Специальная индивидуальная программа развития Лазо Доминики 9 класс (шестой год обучения) на 2023/2024 учебный год
ПРОТОКОЛ
обсуждения специальной индивидуальной программы развития
обучающейся четвёртого года обучения ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Лазо Доминики
от «01» сентября 2023 г.
УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители: Лазо Надежда Владимировна | Специалисты ГОКУ «СКШИ г.Черемхово»: Матыгулина Т.В. – учитель начальных классов Климова Е.А. – учитель слуховой работы |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители (законные представители) ознакомились с содержанием специальной индивидуальной программы развития (СИПР) на 2023/2024 учебный год, разработанной на основе ФАООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ФГОС) (вариант 1.4).
В ходе обсуждения СИПР сделаны следующие предложения:
Консультации для родителей:
«Усвоение СИПР в домашних условиях. Как помочь ребёнку учиться».
«Способы общения с ребёнком и методы педагогического воздействия в семье. Условия эффективного семейного воспитания».
«Нервно-психическое здоровье подростка. Особенности воспитания подростка в семье».
«Трудовое воспитание в семье».
«Организация свободного времени дома».
Индивидуальные консультации с психологом.
Индивидуальные консультации с учителем слуховой работы.
Организация посещения занятий родителями и обсуждение результатов.
Родители и специалисты договорились о совместной работе над реализацией СИПР
в 2023/2024 учебном году.
ПОДПИСИ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители: ____________________________Н.В. Лазо | Специалисты ГОКУ «СКШИ г.Черемхово»: __________________________Т.В. Матыгулина __________________________Е.А. Климова __________________________Н.В. Власова |
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся
с нарушениями слуха г. Черемхово»
Согласовано:
_____________________________________
Подпись/Ф.И.О. законного представителя/
____________________________________
(дата)
Специальная индивидуальная
программа развития
Лазо Доминики
9 класс (шестой год обучения)
на 2023/2024 учебный год
Разработала:
Матыгулина Т.В.,
учитель начальных классов
2023 год
Директору ГОКУ «СКШИ г.Черемхово»
Морозовой Н.В.
от________________________________
_________________________________,
проживающей по адресу____________
________________________________,
телефон__________________________
Заявление
Прошу организовать для моего ребёнка Лазо Доминики Руслановны, 25.087.2007 года рождения, обучение на дому в период с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года.
Основание: медицинское заключение ВК №539, выданное 18.08.2023 года ОГБУЗ «ИОПНД» г.Черемхово.
К заявлению прилагаю копию заключения медицинской организации.
________________2023г. ________________/_________________/
подпись/расшифровка
СТРУКТУРА
СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. Индивидуальные сведения о ребёнке.
2. Сведения о семье.
3. Педагогическая характеристика.
4. Индивидуальный учебный план.
5. Расписание индивидуальных занятий.
6. Содержание образования в условия организации и семьи.
6.1. Формирование базовых учебных действий.
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
7.Нравственное развитие.
8.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
9.Внеурочная деятельность.
10. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
11. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
12. Мероприятия, формы сотрудничества организации семьи обучающейся.
13. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
14. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ
1. | Фамилия, имя, отчество | Лазо Доминика Руслановна |
2. | Дата рождения, возраст | 25.08.2007, 15 лет |
3. | Диагноз | F 71, 2-х ст. сенсоневральная тугоухость 2 степени. |
4. | Место жительства | г. Черемхово, улица Марата, дом 23, квартира 1 |
5. | Год обучения в ГОКУ «СКШИ г. Черемхово» | девятый |
6. | Заключение ПМПК | По результатам комплексного психолого-педагогического обследования установлено, что ребёнок с установленной индивидуальностью является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в организации специальных условий. Умеренная умственная отсталость (F 71). Криптогенная эпилепсия. Косоглазие. 2-х сторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость III-IY степени. Системное недоразвитие речи тяжелой степени. |
7. | Медицинское заключение ВК | |
8. | Ф.И.О. матери, место работы, адрес | Лазо Надежда Владимировна, не работает (по уходу за ребёнком инвалидом), 895261655658 |
9. | Ф, И.О. отца | - |
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
1. | Полная/неполная | неполная |
2. | Один из родителей (мать/отец) | мать |
3. | Распавшаяся (развод/один из родителей по каким-либо причинам с семьей не проживает) | нет |
4. | Благополучная/неблагополучная | благополучная |
5. | Другие особенности семьи (опекаемые/усыновленные и т.д) | нет |
6. | Взаимоотношения родителей с ребенком (гипоопека/ гипеопека/ уклонение от воспитания/ доверительно-уважительные/напряженные, конфликтные/ редко общаются) | доверительно-уважительные |
7. | Дополнительные характеристики, требующие особого внимания (многодетность, малообеспеченность, алкоголизация, наркомания, учет в ПНД и т.д. | нет |
8. | Условия проживания, быт | семья проживает в частном доме |
3.Педагогическая характеристика
ученицы 8 класса (5 год обучения)
Лазо Доминики
Доминика обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС НОО, с учётом её особых образовательных потребностей в 8 классе (5 год обучения).
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с системным недоразвитием речи. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.
Соматическое состояние: ребёнок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями.
К занятиям относится адекватно, требованиям педагога подчиняется, занятия пропускает только по уважительной причине. Учебно-познавательная мотивация характеризуется неустойчивостью, скудностью, ситуативностью. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, быстро утомляется. Не может сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.
Сформированность учебных умений и навыков не соответствует требованиям содержания программного материала.
Математические представления
Учебный материал по темам: «Числа от 3 до 10» (Название чисел от 3 до 10. Обозначение цифрой и словом. Последовательность чисел в натуральном ряду. Написание цифр от 3 до 10. Сравнение чисел. Место каждого числа в натуральном ряду. Состав чисел от 3 до 10. Сравнение групп предметов по их количеству. Счет прямой и обратный в пределах 10); «Временные понятия» (Вчера, сегодня, завтра. Дни недели);Геометрический материал: (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Рисование по образцу в тетради в клетку. Составление орнаментов из геометрических фигур» усвоен на низком уровне.
Речь и альтернативная коммуникация
Чтение побуквенное, накопление предметного словаря на низком уровне. Пишет аккуратно, разборчиво; строку, расстояние между словами соблюдает, при списывании пропускает буквы и слова, соблюдает начало и конец предложения.
Окружающий природный мир
Учебный материал по темам: «Временные представления», «Животный мир», «Растительный мир», «Объекты природы» усвоен на низком уровне.
Окружающий социальный мир
Учебный материал по темам: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Предметы быта» усвоен на низком уровне.
Человек
Учебный материал по темам: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи» усвоен на низком уровне.
Домоводство.
Учебный материал по темам: «Уход завещами», «Приготовление пищи», «Уборка помещений и территории» усвоен на низком уровне.
Адаптивная физкультура
Доминики нравится выполнять упражнения с мячом, играть в подвижные игры.
Развитие речевого слуха и формирование произношения
Языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т.к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, фамилию, частично различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Эмоционально-поведенческие особенности
Открыта для психолого-педагогической помощи. Соблюдает дистанцию в общении со взрослыми. С детьми ведёт себя дружелюбно.
Рекомендации:
Продолжить работу по формированию и развитию эмоционально-волевой, познавательной, коррекционно- развивающей сферы.
По решению педагогического совета, протокол № 6 от 17.05.2023 переведена в 9 класс (6 год обучения) по специальной индивидуальной программе развития.
5.Расписание индивидуальных занятий
Утверждаю Директор ГОКУ «СКШИ г.Черемхово» _____________________ Н.В.Морозова от _________________ 2023г. |
Дни недели | Время проведения | Учебные предметы | Педагог |
Понедельник | 1100-1140 | Формирование слухового восприятия и обучение устной речи | Климова Е.А. |
1140-1150 | перемена | ||
1150-1230 | Коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие) | Власова Н.В. | |
1230-1240 | перемена | ||
1240-1320 | Речь и альтернативная коммуникация | Матыгулина Т.В. | |
1320-1330 | перемена | ||
1330-1410 | Математические представления | Матыгулина Т.В. | |
1410-1430 | перемена | ||
1430-1510 | Речь и альтернативная коммуникация (ф) | Матыгулина Т.В. | |
1510-1520 | перемена | ||
1520-1600 | Математические представления (ф) | Матыгулина Т.В. | |
Вторник | 1400-1440 | Речь и альтернативная коммуникация (ф) | Матыгулина Т.В. |
1440-1450 | перемена | ||
1450-1525 | Математические представления (ф) | Матыгулина Т.В. | |
Среда | 1400-1440 | Математические представления (ф) | Матыгулина Т.В. |
1440-1450 | перемена | ||
1450-1525 | Окружающий социальный мир | Матыгулина Т.В. | |
Четверг | 1100-1140 | Речь и альтернативная коммуникация | Матыгулина Т.В. |
1140-1150 | перемена | ||
1150-1230 | Математические представления | Матыгулина Т.В. | |
1230-1240 | перемена | ||
1240-1320 | Окружающий социальный мир | Матыгулина Т.В. | |
1320-1330 | перемена | ||
1330-1410 | Домоводство | Матыгулина Т.В. | |
Пятница | 830-910 | Формирование слухового восприятия и обучение устной речи | Климова Е.А. |
910-920 | перемена | ||
920-1000 | Коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие) | Власова Н.В. | |
1000-1010 | перемена | ||
1010-1050 | Коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие) | Власова Н.В. | |
1050-1100 | перемена | ||
1100-1140 | Речь и альтернативная коммуникация | Матыгулина Т.В. | |
1140-1200 | перемена | ||
1200-1240 | Окружающий природный мир | Матыгулина Т.В. | |
1240-1250 | перемена | ||
1250-1330 | Домоводство | Матыгулина Т.В. | |
1330-1340 | перемена | ||
1340-1420 | Окружающий природный мир (ф) | Матыгулина Т.В. |
Согласовано с родителями _______________________Н.В. Лазо от ________________________2023г. |
С порядком реализации УП ознакомлена _________________________Н.В. Лазо |
Содержание образования в условиях организации и семьи
6.1.Базовые учебные действия
Базовые учебные действия | | | ||
Содержание | Учебный год | | | |
1 полугодие | 2 полугодие | | | |
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с учителем, взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | | | ||
принятие контакта, инициированного взрослым | сформировано | сформировано | | |
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса | сформировано | сформировано | | |
Формирование учебного поведения | сформировано | |||
умение выполнять инструкции педагога:понимает жестовую инструкцию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
выполняет стереотипную инструкцию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
выполнение простых и двухступенчатых речевых инструкций | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
принятие помощи взрослого | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
по подражанию (подражает действиям, выполняемым педагогом) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
по образцу (последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
| | | ||
Формирование умения выполнять задание | | | ||
в течение определенного периода времени способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия | | | ||
ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | | |
Для отслеживания динамики используется следующая система оценок:
0 баллов - нет фиксируемой динамики (не узнает объект, действие не выполняет).
1 балл – минимальная динамика (не всегда узнает объект, выполняет действие созначительной
физической помощью).
2 балла - удовлетворительная динамика (узнает объект, выполняет действие с частичной
физической помощью).
3 балла – достаточная динамика (узнает объект, выполняет действие по образцу)
4 балла- хорошая динамика (хорошо знает объект, выполняет действие самостоятельно, по
инструкции).
5 баллов- отличная динамика (выполняет действие самостоятельно).
6.2 Предметные результаты
Предмет | ||
Речь и альтернативная коммуникация | ||
| 1 полугодие | 2 полугодие |
умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике общения со взрослыми и ровесниками для решения практических задач | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение использовать знакомый речевой материал в устной, и (или) устно-дактильной, и (или) письменной форме в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
осознанное правильное устно-дактильное чтение слов, предложений, тестов | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение читать устно-дактильно (дактильно) данные о себе, названия окружающих предметов и действий с ними, соотнести прочитанное с реальными объектами и явлениями (показать, изобразить, продемонстрировать, ответить) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение написать печатными буквами информацию о себе, имена близких людей, названия знакомых предметов и явлений; использовать письменную речь как средства коммуникации в случае необходимости. | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
| ||
| ||
Математические представления | ||
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количестве, пространственных, временных отношениях на основе предметно-практической деятельности | ||
умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
способность к перемещению и ориентировке в пространстве в бытовых ситуациях | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
использованию словесных и невербальных средств для передачи пространственных отношений в быту, в предметной, изобразительной и конструктивной деятельности | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных обучающемуся пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение соотносить количество предметов (в допустимых пределах для каждого обучающегося - один - много, один, два, три, четыре, пять... десять) с количеством пальцев, подбором соответствующей цифры (слова) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
пересчет предметов в доступных обучающемуся пределах в процессе деятельности | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
обучение выполнению простых арифметических действий на наглядной основе, пониманию значений арифметических знаков | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение обозначать арифметические действия знаками | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Развитие умения самостоятельно пользоваться математическими представлениями и умениями при решении элементарных житейских задач | ||
понимание назначения приборов и приспособлений для измерения длины, объема, веса, умение применять сформированные измерительные навыки в практической деятельности | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
участие вместе со взрослыми в покупке продуктов и других вещей, понимание назначения денег | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение распознавать цифры, обозначающие возраст самого обучающегося, номер дома, квартиры, автобуса. | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Окружающий природный мир | ||
Овладение элементарными представлениями о неживой природе | ||
наличие элементарных представлений о временах года | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение обозначить их признаки с помощью невербальных и вербальных средств | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
понимание элементарных причинно-следственных связей между явлениями природы | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
наличие представлений об опасности некоторых погодных явлений | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
формирование умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
наличие элементарных представлений об объектах неживой | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение ориентироваться на жизненно важные звучания | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
наличие элементарных представлений о времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Формирование представлений о животном и растительном мире | ||
интерес к живой природе | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
знание наиболее знакомых домашних и диких животных, условий их жизни | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
представления о наиболее распространенных домашних растениях и растениях ближайшего окружения (огород, сад, парк) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
понимание элементарных связей между жизнью животных и растений и продуктами питания (молоко, овощи, фрукты); наличие желания участвовать в уходе за животными и растениями | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
представления о необходимых орудиях для работы на участке, в огороде, безопасному обращению с ними | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
знание правил безопасного для мира природы поведения человека | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Развитие активности, любознательности во взаимодействии с миром живой и неживой природы | ||
наличие интереса к явлениям и объектам неживой (гроза, вода, снег, камни) и живой природы (росту животных, растений, появлению детенышей, цветов, плодов) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Окружающий социальный мир | ||
Представления о мире, созданном руками человека | ||
интерес к объектам, созданным человеком | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и другом), о транспорте и другом | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей | ||
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося (учитель, повар, врач, водитель и других) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и другие), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Развитие межличностных и групповых отношений | ||
представление о дружбе, сверстниках | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение находить друзей на основе личностных симпатий | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. | ||
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Представления об обязанностях и правах ребенка | ||
представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства. | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
представления об обязанностях обучающегося, сына (дочери), внука (внучки), гражданина и о подобном | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Представление о стране проживания Россия | ||
представление о стране, столице, городе (селе), месте проживания | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
представление о государственной символике (флаг, герб, гимн) | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Домоводство | ||
умение принимать посильное участие в повседневных делах дома | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, другие | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, другие | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию | сформировано частично, выполняет с помощью жестовой инструкции, по подражанию |
Для отслеживания динамики используется следующая система оценок:
0 баллов- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла.
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя.
2 балла - выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях
способен выполнить его самостоятельно.
3 балла – способность самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях.
4 балла – способность самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки.
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации
Средний балл предметных результатов | |||
Предмет | Учебный год | Итого | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 2 | 2 |
Математические представления | 2 | 2 | 2 |
Окружающий природный мир | 2 | 2 | 2 |
Окружающий социальный мир | 2 | 2 | 2 |
Домоводство | 2 | 2 | 2 |
Личностные результаты
Содержание | Учебный год | ||
1 полугодие | 2 полугодие | ||
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности | |||
умение принимать социальную роль в совместной деятельности | сформировано частично | сформировано частично | |
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей | |||
умение ориентироваться в окружающем мире | сформировано частично | сформировано частично | |
узнавать природные социальные части | сформировано частично | сформировано частично | |
Формирование уважительного отношения к окружающим | |||
развитие навыков адекватного отношения к окружающим | сформировано частично | сформировано частично | |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире | |||
умение адаптироваться к новым изменяющимся условиям | сформировано частично | сформировано частично | |
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности | |||
умение осознавать социальные роли | сформировано частично | сформировано частично | |
развитие мотивов учебной деятельности | сформировано частично | сформировано частично | |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах | |||
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате | сформировано частично | сформировано частично | |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | |||
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями | сформировано частично | сформировано частично | |
рассматривает произведения искусства, прослушивает музыку | сформировано частично | сформировано частично | |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |||
умение сопереживать и понимать чувства других людей | сформировано частично | сформировано частично | |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |||
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | сформировано частично | сформировано частично | |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |||
ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь | сформировано частично | сформировано частично | |
наличие мотивации к труду, работе | сформировано частично | сформировано частично | |
умение бережно относится к материальным и духовным ценностям | сформировано частично | сформировано частично |
Для отслеживания динамики используется следующая система оценок:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика,
3 балла – достаточная динамика
Средний балл личностных результатов | |||
Содержание | Учебный год | Итого | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности | 2 | 2 | 2 |
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей | 3 | 3 | 3 |
Формирование уважительного отношения к окружающим | 2 | 3 | 2,5 |
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | 3 | 4 | 3,5 |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах | 3 | 4 | 3,5 |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 2 | 3 | 2,5 |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | 2 | 2 | 2 |
Итого: | 2,4 | 3 | 2,7 |
Нравственное воспитание
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Направления нравственного развития обучающегося:
осмысление ценности жизни (своей и окружающих),
развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей,
воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще,
формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми,
поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных,
осмысление свободы и ответственности, ребёнок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний,
укрепление веры и доверия, выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать»,
формирование доверия к окружающим у ребенка происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности,
взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения, усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге.
Содержание | Результаты наблюдений | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
Способность замечать и запоминать происходящее. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Доброжелательное отношение к окружающим. | сформировано, выполняет самостоятельно | сформировано, выполняет самостоятельно |
Умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи). | сформировано, выполняет самостоятельно | сформировано, выполняет самостоятельно |
Умение выражать свои желания, делая выбор. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. | не сформировано | не сформировано |
Контроль своих эмоций и поведения. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа направлена на решение следующих задач:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды,
формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня,
формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических особенностей,
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях,
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья,
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Цель и задачи программы реализуются на уроках по предмету «Окружающий природный мир» в рамках внеурочной деятельности.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, поездки и др.
Ожидаемые личностные результаты:
осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня,
интерес и бережное отношение к природе,
готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Содержание | Результаты наблюдений | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Знание правил здорового питания. | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания. | не сформировано | не сформировано |
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. | не сформировано | не сформировано |
Умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях (доступными средствами обратиться за помощью, привлечь к себе внимание). | сформировано частично, выполняет по подражанию | сформировано частично, выполняет по подражанию |
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающегося путем организации проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность ребенка с умственной отсталостью и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития.
Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии и участие в общешкольных мероприятиях, в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности: выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники.
Задачи:
Создавать условия для развития социально-эмоциональных, общекультурных умений.
Расширять контакты обучающегося с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Виды работы:
организация и проведение школьных праздников, утренников, концертов,
экскурсии в парк, театр,
включение родителей в организацию внеурочной деятельности.
Ожидаемые личностные результаты
Наличие:
мотива к общению с разными людьми;
повышения речевой активности;
наличие адекватных реакций и действий на обращения знакомых и незнакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой, кивнуть головой);
выполнять с окружающими людьми игровые действия;
умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства.
Возможные предметные результаты
Наличие умения:
пользоваться средствами альтернативной коммуникации,
жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, жалости, радости, указательные; иктограммы: хорошо, грустно, спасибо,
подавать коммуникативному партнеру карточку, чтобы получить желаемый предмет.
Содержание | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
День знаний 1.09.22 | Присутствие на торжественной линейке, участие в классном мероприятии. | Принимала участие в проведении мероприятия |
День здоровья 27.10.22 20.12.22 | Участие в спортивных играх. | Принимала участие в проведении мероприятия |
Праздник Осени 25.10.22 | Подготовка к празднику: изготовление поделок на тему «Осень», участие в проведении праздника. | Принимала участие в проведении мероприятия |
Новогодний праздник 23.12.22 | Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних поделок, открыток; участие в Новогоднем празднике. | Принимала участие в проведении мероприятия |
Масленица | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии. | Принимала участие в проведении мероприятия |
Праздник «8 марта» | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, изготовление открыток; участие в мероприятии. | Принимала участие в проведении мероприятия |
Пасха | Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление класса. | Принимала участие в проведении мероприятия |
Игра | Игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», сенсорные игры, подвижные игры в спортивном зале. | Принимала участие в проведении мероприятия |
«До свидания, школа! Здравствуй, лето!» | Участие в празднике | Принимала участие в проведении мероприятия |
«До свидания, школа! Здравствуй, лето!» | Участие в празднике. | |
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Учебное место Доминики включает школьный стол и стул, соответствующие росту ребёнка. Уроки оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.
В классе выделена игровая зона для отдыха, которая застилается ковром. Имеются большие надувные мячи для снятия мышечного напряжения, массажный коврик.
11.Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Матыгулина Т.В. – учитель начальных классов
Климова Е.А. - учитель слуховой работы
Влассова Н.В. - психолог
12.Программа сотрудничества с семьёй.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения
Мероприятия:
индивидуальные консультации родителей со специалистами,
договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой,
убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка,
посещение родителями уроков/занятий в школе.
№ | Задачи | Мероприятия | Отчёт о проведении мероприятий |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. | Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) | 17.10.2023 19.12.2023 23.01.2024 20.02.2024 18.04.2024 | |
Консультации родителей «Реализация СИПР в домашних условиях», «Организация свободного времени дома», «Формирование социально – бытовых навыков у ребёнка» | 26.09.2023 17.10.2023 14.11.2023 19.12.2023 26.01.2024 21.02.2024 13.03.2024 11.04.2024 14.05.2024 | ||
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации. | Участие родителей в разработке СИПР | С мамой проведены индивидуальные консультации об обучении и воспитании ребёнка в условиях домашнего обучения. Спланированы консультации по проблемам для единства требований к обучению в семье и школе. | |
Присутствие родителей на уроках и занятиях и обсуждение результатов | 26.09.2023 17.10.2023 14.11.2023 19.12.2023 26.01.2024 21.02.2024 13.03.2024 11.04.2024 14.05.2024 | ||
Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях | 26.09.2023 17.10.2023 14.11.2023 19.12.2023 26.01.2024 21.02.2024 13.03.2024 11.04.2024 | ||
Выбор единых подходов и приемов работы | + | ||
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, ходе реализации СИПР и результате его освоения. | Личные встречи, беседы с родителями | + | |
Психологическая поддержка семьи. | Индивидуальные консультации с психологом | 12.09.2023 14.10.2023 15.11.2023 19.12.2023 23.01.2024 20.02.2024 13.03.2024 24.04.2024 22.05.2024 | |
Индивидуальные консультации с учителем слуховой работы | 11.09.2023 13.10.2023 12.11.2023 17.12.2023 18.01.2024 15.02.2024 4.03.2024 5.04.2024 15.05.2024 |
13.Технических средств и дидактических материалов
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы,
графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм , индивидуальные коммуникативные альбомы),
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
электронные средства (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием).
Освоение предметной области «Математические представления»предполагает использование разнообразного дидактического материала:
предметов различной формы, величины, цвета,
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы.
Освоение предметной области «Изобразительная деятельность» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
клей, бумага (цветная, картон и др.);
карандаши (простые, цветные), фломастеры, краски (акварель, гуашь);
пластичные материалы (пластилин, соленое тесто); кисти, штампы, трафареты, индивидуальные доски;
рабочие альбомы с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования.
Освоение предметной области «Музыка и движение», «Адаптивная физкультура» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли;
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости,температуре, плотности; предметы для нанизывания на стержень (кольцо, шары);
технические средства: ноутбук, колонка;
аудио и видеоматериалы, презентации.
14.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. При оценке результативности освоения обучающимся СИПР применяется метод наблюдения и метод экспертной оценки.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
0 баллов - нет фиксируемой динамики (не узнает объект, действие не выполняет).
1 балл – минимальная динамика (не всегда узнает объект, выполняет действие со
значительной физической помощью)
2 балла - удовлетворительная динамика (узнает объект, выполняет действие с
частичной физической помощью)
3 балла – достаточная динамика (узнает объект, выполняет действие по образцу)
4 балла - хорошая динамика (хорошо знает объект, выполняет действие
самостоятельно, по инструкции)
5 баллов - отличная динамика (выполняет действие самостоятельно)
В – «действие выполняется взрослым» (в),
С - «выполняет действие самостоятельно» (с),
И - «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной) (и),
О - «выполняет действие по образцу» (о),
П - «выполняет действие с частичной физической помощью» (п),
ПП - «выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),
! – «действие не выполняет» (!),
У - «узнает объект» (у),
НВУ - «не всегда узнает объект» (нву),
Н - «не узнает объект» (н).
Оценка отражает степень самостоятельности обучающейся: выполняет ли она учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
№ | Показатели самостоятельности учащегося (ПС) на начало учебного года | Условные обозначения |
1. | Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | в |
2. | Действие выполняется ребёнком | |
| со значительной помощью взрослого | пп |
| с частичной помощью взрослого | п |
| по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
| подражая или по образцу | о |
| самостоятельно | с |
3. | Узнаёт объект | у |
4. | Не всегда узнаёт объект | нву |
5. | Не узнаёт объект | н |
6. | Действие не выполняет | ! |
№ | Показатели самостоятельности учащегося (ПС) на конец учебного года | Условные обозначения |
1. | Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | в |
2. | Действие выполняется ребёнком | |
| со значительной помощью взрослого | пп |
| с частичной помощью взрослого | п |
| по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
| подражая или по образцу | о |
| самостоятельно | с |
3. | Узнаёт объект | у |
4. | Не всегда узнаёт объект | нву |
5. | Не узнаёт объект | н |
6. | Действие не выполняет | ! |