Статья на тему «Культурно-образовательное пространство поддержки детской одаренности»

0
0
Материал опубликован 17 November 2020

Фиалкина Елена Александровна учитель биологии,

Первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1

г.Красный Сулин

Ростовской области

Культурно- образовательное пространство поддержки детской одаренности.

Тезисы:

Образовательное пространство развития детской одаренности МБОУ гимназия №1 города Красного Сулина представляет собой целостность, в которой взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга три составляющие для развития личности и поиска своего «Я» в единстве интеллектуальной, социальной и эмоциональной сфер психики: «школа интеллекта», «школа духа» и «школа жизни».

Отличительными чертами «школы интеллекта» является наличие разнообразных образовательных программ, включая программы предшкольной подготовки, учет внеурочных интересов детей, развитие их коммуникативных качеств, создание особой системы работы с одаренными детьми, структурно оформившейся в центр «ГНОР».

Эти ключевые направления развития образовательной системы гимназии реализуются в гимназическом культурно- образовательном пространстве, обеспечивающем процессы развития и саморазвития личности одаренного ребенка.

Ведущие идеи пространства :

1.Личностный рост, развитие и саморазвитие одаренного ребенка в условиях сложного и быстро меняющегося мира.

2.Адаптация и интеграция одаренных детей в школьную культуру.

3.Интеграция одаренного ребенка в социокультурную среду «малого города» и региона.

Ценности пространства:

-развитие, саморазвитие, способность к выбору;

-совместность бытия(со-бытийность);

Среда научного общества гимназистов.

Доминирующая ориентация: обеспечение готовности к самостоятельному добыванию знаний и способов деятельности, творческому применению знаний;

Самое главное в данной работе- не открытие принципиально новых фактов в науке, а овладение технологией исследования и презентации своих материалов.

Ценности среды: познание, культура познавательной деятельности, исследовательская активность, и исследовательская позиция, научное творчество, культура личности.

Виды деятельности:

1) самостоятельное добывание знаний с использованием различных источников информации;

2) освоение технологии исследовательской деятельности и публичной презентации полученных результатов;

Концепция модернизации российского образования  предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

Стратегическая цель моей деятельности:

Создание условий для личностно-ориентированного развития личности учащихся.

Практические задачи деятельности:

1.Разработать технологию заинтересованного обучения.

2. Применять на уроках ИКТ

3. Разработать и опробовать методики социально-педогогической успешности учения.

4. Обеспечить психосоциальную поддержку успешности учения.

Задачи:

Воспитание всесторонне развитой личности

Работа с одаренными детьми

Повышение качества знаний учащихся

Развитие интереса к учению к предметам через практическую направленность обучения.

Гимназисты занимают призовые места в Международных, Всероссийских олимпиадах школьников и в районных научно-практических конференциях. Таким образом идет работа с одаренными детьми.


 

 


 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

Культурно- образовательное пространство поддержки детской одаренности.

Образовательное пространство развития детской одаренности МБОУ гимназия №1 города Красного Сулина представляет собой целостность, в которой взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга три составляющие для развития личности и поиска своего «Я» в единстве интеллектуальной, социальной и эмоциональной сфер психики: «школа интеллекта», «школа духа» и «школа жизни».

Отличительными чертами «школы интеллекта» является наличие разнообразных образовательных программ, включая программы предшкольной подготовки, учет внеурочных интересов детей, развитие их коммуникативных качеств, создание особой системы работы с одаренными детьми, структурно оформившейся в центр «ГНОР».

Эти ключевые направления развития образовательной системы гимназии реализуются в гимназическом культурно- образовательном пространстве, обеспечивающем процессы развития и саморазвития личности одаренного ребенка.

Ведущие идеи пространства :

1.Личностный рост, развитие и саморазвитие одаренного ребенка в условиях сложного и быстро меняющегося мира.

2.Адаптация и интеграция одаренных детей в школьную культуру.

3.Интеграция одаренного ребенка в социокультурную среду «малого города» и региона.

Ценности пространства:

-развитие, саморазвитие, способность к выбору;

-совместность бытия(со-бытийность);

Социокультурные нормы, регулирующие отношения в школьном сообществе и в социокультурной среде:

-продуктивный диалог, сотрудничество, взаимопомощь и поддержка;

-поисковая и исследовательская деятельность для ценностно-смыслового развития личности;

-высокое интеллектуальное напряжение для поддержания познавательной активности.

Способы передачи сущности культуры:

-самостоятельная исследовательская и поисковая деятельность;

-овладение культурой общения, ведения спора и публичного выступления.

Направленность среды: обеспечить «погружения» в предмет для более глубокого исследования интересующих тем, овладения основами научного и социального проектирования, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Время работы творческих лабораторий: во время осенних, весенних и летних каникул, во внеурочное время.

Среда научного общества гимназистов.

Доминирующая ориентация: обеспечение готовности к самостоятельному добыванию знаний и способов деятельности, творческому применению знаний;

Самое главное в данной работе- не открытие принципиально новых фактов в науке, а овладение технологией исследования и презентации своих материалов.

Ценности среды: познание, культура познавательной деятельности, исследовательская активность, и исследовательская позиция, научное творчество, культура личности.

Виды деятельности:

1) самостоятельное добывание знаний с использованием различных источников информации;

2) освоение технологии исследовательской деятельности и публичной презентации полученных результатов;

Стимулы развития и саморазвития:

1) овладение эмоционально- характерологическими свойствами, необходимыми для успешного осуществления исследовательской деятельности:

-способность полностью увлекаться работой и сосредотачиваться на ней

-восприимчивость к новой, неожиданной и противоречивой информации

-привычка к напряженному труду, относясь к нему с увлечением и осознанием его значения;

2)овладение системой установок, навыков и умений, сопутствующих творчеству в исследовательской деятельности:

-умение точно описывать факты или любое содержание;

-иметь установку на поиск нескольких вариантов ответов;

-умение отбирать нужную и отбрасывать ненужную информацию;

Формы презентации полученных результатов на ежегодной районной научно- практической конференции ДАНЮИ :

1) научный доклад(реферат);

2)творческая работа;

3)различные виды презентаций с использованием ИКТ;

4)участие в дискуссиях.

Условия эффективного функционирования:

1) управление деятельностью ГНОР( куратор ГНОР, учителя, представители социума, родительской общественности, школьная психологическая служба.)

2)информационное обеспечение( внесение предложений по ключевым направлениям исследовательского поиска, исходя из заявленных проблем исследований, обеспечение банками необходимой информации и доступом к ним, информационная поддержка ГНОР в школьных СМИ);

3)экспертно-методическое сопровождение( экспертиза научных работ обучающихся, консультационное обслуживание, рекомендации по совершенствованию исследовательской деятельности и представлению ее результатов, привлечение специалистов для научного консультирования);

4) психолого- педагогическая (мониторинг деятельности членов ГНОР, регулирование межличностных отношений, проведение индивидуальных и групповых консультаций, внесение предложений по совершенствованию деятельности ГНОР).

Концепция модернизации российского образования  предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий реализацию личных планов на основе духовно-нравственных ценностей общества для будущей созидательной жизнедеятельности.
 Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

Работа с одаренными детьми это максимальное развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Модернизация образования предполагает ориентацию «не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», стратегический смысл образования XXI века заключается в том, чтобы человек вырос свободным и творческим.

В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель- это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, исследовательской деятельности.
В работе с одаренными детьми я использую принципы педагогической деятельности:
•    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
•    принцип возрастания роли внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня);
•    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
•    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
•    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
 В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Стратегическая цель моей деятельности:

Создание условий для личностно-ориентированного развития личности учащихся.

Практические задачи деятельности:

1.Разработать технологию заинтересованного обучения.

2. Применять на уроках ИКТ

3. Разработать и опробовать методики социально-педогогической успешности учения.

4. Обеспечить психосоциальную поддержку успешности учения.

Задачи:

Воспитание всесторонне развитой личности

Работа с одаренными детьми

Повышение качества знаний учащихся

Развитие интереса к учению к предметам через практическую направленность обучения.

Призовые места гимназистов в Международных , Всероссийских олимпиадах школьников и в районных научно-практических конференциях:

 

1.13 районная научно-практическая конференция:

1 место-2 чел.

2 место-1 чел.

3 место-2 чел.

2 грамоты.

 

2. 14 районная научно- практическая конференция:

1место-2чел.

3место-1чел.

3. 15 районная научно- практическая конференция:

 

2место-1чел.

3место-1чел.

Сертификаты-3чел

 

4. Конкурс «Колосок- весенний:

 

Сертификаты-5 чел.

Обладатели серебряного колоска-2чел.

Эрудит-3чел.

Эколог-2чел.

 

5. 2 Всероссийская викторина «Могучие исполины растительного мира»:

1.Диплом победителя №1273320-1273321-Горюшкина Ольга.

6. III Всероссийский блиц-турнир по биологии «Росток»:

1.Горюшкина Ольга-диплом победителя-2 место№1494063-1494065

7.Всероссийская викторина: «Царство Нептуна»:

1. Горюшкина Ольга – диплом победителя – 3 место

1609041-1609045

8. 5 Международный блицтурнир по биологии « Росток»:

1. Арутюнов Данил -диплом победителя № 264558-264559-2 место

2.Дрогаченко Евгения - диплом победителя № 264558-2645462-3 место

9.2Чемпионат по окружающему миру «Подсолнухи»:

1.Афонина Елизавета - сертификат №3167374-3167375 - 1 место

2.Гуменюк Анна - сертификат №3167374-3167376 - 3 место

3.Даниленко Степан - Рейтинг по стране-4

10.2 Всероссийская

1. Афонина Елизавета – 2 место- сертификат №3334708-3334709

11.1 Международная олимпиада «Цветочный хоровод»:

1.Батыщева Дана – 3 место - сертификат №3445927-3445931

2.Афонина Елизавета – Рейтинг по стране -4 По субъекту федерации-2

12.3 Международная викторина «На пороге лета…»:

1.Афонина Елизавета – сертификат№ 3553969 – 35539170 - 2 место

13.3 Международная викторина «Лесные истории»:

1.Батыщева Дана – 3 место №3578705-3578710

2.Афонина Елизавета – сертификат-№ 3578705 – 35789706-3 место

3.Родина Анастасия сертификат№ 3578705 – 3578709

рейтинг по стране -4

По субъекту федерации-1

4.Корнеева Виктория- сертификат№ 3578705 – 3578707

рейтинг по стране -4

По субъекту федерации-1

14.Международная олимпиада «Зоопланета: необычные животные»:

1.Афонина Елизавета – диплом победителя№ 3590150 - 3590151

1 место

2.Родина Анастасия сертификат № 3590150 – 3590156

рейтинг по стране -4

 

15.Викторина «На пороге лета»:

16.4 Международная олимпиада: «Зоопланета: необычные животные»

1. Афонина Елизавета сертификат № 3590150 – 3590151 – 1 место

2. Родина Анастасия -сертификат № 3590150 – 3590156 .Рейтинг по стране -4 . По субъекту федерации-1. По населенному пункту-1. По учебному заведению-1.

17.2 Международная олимпиада «Живой мир: самые – самые»:

1.Батышева Дана – 2 место – сертификат №3640173-3640178

Всероссийская конференция «Отечество»

- Чайкин Артем 7а «История театра «Прометей»- 3место

-Батыщева Дана «Богат наш край талантами. (Нина Михайловна Павлова – детский писатель)- 3 место

18.Всероссийская олимпиада для школьников «Время знаний»:

1. Тищенко Кирилл – 1 место (5 класс)

2.Волохова Дарья – 1 место (6 класс)

3.Тренева Диана - 1 место (6 класс)

4.Батыщева Дана -1 место (8 класс)

5. Сидоренко Юлиана -1 место (8 класс)

6.Псяка Софья 1 место (8 класс)

7. Лымарь Александр – 3 место(8 класс) и др.

Настоящий учитель не тот , кто постоянно воспитывает, а тот, кто помогает стать самим собой”. Михаил Светлов.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации