Способы создания комического в рассказе А.П. Чехова» Лошадиная фамилия»

5
0
Материал опубликован 20 April



Домашнее задание к уроку классу

-Составить глоссарий непонятных, неизвестных слов по рассказу « Лошадиная фамилия»

-Составить список фамилий, которые подбирали герои рассказа, чтобы найти лекаря

Задания группам на уроке:


«Литературоведы»

1Подготовить выразительное чтение отрывка в лицах. Что собой представляет прочитанный текст?

2.Дайте характеристику главным героям через поступки.(генералу Булдееву, приказчику Ивану Евсеичу)


«Лингвисты»

1.Прочитайте эпизод. Понаблюдайте над речью Булдеева и Ивана Евсеича. Как речь характеризует героев? Подтвердите примерами из текста.

2.Над какими недостатками героев смеется Чехов?


« Артисты»

1) Карточка « Лошадиная фамилия». Объедините фамилии в группы по признакам

-синонимы к слову «лошадь»

- конское снаряжение (сбруя)

-масть

-возраст

2)Инсценирование эпизода « Поиск фамилии»


«Историки-искусствоведы»

1.Прочитайте предыстории рассказа « Лошадиная фамилия»

2. Вы познакомились с двумя предысториями этого рассказа. Какая ,на ваш взгляд, правдоподбнее звучит? Почему?

3.Значение слово «Овес»























Конспект урока литературы в 5 классе

Учитель: На доске записана тема урока с пропусками слов, восстановите пропущенные слова, отвечая на мои вопросы:

1)О каком писателе М.Горький сказал: «…. Умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно»

(А.П.Чехов)

2.Из какого рассказа эти предметы? (баночка с йодом, вата, перо)-«Лошадиная фамилия»

3. Подберите синоним к слову веселое, смешное (комическое)

Ученики: Тема: Способы создания комического в рассказе А.П. Чехова» Лошадиная фамилия»

Учитель:-А знаете ли вы

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать больше ста строк. А.П. Чехов научился писать кратко. « Краткость-сестра таланта»,- одна из любимых фраз писателя. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы. Рассказ, с которым вы познакомились дома, был написан в 1885 году в Петербурге. Имел большой успех. А хотели бы узнать, какую ситуацию позже стали называть лошадиной фамилией?

Итог: Позже «Лошадиной фамилией» стали часто называют ситуацию, когда человек никак не может вспомнить какое-то слово или выражение.

-Учитель:Что еще хотите узнать сегодня ? Определите цели:

Повторим юмористические средства (комического)

Узнаем, какие способы комического использует Чехов в рассказе

Изучим их роль в рассказе

Проверим, хорошо ли знаем секреты мастерства писателя А.П.Чехова

Рассказ «Лошадиная фамилия» - это анекдот, основанный на курьезе.

Что такое «курьёз»? (Смешное, странное, диковинное)

Учитель: Предлагаю начать работу над рассказом с лексической разминки. Кто лучше усвоил значение слов. Индивидуальный зачет.(молодчина, умница-жетон)

Лексическая работа

шарлатанство - обман;

коляска, бричка - упряжная повозка на летнем и зимнем ходу;

акцизный - служащий учреждения по сбору налогов;

уезд - (в соврем. яз.) район;

депеша - письмо с просьбой о чем-либо;

хина - лекарственный препарат с горьковатым вкусом.

«приказчик» - управляющий имением помещика;

«акцизный» - «акциз» – учреждение в царской России, собирающее налоги; «акцизный» - мелкий чиновник в этом учреждении, занимающийся сбором налога на товары широкого потребления; «депеша» - спешное официальное уведомление, телеграмма.

Заговор – древнеязыческое заклинание, некий магический набор слов, призванный достичь нужной цели в лечении, защите.

Новые слова

Скипидар – бесцветная жидкость с едким запахом, добываемая перегонкой смолы хвойных деревьев с водой.

Опий – сильнодействующий наркотик, получаемый из высушенного на солнце млечного сока опийного мака.

Хина – очень горькая высушенная кора хинного дерева.

Кукиш – кулак с большим пальцем, просунутым между указательным и средним, как грубый жест, обозначающий насмешку, презрение и желание унизить оппонента.

Диалог с текстом

Учитель: Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).

Что смешного в рассказе?

(Приказчик забыл фамилию лекаря, генерал соглашается лечить зубы заговором, приказчик в неожиданной ситуации вспомнил фамилию, но она оказалась не лошадиной. То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).)

Какие способы комического вам уже известны? (яркое заглавие, говорящие имена и фамилии, сюжет, который строится на остром необычном положении, динамичным действием, выразительная деталь, сценичность диалога, речь автора)

Далее работаем над рассказом в группах

Групповая работа: Детям даны задания в конвертах(2 мин. на подготовку)

Послушаем ответы литературоведов. Подумайте, какой 1 секрет мастерства писателя.

«Литературоведы»

Конверт с заданием

1Подготовить выразительное чтение отрывка в лицах. Что собой представляет прочитанный текст?

Текст-диалог (разговор двух и более лиц). Чтение текста. Вам понравилось чтение ребят, оцените аплодисментами.

2.Дайте характеристику главным героям через поступки.

- Что узнаем о Булдееве? О чем говорят его поступки? Непоследователен: считает заговоры шарлатанством, а сам соглашается лечить зубы загором)

-Что узнаем об Иване Евсеиче? О чем говорят его поступки? (Приказчик генерала - бесхарактерный человек, которому приходится постоянно подстраиваться под настроение Булдеева. Его поведение, подобострастное отношение к вышестоящему лицу вызывает улыбку, он простодушен, он искренне желает помочь. Бескорыстность можно выделить как положительное качество) .

- Что узнаем о Якове Васильевиче? О чем говорят его поступки? (Это человек, который не занимается своими прямыми обязанностями, его даже выгоняют с работы, видимо, за непрофессионализм или за пьянство.)

Вопрос классу:

Классу вопрос: Учитель: Какие курьезные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом)

Какие несоответствия делают эпизод смешным?

- несоответствие поведения героя чину, который он занимает:

-генерал-майор, а боится

-презирает заговоры, а лечить собирается по телеграфу

-акцизному сила дана, а с должности уволили

Секрет №1

1)Диалог в композиции рассказа А.П.Чехова занимает главное место. Он делает рассказ динамичным и сценичным.

Несоответствие главный секрет юмора Чехова. Именно на этом строится смешное в его рассказах?

Учитель

А знаете ли ?

Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний.

Знал ли Чехов об этом? (Конечно, он был врач).

«Лингвисты»

Конверт с заданием:

1. Понаблюдайте над речью Булдеева и Ивана Евсеича.

Кому из героев принадлежат слова. Как речь характеризует персонажей?


Булдеев

Иван Евсеич

Не Меринов ли?

Никак нет…

Ну? Что же? Скорей думай!

Живет не с женой, а с немкой

Ступай отсюда вон!

Сила ему такая дадена

Ерунда! Шарлатанство!

Его каждая собака знает

Да может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

Теперь только зубами и кормится

На-кося!

Можно сказать, чудодейственный господин


Пошепчет, поплюѐт – и как рукой


Из головы вышибло





- О каком герое можно сказать, что он капризен, груб, глуп, с презрением относится к другим, невежлив? Почему? Булдеев (Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим, глуп, невежествен) Он решает обратиться к шарлатану, тогда как имеет под рукой высококвалифицированного врача. Кстати, фамилия Булдеев образована от слова Балда

- О каком герое можно сказать, что он невежественный, малообразованный, но искренний и бескорыстный? Речь приказчика Ивана Евсеича : неправильная, грубая, с ошибками, а он диктует письмо. Это говорит о его невежественности, ограниченности.

2.Над какими пороками человека смеется Чехов? ( необразованность,невежество, грубость, суеверие, непрофессионализм)

Каков 2 секрет мастерства писателя? Секрет №2 Речь - выражение характера.

Автор использует не только речевые ошибки героев, но и игру слов, и пословицы, поговорки, фразеологизмы для создания комического. Например, знахарь «зубами кормится», «зубы заговаривает».

«Лечиться заговором» - суеверные, ложные представления о том, что магические слова обладают колдовской или целебной силой;

Чехов использует общеизвестные поговорки: «его каждая собака знает»,

а также использует известные фразеологизмы, к которым также прибавляет устойчивые, расхожие словосочетания: «пошепчет, поплюѐт – и как рукой»; «заговаривает зубы – первый сорт» «только зубами и кормится», «тут не то , что к акцизному , а к черту депешу пошлешь»

Авторские афоризмы

«…Сила ему такая дадена…»

«…можно сказать, чудодейственный господин…»

«…Руки ведь не отвалятся от этого…»

«…Помню, фамилия лошадиная, а какая — из головы вышибло…»


Учитель: Антон Чехов был не только известным писателем, но и большим любителем лошадей. С детства он увлекался их красотой и грацией. Согласно его дневникам, он первый раз взобрался на лошадь в возрасте 8 лет и полюбил это занятие. В дальнейшем Чехов занимался конным спортом.

А сейчас вашему вниманию - выступление артистов. Задача класса - оценить их игру.


«Артисты»

1 . Карточка « Лошадиная фамилия» Прочитайте получившийся список фамилий?

1 группа: к слову «лошадь»

2 группа: конское снаряжение (сбруя)

к слову лошадь

Конское снаряжение

другое

масть

нрав

Кобылин

Пристяжкин


Гнедов

Табунов

Жеребчиков

Уздечкин


Буланов

Тройкин

Лошадкин

Чересседельников




Меринов

Засупонин





- Как можно объяснить выбор именно этих фамилий? Отразился интерес к лошадям и забавным фамилиям. Игра слов вызывает улыбку у читателя.

-Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)

- Сколько всего фамилий было придумано(названо) в рассказе? (40) 41-Овсов.

Смотрим сценку « Поиск фамилии»

Понравилась ли вам игра? Чем?

Каков смысл приобрело выражение сегодня лошадиная фамилия. Лошадиной фамилия»- ситуация, когда человек никак не может вспомнить какое-то слово или выражение.(ответ на проблемный вопрос)

Есть положительный герой в этом эпизоде? О нем только упоминается.Да. Доктор представлен как исключительно положительный герой, рационально мыслящий, честно выполняющий свою работу.» Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в бричку и поехал домой».

Фронтальная работа с классом

Учитель: В письме брату Александру Павловичу Чехов писал:

«Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое...» Как вы думаете, почему Чехов так считал? (Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи)

Какие проблемы поднимает?

-трусость

-невежество

-недоверие к профессионалам

Каков 3 секрет мастерства писателя? Секрет №3 Описывать действия, а не состояния героя

Учитель:Остроумный - это человек с развитым чувством юмора и способностью метко шутить. Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. " Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки - пиши пропало!" -говаривал Антон Павлович.

«Историки-искусствоведы»

Конверт с заданием

1.Прочитайте предыстории рассказа « Лошадиная фамилия»

2. Вы познакомились с двумя предысториями этого рассказа. Какая ,на ваш взгляд, правдоподбнее звучит? Почему?

1) Предыстория рассказа

А) Идея написать рассказ о том, как сложно иногда бывает вспомнить что-то простое, появилась у Чехова задолго до 1885 года, когда была написана «Лошадиная фамилия». Одна из знакомых писателя, Е. К. Сахарова, вспоминала, что этот рассказ Чехов передавал ей «в несколько другом виде». В раннем варианте герой пытался вспомнить «птичью фамилию»: «Такая обыкновенная простая фамилия, так и вертится на языке, ах ты господи, ну птица ещё такая, птичья фамилия!» Его собеседник начинал перечислять всех птиц: «Соколов, Воробьёв, Петухов, Синицын, Чижов…» И наконец герой вспоминал: «Вербицкий, Вербицкий, насилу вспомнил». Его собеседник был изумлён: «Позвольте, но ведь вы говорили — фамилия птичья!?» — «Ну да, конечно, ведь птица же садится на вербу».

2) Этот сюжет мог творчески объединиться с одной из таганрогских историй, о которой рассказывал писатель В. Г. Богораз-Тан: «„Лошадиная фамилия“ — тоже таганрогский анекдот, хотя и изменённый. В таганрогском округе были два обывателя, довольно зажиточных и видных, Жеребцов и Кобылин. Им как-то случилось заехать одновременно в одну и ту же гостиницу, и их записали на доску рядом особенно крупными буквами. Я помню, над этим смеялись все в Таганроге».

2)Овес-значение слова Овес — кормовая культура, которая была очень распространена в России на протяжении всей истории. Почему Чехов дал своему герою такую фамилию(несоответсвие значения слова занятию, которым занимается герой)

Каков 4 секрет? Секрет №4 Анекдотическое слово

Учитель:Чем интересна фамилия Овсов?

(Овсов, т.е. та «лошадиная фамилия», которую все вспоминают) Фамилия Овсов происходит от слова «овес», что символизирует земледельческий труд и заботу о земле. Фамилия Овсов носит в себе значение того, что ее носители являются трудолюбивыми людьми, заботящимися о своей земле и ее плодородии. А герой, носящий эту фамилию - шарлатан.


Учитель: Точность и краткость стиля были для Чехова мерилом художественности. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений. Чехов любил и часто применял в своих юмористических рассказах неожиданные развязки

-Какому эпизоду рассказа соответствует иллюстрация? Прочитайте.

Догадались, какой секрет есть еще у писателя.Секрет №5 Яркая неожиданная развязка

Ученики: Главная мысль произведения «Лошадиная фамилия» – каждый должен заниматься своим делом, иначе будет беспорядок. В решении серьёзных проблем не стоит полагаться на шарлатанов. Чехов призывает не халтурить, не прибегать к шарлатанству, а добросовестно работать.

Учитель: Чему учит рассказ?

Человеку следует преодолевать свои страхи и соблазны в пользу правильных, разумных действий.

Итоги урока (презентация)

- Какие способы комического использует А. П. Чехов в рассказе « Лошадиная фамилия»?


1.Диалог героев как средство создания картины реальной действительности. Несоответствие-главный секрет юмора А. П.Чехова

2.Речь-характеристика героев

3. Описывать действия, а не состояния героя

4Анекдотическое слово

5.Яркая неожиданная развязка

Для чего?

-достигает емкости содержания своих коротких рассказов

-осмеять недостатки

д/з написать юмористический рассказ-анекдот

Рефлексия

На уроке я узнал…

Мне понравилось на уроке…..

Я похвалил бы себя за…

Мне было интересно, потому что

После урока мне захотелось…

Заканчиваем урок игрой

Лингвистическая игра « Птичья фамилия. Кто больше?» Птицын, Птичкин, Воробьев, Орлов, Воробей, Орел, Воробушков, Синица, Синицын, Синичкин, Дроздов, Дрозд, Бакланов, Дятел, Дятлов, Голубничий, Голубков, Голуб, Голубев, Соколов, Соколовский, Снегирев, Цаплин, Цыплаков, Курочкин, Петухов, Уткин, Гусев, Снегирев, Сорокин, Воронин, Воронцов, Чайкин, Пингвинов, Ястребов, Коршунов, Беркутов
















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.