения о родителях: (Ф.И.О., возраст, место работы)
|
мать |
отец |
||
|
Адрес проживания |
|
|
Состав семьи |
|
|
Какой данный ребенок по счету |
|
|
Жилищные условия семьи |
|
|
Материальное положение семьи |
|
|
Заключение ЦПМПК |
|
|
Дополнительные сведения о ребенке |
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Характеристика отражает:
1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
2) заключение ЦПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: предметно-практическая деятельность, коммуникативные возможности, игра, самообслуживание,
интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные
области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и
воспитания в образовательной организации, в условиях надомного
обучения.
Индивидуальный учебный план
(по АООП для данной группы детей)
№ |
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
|||
1 |
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
3 |
99 |
|||
2 |
Математика |
Математические представления |
2 |
66 |
|||
3 |
Окружающий мир |
Человек |
3 |
99 |
|||
Окружающий социальный мир |
1 |
33 |
|||||
4 |
Искусство |
Музыка и движение |
2 |
66 |
|||
Изобразительная деятельность |
3 |
99 |
|||||
5 |
Физическая культура |
Адаптивная физкультура |
2 |
66 |
|||
6 |
Коррекционно – развивающие занятия |
2 |
66 |
||||
Коррекционные занятия |
|||||||
1 |
Сенсорное развитие |
3 |
99 |
||||
2 |
Предметно – практические действия |
3 |
99 |
||||
3 |
Двигательное развитие |
2 |
66 |
||||
4 |
Альтернативная коммуникация |
2 |
66 |
||||
Итого |
10 |
330 |
Содержание образования СИПР
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования ребенка в силу его психофизических способностей.
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).
2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Математика.
Математические представления:
Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)
«Окружающий мир».
Человек:
Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
- представления о собственном теле
- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
- отнесение себя к определенному полу
- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности
- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым
- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)
- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры
- сообщать с использование средств альтернативной коммуникации о последовательности режимных моментов.
Окружающий социальный мир:
Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Описание возможных результатов обучения:
- адекватные манипуляции с предметами
- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами
- представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и расположенных в них предметах и объектах
- формирование навыков приветствия с взрослым
Искусство.
Музыка и движение:
Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты
- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее
- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки
Изобразительная деятельность:
Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.
Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.
Описание возможных результатов обучения:
- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности
- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности
- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности
- формирование доступных сенсорных эталонов
Физическая культура.
Адаптивная физкультура:
Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;
- формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.
Коррекционно – развивающие занятия.
В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи – 1 час,
- развитие общей моторики и мелкой моторики – 1 час.
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие:
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Описание возможных результатов обучения:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Предметно-практическая деятельность:
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
-формирование интереса к действия с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Двигательное развитие:
Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Описание возможных результатов обучения:
- мотивация двигательной активности
- поддержка и развитие имеющихся движений
-расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Описание возможных результатов обучения:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест , предмет , графическое изображение ,
- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);
- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым для общения в школе и в других местах;
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
Условия реализации СИПР
время |
Режимный момент Содержание деятельности |
Ответственный |
7.30 |
Подъем |
родители |
7.45 |
Гигиенические процедуры |
родители |
8.15 |
Кормление, Завтрак |
родители |
8.45 |
Гигиенические процедуры |
родители |
Занятия |
Педагог |
|
12.30 |
Обед |
родители |
13.00 |
Гигиенические процедуры |
родители |
13.30 |
Отдых |
родители |
16.00 |
Гигиенические процедуры |
родители |
Занятия |
родители |
|
19.00 |
Ужин |
родители |
19.30 |
Гигиенические процедуры |
родители |
21.00 |
Отдых |
Специалисты, участвующие в реализации СИПР
№ |
Должность |
Ф.И.О. |
Содержание работы, предмет |
|
Учитель |
||
|
учитель-логопед |
||
|
Педагог-психолог |
||
|
учитель музыки |
||
|
Учитель физкультуры |
||
|
Воспитатель |
Программа сотрудничества с семьей обучающегося
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка
индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
индивидуальные консультации родителей по темам:
«Развитие двигательной активности ребенка », «Реализация СИПР в домашних условиях », «Формирование социально – бытовых навыков».
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации
участие родителей в разработке СИПР
посещение родителями уроков/занятий;
консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;
домашнее визитирование
Перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства индивидуального назначения,
Дидактические материалы,
Индивидуальные средства реабилитации.
Средства индивидуального назначения
Прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор)
Дидактические материалы.
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Набор пиктограмм;
«Нумикон», «Колорама», конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели.
Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень
сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по
инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по
образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект»
(ситуативно), «не узнает объект».
Содержание актуального опыта ребенка
Освоение действия |
||
Начало года |
Конец года |
|
Когнитивные |
||
Сенсорно-перцептивные действия |
||
А) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте |
||
Б) перевод взглядя с одного объекта на другой |
||
В) сопровождение взглядом движущегося объекта |
||
Г) сопровождение взглядом передвигаемого самим ребенком объекта |
||
Сенсорно-двигательные действия |
||
А) перемещение «косточек» по проволочной рамке |
||
Б) переворачивание плоских предметов |
||
В) дифференциация предметов по форме |
||
Г) дифференциация предметов по размерам |
||
Д) использование пишущих предметов (мелок, карандаш, ручка) |
||
Графомоторные навыки |
||
А) захватывание карандаша |
||
Б) правильное удержание карандаша |
||
В) пространственные передвижения карандаша: вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно |
||
Г) дифференциация символов в пределах программы ( букв, цифр, знаков) |
||
Навыки невербальной коммуникации |
||
А) установление визуального контакта с собеседником |
||
Б) ориентация на лицо взрослого |
||
В) удержание позы во время диалога (сидя, стоя) |
||
Г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции |
||
Д) адекватное использование мимики и выражения лица |
||
Е) умение выражать желания жестами, мимикой |
||
Общение и речь (восприятие и понимание речи) |
||
А) выполнение одного действия по словесной инструкции («иди сюда») |
||
Б) выполнение двух действий по словесной инструкции («иди сюда, посмотри на меня») |
||
В) выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («иди сюда, посмотри на меня, сядь») |
||
Г) выбрать названный предмет из двух |
||
Д) выбрать названный предмет из трех |
||
Е) принести названный предмет, выбрав из ряда объектов |
||
Ж) указать названную часть тела |
||
З) указать две и более названные части тела |
||
И) указать названный цвет |
||
К) указать большой или маленький предмет |
||
Л) показать названный предмет на картинке |
||
М) выполнить инструкцию с числительным (показать, где 1 яблоко, 2, 3) |
||
Н) найти парные предметы |
||
О) найти парные картинки |
||
П) убрать лишние по цвету, размеру, форме, материалу |
||
Р) повторить предложение из 3-4 слов |
||
С) назвать события рассказа в любом порядке |
||
Т) назвать ключевые события рассказа в правильном порядке |
||
Хозяйственно-бытовые навыки |
||
Навыки самообслуживания |
||
А) знание наименований одежды |
||
Б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее |
||
В) самостоятельное раздевание |
||
Г) различение буви по схеме тела (правая, левая) |
||
Д) самостоятельный прием пищи |
||
Е) самостоятельное пользование туалетом |
||
Ж) навыки личной гигиены |
||
Назначение предметов обихода |
||
А) для еды: - чашка, блюдце, тарелка, ложка, вилка, нож - чайник, сахарница, кастрюля - стол, стул Б) для отдыха: - кровать, диван - телевизор, В) для бытовых нужд: - стиральная машина, утюг, пылесос |
||
Приготовление пищи |
||
А) приготовление чая, кофе |
||
Б) наливание сока, молока в стакан (кружку) |
||
В) приготовление бутерброда из нарезанных продуктов |
||
Г) пользование ножом |
||
Д) пользование плитой (газовой, электрической) |
||
Е) выбор кухонной посуды по назначению |
||
Стирка вещей |
||
А) пользование раковиной |
||
Б) пользование водопроводным краном |
||
В) пользование моющими средствами |
||
Г) пользование стиральной машиной |
||
Уборка помещения |
||
А) пользование щеткой, совком |
||
Б) пользование шваброй, тряпкой, ведром |
||
В) пользование пылесосом, выключателем, розеткой |
||
Г) пользование моющими средствами |
||
Определение видов пищевых продуктов |
||
А) хлеб, батон |
||
Б) мясные продукты (колбаса, сосиски) |
||
В) молочные продукты (молоко, сыр, творог, кефир) |
||
Г) каши (гречневая, манная, рисовая) |
||
Д) яйца |
||
Е) овощи и фрукты (яблоко, апельсин, помидор, огурец, банан, лук…..) |
||
Ж) напитки (сок, чай…) |
||
Товарно-денежные отношения |
||
А) узнавание достоинства купюр и монет |
||
Б) ориентировка в стоимости товара |
||
В) выбор необходимого товара |
||
Г) оплата и получение сдачи |
||
Социальные навыки |
||
Пользование телефоном |
||
А) правильные действия при поступлении звонка |
||
Б) умение вести разговор самостоятельно |
||
В) знание телефонов экстренной помощи |
||
Г) знание телефонов близких родственников (мамы, папы….) |
||
Ориентация на дороге |
||
А) узнавание места пешеходного перехода |
||
Б) распознавание сигналов светофора |
||
В) соблюдение мер предосторожности на улице |
||
Пользование общественным транспортом |
||
А) нахождение места остановки |
||
Б) чтение и узнавание номера маршрута |
||
В) целевое ожидание на остановке |
||
Г) оплата проезда |
||
Д) распознавание конечного пункта поездки |
||
Е) соблюдение норм поведения в общественном транспорте |
||
Итоговые результаты образования
оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в
форме характеристики за учебный год.
Психолого-педагогическая характеристика
Характеристика отражает:
1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений:
коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.