Технологическая карта урока по химии на тему «Белки» (10 класс)
Преподаватель: Белозерцева Елена Алексевна, МБОУ СОШ № 79 г. Воронеж
(ФИО учителя, место работы)
Технологическая карта урока
Предмет: химия
Класс: 10 класс
Уровень образования: среднее (полное) общее образование
Автор УМК: Габриелян О.С. Химия. Базовый уровень. 10 кл. /О.С. Габриелян. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 г.
Тема урока: Белки
Дидактическая задача: с помощью побудительного диалога продолжить развитие у учащихся желание к самостоятельному добыванию знаний на уроке, самостоятельности логического мышления, воспитание коммуникативной культуры
Образовательные цели: изучить состав и свойства белков, выяснить значение белков для нашей жизни
Развивающие цели: развитие внимания, сосредоточенности, способности логически мыслить, доказательно строить рассуждения, развивать познавательный интерес к предмету, выявлять причинно-следственные связи между строением и свойствами.
Воспитательные цели: воспитание творческого мышления, любви к предмету и взаимопомощи в коллективе
УУД:
личностные: умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, понимать связь между обучением и будущей профессиональной деятельностью
познавательные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи, анализировать, сравнивать и обобщать материал
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
регулятивные: обеспечивают контроль, коррекцию и оценку деятельности
Планируемые результаты:
личностные: познакомиться с достижениями в области химии, развить любознательность и интерес к самостоятельной творческой деятельности, понять значимость достижение химии в области медицины, осознать значимость здорового образа жизни, осознать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни
предметные: овладеть химической терминологией и ключевыми понятиями, составлять формулы веществ, знать свойства веществ, уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения
метапредметные: научиться самостоятельной работе с информацией для выполнения конкретного задания, выполнять лабораторные опыты, научиться давать обоснованный аргументированный ответ
Тип урока: комбинированный урок
Форма организации работы в классе: коллективная и групповая (в парах)
Форма организации занятий: фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа учащихся по карточкам, проведение лабораторных опытов
Методы работы: репродуктивные, проблемные, самостоятельная работа учащихся
Оборудование и реактивы: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, штатив с пробирками, раствор куриного белка, спирт 70%, сигнальные карточки по ТБ, сигнальные карточки с функциональными группами, справочное пособие по химии, учебник О.С. Габриеляна, папки с комплектом заданий для самостоятельной работы учащихся
Применяемые технологии: технология развивающего обучения
Межпредметные связи: биология – поражение печени (цирроз), понятие о протеинах, инсулине, гемоглобине, ОБЖ, литература
Экологическое содержание: разрушение структуры белка при радиоактивном излучении
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|||||||
Личностная |
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1. Организационный момент |
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности к уроку |
Принятие социальной роли обучающегося |
Формирование личностного смысла обучения |
Приветствуют преподавателя, проверяют свои рабочие места. Настраиваются на урок, устанавливаются рабочие отношения в группе |
Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
||||
2. Мотивация, актуализация и целеполагание |
Эпиграф: Фридрих Энгельс: «Жизнь есть способ существования ... тел». Учитель предлагает определить тему урока из прочитанного эпиграфа. Вопрос: «Какие цели мы обычно ставим при изучении нового класса органических соединений?» Для изучения темы потребуются знания и навыки, полученные при изучении курса органической химии. Предлагаю двум учащимся выполнить задание у доски на составление структурных формул аминокислот. Укажите, какой атом углерода является α-атомом? Фронтальный опрос учащихся, работа с сигнальными карточками Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски |
Проговаривают тему и цели урока в виде вопросов на которые предстоит ответить Отвечают на вопросы |
Умение строить речевое высказывание, умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу Осмысление материала |
Слушают эпиграф и определяют тему урока. Проговаривают тему и цели урока в виде вопросов на которые предстоит ответить Отвечают на вопросы преподавателя Воспринимают ответы учащихся |
Умение слушать и вступать в диалог Умение слушать и вступать в диалог Умение слушать и понимать других |
Рецензия ответов учащихся, работающих у доски |
Осуществление контроля и оценки деятельности |
||
3. Восприятие и первичное осмысление нового материала |
Предлагается в учебнике найти ответ на вопрос: «Какие вещества называются белками? Какая связь называется пептидной? Какие вещества будут называться полипептидами?» Рассказ о структуре белка. Вопросы: «Как называются вещества, употребляемые для наращивания мышечной массы? В чем опасность их чрезмерного употребления? Почему человеку необходимо полноценное питание? Перечислите продукты содержат белки?» Сообщение о денатурации белков. Вопросы: «В каких случаях мы встречаемся с процессом денатурации? Обратим ли этот процесс? В чем опасность радиоактивного излучения? Инструктаж по ТБ с использованием сигнальных карточек по ТБ. Проведение лабораторного опыта «Денатурация белка под действием спирта». Вопрос: «Как называется болезнь, которой заболевают все люди, чрезмерно употребляющие спиртные напитки?» Проблемный вопрос: «Какие свойства (кислотные, основные, амфотерные) будут проявлять белки?» Качественные реакции на белки (биуретовую и ксантопротеиновую) преподаватель показывает с помощью видеоролика. Рассказ преподавателя о значении белков. Вопрос: «Какое лекарство назначают диабетикам? Укажите границы нормы при анализе на гемоглобин крови?» Сообщение преподавателя об успехах в изучении белков. Проблемный вопрос: В чем заключается основная проблема при пересадке органов? В чем состоит сложность при синтезе белков?» |
Отвечают на вопросы Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы |
Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения Формирование устойчивого интереса к предмету Формирование устойчивого интереса к предмету |
Работают с учебником Осуществление поиска информации Отвечают на вопросы Осознают возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний Отвечают на вопросы Воспринимают новый материал |
Умение работать с новой информацией по теме Осмысление материала Умение строить речевое высказывание в устной речи, анализировать материал Осмысление материала Выстраивание причинно- следственных связей. |
Участвуют в обсуждении содержания материала Выполнение химического эксперимента Настаиваются на решение проблемы. Высказывают свою точку зрения и аргументируют её Настаиваются на решение проблемы. Высказывают свою точку зрения и аргументируют её |
Формирование умения выражать свои мысли Умение работать в паре Участие в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участие в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||
4. Закрепление, обобщение и систематизация |
Предлагается работа по карточкам. 1. Поясните, почему концентрация спирта в водке составляет 40%? 2. Объясните, почему при работе с концентрированной азотной кислотой без перчаток на руках появляются желтые пятна? 3. Составьте структурную формулу любой α-аминокислоты и назовите ее. Работа с тестовыми заданиями Фронтальный опрос: 1. Что представляют собой белки? 2. Какой связью соединены α-аминокислоты в белках? 3. Что такое дипептид? 4. С помощью каких качественных реакций можно доказать наличие белка? 5. Что такое денатурация? |
Проводят самопроверку
|
Воспитание честности и порядочности |
Работа по карточкам Выполняют тестовое задание с выбором ответа Отвечают на вопросы |
Формулирование выводов и умозаключений из изученного материала Осуществление контроля и оценки деятельности Обобщение и систематизация материала |
Работа над вопросами Проводят самопроверку |
Осуществление контроля и оценки деятельности Осуществление контроля и оценки деятельности |
||
5. Домашнее задание (дифференц.) |
1. Учебник О.С. Габриеляна «Химия», § 17 2. Подготовиться к обобщающему зачету по теме: «Азотсодержащие соединения» 3. (творческое) Составить карточку-задание из трех-пяти вопросов по теме: «Азотсодержащие соединения» 4. Подготовить доклад или презентацию |
Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в тетрадь |
Извлечение необходимой информации из различных источников |
||||||
6. Подведение итогов (рефлексия) |
А теперь закончим предложения и наш урок. Ответьте на вопросы: Сегодня на уроке я узнал… Вызвали затруднения вопросы….. Мне это пригодится в …. Урок окончен. Спасибо за урок. |
Осуществляют самооценку. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате |
Формирование оценки деятельности |