Спортивные бальные танцы в системе дополнительного образования детей
Спортивные бальные танцы
в системе дополнительного образования детей
Бусарев А.Л.,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО ЦДТ «Юность»
Одним из самых красивых и изящных видов спорта являются спортивные танцы. Они были официально отнесены к полноценному виду спорта в 1997 году. Это стало огромным достижением для всего танцевального мира.
Благодаря развитию спортивных бальных танцев сформировались мощные международные и общероссийские структуры. Развивается танцевальный спорт в мировом масштабе WorldDanceSportFederation (WDSF). А в России крупнейшими федерациями танцевального спорта являются Российский танцевальный союз (РТС) и Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла (ФТСААР).
Клуб спортивного танца «Альянс» входит в Федерацию танцевального спорта России (ФТСАР) от Ярославской региональной областной спортивной организации «Федерации танцевального спорта» Ярославской области (ЯРОСО «ФТС» ЯО).
Танцевальный спорт (спортивные танцы) включает в себя три раздела - стандартные танцы, латиноамериканские танцы и 10 танцев (двоеборье)
На протяжении многих лет обучение в клубе спортивного танца «Альянс» реализуется через систему дополнительного образования. Обучение спортивным танцам это длительный период. Учащиеся занимаются танцами с 5 до 18 лет и очень важно правильно организовать этапы обучения. В подростковом возрасте важно заниматься спортом для развития позитивных качеств и искусством для развития эстетического воспитания. На этом этапе закрепляется интерес к занятиям спортивными танцами и происходит становление учащихся, как спортсменов. Педагогами клуба разработано несколько дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуют обозначенный выше подход к обучению.
На занятиях обучающиеся изучают ритм в основных шагах и основных фигурах танцев европейской и латиноамериканской программы в соответствии с возрастной категорией и уровнем сложности своего класса, а также занимаются танцевальной практикой и участвовать в соревнованиях.
Проиллюстрировать работу по обучению спортивным бальным танцам в системе дополнительного образования хотим на примере программы «Спортивные бальные танцы. Основной этап» 1-го года обучения, предназначенной детям 8-16 лет.
Программа является очень актуальной, как со стороны развития способностей и навыков, так и со стороны воспитания личности, т.к. в процессе занятий спортивными танцами подростки развиваются гармонично: с одной стороны развиваются физические и морально-волевые качества необходимые для спортсмена, а с другой стороны раскрываются их творческий потенциал, происходит их эстетическое воспитание.
Цель программы – развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся в процессе занятий спортивными бальными танцами.
Задачи:
Обучающие:
- обучать сложным техническим действиям в исполнении танцев;
Развивающие:
- развивать умения учащихся воспринимать и выражать ритмический рисунок и музыкальность каждого танца программ;
- развивать специальные навыки исполнения спортивных танцев в обоих видах программы, техника танцев;
Воспитательные:
- совершенствовать личностные качества (целеустремленность, ответственность, умение принимать победы и поражения);
- совершенствовать психологическое взаимодействие в парах;
- активизировать интерес к занятиям танцевальным спортом, участию в соревнованиях.
Режим организации занятий – 6 часов в неделю, по 45 минут каждое, в течении учебного года.
Основные разделы содержания обучения первого года обучения по программе основного этапа.
Раздел 1. Вводное занятия.
Теория. Знакомство с инструкцией по технике безопасности. Знакомство с планом работы. Расписание.
Раздел 2. Танцевальный спорт как вид спорта
2.1. Танец как искусство
Теория. Танец, как древнейшее из искусств. Танец – это искусство пластических и ритмических движений.
2.2. От бального танца к спортивному танцу
Теория. Беседа с учащимися «Происхождение и развитие бальных танцев». История стилизации костюма.
Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы».
2.3. Танцевальный образ (прически, макияж, костюмы)
Теория. Изучение положения с требованиями по танцевальному костюму, прическам, макияжу в категории «Дети 1». Спортивный костюм – общие положения.
Раздел 3. Ритмическая структура движений и фигур. Музыкальность.
3.1. Ритм в основных фигурах и движениях европейской программы
Теория. Прослушивание музыки танцев европейской программы. Ритм, как соответствие ритмическим акцентам музыки.
Практика. Разучивание ритма в основных шагах и основных фигурах танца «Медленный вальс» (в соответствии с возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класс). Изучение ритма в основных шагах и основных фигурах танца «Венский вальс» (в соответствии с возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класс). Изучение ритма в основных шагах и основных фигурах танца «Квикстеп» (в соответствии с возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класс).
3.2. Ритм в основных фигурах и движениях латиноамериканской программы
Теория. Прослушивание музыки танцев латиноамериканской программы. Ритм, как соответствие ритмическим акцентам музыки.
Практика. Разучивание ритма в основных шагах и основных фигурах танца «Самба» (в соответствии с возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класс). Изучение ритма в основных шагах и основных фигурах танца «Ча-ча-ча» (в соответствии с возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класс). Изучение ритма в основных шагах и основных фигурах танца «Джайв» (в соответствии с возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класс).
3. 3. Темп
Теория . Понятие темп. Темп - степень быстроты шагов и движения корпуса для наиболее глубокого, характерного для данного танца заполнения музыкальной структуры такта (сильных и слабых долей, акцентирования, дробления, синкопирования).
3.4. Музыкальность исполнения танцев
Практика. Музыкальные фразы. Музыка и движение. Передача характера танцев в зависимости от предложенного музыкального сопровождения. Музыкальное исполнение фигур, шагов и связок. Творческие задания.
Раздел 4. Создание конкурсной хореографии танцев европейской программы.
4. 1. «Медленный вальс»
Практика. Постановка хореографии танца «Медленный вальс» для выступления на соревнованиях (в соответствии с требованиями возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класса). Отработка элементов и фигур. Дизайн конкурсной хореографии.
4. 2. «Венский вальс»
Практика. Постановка хореографии танца «Венский вальс» (в соответствии с требованиями возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класса). Отработка элементов и фигур.
4. 3. «Квикстеп»
Практика. Постановка хореографии танца «Квикстеп» для выступления на соревнованиях (в соответствии с требованиями возрастной категории «Дети 1» уровень сложности Е класса). Отработка элементов и фигур. Дизайн конкурсной хореографии.
Раздел 5. Создание конкурсной хореографии для пар в танцах латиноамериканской программы.
5. 1. «Самба»
Практика. Изучение перечня фигур, разрешенных для исполнения в данной возрастной категории в танце «Самба». Постановка хореграфии танца «Самба» для выступления на соревнованиях. Отработка элементов и фигур. Дизайн конкурсной хореографии.
5.2. «Ча-ча-ча»
Практика. Изучение перечня фигур, разрешенных для исполнения в данной возрастной категории в танце «Ча-ча-ча». Постановка хореграфии танца «Ча-ча-ча» для выступления на соревнованиях. Отработка элементов и фигур. Дизайн конкурсной хореографии.
5.3. «Джайв»
Практика.Изучение перечня фигур, разрешенных для исполнения в данной возрастной категории в танце «Джайв». Постановка хореграфии танца «Джайв» для выступления на соревнованиях. Отработка элементов и фигур. Дизайн конкурсной хореографии.
Раздел 6. Сложные технические действия
6.1. Развитие координационных способностей.
Теория. Понятия координация, координационные способности. Координационные способности – понятие, включающее в себя способность спортсмена быстро осваивать новые двигательные действия, усложнять уже разученные движения, перестраиваться к выполнению изученных двигательных действий в новых условиях, удержание статического и динамического равновесия.
Практика. Выполнение комплекса упражнений на координацию. Выполнение упражнений на развитие статистического баланса. Использование динамического баланса в индивидуальном движении и в паре.
6.2. Повороты, вращения, скручивания.
Теория. Рассказ о поворотах и вращениях. Повороты на 1 ноге, на 2-х ногах. Понятие скручивание – это действие когда одно часть тела скручивается относительно другой, как правило, это плечи (корпус) и бедра.
Практика. Вращения в пространстве. Исполнение поворотов на месте, в прыжке, в динамике передвижения по залу. Скручивания корпуса. Использование скручиваний корпуса в шагах.
6.3. Скорость движения
Практика. Тайминг- счет и длительность шагов. Тайминг движения - раскладка танцевального движения на шаги по счёту и длительности. Упражнения на развитие скорости движения.
Раздел 7. Техника исполнения танцев европейской программы.
7.1. Медленный вальс.
Теория. Построение и направление фигур. Объяснение работы стопы партнера и партнерши в исполняемых фигурах. Работа корпуса.
Практика. Направления движения партнеров относительно зала. Отработка техники конкурсной хореографии танца «Медленный вальс». Формирующее ведение. Позиция партнеров. Линии корпуса. Взаимодействие. Разучивание фигур, допустимых для исполнения в данной возрастной категории.
7.2. Танго.
Теория. Происхождение танца «Танго». Музыкальный размер танца. Особенности исполнения.
Практика. Упражнения для развития и понимания основных принципов танца «Танго». Разучивание шагов танца. Разучивание основных фигур: звено, закрытый променад, фостеп. Линии рук и корпуса. Работа головы.
7.3. Венский вальс.
Теория. Построение и направление фигур. Объяснение работы стопы партнера и партнерши в исполняемых фигурах. Работа корпуса.
Практика. Направления движения партнеров относительно зала. Отработка техники конкурсной хореографии танца «Венский вальс». Формирующее ведение. Позиция партнеров. Линии корпуса. Взаимодействие.
7.4. Квикстеп.
Теория. Построение и направление фигур. Объяснение работы стопы партнера и партнерши в исполняемых фигурах. Работа корпуса.
Практика. Направления движения партнеров относительно зала. Отработка техники конкурсной хореографии танца «Квикстеп». Формирующее ведение. Позиция партнеров. Линии корпуса. Взаимодействие. Разучивание фигур, допустимых для исполнения в данной возрастной категории.
Раздел 8. Техника исполнения танцев латиноамериканской программы.
8.1. Самба.
Теория. Построение и направление фигур хореографии танцев в зале. Работа стопы партнера и партнерши в исполняемых фигурах. Работа корпуса. Работа бедер. Линии рук, основные позиции в танцах латиноамериканской программы.
Практика. Отработка техники конкурсной хореографии танца «Самба». Взаимодействие. Разучивание фигур, допустимых для исполнения в данной возрастной категории. Линии рук и корпуса.
8.2. Ча-ча-ча
Теория. Построение и направление фигур хореографии танцев в зале. Работа стопы партнера и партнерши в исполняемых фигурах. Работа корпуса. Работа бедер. Линии рук, основные позиции в танцах латиноамериканской программы.
Практика. Отработка техники конкурсной хореографии танца «Ча-ча-ча». Взаимодействие. Разучивание фигур, допустимых для исполнения в данной возрастной категории. Линии рук и корпуса.
8.3. Румба.
Теория. Происхождение танца «Румба». Музыкальный размер танца. Особенности исполнения.
Практика. Упражнения для развития и понимания основных принципов танца «Румба». Разучивание основного шага танца. Разучивание основных фигур: кукарача, хип-твист, алемана и т.д. Линии рук и корпуса.
8.4. Джайв.
Теория. Построение и направление фигур хореографии танцев в зале. Работа стопы партнера и партнерши в исполняемых фигурах. Работа корпуса. Работа бедер. Линии рук, основные позиции в танцах латиноамериканской программы.
Практика. Отработка техники конкурсной хореографии танца «Джайв». Взаимодействие. Разучивание фигур, допустимых для исполнения в данной возрастной категории. Линии рук и корпуса.
Раздел 9. Взаимодействие и ведение в паре.
9.1. Ведение. Типы ведения.
Теория. Ведение - основополагающий принцип парного бального танца. Он предполагает, что ведение в паре должен осуществлять партнёр. Партнёр даёт сигнал к началу и к окончанию танца, ведёт партнёршу, давая ей понять направление и характер предстоящего движения, планирует траекторию среди танцующих пар, предвидит угрозу столкновений и предотвращает их. Типы ведения: физическое и формирующее. Физическое ведение предполагает применение партнёром усилия в руках, соприкасающихся с руками и телом партнёрши. В формирующем ведении партнёр даёт партнёрше ведущие сигналы изменением положения корпуса и рук.
9.2. Вертикаль, ось, баланс.
Теория. Баланс в танце – это соотношение всего веса тела к весу, переносимому с одной ноги на другую, регулируя скорости переноса, объёмы, типы движений переноса, их динамику. 4 блока вертикали: бёдра, верхняя часть грудной клетки, плечи, голова. Ось.
Практика. Упражнения для отработки индивидуального баланса:
1. Индивидуальный статический баланс: каждый учащийся работает над балансом без перемещения в пространстве зала.
2. Индивидуальный динамический баланс: каждый учащийся работает один над балансом при перемещении в пространстве зала, при исполнении фигур.
Выстраивание правильной позиции, используя 4 блока:
- бёдра, должны быть свободными в области присоединения ног к тазу. Двигаясь, надо стараться не расслаблять ягодичные мышцы и не подавать назад нижнюю часть позвоночника.
- верхняя часть грудной клетки, должна быть свободной, не поднятой (словно выдохнув воздух).
- плечи, должны быть не поднятыми, свободными и на одной высоте.
- голову следует держать прямо, мышцы шеи не напряжены. Голова танцора не должна быть откинута назад. Голова «одета» на ось-шею, свободно поворачивается вокруг неё и наклоняется.
Исполнение фигур танцев и хореографических связок, используя индивидуальный статистический и динамический баланс по одному и в паре.
9.3. Совместное движение партнеров
Теория. Ведение в танцах европейской программы. Ведение в танцах латиноамериканской программы.
Практика. Линии корпуса. Шейп. Наклоны. Основные принципы движения в танцах европейской программы. Основные принципы движения в танцах латиноамериканской программы. Контакт: визуальный, физический. Центрирование. Индивидуальное движение.
Раздел 10. Танцевальная практика
10.1. Артистизм и эмоциональное воплощение образа
Практика. Исполнение конкурсной хореографии, передавая особенности музыкального текста и хореографической партитуры.
10.2. Занятие – прогон
Практика. Интенсивная интервальная танцевальная тренировка. «Прогон», с направленностью на воспитание выносливости. Исполнение конкурсных танцев по принципу «пирамидки».
10.3. Тематические практики
Практика. Костюмированные тематические практики на заданную тему.
Раздел 11. Участие в соревнованиях
Практика. Выступление на соревнованиях согласно календарному плану.
По окончанию первого обучения обучающиеся умеют:
- использовать специальные навыки и техники исполнения танцев: «Медленный вальс», «Венский вальс», «Квикстеп», «Самба», «Ча-ча-ча», «Румба», «Джайв»;
- воспринимать и выражать ритмический рисунок и музыкальность каждого танца программ.
Занятия спортивными бальными танцами востребованы как среди детской, так и среди молодежной аудитории. Они позволяют совершенствовать личностные качества обучающихся - целеустремленность, ответственность, умение принимать победы и поражения; способствуют физическому совершенствованию, развивают эстетический и художественный вкус.
Обучение спортивным бальным танцам в системе дополнительного образования детей позволяет повысить доступность этого вида спорта для широкой детской и молодежной аудитории. После начала реализации концепции федерального проекта «Успех каждого ребенка» и внедрения системы персонифицированного образования это обучения стало еще более привлекательным. Так в КСТ «Альянс» ежегодно обучается более 100 обучающихся, большая часть из них регулярно участвует в профессиональных соревнованиях, становясь победителями и призерами разного уровня.
6