Урок «Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная, морская вода»
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Тульский областной центр образования» (отделение адаптированного общего образования для обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы № 1)
Тема: Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная, морская вода.
Биология 6 класс. Индивидуальное обучение.
Урок получения новых знаний.
Учитель: Курбатова Н.С.
Цели урока: формировать знания в области свойств воды, в частности, способности воды растворять вещества; расширить представления ученицы о растворах в быту и природе и их применении.
Задачи:
Обучающие:
- повторить ранее изученные свойства воды;
- познакомить ученицу со способностью воды растворять некоторые вещества;
- познакомить ученицу с растворами в быту и природе и их применением;
- учить определять пригодность воды для питья и приготовления пищи.
Воспитывающие:
- воспитывать отношение к воде, как важному природному ресурсу;
- формировать навыки бережного отношения к природе.
Коррекционные:
- развивать навыки наблюдения, сравнения при выполнении практической работы;
- развитие навыка правильной речи (построение полных распространенных предложений при ответах на вопросы учителя);
- расширение словарного запаса;
- коррекция логического мышления на основе анализа и установления закономерностей;
- развитие произвольного внимания.
Оборудование:
1. Пластиковые стаканы;
2. Пластиковые ложки;
3. Фильтровальная бумага;
4. Глина, соль;
5. Компьютер, файл с презентацией.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 2. (Изображения воды в природе в разных состояниях.)
- Что изображено на фотографиях? (туман, река, снег, лед, облако)
- Что общего на фотографиях? (Вода в разных состояниях.)
- Вода обладает уникальной способностью. Она может находиться в жидком, твердом, газообразном состоянии.
- Сегодня мы продолжаем изучать свойства воды.
2. Повторение.
Слайды 3-8. Свойства воды.
- Ты уже знаешь некоторые свойства воды.
- Рассмотри схемы и сформулируй их. Слайды 5-11.
(Не имеет цвета, формы, вкуса и запаха, прозрачная, текучая.)
3. Изучение нового материала.
- На этом уроке ты познакомишься с еще одним свойством воды. Для этого проведем опыт.
Практическая работа.
Слайды 9-10. Опыт No1.
- Начнем опыт. Налей воду в стакан.
- Какого цвета вода в стакане? (Бесцветная, прозрачная).
- В стакан с водой, добавь немного соли. Понаблюдай, что происходит.
- Какой вода стала? (Мутная, потом бесцветная).
- Видны в воде крупинки соли? (Нет)
- Они исчезли?
- Вода растворила соль полностью.
- В результате опыта мы получили необходимое человеку вещество - раствор соли. Скажи, как люди используют раствор соли?
Слайд 11. Опыт No2.
- Теперь добавь в стакан с чистой водой глину. Размешай.
- Что ты видишь? Какого цвета вода? (мутная, непрозрачная)
- Глина растворилась в воде не полностью. Часть твердых веществ осела на дно стакана.
- Не все вещества растворяются в воде. Стекло, серебро, золото — это практически нерастворимые в воде вещества (твердые вещества). К ним также относят керосин, растительное масло (жидкие вещества), некоторые газы.
- Примеры растворимых веществ: поваренная соль, сахар, сода, вишневый сок, крахмал.
- Составь слово из карточек и скажи, с каким свойством воды ты познакомилась. (Растворитель)
Вода хороший растворитель многих твердых веществ. Не все вещества растворяются в воде.Слайд 12.
Физкульминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Слайды 13-14. Опыт No3. Очистка воды.
- Вода стала грязная.
- Грязную воду (воду, которая имеет посторонний цвет, запах) в пищу употреблять нельзя. Почему? (Может нанести вред организму.)
- Как ты думаешь, можно ли очистить мутную воду от частиц песка, глины?
- Как это можно сделать? (Использовать фильтр.)
- Фильтр – это устройство для очистки воды.
Рассматривание бытового фильтра. Слайд 13.
- Мы сделаем фильтр из специальной бумаги. Вырежи круг. Сделай надрез от края к центру. Сложи в виде конуса.
- Возьми пустой стакан. Вставь в него конус из фильтровальной бумаги.
- Налей загрязненную воду в стакан через конус из фильтровальной бумаги. Наблюдай, что происходит. (Чистая вода капает в стакан. На фильтре остаются твердые частицы.)
- Имеет ли полученная вода цвет? Прозрачная ли она? (Рассматривание предметов за стаканом.)
- Получилась прозрачная вода. Мы сделали простейший фильтр. Процесс очистки воды называется фильтрованием.
- Попробуй пропустить через фильтр соленую воду. Повтори те же действия, что и при фильтровании воды с примесью глины. (Ученица делает новый фильтр. Вставляет его в чистый стакан. Наливает через фильтр раствор соли.)
- Наблюдай, что происходит. Остались ли на фильтре частицы соли?
Соль растворилась в воде, стала невидимой и вместе с ней прошла через фильтр. Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра, не удается.
Слайд 15.
- Для сохранения здоровья, мы должны употреблять в пищу чистую воду. Для очистки воды люди создают устройства различной сложности.
- А как очищается вода в природе?
- Большую роль в очистке воды от многих примесей играет песок. (Пример – родник.)
- Вода в природе всегда содержит различные растворенные вещества. Поэтому помни, что не всякая водица для питья годится. Если ты не знаешь, чист ли источник, пить из него воду нельзя.
4. Включение нового материала в систему знаний.
Растворы в природе и в быту. Слайды 16-19.
- Вода очень хороший растворитель. Она может растворить почти все. Даже некоторые металлы. В воде может раствориться, например, серебро. Этим раствором лечили желудочно - кишечные заболевания и раны. Воду, в которой растворены минеральные соли называют минеральной водой. Такая вода помогает вылечить много заболеваний. В местах, где находятся минеральные источники строят санатории. Еще один пример природного солевого раствора – морская вода. В отличие от пресной и минеральной воды она не пригодна для питья. Не все водные растворы полезны для здоровья и пригодны для употребления в пищу. У них есть другое назначение.
- Как мы используем способность воды растворять вещества? (Рассматривание фотографий. Беседа.)
5.Закрепление. Слайд 20.
- Рассмотри слайд. Вставь недостающие слова и назови свойства воды.
- Вода не имеет что? (формы, вкуса, запаха)
- Вода может что делать? (растворять вещества)
- Вода какая? (бесцветная, прозрачная, текучая)
- Свойства воды, ее особенности необходимо знать, для того, чтобы бережно и разумно ее использовать. Всему живому на Земле вода необходима для существования. Вода - наше богатство.
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Что нового ты узнала?
- Что вызвало затруднения?
- Что понравилось?
Литература
презентация к этому уроку
PPTX / 4.22 Мб
- http://chem21.info/info/1733493/ Малорастворимые и практически нерастворимые вещества.
- Биология. 3.Л. Клепинина, М. Просвещение, 2012 г.
- http://www.poslovitza.ru/o_vode.html Пословицы народов мира.
- http://psychology-msk.ru/1-22553/ физкультминутки на уроках биологии.