Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 11 класса по биологии

1
0
Материал опубликован 23 July 2017 в группе

Спецификация

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 11 класса по биологии


 

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 11 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология».

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

учебно-методический комплект по биологии Пономарева И.Н. Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский; под ред.проф. И.Н.Пономаревой.-М.:Вентана-Граф, 2013

Содержание работы

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Организменный уровень жизни

7

Клеточный уровень жизни

4

Молекулярный уровень жизни

3

Итого:

14


 

Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – до 2 минут;

  1. для заданий повышенной сложности – от до 5 минут;

    для заданий высокого уровня сложности – от 5 до 7 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительные материалы и оборудования не используются


 


 


 

 

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Каждое из заданий части 1 и 4 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

2. За выполнение каждого из заданий части 2 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

3. За выполнение каждого из заданий части 3 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

4. За верное выполнение задания части 5 и 6 ставится по три балла

 

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 26.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-7

8-16

17-21

22-26

План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень

Тип задания: КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.

Блок содержа­ния

Объект оценивания

Код про­веряемых умений

Тип за­да­ния

Уро­вень сложно­сти

Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние

1.

Организменный уровень жизни

Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Умение делать множественный выбор

1.1.4.,2.5.

КО

П

2

2.

Организменный уровень жизни

Размножение организмов – половое и бесполое.

Умение проводить соответствие

1.4.,2.6.2.

КО

П

2

3.

Организменный уровень жизни

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Умение проводить соответствие

1.1.2.,

1.3.3.,1.4.,

2.1.1.

КО

П

2

4.

Организменный уровень жизни

Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Умение проводить соответствие

1.2.2.,1.4.,

2.1.1.,

2.1.2.

КО

П

2

5.

Организменный уровень жизни

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Умение решать биологические задачи

1.1.2.,

1.1.3.,1.4.,

2.1.1.,2.3.

КО

Б

1

6.

Организменный уровень жизни

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Дигибридное скрещивание. Умение решать биологические задачи

1.1.2.,

1.1.3.,1.4.,

2.1.1.,2.3.

КО

Б

1

7.

Организменный уровень жизни

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Дигибридное скрещивание. Умение решать биологические задачи

1.1.2.,

1.1.3.,1.4.,

2.1.1.,2.3.

РО

В

3

8.

Клеточный уровень жизни

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомам. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Умение делать множественный выбор

1.1.1.,

1.2.1.,1.4.,

2.6.1.

КО

П

2

9.

Клеточный уровень жизни

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомам. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Умение работать с рисунком

1.1.1.,

1.2.1.,1.4.,

2.4.,2.6.1.

РО

В

3

10.

Клеточный уровень жизни

Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Умение решать биологические задачи

1.1.1.,

1.2.2.,

1.3.2.,1.4.,2.3.

КО

Б

1

11.

Клеточный уровень жизни

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Умение проводить соответствие

1.3.2.,1.4.,

2.6.2.

КО

П

2

12.

Молекулярный уровень жизни

Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Умение решать биологические задачи

1.4.,2.2.1., 2.3.

КО

Б

1

13.

Молекулярный уровень жизни

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке. Умение решать биологические задачи

1.3.1.,1.4.,

2.2.1.,2.3.

КО

Б

1

14.

Молекулярный уровень жизни

Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Умение решать биологические задачи

1.3.1.,1.4.,

2.2.1.,2.3.

РО

В

3

           

26


 

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать

 

1.1

методы научного познания; основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез:

 

1.1.1

основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная)

 

1.1.2

сущность законов (Г. Менделя, зародышевого сходства)

 

1.1.3

сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя)

 

1.1.4

методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи

 

1.2

строение и признаки биологических объектов

 

1.2.1

клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов

 

1.2.2

генов, хромосом, гамет

 

1.3

сущность биологических процессов и явлений

 

1.3.1

обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, пластический и энергетический обмен

 

1.3.2

митоз, мейоз, развитие гамет у позвоночных животных

 

1.3.3

оплодотворение у позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез)

 

1.4.

современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, онтогенезу

2.Уметь

 

2.1

объяснять

 

2.1.1

роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира

 

2.1.2

причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций

 

2.2.

устанавливать взаимосвязи

 

2.2.1

строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза

 

2.3.

решать задачи разной сложности по генетике и цитологии (составлять схемы скрещивания)

 

2.4.

распознавать и описывать клетки растений и животных

 

2.5.

выявлять отличительные признаки различных организмов

 

2.6

сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)

 

2.6.1

биологические объекты (клетки)

 

2.6.2

митоз и мейоз, бесполое и половое размножение

Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 11 класса

Инструкция по выполнению работы.

 

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из шести частей, включающих 13 заданий.

Часть 1-4 содержит задания с кратким ответом. Ответом к заданиям части 2,3 является последовательность цифр. Ответом к части 1 и 4 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности.

При выполнении задания части 5 и 6 записывайте четкое решение.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


 

Вариант 1.

Часть 1.

1.1. В ядрах кле­ток сли­зи­стой обо­лоч­ки ки­шеч­ни­ка по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го 20 хро­мо­сом. Какое число хро­мо­сом будет иметь ядро зи­го­ты этого жи­вот­но­го? В ответ за­пи­ши­те ТОЛЬ­КО со­от­вет­ству­ю­щее число.

1.2. В мо­ле­ку­ле ДНК ко­ли­че­ство нук­лео­ти­дов с гу­а­ни­ном со­став­ля­ет 20 % от об­ще­го числа. Сколь­ко нук­лео­ти­дов в % с ти­ми­ном в этой мо­ле­ку­ле. В ответ за­пи­ши­те ТОЛЬ­КО со­от­вет­ству­ю­щее число.

1.3. Белок со­сто­ит из 100 ами­но­кис­лот. Опре­де­ли­те число нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле ДНК, ко­ди­ру­ю­щей дан­ный белок. В ответ за­пи­ши­те ТОЛЬ­КО со­от­вет­ству­ю­щее число.

Часть 2.Множественный выбор

2.1.Вы­бе­ри­те ор­га­но­и­ды клет­ки, со­дер­жа­щие на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию.

1) ядро

2) ли­зо­со­мы

3) ап­па­рат Голь­д­жи

4) ри­бо­со­мы

5) ми­то­хон­дрии

6) хло­ро­пла­сты

2.2.К эу­ка­ри­о­там от­но­сят

1) обык­но­вен­ную амёбу

2) дрож­жи

3) ма­ля­рий­но­го па­ра­зи­та

4) хо­лер­ный виб­ри­он

5) ки­шеч­ную па­лоч­ку

6) вирус им­му­но­де­фи­ци­та че­ло­ве­ка

2.3. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния зна­че­ния по­ло­во­го раз­мно­же­ния. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) из­ме­не­нию пло­до­ви­то­сти ор­га­низ­мов

2) обостре­нию меж­ви­до­вой борь­бы

3) ком­би­на­ции ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла ро­ди­тель­ских гамет

4) уве­ли­че­нию раз­но­об­ра­зия фе­но­ти­пов

5) уве­ли­че­нию ге­не­ти­че­ско­го раз­но­об­ра­зия бла­го­да­ря крос­син­го­ве­ру


 

Часть 3. Задания на соответствие

3.1.Для каж­дой осо­бен­но­сти де­ле­ния клет­ки уста­но­ви­те, ха­рак­тер­на она для ми­то­за (1) или мей­о­за (2):

 ОСО­БЕН­НО­СТИ

 

ТИП ДЕ­ЛЕ­НИЯ

А) в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ют­ся 2 клет­ки

Б) в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ют­ся 4 клет­ки

В) до­чер­ние клет­ки га­п­ло­ид­ны

Г) до­чер­ние клет­ки ди­пло­ид­ны

Д) про­ис­хо­дят конъ­юга­ция и пе­ре­крест хро­мо­сом

Е) не про­ис­хо­дит крос­син­го­вер

 

1) митоз

2) мейоз


 


 

3.2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой му­та­ции и ее типом — (1) хро­мо­сом­ные, (2) ген­ные либо (3) ге­ном­ные:

А) вклю­че­ние двух лиш­них нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­лу ДНК

Б) крат­ное уве­ли­че­ние числа хро­мо­сом в га­п­ло­ид­ной клет­ке

В) на­ру­ше­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти ами­но­кис­лот в мо­ле­ку­ле белка

Г) по­во­рот участ­ка хро­мо­со­мы на 180 гра­ду­сов

Д) умень­ше­ние числа хро­мо­сом в со­ма­ти­че­ской клет­ке

Е) обмен участ­ка­ми не­го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом


 

3.3.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, из ко­то­рых они раз­ви­ва­ют­ся.

 ОР­ГА­НЫ

 

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЕ ЛИСТ­КИ

А) го­лов­ной мозг

Б) пе­чень

В) кровь

Г) кости

Д) под­же­лу­доч­ная же­ле­за

Е) кожа

 

1) эк­то­дер­ма

2) эн­то­дер­ма

3) ме­зо­дер­ма

Часть 4.

4.1.У собак чёрная шерсть (А) до­ми­ни­ру­ет над ко­рич­не­вой (а), а ко­рот­ко­но­гость (В) — над нор­маль­ной дли­ной ног (b). За­пи­ши­те ге­но­тип чёрной ко­рот­ко­но­гой со­ба­ки, ге­те­ро­зи­гот­ной толь­ко по при­зна­ку длины ног.

4.2. При са­мо­опы­ле­нии ге­те­ро­зи­гот­но­го вы­со­ко­рос­ло­го рас­те­ния го­ро­ха (вы­со­кий сте­бель — А) доля кар­ли­ко­вых форм равна (%).


 

Часть 5. За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей жи­вот­ной клет­ки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.


 

Часть 6. Решите задачи

6.1.В про­цес­се гли­ко­ли­за об­ра­зо­ва­лись 112 мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты (ПВК). Какое ко­ли­че­ство мо­ле­кул глю­ко­зы под­верг­лось рас­щеп­ле­нию и сколь­ко мо­ле­кул АТФ об­ра­зу­ет­ся при пол­ном окис­ле­нии глю­ко­зы в клет­ках эу­ка­ри­от? Ответ по­яс­ни­те.

6.2.У че­ло­ве­ка тем­ный цвет волос (А) до­ми­ни­ру­ет над свет­лым цве­том (а), карий цвет глаз (В) — над го­лу­бым (b). За­пи­ши­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные фе­но­ти­пы и ге­но­ти­пы детей, ро­див­ших­ся от брака свет­ло­во­ло­со­го го­лу­бо­гла­зо­го муж­чи­ны и ге­те­ро­зи­гот­ной ка­ре­гла­зой свет­ло­во­ло­сой жен­щи­ны.

Вариант 2.

Часть 1.

  1. У пло­до­вой мухи дро­зо­фи­лы в со­ма­ти­че­ских клет­ках со­дер­жит­ся 8 хро­мо­сом, а в по­ло­вых клет­ках? В ответ за­пи­ши­те ТОЛЬ­КО со­от­вет­ству­ю­щее число.

    Какой про­цент нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном со­дер­жит ДНК, если доля её аде­ни­но­вых нук­лео­ти­дов со­став­ля­ет 10% от об­ще­го числа. В ответ за­пи­ши­те ТОЛЬ­КО со­от­вет­ству­ю­щее число.

1.3. Какое число нук­лео­ти­дов в гене ко­ди­ру­ет пер­вич­ную струк­ту­ру белка, со­сто­я­ще­го из 300 ами­но­кис­лот. В ответ за­пи­ши­те ТОЛЬ­КО со­от­вет­ству­ю­щее число.


 

Часть 2. Множественный выбор

2.1.Вы­бе­ри­те струк­ту­ры, ха­рак­тер­ные толь­ко для рас­ти­тель­ной клет­ки.

1) ми­то­хон­дрии

2) хло­ро­пла­сты

3) кле­точ­ная стен­ка

4) ри­бо­со­мы

5) ва­ку­о­ли с кле­точ­ным соком

6) ап­па­рат Голь­д­жи

2.2.К ав­то­тро­фам от­но­сят

1) спо­ро­вые рас­те­ния

2) плес­не­вые грибы

3) од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли

4) хе­мот­роф­ные бак­те­рии

5) ви­ру­сы

6) боль­шин­ство про­стей­ших

2.3. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

При по­ло­вом раз­мно­же­нии жи­вот­ных

1) участ­ву­ют, как пра­ви­ло, две особи

2) по­ло­вые клет­ки об­ра­зу­ют­ся путем ми­то­за

3) га­ме­ты имеют га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом

4) ге­но­тип по­том­ков яв­ля­ет­ся ко­пи­ей ге­но­ти­па од­но­го из ро­ди­те­лей

5) ге­но­тип по­том­ков объ­еди­ня­ет ге­не­ти­че­скую ин­фор­ма­цию обоих ро­ди­те­лей


 

Часть 3. Задания на соответствие

3.1.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми кле­точ­но­го де­ле­ния и его видом.

 ОСО­БЕН­НО­СТИ КЛЕ­ТОЧ­НО­ГО ДЕ­ЛЕ­НИЯ

 

ВИД ДЕ­ЛЕ­НИЯ

A) в ре­зуль­та­те де­ле­ния по­яв­ля­ют­ся 4 га­п­ло­ид­ные клет­ки

Б) обес­пе­чи­ва­ет рост ор­га­нов

B) про­ис­хо­дит при об­ра­зо­ва­нии спор рас­те­ний и гамет жи­вот­ных

Г) про­ис­хо­дит в со­ма­ти­че­ских клет­ках

Д) обес­пе­чи­ва­ет бес­по­лое раз­мно­же­ние и ре­ге­не­ра­цию ор­га­нов

Е) под­дер­жи­ва­ет по­сто­ян­ство числа хро­мо­сом в по­ко­ле­ни­ях

 

1) митоз

2) мейоз


 


 


 


 


 


 

3.2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой му­та­ции и её видом.

 ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ВИД МУ­ТА­ЦИИ

A) из­ме­не­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле ДНК

Б) из­ме­не­ние стро­е­ния хро­мо­сом

B) из­ме­не­ние числа хро­мо­сом в ядре

Г) по­лип­ло­и­дия

Д) из­ме­не­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти рас­по­ло­же­ния генов

 

1) ген­ная

2) хро­мо­сом­ная

3) ге­ном­ная

3.3.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­ном, тка­нью по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го и за­ро­ды­ше­вым лист­ком, из ко­то­ро­го они об­ра­зу­ют­ся.

 ОРГАН, ТКАНЬ

 

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК

A) ки­шеч­ник

Б) кровь

B) почки

Г) лёгкие

Д) хря­ще­вая ткань

Е) сер­деч­ная мышца

 

1) эн­то­дер­ма

2) ме­зо­дер­ма


 

Часть 4.

4.1При скре­щи­ва­нии жёлтого(А) глад­ко­го (В) (ди­го­мо­зи­го­та) и зелёного (а) мор­щи­ни­сто­го (b) го­ро­ха в F1 по­лу­чи­лись все жёлтые глад­кие. Опре­де­ли­те ге­но­тип семян го­ро­ха в F1.

4.2. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния вы­со­ких детей у ге­те­ро­зи­гот­ных ро­ди­те­лей с низ­ким ро­стом (низ­ко­рос­ло­стъ до­ми­ни­ру­ет над вы­со­ким ро­стом).

Часть 5. За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей рас­ти­тель­ной клет­ки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.


 


 


 

Часть 6. Решите задачи

6.1.В про­цес­се кис­ло­род­но­го этапа ка­та­бо­лиз­ма об­ра­зо­ва­лось 972 мо­ле­ку­лы АТФ. Опре­де­ли­те, какое ко­ли­че­ство мо­ле­кул глю­ко­зы под­верг­лось рас­щеп­ле­нию и сколь­ко мо­ле­кул АТФ об­ра­зо­ва­лось в ре­зуль­та­те гли­ко­ли­за и пол­но­го окис­ле­ния? Ответ по­яс­ни­те.

6.2.Скре­сти­ли го­мо­зи­гот­но­го пе­ту­ха, име­ю­ще­го гре­бень (А) и опе­рен­ные ноги (В) с ге­те­ро­зи­гот­ной ку­ри­цей име­ю­щей гре­бень и голые ноги (гены не сцеп­ле­ны). Самца и самку пер­во­го по­ко­ле­ния, имев­ших раз­ные ге­но­ти­пы, скре­сти­ли между собой. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы ги­бри­дов пер­во­го и вто­ро­го по­ко­ле­ний.


 

Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии

Вариант 1.


 

1.1

20

3.1

122121

1.2

30

3.2

232131

1.3

300

3.3

123321

2.1

156

4.1

ААВв

2.2

123

4.2

25

2.3

12

   


 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию задания части 5 и части 6 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

5.По­яс­не­ние.

1. пи­ще­ва­ри­тель­ная ва­ку­оль

2. ци­тос­ке­лет

3. мем­бра­на

4. ше­ро­хо­ва­тая ЭПС

5. глад­кая ЭПС

6. ли­зо­со­ма

7. ком­плекс Голь­д­жи

8. ри­бо­со­ма

9. ми­то­хон­дрия

10. хро­ма­тин ИЛИ хро­мо­со­ма

11. ядро ИЛИ ядер­ный сок

12. яд­рыш­ко

6.1. По­яс­не­ние.

1) В про­цес­се гли­ко­ли­за при рас­щеп­ле­нии 1 мо­ле­ку­лы глю­ко­зы об­ра­зу­ет­ся 2 мо­ле­ку­лы пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты и вы­де­ля­ет­ся энер­гия, ко­то­рой хва­та­ет на син­тез 2 мо­ле­кул АТФ.

2) Если об­ра­зо­ва­лось 112 мо­ле­ку­лы пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты, то, сле­до­ва­тель­но рас­щеп­ле­нию под­верг­лось 112 : 2 = 56 мо­ле­кул глю­ко­зы.

3) При пол­ном окис­ле­нии в рас­че­те на одну мо­ле­ку­лу глю­ко­зы об­ра­зу­ет­ся 38 мо­ле­кул АТФ.

Сле­до­ва­тель­но, при пол­ном окис­ле­нии 56 мо­ле­ку­лы глю­ко­зы об­ра­зу­ет­ся 38 х 56 = 2128 мо­ле­кул АТФ

6.2. По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: 1) Жен­ская особь: aaBb (дает два типа гамет aB; ab. Муж­ская особь: aabb (один тип гамет ab).

2) Ге­но­ти­пы потом­ства: аавв, ааВв.

3) Фе­но­ти­пы потом­ства: аавв — свет­ло­во­ло­сые, го­лу­бо­гла­зые;

ааВв — свет­ло­во­ло­сые, ка­ре­гла­зые.


 

1)Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок (3 балла)

2)Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки (2 балла)

3)Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки (1 балл)

4)Ответ неправильный 0

5)Максимальный балл 3

 

Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии

Вариант 2.


 

1.1

4

3.1

212111

1.2

40

3.2

12331

1.3

900

3.3

121211

2.1

235

4.1

АаВв

2.2

134

4.2

25

2.3

24

   


 


 


 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию задания части 5 и 6 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

5.Пояснения

1. хро­ма­тин ИЛИ хро­мо­со­ма

2. ядро

3. яд­рыш­ко

4. глад­кая ЭПС

5. ми­то­хон­дрия

6. обо­лоч­ка ИЛИ кле­точ­ная стен­ка

7. ва­ку­оль

8. ци­тос­ке­лет

9. дик­тио­со­ма (ап­па­рат Голь­д­жи)

10. плаз­мо­де­сма

11. ше­ро­хо­ва­тая ЭПС

12. граны

13. стро­ма

14. хло­ро­пласт

15. мем­бра­на

6.1. По­яс­не­ние.

1) В про­цес­се энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на, в ходе кис­ло­род­но­го этапа из одной мо­ле­ку­лы глю­ко­зы об­ра­зу­ет­ся 36 мо­ле­кул АТФ, сле­до­ва­тель­но, гли­ко­ли­зу, а затем пол­но­му окис­ле­нию под­верг­лось 972 : 36 = 27 мо­ле­кул глю­ко­зы.

2) При гли­ко­ли­зе одна мо­ле­ку­ла глю­ко­зы рас­щеп­ля­ет­ся до 2-ух мо­ле­кул ПВК с об­ра­зо­ва­ни­ем 2 мо­ле­кул АТФ. По­это­му ко­ли­че­ство мо­ле­кул АТФ, об­ра­зо­вав­ших­ся при гли­ко­ли­зе, равно 27 × 2 = 54.

3) При пол­ном окис­ле­нии одной мо­ле­ку­лы глю­ко­зы об­ра­зу­ет­ся 38 мо­ле­кул АТФ, сле­до­ва­тель­но, при пол­ном окис­ле­нии 27 мо­ле­кул глю­ко­зы об­ра­зу­ет­ся 38 × 27 = 1026 мо­ле­кул АТФ.

6.2.Пояснение.

3)ОТВЕТ: 25% — го­лу­бо­гла­зый, свет­ло­во­ло­сый.


 

1)Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок (3 балла)

2)Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки (2 балла)

3)Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки (1 балл)

4)Ответ неправильный 0

5)Максимальный балл 3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #273867 был удален 20 December 2019


Похожие публикации