Родительское собрание «Специфика логопедической работы»

3
0
Материал опубликован 1 April 2020 в группе

Родительское собрание:Специфика логопедической работы
PPTX / 980.4 Кб

/data/files/k1585734755.pptx (Родительское собрание:Специфика логопедической работы)Родительское собрание с использованием ИКТ.

Ходжава Хатуна Шотаевна

логопед-дефектолог

МАОУ «СОШ № 1»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Тема: Специфика логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Время проведения: 4-ая неделя учебного года

План родительского собрания:

Логопедия. Кто такой логопед?

Содержание логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Диагностика речевого развития. Результаты.

Взаимодействие логопеда и родителей.

Тренинг для родителей: Комплекс артикуляционных упражнений по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука(ов) «Веселый гномик».


Содержание.

Логопедия.

Что это за наука?

Логопедия — это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

Какие же конкретно нарушения речи изучает логопедия?

У большинства сложилось неправильно стереотипное мнение, что логопед занимается исправлением произношения звук «Р». На самом деле, исправление звукопроизношения не единственное над чем мы работаем (логопеды). Вот основные нарушения, над которыми трудиться логопед: нарушения звукопроизношения (дислалия и дизартрия); полное отсутствие речи у детей с последующим ее аномальным развитием (алалия); утрата уже имевшейся речи (афазия); расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность звучания); расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная или замедленная речь); специфические нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил (дисграфия); специфические нарушения чтения, не связанные с плохой его техникой (дислексия).

В буквальном переводе на русский язык этот термин означает «воспитание речи» («логос» — слово, «пайдео» — воспитываю).

Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Содержание логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – своевременное выявление, предупреждение и коррекция недостатков чтения и письма, обусловленных различными нарушениями устной речи.
Система коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с ОНР
III уровня в условиях школьного логопункта состоит из 3 этапов .

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

-в развитии звуковой стороны речи (на I этапе);

-в развитии лексического и грамматического строя речи (на II этапе);

-в формировании навыков связной речи (на III этапе).

Диагностика речевого развития. Результаты.

В начале учебного года все учащиеся 1-ых классов проходят логопедическую диагностику. Диагностика длится до 15 сентября. Вторая часть диагностики проводится с 15 мая, исследуется уровень освоения навыков чтения и письма. На первоначальном этапе с помощью учителя я всем родителям выдаю бланки анкет и согласия на проведение диагностики, а также согласие в случае, если в ходе диагностики было принято решение о зачислении учащегося на занятия (групповые или индивидуальные).

Анкета для родителей

1.      Фамилия, имя, отчества ребенка__________________________________________

2.      Дата рождения _________________________________________________________

3.      Адрес _________________________________________________________________

4.      Фамилия, имя отчество родителей:

Мать _______________________________________________________________________

Отец _______________________________________________________________________

5.      Контактный телефон, по  которому с Вами можно связаться:

домашний тел. ____________________________________

мобильный тел. ___________________________________

6.      Как протекала беременность матери (нужное подчеркнуть):

без патологии, токсикоз

половины беременности, токсикоз

половины беременности, стремительные роды, затяжные роды, нормальные роды.

7.      Физическое развитие ребенка:

вес при рождении: _______________________________

рост при рождении: ______________________________

стал сидеть (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 6 мес.

стал ходить (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 12 мес.

особенности физического развития __________________

8.      Речевое развитие ребенка:

стал говорить слова (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 1 год

стал говорить предложения (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 3 года

проявления заикания (нужное подчеркнуть): да / нет / иногда

особенности развития речи ________________________

9.      Речевое окружение:

есть ли в близком окружении ребенка взрослые с нарушениями звукопроизношения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

есть ли в близком окружении ребенка заикающиеся __________________________

10.  Какой детский сад посещал ребенок (нужное подчеркнуть):

д/с № ____________________________, логопедическую группу, не посещал д/сад.

11.  Занимался раньше ребенок с логопедом: нет / да.

Эффективность занятий:

исправлено звукопроизношение – звуки __________________________________________

12.  Были ли у ребенка травмы головы, в каком возрасте _____________________________________________________________________________

13.  Хронические заболевания __________________________________________________

14.  Зрение __________________________________________________________________

15. Слух_____________________________________________________________________

 

Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий.

Ответственность за посещение логопедических занятий возлагается на родителей. Расписание логопедических занятий Вы можете узнать в логопедическом кабинете или у учителя, ведущего основные уроки у Вашего ребенка (классного руководителя).

          Если Ваш ребенок не посещает логопедические занятия больше двух недель без уважительной причины, он отчисляется с логопункта и на его место зачисляется другой учащийся, нуждающийся в логопедической помощи.

         Если Ваш ребенок зачислен на занятия по коррекции звукопроизношения, знайте, что без Вашей помощи он не сможет преодолеть эти трудности. Всю необходимую информацию и материалы для занятий с ребенком дома Вы можете получить у логопеда.

         Время работы логопедического кабинета и расписание логопедических занятий можно уточнить по тел. 8 914 750 71 84

 

Я согласен (согласна), чтобы мой ребенок посещал логопедические занятия  

 -   да / нет (подчеркнуть)

 

 

 

Дата :_____________          Подпись родителей: __________

 

С уважением, логопед-дефектолог МАОУ «СОШ № 1» Ходжава Хатуна Шотаевна.


В ходе диагностики заполняется индивидуальная речевая карта. По окончанию диагностики повторно изучаю все данные, сравниваю с анкетами родителей. На основании данных учащиеся распределяются на индивидуальные и групповые занятия. Для них составляется расписание.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, развитию фонематических процессов, коррекции нарушенных функции с учетом возможностей каждого ребенка. Артикуляционные упражнения это не единственное, чем занят ребенок на занятиях. Постановка звука в приоритете, но каждое занятие связано с определенной темой, задания выполнение, которого предусматривает многократное повторение звука в слогах, словах и предложениях.

На групповых занятиях ведется работа по схожим направлениям, но в приоритете профилактика дисграфии:

-развитие представления о форме и величине предметов;

-работа над пространственными предлогами;

-ориентировка в правой и левой сторонах пространства;

-узнавание букв в усложненных условиях.

-развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;

-формирование изобразительно-графических способностей;

-упрочение звукобуквенных связей.

-развитие графо-моторных навыков;

-овладение графической символизацией.


Результаты диагностики:


t1585734627aa.gif














t1585734627ab.gif


Взаимодействие логопеда и родителей.

Одной из главных проблем во взаимодействии логопеда и родителей это отсутствия мотивации. Связано это в первую очередь, из – за непонимания, зачем с ребенком заниматься дома, если с ним работает логопед в школе. Чаще всего именно этот вопрос звучит во время бесед с родителями. И вторая проблема связана, с тем что родители владеют неправильной информацией кто и чем занимается логопед.

В большинстве случаев, родители не принимают должного участия в развитии ребенка, перекладывая всю ответственность на специалистов, учителей и т.д.

Одной из главных задач логопеда в современном обществе становится необходимость донести до родителя всю информацию о необходимости оказывать помощь ребёнку, правильная речь родителя-образец для ребенка, о необходимости выполнять домашние задания логопеда.

Главными формами взаимодействия логопеда и с семьей:

1.Анкетирование

2. Оформление буклетов, уголка для родителей.

3. Консультации, беседы (индивидуальные)

4. Родительские собрания(групповые)

5.Проведение семинаров, тренингов

6.Ведение тетради-совместная деятельность логопеда и родителей

7.Публикаций на сайте школы


Тренинг для родителей: Комплекс артикуляционных упражнений по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука(ов) «Веселый гномик».

На этом тренинге мы с вами научимся выполнять комплекс артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука. Предлагаю, вам всем взять зеркальце и повторять за мной. Чтоб было веселей, нам будет помогать Веселый гномик.

Цель: развивать артикуляционную моторику.

Задачи:

-укрепление мышц губ, языка, щек;

-повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;

-развитие координации движения артикуляционных органов;

-закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

Оборудование: зеркальце, иллюстрации артикуляционных упражнений.

Ход занятия.

Жил-был Веселый Гномик. Его домиком был рот.

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко (упражнение «Бегемотик»: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот, повторить 3-4 раза) и смотрел, какая погода. Он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе):

— Здравствуй, солнышко яркое! - Посмотрел на землю — трава зеленая растет, (опустить кончик языка к нижней губе). Умылся, почистил зубки (улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх).

Тут Гномик услышал, как засвистел чайник на плите (вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихо «сссс», можно медленно выдыхать со звуком «у».) Налил себе Гномик вкусного чая (упражнение «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки, удерживать до счёта «пять»). Попил чай с вкусным вареньем (упражнение «Варенье»: приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, повторить с нижней губой). Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал гулять.

И тут он услышал, как за речкой пробежала лошадка (упражнение «Лошадка»: присасывать кончик языка к нёбу и пощёлкать кончиком языка, повторить 10—15 раз). Пошел Веселый Гномик дальше и встретил красивую птицу:

-Доброе утро! – поздоровался он. В ответ услышал «БЛА-БЛА-БЛА». Это был Индюк! (упражнение «Индюк»: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: бла-бла-бла). А совсем рядом гном услышал, как лесной врач Дятел лечит дерево (упражнение «Дятел»: широко улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и стучать кончиком языка за верхними зубами по бугорку (альвеолам), многократно произнося Д-Д-Д, выполнять 10-20 секунд сначала).

Погулял Веселый Гномик, заглянул в гости к друзьям. Пора домой!


 

Список литературы:

https://www.logopedmaster.ru/node/864

https://infourok.ru/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-podgotovka-artikulyacionnogo-apparata-k-postanovke-zvukov-veselyj-gnomik-4157582.html

http://logoportal.ru/vzaimodeystvie-s-roditelyami-zalog-uspeha-uchitelya-logopeda.html

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина./М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации