12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Миронова Наталья Алексеевна89
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
1

Конспект занятия в подготовительной группе «Растворимые и нерастворимые вещества»


 

Конспект занятия в подготовительной группе «Растворимые и нерастворимые вещества»

опытно – экспериментальная работа

Программное содержание:

Формировать представление о растворимых и нерастворимых веществах.

Развивать вкусовые, тактильные, зрительные ощущения, память, наблюдательность.

Закрепить умение пользоваться фильтрами.

Оборудование: воронки, материал для изготовления фильтра, тарелки с солью, сахаром, речным песком, зубным порошком, косынка, поднос.

Ход работы:

Воспитатель приглашает сесть рядом с собой на коврик и предлагает послушать историю, которую она прочитала в книге.

«Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен с солью, а другой ватой. Первый осел едва передвигал ноги: слишком тяжела была его ноша. Второй шел весело и легко. Вскоре им пришлось переходить через речку. Осел, навьюченной солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого тоже стал купаться в воде. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а ноша второго тяжелее? Что было бы, если бы второй осел был навьючен не ватой, а с сахаром.

Воспитатель: почему же ноша первого осла после купания стала легче?

Ответы детей: соль растаяла в воде.

Воспитатель: почему ноша второго осла стала тяжелее?

Ответы детей: вата впитала воду и стала тяжелее.

Воспитатель: что было бы, если бы второй ослик был навьючен не ватой, а сахаром.

Ответы детей: у него сахар тоже растаял бы.

Воспитатель: то есть и сахар и соль растворились в воде. А вы знаете, как узнать какие вещества растворяются в воде, а какие нет? (Дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: предлагаю провести несколько опытов. Дети переходят к столам.

Воспитатель: насыпьте соль, насыпьте сахар в стакан с водой и пронаблюдайте, что будет происходить с крупинками соли сахара. Что с ними происходит? Видите, крупинки становятся все меньше и меньше и вскоре совсем исчезнут. Но подумайте, исчезнет ли соль? Исчез ли сахар? Ответы детей.

Воспитатель: попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая и соленая. Почему?

Ответы детей: потому что соль и сахар растворились и стали невидимыми. Но они не исчезли.

- А можно ли сделать воду опять не сладкой и не соленой? Как сделать воду чистой?

( Выслушиваются ответы детей . Предположительно дети могут сказать о выпаривании соли из воды. Похвалить их и объяснить, что в этом случае мы останемся без воды. Что с ней произойдет? Она испарится)

- Давайте попробуем очистить воду, Как можно отделить соль от воды. Воду можно пропустить через фильтр. Можно подсказать детям, что для очистки жидкостей используется такое устройство или прибор, который называется фильтр.

- Какие бывают фильтры? (бумажный, ватный, марлевый, песочный)

- Какой фильтр мы выберем? (ватный)

Воспитатель приглашает детей к столу, где дети могут сами выбрать нужные им оборудование и фильтруют соленую и сладкую воду.

- Скажите, очистилась ли вода о соли и о сахара?

- Задержал ли фильтр эти вещества?

-Давайте попробуем на вкус. На фильтре есть соль и сахар.

- Задержал ли фильтр эти вещества?

- Давайте попробуем на вкус. На фильтре есть соль и сахар?

Теперь послушайте внимательно: вещества, которые фильтр пропускает, называются растворимыми.

-какие вещества называются растворимыми?

- Значит эти вещества – и соль, и сахар.

Воспитатель путает стаканы и просит детей зрительно определить, где растворимые вещества – соль и сахар, добавляя еще один стакан с пресной водой.

Предлагает вспомнить детей, что еще может раствориться в воде? Выслушивает ответы детей и предлагает проверить, раствориться ли в воде речной песок.

Дети за столами насыпают в стакан песок, размешиваем. Песчинки падают на дно стакана и лежат там не изменяясь. Предлагает детям размешать, взболтать воду. песчинки немного подержаться на воде и снова сядут на дно.

- Как очистить воду от песка?

Ответы детей. Предлагают воспользоваться фильтром.

Воспитатель дает задание двум детям приготовить воронки с фильтром. Переливаем воду с речным песком и наблюдаем, что вода прошла через фильтр, а весь песок остался в воронке с фильтром.

Воспитатель: « Скажите, удалось ли нам отделить песок от воды»?

Ответы детей. Да.

- Значит, речной песок не растворяется в воде.

- Ребята, посмотрите, что это у меня? Правильно, это зубная паста. А как вы думаете, он растворяется в воде? Чтоб решить этот вопрос, надо провести опыт.

Растворим зубной порошок в воде и пропустим его через фильтр. Посмотрите, частицы зубного порошка остаются в фильтре. Значит, зубной порошок можно назвать каким? Правильно нерастворимым. Почему? Если частицы плавают в воде или оседают на дно и задерживаются фильтром, то это называется нерастворимым веществом.

Мы с вами растворили различные вещества и узнали, что сыпучие вещества бывают растворимыми и не растворимыми.

Предлагаю поиграть в игру «Определи на ощупь» и посмотрим, что мы запомнили. Детям предлагается в тарелочках сахар, соль, песок. Они рассматривают и щупают, запоминают ощущения, затем с завязанными глазами определяют, где соль, сахар, песок.


 

Литература

«Куда делась соль». Книга для чтения по естествознанию IV класс, Москва.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.