Способы достижения образовательных результатов через развитие УУД в соответствии с задачей подготовки к ОГЭ по русскому языку (практическая разработка)
Способы достижения образовательных результатов через развитие УУД в соответствии с задачей подготовки к ОГЭ по русскому языку (практическая разработка)
В современный мир революции в образовательном пространстве сместились акценты не только в технологиях преподавания, но и в самих целях обучения. Главной целью образовательного процесса стали следующие моменты: учитель должен научить учиться, то есть самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, и что еще важнее – ученик должен уметь применять полученные знания на практике, решать различные практические задачи при помощи полученных ранее знаний. Со смещение данных акцентов всё внимание приковано к формированию универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д.[ Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Предлагаю ознакомиться с моей системой работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Проанализировав результаты сдачи экзамена ОГЭ в последние годы, мы сделали вывод о слабых моментах учащихся по работе с текстами. Удар приходится на тексты изложений. Не все ученики способны выделять микротемы, вследствие этого теряют баллы на экзамене. Поэтому работу необходимо начинать ранее (средне звено, 8 классы) по работе с текстом. Какова тема, какие проблемы поднимает автор? Как он выражает свою позицию? Согласны ли вы с ней? Что хотел сказать автор данным текстом? Каково ваше отношение к героям? Почему мы должны думать не о конкретных героях, а именно о проблеме? Как микротемы связаны в один общий текст? А как они разделены? А на какие абзацы вы могли бы поделить текст? В этом году я взяла за основу работу с текстами, которые рекомендует ФИПИ для подготовки к изложениям. И на основе данных текстов сама составила материал для отработки базовых УУД с девятиклассниками. Получились свои методические наработки, одной из которых хочу поделиться с вами. На мой взгляд, такие задания являются очень удачными, так как позволяют проработать текст изложения со всех сторон: смысловой (содержательной), орфографической, пунктуационной, выразительной и других.
Задания по тексту созданы по аналогии с проектом ОГЭ 2020года, однако их арсенал несколько расширен в связи с тем, что одни и те же знания должны применяться в разных ситуациях, поэтому отработка конкретного задания ОГЭ может не совпадать и на одно такое задание приходится от 3 до 5 задач.
Не всегда удается составить тест по отработке средств выразительности, поэтому данное задание в основном оставляю в формате – найти то или иное средство выразительности во всем тексте, таки образом зрительно учащиеся еще раз пробегают глазами текст.
(1)Мы часто говорим о сложностях связан..ых с воспитанием нач…нающего жизнь человека.(2) И самая большая проблема это ослабление семейных уз уменьшение зн..чения семьи в воспитании ребёнка. (3)А если в ран..ие годы в человека семьёй (не)было заложе..о н..чего прочного в нравстве…ом смысле то потом у общества будет (не)мало хлопот с этим гражданином. (4)Другая крайность чре..мерная опека ребёнка родителями. (5)Это тоже следствие осл..бления семейного начала. (6)Родители (не)додали своему ребёнку душевного тепла и ощущая эту вину стремят..ся в буду..щем оплатить свой внутре..ий духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. (7)Мир и..меняется становится другим. (8)Но если родители не смогли установить внутре..ий контакт с ребёнком перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или обществе..ые организации то не стоит уд..влят..ся тому что иной ребёнок так рано пр..обретает цинизм и (не)верие в бескорыстие что жизнь его об..дняется становит..ся плоской и сухой.
Задание №1
Внимательно прочитать текст. Какой проблеме посвящен данный текст? А что вы думаете по данной проблеме (каково ваше мнение – поддерживаете автора и ли опровергаете его позицию?) Выделите основные микротемы.
Разделите данный текст на абзацы (готовимся к 1 заданию ОГЭ 2020г).
Задание № 2
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки (отработка орфографической и пунктуационной грамотности учащихся).
Задание №3
Какие из высказываний текста соответствуют содержанию текста? (готовимся к 6 заданию ОГЭ 2020г)
1) С воспитанием молодого поколения могут возникать различные сложности, одной из которых является чрезмерная опека
2) Мир статичен, сильно за время нашего существования не изменилось в воспитании
3) Родители должны ослабить своё влияние на детей, дать возможность бабушкам и дедушкам заботиться
4) Если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то иной ребёнок рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
5) Если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества не будет хлопот с этим гражданином.
Задание №4
Синтаксический анализ. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов
Предложение 1 простое, осложненное обособленным определением
Предложение 2 простое, грамматическая основа проблема ослабление, уменьшение
Грамматическая основа первой части предложения 3 состоит из 1 главного члена, а именно предложение односоставное неопределенно-личное
Предложение 4 неполное
Предложение 5 осложнено однородными членами предложения
Предложение 6 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и однородными членами предложения.
Грамматическая основа предложения 7 – Мир изменяется, становится другим
Предложение 8 сложное с разными видами связи СПП и ССП
Задание №5
Пунктуационный анализ. Какие утверждения являются верными
В предложении 1 необходимо обособить связанных с воспитанием начинающего жизнь человека, так как это обособленное определение, стоит после главное слова сложностях.
Предложение 2 и предложение 4 имеют сходство в правиле постановки знаков препинания
В предложении 3 необходимо поставить запятую перед второй (главной частью) СПП
В предложении 8 и в предложении 6 есть одно правило для постановки знаков препинания
Знаки препинания в предложениях 1 и 6 объясняются одним и тем же правилом.
Предложение 7 и часть предложения 8 содержат знаки препинания, ставящиеся по одному знаку препинания
Задание №6
6.1.Орфографический анализ.
Какое из утверждений является верным?
1)Нач…нающего – корень слова с безударной гласной проверяется ударением
2) Чре..мерная – написание конечной согласной определяется ее значением
3) Обществен…ые – суффикс отглагольного прилагательного определяется правилом: в суффиксе ЕНН пишется НН
4) заложе…о – пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано
5) (не)додали – НЕ пишется слитно, так как без не слово не употребляется
6.2
Из текста выпишите слова с чередованием гласных в корне.
Из предл. 7-8 выпишите слово – пример к правилу «На конце приставки перед звонкими согласными пишется з».
Из предл. 1-3 выпишите слова с разделительным ь.
Из предл. 1-3 выпишите слово – пример к правилу «Не с существительными, прилагательными, наречиями пишется слитно, если можно заменить синонимом».
Задание №7
Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление
«Семейных уз», «в нравственном смысле», «семейного начала», «духовный долг», «душевного тепла», «общественные организации»
Задание №8
Анализ средств выразительности
Найдите в тексте все эпитеты
Ответы:
Задание 1, 2
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
Задание 3
14
Задание 4
1267
Задание 5
12346
Задание 6
3
Задание 7
«Семейных уз», «в нравственном смысле», «семейного начала», «духовный долг», «душевного тепла», «общественные организации»
Уз семьи, в смысле нравственности, начала семьи, долг духа, тепла души, организации общества
Задание 8
Душевного тепла, внутренний духовный, внутренний контакт, жизнь становится плоской и сухой.