Пояснительная записка
Данный спецкурс предназначен для обучающихся 5 класса, изучающих немецкий язык со 2 класса. Предлагаемый курс разработан на основе учебных пособий по немецкому языку для обучающихся.
Иностранный язык один из важнейших учебных предметов в системе подготовки школьников условиях поликультурного мира. Он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка в основной школе носит активный, деятельностный характер. На протяжении всего периода обучения реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.
Федеральные Государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС) выдвигают ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В области иностранного языка одним из ведущих требований является следующее: сформировать дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью людей в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. В рабочей программе по немецкому языку для основной ступени обучения определяются основные функции иностранного языка как школьного учебного предмета, которые заключаются в развитии иноязычной коммуникативной компетенции, в формировании и развитии способностей и желания использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Основной целью обучения иностранным языкам, а, следовательно, и предложенного курса, является формирование коммуникативных умений.
Предполагается использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.
I. Цели и задачи спецкурса.
Факультативный курс «Учимся писать письма» позволяет расширить знания учащихся по грамматике немецкого языка, а также формировать навыки письменной речи: написание писем и поздравлений, составление анкет, тезисов письменного сообщения.
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
- практические: научить делать сообщения, передавать содержание прочитанной или прослушанной информации; вести диалог-расспрос, писать письма и поздравления, составлять кроссворды на заданную тему, делать коллажи;
- социокультурные: формировать страноведческие и лингвострановедческие (фоновая лексика, реалии, пословицы, фразеологизмы) знания;
- воспитывающие: воспитывать в учащихся такие качества, как организованность, ответственность, открытость к творчеству, патриотизм, интернационализм, толерантность;
- развивающие: развивать догадку, фантазию, познавательный интерес, умение работать с книгой, справочной литературой; умение использовать информационные технологии.
2. Нормативно-правовые документы.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.032004 «Об утверждении базисного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации №241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации №889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Приказ Министерства образования №253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год»;
- Приказа департамента образования, науки и молодежной политики от 30.08.2013 года №840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного и среднего (полного) образования;
- Устава школы;
- Образовательной программы на 2014-2015 учебный год;
- Программы развития на 2011-2015 учебный год;
- Рабочих программ предметной линии учебников И.Л.Бим, 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/И.Л.Бим, Л.И.Рыжова.-М.:Просвещение, 2011.-120с.)
3.Общая характеристика учебного курса
Данный спецкурс предназначен для обучающихся 5 класса, изучающих немецкий язык со 2 класса. Предлагаемый курс разработан на основе учебных пособий по немецкому языку для обучающихся школ.
Обучение будет носить:
- деятельностный характер через решение конкретных, реально существующих коммуникативных задач;
- практический характер: осознание значимости приобретенных знаний;
- перспективный характер: расширение тематики, возможность ученикам использовать дополнительную литературу, источники познания, и возможность учителю стать экспертом, наставником для учащихся других стран.
– реализация личностно – ориентированного подхода, способствующего формированию и развитию языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого учащегося;
– формирование у учащихся коммуникативной компетенции;
– процесс обучения предусматривает сочетание различных режимов работы: индивидуальной, парной, групповой; виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую;
– обучение языку предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи;
– процесс обучения языку строится поэтапно
Данный спецкурс предназначен для учащихся 5 класса общеобразовательных школ, разработан на основе учебных пособий по немецкому языку для обучающихся и рассчитан на 9 учебных занятий (0,25 ч. в неделю). Программа спецкурса ставит перед собой задачу развития навыков письменной речи. Ее реализация должна обеспечить более высокий уровень автоматизации умений и навыков письма. Программа предполагает интенсивную письменную практику, поэтапность формирования умений, комплексность материала, способствует более глубокому изучению базового курса немецкого языка.
Данный курс расширяет лингвистические способности учащихся и учитывает дидиктические требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. Основными содержательными линиями курса являются языковые знания и навыки оперирования ими; коммуникативные умения.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в 5 классе на изучение спецкурса по немецкому языку выделяется 0,25 часа (из расчёта 35 учебных недель).
Содержание учебного курса
1.Знакомство с правилами написания немецкого письма.
2.Поздравительная открытка.
3.Письмо – знакомство.
4.Ситуативное письмо.
5.Анкета для поездки за границу.
6.Составление опросника / анкеты.
7.План / тезисы письменного сообщения.
8.Итоговое занятие.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты :
- формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- готовность свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
Пятиклассник получит возможность научиться
- писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.
- составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
-создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
-приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Пятиклассник научится:
- заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования.
- писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;
- в личных письмах запрашивать интересующую информацию;
- писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 50-60 слов);
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец)
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные:
Формировать умения работать с информацией, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм.
Развивать навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать первоначальный опыт межкультурной коммуникации.
Мотивировать к самореализации в познавательной и учебной деятельности; любознательности и стремлению расширять кругозор.
Метапредметные:
- принимать учебную задачу урока, воспроизводить и применять правила работы группе. Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Развивать языковую догадку. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения.
Выполнять правила работы в группе, в паре; оценивать свою деятельность по шкале самооценки.
Предметные:
Учащиеся научаться:
- заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;
- освоить основные фразы-клише;
- знать структурные компоненты различных видов писем на немецком языке;
- уметь определить тип письма и понять содержание;
-писать личное письмо с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
- решать коммуникативную задачу на основе изученной лексики;
- составлять план/тезисы письменного сообщения;
- уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- делать краткие письменные сообщения по заданной теме.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного курса
- Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 5-7 классов школ с углубленным изучением языка. С.В.Козлова Санкт Петербург «Паритет» 1997г.
- Немецкий язык. Книга для чтения 5-6 классы. Пособие учащихся для общеобразовательных учреждений. Авторы: И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Е.В.Игнатова. Москва. «Просвещение» 2009г.
Интернет - ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
http://www.schulen-ans-netz.de/
http://www.deutsch-lernen.com/
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п\п |
Тема |
Коли чество часов |
Виды деятельности |
1. |
Введение: Знакомство с правилами написания немецкого письма. |
1 |
Знакомство с правилами написания письма в немецком языке. Просмотреть тексты писем и определить коммуникативно-смысловую задачу каждого из них. |
2. |
Поздравительная открытка. |
1 |
Составление открытки разным адресатам, внося соответствующие изменения в один и тот же текст с учетом их возможного отношения к излагаемой информации. |
3. |
Письмо – знакомство. |
1 |
Составление письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое) для соответствующих ситуаций общения. Составление письма разным адресатам, внося соответствующие изменения в один и тот же текст с учетом их возможного отношения к излагаемой информации. |
4. |
Ситуативное письмо. |
1 |
Составление письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуникативную задачу и ситуацию написания письма. |
5. |
Анкета для поездки за границу. |
1 |
Знакомство с видами анкет. Заполнение анкет разного вида. Составление анкет. |
6. |
Составление опросника / анкеты. |
1 |
Характеристика опросников. Типы опросников. Составление опросников. Обсуждение результатов. |
7. |
План / тезисы письменного сообщения. |
2 |
Составление аннотацию текста. |
8. |
Итоговое занятие. |
1 |
Представление итогового продукта. |