"Способы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"

0
0
Материал опубликован 5 December 2024

М.С. Колегаева,

воспитатель,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ "АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА"

Старооскольского городского округа


«Способы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Для начала вспомним, что такое «мелкая моторика». Термин «мелкая моторика» подразумевает координированные движения мышц пальцев и кистей рук. Дальнейшее их развитие отразиться на уровне умений ребенка выполнять различные повседневные задание, по типу навыков самообслуживания и дальнейшие важные способности для школы. Давно было доказано, что мелкая моторика способствует благоприятному развитию речи у детей. Эта связь обуславливается тем, что речевые зоны коры очень близко находятся к двигательным зонам, общностью формирования двигательной и речевой сферы, а также взаимной связью формирования речи и моторики в целом . Таким образом, показателем нормального развития ребенка является ничто иное, как мелкая моторика и развитие руки ребенка. В своей книге М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что даже в животном мире общение зарождается посредством движения. Что наши далекие предки начинали путь от безмолвия к речи с помощью жестикуляции, начиная использовать в аффекте звукоподражательные крики. Что для лучшего развития речевой сферы следует стимулировать у ребенка движения пальцев .

Мелкая моторика рук - это подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Развитие мелкой моторики рук необходимо для развития у детей памяти, лoгики, речи и мышления. В кoре головного мoзга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко, поэтому стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. Развивать мелкую моторику рук ребенка нужно с самого раннего детства. Когда малыш еще совсем маленький, мама осторожно разминает его пальчики, делая массаж. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий.

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников: пальчиковые игры, игры-шнуровки, пальчиковые краски, конструкторы, аппликация, лепка и др.

Пальчиковые игры – oдин из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки, игры не занимают много времени и усилий. Желательно действия пальчиками подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой. Это привлекает внимание ребенка и способствует лучшему запоминанию действий.  Для достижения требуемого результата в упражнениях необходимо чередовать элементы напряжения и расслабления.

 Игры-шнуровки – этo множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенoк может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия. Это позволяет развивать мелкие мышцы пальцев не только за счет продевание шнурка в отверстия, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами.

Аппликация – этo умение вырезать из цветной бумаги различные фигурки. Аппликация развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Шестилетние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и так далее. Также можно заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани. Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков.

Лепка тоже относится к способам развития мелкой моторики рук, внимания и творческих навыков. Самый распространенный вид – лепка из пластилина. Хотя можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Оно легко разминается, хорошо лепится. После высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Занятия лепкой способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.

Оригами и другие занятия с бумагой – это еще один декоративно-прикладного искусства, которое полезно не только для развития, но и являются прекрасным досугом. Между тем, плетение корзинок из бумажных трубочек, создание модульных оригами не только положительно влияет на моторику рук, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость, аккуратность у ребенка. Созданные поделки будут радовать малыша своей красотой и незаурядностью.

Современный мир запoлнили различные гаджеты: мобильный телефоны, планшеты, ноутбуки и т. д. У каждого ребенка на улице можно заметить подобную технологию. Теперь электрические устройства заменили им все игрушки. Как же это влияет на ребенка? В первую очередь страдает его мелкая моторика. Часто мы можем увидеть, как вместо указательного пальца ребенок начинает использовать большой палец, перелистывая страницы на планшете. И это распространяется не только на сенсорный экран. Ребенок начинает везде и всюду использовать большой палец вместо указательного: включая и выключая cвет, нажимая кнопку в туалете и т. д. В дальнейшем неправильное употребление пальца может сказаться на графoмоторных навыках ребенка, что может снизить его уровень подготовки к школе и дальнейшее развитие. Также может наблюдаться у детей неправильный тонус в кистях и пальцев руки. У многих детей можно отметить проблемы со зрительно-моторной координацией.

По мнению Марии Монтессори — ребенок проходит три стадии развития: – развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В первую очередь на этом периоде развивается словарный запас ребенка (от 1 до 2,5 лет), а во вторую — осваиваются графoмоторные навыки, проявляющиеся в творчестве ребенка (рисунок, лепка), что в дальнейшем отражается на письме ребенка (от 3 до 4,5 лет); – восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этот период ребенок начинает активно играть с предметами окружающего мира. То, что в первую очередь лежит в поле его досягаемости. Это могут быть пуговицы, мелкие бусинки, цветные камушки и т. д. Взаимодействие с мелкими предметами положительно сказывается на развитии мелкой моторики малыша. Но такие игры должны проходить под чутким присмотром взрослого, так как в первую очередь ребенок попробует предмет «на зуб»; – формирование навыков самообслуживания (от 1 до 4 лет). На данном этапе ребенок учится самым простейшим навыкам самоосблуживания — одеваться и раздеваться, причесываться, чистить зубы и прочее

Таким образом, существует множество путей развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Моторику рук необходимо развивать и нужно начитать работать над этим с самого раннего детства. Это поможет ребенку в успешном овладении бытовых навыков и развитии психически процессов.

Литература:

1. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук/ Е.И.Светлова. – М., Олма-Пресс, 2004

2. Венгер Н.Ю.Путь к развитию творчества/ Н.Ю. Венгер. – М.

3. Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова.

4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 224 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.