Способ поддержки детской инициативы в дошкольных группах.
Способ поддержки детской инициативы в дошкольных группах.
Одним из видов поддержки детской инициативы в дошкольных группах является трансформируемая среда группы!
В зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей, среда в которой они находятся влияет на их воспитание, обучение и развитие. И при её грамотной организации способна обеспечить возможность для поддержки детской инициативы и формирования самостоятельности дошкольников.
Каким образом можно трансформировать пространство самой обычной группы?
Педагог может менять развивающую предметно-пространственную среду, в которой у ребёнка появится возможность довести свой замысел до того результата который его удовлетворит, и он будет с удовольствием расширять свои знания, умения и навыки. А главное у него будет опыт доведения своей идеи до результата!
Однако бывает так что пространство в группах не изменяется на протяжении всего учебного года. Например, стоят столы для занятий посередине группы, в одном углу мягкие модули в другом углу игрушки, и так каждый день. Подобная обстановка не располагает к исследовательской деятельности, не развивает детскую игру, не мотивирует на какие-то открытия и не даёт возможности поддержать инициативу и творческую самореализацию детей. Трансформируемая среда позволяет педагогам создавать внутри одной группы пространства для решения задач по всем образовательным областям, дети вместе со взрослыми могут менять облик в помещении влиять на наполняемость центров активности, реализовывать свои идеи через среду в группе.
Хочу рассказать, как происходит трансформация предметно-развивающей среды в группе в нашем детском саду, в зависимости от образовательных задач и инициативы детей. Наши дошколята очень любят играть в сюжетную ролевую игру «Водители такси» раньше игра очень часто была короткой и однотипной. Играющие в другие игры ребята предложили отгородить и разместить отдельно все необходимые атрибуты для игры с помощью мягких модулей, и нам удалось не только зонировать пространство, но и разместить заправку, магазин запасных частей. У желающих играть в игру «Водители такси» появилось своё уютное безопасное пространство для игры, при желании дети самостоятельно могли расставить модули, когда хотели возобновить игру, при завершении игры все модули передвигалась с детьми в группе для других задач.
Стоит отметить что в условиях трансформируемой среды игры возможно провести в любой части группы, что раньше было невозможно. Дети погружаются в интересующую их игру на определённый срок, поэтому центр сюжетно-ролевой игры часто меняется, например, для обустройства игры «Больница» с помощью низкой скамейки и мягких модулей они самостоятельно преобразовали пространство в медицинский кабинет. В процессе игры у детей возникла идея сделать кушетку для осмотра пациентов для этого они использовали мягкие модули и детские стульчики по окончании игры модули дети самостоятельно могут убрать и развернуть новую игру. Наличие в группе модулей позволяет не только зонировать пространство, но использовать их как полноценный атрибуты игры. Например, в сюжетно-ролевой игре «Путешествие на автобусе» они служат сидениями, а в игре «Школа» из них можно построить класс.
Наши ребята настоящие учёные, и у нас постоянно кипит работа в центре науки и естественного знания, ребята вместе с педагогами проводят самые различные опыты и исследования.
К нам приходят гости и мы быстро освобождаем место для нужного оборудования.
Мы проводим опыты с водой, песком, бумагой и другими материалами после проведения юные исследователи обязательно фиксируют результаты своих опытов, и наблюдений, но возникла проблема ребятам негде было размещать результаты своих опытов и экспериментов. Не было места для демонстрации алгоритмов проведения эксперимента, когда дети придумали сделать из модулей «Говорящий столб» на нём дети стали размещать необходимые материалы. А дальше стали использовать столбы для картинок по теме недели, поздравительных открыток на день рождение, своих рисунков и других важных для них информационных сообщений. Благодаря трансформируемой среде «Говорящий столб» легко можно передвигать внутри группы не мешая решать образовательные задачи и изменять пространство под запросы детей в своей работе.
Дети часто переживают что постройки ломаются и их негде хранить. Педагоги провели опрос среди ребят, каким же должен быть центр конструирования, что в нём должно быть, и как его лучше расположить чтобы им было удобно. Все идеи детей педагоги записали и постарались реализовать (совместно с родителями). Повесили сетку, на которой разместили схемы и фотографии их любимых построек. Таким образом ребята сделали удобным свой центр конструирования, и самые лучшие постройки и схемы мы фотографируем и вывешиваем.
Центр творчества тоже трансформировался по инициативе детей, он состоял только из одной тумбы с наполнением для продуктивных видов деятельности и детям было неудобно постоянно переносить карандаши и фломастеры или краски на рабочие столы. Ситуацию мы обсудили и единогласно было принято решение поставить стол и несколько стульев рядом с тумбой, и создали дополнительную зону уединения.
Трансформируемая среда позволяет создавать максимально благоприятные и эффективные условия для развития детской инициативы. Она позволяет ребятам расположиться в групповом пространстве в зависимости от интересов и заниматься любимым делом не мешает друг другу в группе. У детей есть возможность самостоятельно обустроить пространство для игры, поменять его в процессе, дополнить необходимыми атрибутами, это помогает детям развивать сюжет игры. Создаёт условия для продуктивного общения и реализации своих задумок, взрослый лишь помогает и направляет детей, активно поддерживая детскую инициативу и самостоятельность.
Умение использовать ширмы, мягкие модули, стулья и столы для трансформации пространства отличный опыт для педагога и прекрасный способ для реализации замысла и любых творческих проектов детей.
Формирование мотивационной готовности у детей старшего школьного возраста в физической культуре.
Современные статистические данные сообщают о ежедневном снижении уровня физического и психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста.
Основными принципами оказывающих негативное влияние на здоровье дошкольников является увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха поэтому движение для ребёнка - это необходимые условия нормальной жизнедеятельности.
В работе с детьми мы ставим главную задачу перед собой - это овладение движениями, сложными двигательными навыками, имеющими прикладное значение. Здоровый ребёнок, это здоровая нация! А здоровая нация это здоровое, богатое государство!
Чтобы заинтересовать ребёнка в занятиях мы используем упражнения в парах. Такие упражнения способствуют развитию силы, укреплению суставов детей, способствуют развитию силы, и повышения их подвижности. Кроме того, в этих упражнениях возможны такие двигательные действия, которые невозможно проделать без помощи или поддержки партнёра, что, значительно обогащает двигательные умение детей. Упражнения где партнёр оказывает помощь или поддержку в выполнении определённых движений способствуют формированию умений согласовывать свои действия с действиями товарища.
Планируя комплексы упражнений в парах, мы ориентируемся на разработки М.Д. Михайловой, М.Л. Козырева и Н.И. Коротковой.
При организации упражнений в парах необходимо помнить, что они весёлые и сопровождаются выплеском положительных эмоций. Но, при выполнении нельзя переходить допустим границы между эмоциями и внимательностью!!! поэтому при выполнении упражнений в парах следует придерживаться следующих правил:
- чёткая организация и разумная дисциплина;
- чёткое выполнение всех команд, указаний, распоряжений;- в подборе упражнений соблюдаем принцип доступности, ставя детей в парах учитывая их вес, силу,
- знакомим детей с разным видом хвата рук, сопровождая свои указания указания и объяснения кратко и понятно точно;
- перед растягиванием необходимо выполнить разогревающие упражнения;
Парная гимнастика помогает вовлечь ребёнка в занятия и взаимодействие с другими воспитанниками посредством эмоционально тактильного контакта, и благодаря упражнениям в парах это проходит очень гармонично. Происходит спонтанное развитие самостоятельности, инициативной и творческой активности.