Выступление на муниципальном методическом семинаре «Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
Крепышева Ольга Алексеевна
учитель математики МБОУ СОШ №11
Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИА по математике в 9 классе
В ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации мы - учителя вырабатываем свою систему подготовки, к ним относятся:
психологический настрой,
консультации,
накопление раздаточного материала,
анализ ошибок,
работа с интернет ресурсами,
работа с родителями .
Итак, с чего начинать?..
Первое, что я делаю, это знакомлюсь с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) для подготовки к экзамену. (Кодификатор элементов содержания для проведения ОГЭ, кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ, спецификация КИМов для проведения ОГЭ) Систематизирую материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассматриваю возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.
1)этап
Информационный.
Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. Обучающиеся знакомятся с особенностями итоговой аттестации (спецификацией контрольных измерительных материалов): со структурой теста, временными рамками, критериями оценивания заданий с развернутым ответом, условиями проведения экзамена, правилам заполнения бланков.
На консультациях я неоднократно использую бланки ответов, анализирую ошибки заполнения, особенности записи ответов. Тем не менее, обучающиеся не всегда обращают внимание на образцы цифр и букв, некорректно записывают ответы (используют в записи единицы измерения величин, вместо запятой – точку, разделяют точкой с запятой ответы в заданиях на соответствие).
2)этап
Мониторинг и диагностика
Этот этап включает в себя проведение диагностических работ, которые позволяют проверить уровень усвоения материала и определить пробелы в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов.
По результатам диагностики можно определить набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим спланировать временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения.
Систему уроков заключительного повторения можно построить из тематических блоков:
числа и вычисления
алгебраические выражения
уравнения и неравенства
числовые последовательности
функции
координаты на прямой и плоскости
геометрия
статистика и теория вероятностей
3)этап
Организация повторения: на уроке; на консультациях, самостоятельно дома. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7–9-х классов и математики 5–6-х классов и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу.
На каждом уроке включать материал на повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ОГЭ(это и устная работа, прототипы заданий 1,2,5,8, и письменные работы). Сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления необходимо показывать, как эта тема выходит на ОГЭ.
4) этап
Решение задач ОГЭ на уроках и консультациях, при этом можно начинать с заданий обязательного уровня, затем постепенно их усложнять, учитывая индивидуальные особенности ученика. Предлагаю домашние тренировочные работы. Для этого я использую дидактические материалы, а так же online тесты на образовательном портале для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ", где они знакомятся с разнообразием заданий, проверяют уровень своих знаний, в случае затруднения просматривают правильное решение или выносят вопросы на консультацию.
5)этап
Обучение «технике сдачи теста»:
- учу обучающихся определять трудность заданий: - знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;
- обучаю приёму «спирального движения» по тесту, отметить то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить задания, которые можно выполнить без раздумий.
- обучаю учащихся внимательному и осмысленному прочтению текстов задач, в том числе и геометрических, а также выбору оптимальной стратегии их решения.
-проверяю полученный результат решения.
6)этап
Контроль знаний.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.
Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс разбивается на 3 группы.
1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Необходимо учесть, чтобы обучающиеся первой группы уверенно выполняли 8-15 заданий. После проведения диагностических работ, надо выявить у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепить то, что уже получается.
Обучающиеся 1)должны выучить всю теорию;
2)научиться решать все типы заданий базового уровня;
3)на к.работах, тестах и зачетах не списывать.
2 группа - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями т.е. применять ЗУН в измененной ситуации. Обучающиеся этой группы должны выполнять от16до19 заданий .
А для этого они:
1)должны выучить всю теорию;
2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
3)уметь объяснять, почему так решаешь;
4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии.
3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, , которые умеют решать задания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации.( 20-26 заданий).
Обучающиеся этой группы
1)должны выучить всю теорию;
2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
3)уметь объяснять, почему так решаешь;
4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;
5)знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.
Для реализации такого подхода в учебном плане имеется 1 час факультативных занятий по математике в рамках подготовки к ОГЭ.
Провожу консультацию раз в неделю для всех обучающихся. А по субботам консультирую обучающиеся заинтересованных в высоком балле за экзамен. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Рекомендовала всем завести тетрадь для подготовки к экзамену, в которых последние несколько страниц отвести под формулы и свойства, записывая их туда по мере решения задач.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендовать учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, просмотреть видеоуроки по темам, которые вызвали затруднение , работы в режиме он-лайн.
-Сайт «Решу ЕГЭ» - огромная подборка, разнообразные задания, возможность разбора и online тренажа.
-On-line тестирование - можно пройти тестирование и узнать свой результат; -Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
-foxford.ru- центр онлайн-обучения Фоксфорд.
-urokimatematiki.ru- можно принять участие в конкурсах, посмотреть видеоуроки,
-videouroki.net- пройти тестирование по любому предмету.
Непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.
Закончить выступление хочу следующей фразой:
"Начните действовать с того, что необходимо,
затем сделайте то, что возможно,
и неожиданно вы сможете сделать невозможное