Технологическая карта урока химии по теме «Спирты»

2
0
Материал опубликован 2 March 2022


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Ир»











Технологическая карта урока

по теме «Спирты».







Разработала:

Учитель химии

Тадтаева Фатима Ивановна












Технологическая карта урока



Предмет: химия

Класс: 10 класс

Автор учебника: Габриелян О. С.



Тема: «Спирты. Предельные одноатомные спирты»

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать материал по теме «Предельные одноатомные спирты», создать условия для самостоятельной работы школьников по указанной теме.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Задачи урока:

1.Познакомить с понятиями «спирты», «реакция этерификации», определять и различать понятия «гомологи», «изомеры». Давать характеристику физическим и химическим свойствам предельным одноатомным спиртам. Составлять цепочки превращения органических соединений на примере класса спирты. Указать важнейшие способы получения спиртов, их применение (предметный результат).

2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, преобразовывать графические образы в текстовые и обратно (метапредметный результат).

3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории и здорового образа жизни (личностный результат).


Методы обучения: проблемный, эвристический, интегративный.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.


Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, электронное пособие, химическое оборудование, реактивы. Этапы урока:

Организационный момент. Подготовительный этап.

Актуализация знаний.

Введение нового материала.

Физминутка.

Обобщение и систематизация

5. Поведение итогов.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Использование интерактивной доски на уроке

Этап 1. Организационный

Приветствует ребят: «Я рада Вас сегодня видеть! Послушайте внимательно афоризм Мухаммеда ибн Али Ас-Самарканди:

В знанье - величие и краса,

Знанье дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся стать более знающими и мудрыми!

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные


Первая страница Elite Panaboard Book, ссылка на звуковой файл с афоризмом.

Этап 2 Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

1. Два ученика работают у доски (понятие и номенклатура спиртов).

2. Для класса фронтально проводится беседа по домашнему упражнению.

1. Два ученика работают у доски выполняют задания. Поясняют ответы. 1 ученик: Выбрать формулы веществ, относящихся к классу спиртов.

2 ученик: Установить соответствие между формулой спирта и его названием. Предполагается взаимопроверка и анализ сложных заданий.

Личностные


Регулятивные


Коммуникатив-ные

Вторая страница Elite Panaboard Book, задания: 1 ученик перетаскивает формулы спиртов в круг (проверка – ответ скрыт за пределами страницы). 2 ученик перетаскивает названия спиртов к соответствующим масштабным моделям спиртов (проверка – ответ скрыт затенением с цветным фоном.

Этап 3. Введение нового материала

1. Учитель предлагает работу в паре: «дайте классификацию спиртов по различным признакам:

а) указать, как классифицируются спирты по различным признакам

б) классифицировать предложенные формулы спиртов по указанным признакам



2. Учитель зачитывает рубрику: А знаете, ли вы что…

предлагает продолжить уравнения химических реакций и назвать, какое химическое свойство спиртов проиллюстрировано.

Ребята характеризуют классификацию спиртов, работая у доски оценивают свою деятельность в листах «самоконтроля».


Ребята тренируются давать названия спиртов, и классифицируют предложенные формулы спиртов по всем возможным признакам


Обсуждают рубрику: А знаете, ли вы что…

Личностные


Познавательные


Коммуникатив-ные


Регулятивные

Третья страница Elite Panaboard Book, 1 ученик перетаскивает названия классов спиртов, 2 -4 ученик перетаскивает формулы спиртов к названиям соответствующих классов спиртов и дает названия спиртам,





На рубрике: А знаете, ли вы что… акцентируем внимание при помощи экранной лупы.

Физминутка.

Этап 4. Обобщение и систематизация

1. Учитель предлагает каждому ребенку составить возможные изомеры для бутанола.







2. Далее учитель предлагает изобразить распределение электронной плотности в молекуле этанола.



3. Учитель акцентирует внимание учеников на эффекты, действующие в молекулах спиртов и определяющие их химические свойства. Предлагает рассмотреть закрытую цепочку превращений и определить вещество Х3, напоминает о наличии подобных заданий в КИМах ЕГЭ по химии.

4. Далее учитель предлагает обратиться к физическим свойствам спиртов, ответить на вопрос, почему в гомологическом ряду алканолов нет газообразных веществ, несмотря на то, что этанол, например, имеет меньшую молекулярную массу по сравнению с бутаном. Обращает внимание на понятие – контракция у спиртов

5. Далее учитель предлагает ученикам выполнить 10 заданий интерактивного теста на сайте Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов


6. Учитель предлагает закончить уравнения химических реакций с участием алканолов.





7. Учитель комментирует результаты теста, дает задание на генетическую связь спиртов.

8. Учитель делит класс на три группы, каждая из которых получает индивидуальное задание (на карточке), которое необходимо выполнить практически и дать аргументированное объяснение.

9. Учитель проводит фронтальную беседу об анатомическом строении человека. Предлагает выступить с презентацией учеников, выполняющих задание в группе по выяснению роли алкоголя на организм человека.

Учитель демонстрирует видеоопыт: «Тест на алкоголь»

Предлагает показать на изображении органы, которые наиболее подвержены действию алкоголя.

10. Учитель говорит о важности ЗОЖ и предлагает перейти к физминутке.


11. Викторина. Учитель дает задания по очереди двум командам. Подводит итог игры.








12. Учитель акцентирует внимание на применение алканолов.

13. Далее учитель предлагает ученикам вспомнить способы получения спиртов.


Ребята в тетради составляют формулы изомеров бутанола, дают им названия по м/н номенклатуре, рассматривая структурную изомерию и изомерию положения функциональной группы и межклассовую изомерию на примере бутанола.

Ребята, - 3 человека, выполняют это задание у доски.

Ученик у доски записывает форму этанола, показывает распределение электронной плотности



Ребята рассуждают о свойствах спиртов и способах их получения. Предполагают вещества Х1, Х2 ,Х3

Ребята предлагают выводы.





Ребята рассказывают о физических свойствах спиртов, о наличии у них водородной связи.

Просматривают анимацию.






Ученики выполняют тест в тетрадях просматривают свои результаты, записывают их себе в листы самоконтроля.


Два ученики у доске по очереди записывают реакции обсуждают свойства,. Называют продукты и условия реакций.

Ребята в тетради составляют уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений.




Ребята участвуют в обсуждении.

После выполнения опытов каждое звено отчитывается о проделанной работе и полученных результатах.



Первая группа учеников выступает по теме: «Физиологическая роль алкоголя на организм человека»




Ребята смотрят файл и делают выводы


Ученик на интерактивной доске показывает и комментирует изображение.

Ученики делают зарядку под запись пластинки «Производственная гимнастика».

Ученики отвечают на вопросы, записывают результаты своего участия в листах «самоконтроля».








Ребята комментируют изображения.


.

Познавательные


Регулятивные

Четвертая страница Elite Panaboard Book, три ученика конструируют, используя прием множественного клонирования, структурные формулы изомеров бутанола и дают им названия





Пятая страница Elite Panaboard Book, записи ученик осуществляет при помощи синего и красного маркера (проверка – ответ скрыт за пределами страницы).

(проверка – ответ проявляется при перемещении предполагаемой формулы на изображение стакана – появляется верно или неверно).





Шестая страница Elite Panaboard Book, закрепленное изображение водородной связи закрашено маркером, который при проверке стирается ластиком.

Переход по гиперссылке на интерактивный тест - http://www.edu54.ru

Определение контракции скрыто за пределами страницы.

Переход по гиперссылке на сайт http://school-collection.edu.ru/




Седьмая страница Elite Panaboard Book, записи ученики осуществляют рукой .









Восьмая страница Elite Panaboard Book,

Использование файлов, находящихся во вложениях: презентации Power Point (Второй слайд – управление по щелчку на серую кнопку со стрелкой), и воспроизведение файла фильма «Тест на алкоголь»


Ссылка для перехода на EasiTeach




Первая страница EasiTeach создана с использованием анимации – перемещение по линии.


На изображение пластинки поставлена ссылка на аудиофайл – Производственная гимнастика.


Вторая страница EasiTeach создана с использованием виджетов: «Составитель научных вопросов», «Рандомизатор слов», «Рентгеновское изображение», первые два виджета сохранены в Моей медиатеке. На изображение карандаша этой страницы указано действие – открыть занавес (чтобы открывать задания по мере их выполнения).

Третья страница EasiTeach создана с использованием «Стеклянного» режима,

Четвертая страница EasiTeach создана с использованием приема «Собери пазлы»

Задание озвучено при помощи записи звука в программе EasiTeach, и воспроизводится в игровом режиме при наведении курсора на картинку с девочкой

Этап 5. Подведение итогов учебного занятия

1. Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий.


.

Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок».


Регулятивные


Познавательные



Этап 6. Рефлексия

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Ребята отмечают свое состояние на бумагах-смайликах

Регулятивные



Этап 7. Домашнеее задание



Выучить текст. Выполнить задания после текста.







Литература:


Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2013г

Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 10 класс. М.: Дрофа, 2012г.

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 10 класс. М.: Вентана-Граф, 2013, 224 с;

4. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя

Дидактические материалы к уроку


Задания по группам для практического решения.

Группа 1: Занимательная химия. Опыт со спиртом

Оборудование и реактивы: кристаллизатор с водой; скрепка; кусочек фольги; пипетка; спирт

Ход работы:

1. Оберните скрепку фольгой, чтобы поверхность "лодки" была несколько больше размеров скрепки, так "лодка" будет лучше держаться на воде. Опустите получившуюся "лодку" на воду.

2. Капните одну капельку спирта около "лодки", и она поплывёт, так как поверхностное натяжение около неё слабеет, и более сильное притяжение впереди толкнёт "лодку" вперед.

3. Сделайте так, чтобы "лодка" плавала по кругу. А вместо "лодки" из скрепки и фольги испытайте в этом эксперименте спичку или крышку от пластиковой бутылки, а затем сравните характер и скорость движения разных предметов на поверхности воды.

4. Продемонстрируйте опыт остальным ученикам. Объясните результаты своего опыта.


Группа 2: Осуществить реакцию внутримолекулярной дегидратации этанола. Объяснить методику проведения эксперимента. Идентифицировать полученное вещество при помощи характерных качественных реакций.

1. Какие условия необходимы для проведения реакции?

2. Каким образом можно собрать продукт реакции?

3. Какие побочные продукты могут образоваться в результате реакции?


Группа 3: Рассмотреть набор лекарственных препаратов. В каких из них содержится этиловый спирт? На каких свойствах спиртов основано его применение?

Библиографический список:

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2013 – 78 с.

Габриелян, О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 191, [1] с. : ил.

О.С.Габриелян, Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 184 с.

Дерябина Н.Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные. Учебник-тетрадь. – М.: ИПО «УНикитских ворот», 2012, – 200 с.


Интернет-ресурсы

Электронная энциклопедия. Химия. Спирты. [Электронный ресурс]. URL: http://4108.ru/u/spirtyi

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [Электронный ресурс]. URL: http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/bed3009e-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70100a16-6b4e-ae1d-748e-6534b12afcdd/index.htm

Онапа Т.А. Рефлексия на современном уроке: [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/529091/

http://chemistry-chemists.com/N6_2011/U7/Methanol-5.png

http://blackhairmedia.com/wp-content/uploads/alcohol-630x350.png

http://www.wellesley.edu/Chemistry/Chem101/alcohol/d1effects.jpg http://img1.1tv.ru/imgsize460x259/PR20120315120534.JPG

http://cs10376.userapi.com/u13004309/129388079/x_f3fba4c0.jpg http://mnemotexnika.narod.ru/images/alkogolik.jpg http://www.likar.info/ad.pictures/reklama/Happy_nedonoshennye.jpg

http://aksakal.info/uploads/posts/2011-12/1325073700_kislota-2.jpg http://ecospecinvest.com.ua/images/4.jpg

http://lib.chipdip.ru/224/DOC000224660.jpg

http://1lady.net/images/uploads/36bf62bac658c2bc8bd8e5d1d04bd3dd.jpg http://imgal.ru/usrfile/img/poluchenie-izobrajeniya.jpg

http://yarff.ru/upload/catalog/evkalipt_nastoi.jpg

http://content.foto.mail.ru/list/yulia.78/_blogs/i-1878.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.