Повышение образовательных результатов через развитие кадрового потенциала
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа
Смоленского района
Смоленской области
Проект на тему:
«Повышение образовательных результатов через развитие кадрового потенциала»
Учитель начальных классов
Мурачинская И.М.
Директор МБОУ Богородицкой СШ
В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Школа, обеспечивающая качественное образование, имеет две устойчивые характеристики, определяющие ее привлекательность:
– сильный высококвалифицированный педагогический состав, способный обеспечить высокий уровень обученности и качества знаний, конкурентоспособность выпускников.
– творческая доброжелательная атмосфера, в которой комфортно чувствуют себя все участники учебно-воспитательного процесса.
Успех образовательной организации и её образовательные результаты зависят от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе.
Поэтому тема проекта «Повышение образовательных результатов через развитие кадрового потенциала» актуальна. Современный учитель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активизировать свое научно- теоретическое самообразование, активно включаться в методическую работу в школе, на уровне района и области. Образование нуждается в педагоге, способном модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта.
Педагогический коллектив состоит из администрации школы (директор школы и 2 заместителя) и 28 педагогических работников.
Характеристика педагогических кадров образовательной организации:
по стажу
0-3 года | 3-5 лет | 5-10 лет | 10-15 лет | 15-20 лет | Свыше 20 лет |
4 чел. | 2 чел. | 7 чел. | 2 чел. | 6 чел. | 7 чел. |
14 % | 7 % | 25 % | 7 % | 22 % | 25 % |
Уровню образования
Среднее специальное | Высшее |
3 чел. | 25 чел. |
10,7 % | 89,3 % |
Квалификационные данные по педагогическому составу
Высшая кв.категория | 6 чел. | 22 % |
1 кв. категория | 17 чел. | 61 % |
Соответствие занимаемой должности | 1 чел. | 4 % |
Без категории | 4 чел. (молодые специалисты) | 14 % |
Следует отметить следующие положительные тенденции развития кадрового ресурса данной образовательной организации:
Стабильный кадровый состав.
Основная масса педагогических работников имеет высшее образование, 3 чел., имеющие среднее специальное образование, получают высшее педагогическое образование, обучаясь заочно.
Педагогический коллектив омолаживается.
Все педагогические работники, подлежащие аттестации, аттестованы.
Вместе с тем, существует ряд проблем и недостатков, которые негативно сказываются на развитии кадрового потенциала, а значит и на качестве образования в целом:
21 % составляют педагоги, имеющие небольшой стаж педагогической деятельности, в том числе 14 % составляют молодые специалисты.
25 % коллектива – педагоги пенсионного возраста.
6 человек из 23 аттестованных педагогических работников имеют высшую категорию.
Наблюдается снижение творческой активности у некоторых педагогов школы.
Не все педагоги используют в учебном процессе новые педагогические технологии.
Цель проекта:
Создание условий для непрерывного роста профессионального мастерства педагогов, направленного на повышение образовательных результатов.
Задачи:
Создание условий для постоянного развития педагогических кадров.
Развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс.
Обновление структуры и содержания методической работы.
Поддержка и повышение статуса педагогов, создание системы стимулирования творческой деятельности педагогических работников школы.
Социальная поддержка педагогов (охрана здоровья, участие в жилищных программах, частичная оплата коммунальных услуг и т.д.).
Направления реализации проекта
Методическое сопровождение молодых специалистов школы.
Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя, информационное и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Стимулирование творческой активности педагогических работников.
Профилактика профессионального «выгорания» педагогов.
Направления деятельности | I этап. Подготовительный | II этап. Основной | III этап. Заключительный |
Методическое сопровождение молодых специалистов школы | Знакомство с молодыми специалистами Организация наставничества | - Создание благоприятных условий для педагогической деятельности Возложение на наставника основной части работы по профессиональной адаптации молодого специалиста, диагностика затруднений, адаптации и становления молодых специалистов Методическое сопровождение молодого специалиста | укомплектованность ОУ высококвалифицированными педагогическими кадрами |
Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя | - диагностика затруднений, потребностей педагогов Создание индивидуального плана самообразования Создание перспективного плана повышения квалификации педагогов и членов административной команды Обеспечение возможности для непрерывного и планового повышения квалификации педагогических работников | - методическое сопровождение педагогов; Выстраивание индивидуального маршрута повышение педагогического мастерства - обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя; - участие в работе школьных и районных методических объединений учителей, конкурсах профессионального мастерства Развитие предметной образовательной среды Организация дистанционного обучения педагогов | -диагностика и самодиагностика достижение профессионального мастерства -корректировка планов самообразования - использование современных педагогических технологий в деятельности |
Стимулирование творческой активности педагогических работников | Положение о моральном и материальном стимулировании педагогических работников. Выявление и стимулирование талантливых педагогов для участия в профессиональных конкурсах | Анализ удовлетворённости педагогов системой стимулирования и её корректировка (при необходимости) Материальное стимулирование педагогических работников, в соответствии с разработанным положением Введение для наставников дополнительных поощрений в случае успешной адаптации закрепленного за ним молодого специалиста Развитие конкурсного движения педагогов | Представление и награждение лучших педагогических работников школы Стимулирование за наиболее приоритетные направление профессионального роста и повышение образовательных результатов |
Профилактика профессионального «выгорания» педагогов | - рациональное расписание в соответствии с нагрузкой педагогов - создание оптимальных санитарно- гигиенических и психологических условий для укрепления здоровья педагогов школы | - проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов, снятие стрессовых ситуаций; - организация семинаров- практикумов: -создание индивидуального плана профессионального развития учителя «Моя профессиональная карьера» -ведение портфолио учителя | - развитие системы школьных традиций; - создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе |
Ожидаемые результаты:
Предполагаемые результаты реализации программы | Индикаторы измерения |
Повышение образовательных результатов, создание условий для развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей; Развитие кадрового потенциала Повышение профессионального мастерства и творческой активности педагогов Благоприятный нравственно- психологический климат в педагогическом коллективе Содружество с родителями, расширение связей с семьями обучающихся | Повышение качества образования Повышение числа педагогов, имеющих высшую категорию. Применение педагогами школы инновационных способов, методов, технологий обучения и воспитания обучающихся. Рост числа педагогов, демонстрирующих свой педагогический опыт на семинарах мастер-классах, через публикации, выступления на конкурсах Удовлетворённость педагогов системой стимулирования Повышение конкурентноспособности образовательной организации |
Как результат развития кадрового потенциала, направленного на повышение образовательных результатов школы, можно определить следующую модель педагога (как желаемый результат):
1.Профессионализм:
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
- свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей;
- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решении педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
- умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
- стимулирует активность детей в урочно-неурочной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала; широко практикует активные формы обучения;
- реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей;
- владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
2. Проявление организационно-методических умений:
- использует в работе инновационные педагогические технологии;
- включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
- владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3.Личностные качества педагога:
- четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- креативен;
- воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
- развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме.
Итак, работа с педагогами в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства и результатах образовательного процесса.
По результатам реализации проекта мы прогнозируем повышение образовательных результатов.
Потамошнева Наталья Алексеевна