Способы и методы мониторинга профессиональной деятельности педагогов МОУ «Школа № 88 г. Донецка»

5
0
Материал опубликован 18 March 2020


Способы и методы мониторинга профессиональной деятельности педагогов МОУ «Школа № 88 г. Донецка»

Трунаева Алла Станиславовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Качество работы учителя можно определить по результатам обучающихся, по качеству организуемого им образовательного процесса и по деятельности в профессиональном социуме. В современной системе образования оно определяется последними двумя позициями.

Мониторинг профессиональной педагогической деятельности – это сложившаяся в образовательном учреждении система наблюдения за ростом профессионализма, продуктивности, качественных приращений результатов практической деятельности педагогов.

В педагогических источниках и литературе под объектом мониторинга сферы образования понимают учебно-воспитательный процесс, обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие ученика и учителя, формирование педагогического или ученического коллектива и т.п. Под субъектом – отдельные лица (администраторы, учителя, отдельные ученики, родители), функциональные службы образовательных учреждений или органов управления образованием. Стоит сказать, что от характера наблюдаемого педагогического объекта предметом педагогического мониторинга могут быть качество образования, организация образовательного процесса, технологии и средства обучения и воспитания, детская одаренность, поведение обучающихся, их здоровье и т.д. [1].

Стоит сказать, что мониторинговая деятельность профессионального мастерства педагога является базисом для организации методической работы



[1] Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н.Майров. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Интеллект Ценрт, 2005. – 424с.   С.45.

образовательного учреждения. Более того, методическая служба образовательного учреждения предоставляет рекомендации по планированию, повышению квалификации профессиональной деятельности учителя.

Помимо вышесказанного, мониторинг профессиональной деятельности педагога выступает основой для:

1) выполнения функциональных задач, поставленных образовательным учреждением;

2) распределения педагогических кадров согласно их профессиональной квалификации;

3) обеспечения непрерывности и преемственности повышения квалификации;

4) достижения эффективности в устранении различного рода проблем и трудностей в рамках профессиональной деятельности;

5) формирования творческой среды в образовательном учреждении[1].

По мнению Р.Ф. Абдеева, мониторинговая деятельность реализуется в процессе становления и саморазвития в пределах таких уровней, как:

1) уровень стихийной, авральной реакции (на основе возникших обстоятельств и проблем);

2) уровень жесткого командно-административное управление (укрепление главенствующей, руководящей роли управленца);

3) уровень «здравого смысла» и саморегуляции (получение обратной связи от коллектива, осознание руководителем реальности и выполнимости отдаваемых приказов и распоряжений);

4) уровень научного саморазвивающегося управления (необходимый уровень стабильности, научно-обоснованная обратная связь для разработки стратегии и тактики дальнейшего развития.



[1] Аскаров А.Д. Значение мониторинга педагогической деятельности учителя в определении потребности повышения его профессионального уровня / А.Д.Аскаро Проблемы современного образования. – 2016. – №4. – С.149-156.

На территории Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 88 города Донецка» мониторинг профессиональной деятельности педагогов осуществляется такими способами, как:

1) текущее наблюдение – отслеживание изменений профессионального развития педагога в пределах воздействия образовательного процесса, а также определения смысла происходящих явлений; основные характеристики: а) психологическая компетентность (составление психологического портрета педагога психологом образовательного учреждения); б) опыт (ведение методического паспорта педагогом); в) отношение к обучающимся (грамотное построение межличностных отношений с детским коллективом); г) профессиональная позиция (формирование собственного профессионального кредо, соблюдение выбранной позиции) и т.д.;

2) метод тестовых ситуаций – создание специального рода условий с целью отчетливого проявления структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности; приемы осуществления: а) приемы прерывания учебных действий обучаемых; б) постановка уточняющих вопросов; в) стимулирование рефлексии познавательных действий; г) дозирование помощи в процессе обучения и др.;

3) экспликация – развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности, диагностирование происходящих изменений в развитии обучающихся; приемы осуществления: а) постановка наводящих вопросов; б) оказание помощи (подсказки и совместные действия); в) поощрение педагогом обучающихся;

4) опросные методы – получение информации о развитии субъектов образовательного процесса; в основе данного метода лежит анализ письменных или устных ответов, а также специально подобранные вопросы; основные характеристики: а) возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности; б) особенности направленности обучающихся и педагогов; в) отдельные учебно-познавательные свойства и качества;

5) анализ результатов учебно-профессиональной деятельности – изучение письменных текстов, графических материалов, технических изделий, творческих работ обучающихся;

6) тестирование – процесс ориентации на норму с целью сопоставления, сравнения оценки, полученные при помощи теста; виды тестов: а) интеллектуальные; б) личностные; в) межличностные тесты; г) тесты достижений и др.

Процесс реализации мониторинга профессиональной деятельности педагога на территории указанного образовательного учреждения (в частности, профессионального развития личности) происходит с учетом четырехкомпонентной структуры личности, которая обусловлена профессиональной сферой.

При оценивании профессионального мастерства педагога в МОУ «Школа № 88 г. Донецка» обращается внимание на:

1) определение фактического уровня знаний обучающихся, его соответствие требованиям образовательных программ на протяжении всего учебного года;

2) определение ценностных ориентаций личности, изучение уровня умственного развития, способности к саморазвитию и самообразованию, профессиональной компетентности, оценка трудолюбия, работоспособности, духовно-нравственного развития педагога и др.


Результаты мониторинговой профессиональной деятельности педагога

Тип результата

Подтип результата

Психолого-педагогический

1) новообразования в структуре знаний;

2) получение новых, усовершенствование уже имеющихся учебных навыков;

3) изменения в поведении;

4) новые направленности личности;

5) новообразования в системе межличностных отношений.

Функциональный

Различного рода способы педагогического воздействия с целью управления деятельностью обучающихся.

Важно отметить, что все полученные результаты мониторинга профессиональной деятельности педагога рассматриваются и обговариваются на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методических объединений.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности педагогов позволяет: 1) выявить лучших; 2) распознать учителя-лидера, который может стать наставником для начинающего учителя; 3) учителя, который может стать модератором нового проекта, обменяться опытом.

Данный мониторинг обеспечивает педагога и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, помогает навести порядок в методической работе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Донецкой Народной Республики.
  2. Аскаров, А.Д. Значение мониторинга педагогической деятельности учителя в определении потребности повышения его профессионального уровня / А.Д. Аскаров Проблемы современного образования. – 2016. – № 4. – С. 149-156.
  3. Белкин, А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков. – Вып. 1. – Екатеринбург, 1997. – 26 с.
  4. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майров. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Интеллект Центр, 2005. – 424 с.
  5. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
  6. Петрова, Т.В. Мониторинг профессионального мастерства педагога / Т.В. Петрова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2016. – № 201. – С. 171-178. ​​​​​​​
Комментарии
Комментариев пока нет.