Конспект занятия в подготовительной группе «Растворимые и нерастворимые вещества»
Конспект занятия в подготовительной группе «Растворимые и нерастворимые вещества»
опытно – экспериментальная работа
Программное содержание:
Формировать представление о растворимых и нерастворимых веществах.
Развивать вкусовые, тактильные, зрительные ощущения, память, наблюдательность.
Закрепить умение пользоваться фильтрами.
Оборудование: воронки, материал для изготовления фильтра, тарелки с солью, сахаром, речным песком, зубным порошком, косынка, поднос.
Ход работы:
Воспитатель приглашает сесть рядом с собой на коврик и предлагает послушать историю, которую она прочитала в книге.
«Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен с солью, а другой ватой. Первый осел едва передвигал ноги: слишком тяжела была его ноша. Второй шел весело и легко. Вскоре им пришлось переходить через речку. Осел, навьюченной солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого тоже стал купаться в воде. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а ноша второго тяжелее? Что было бы, если бы второй осел был навьючен не ватой, а с сахаром.
Воспитатель: почему же ноша первого осла после купания стала легче?
Ответы детей: соль растаяла в воде.
Воспитатель: почему ноша второго осла стала тяжелее?
Ответы детей: вата впитала воду и стала тяжелее.
Воспитатель: что было бы, если бы второй ослик был навьючен не ватой, а сахаром.
Ответы детей: у него сахар тоже растаял бы.
Воспитатель: то есть и сахар и соль растворились в воде. А вы знаете, как узнать какие вещества растворяются в воде, а какие нет? (Дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: предлагаю провести несколько опытов. Дети переходят к столам.
Воспитатель: насыпьте соль, насыпьте сахар в стакан с водой и пронаблюдайте, что будет происходить с крупинками соли сахара. Что с ними происходит? Видите, крупинки становятся все меньше и меньше и вскоре совсем исчезнут. Но подумайте, исчезнет ли соль? Исчез ли сахар? Ответы детей.
Воспитатель: попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая и соленая. Почему?
Ответы детей: потому что соль и сахар растворились и стали невидимыми. Но они не исчезли.
- А можно ли сделать воду опять не сладкой и не соленой? Как сделать воду чистой?
( Выслушиваются ответы детей . Предположительно дети могут сказать о выпаривании соли из воды. Похвалить их и объяснить, что в этом случае мы останемся без воды. Что с ней произойдет? Она испарится)
- Давайте попробуем очистить воду, Как можно отделить соль от воды. Воду можно пропустить через фильтр. Можно подсказать детям, что для очистки жидкостей используется такое устройство или прибор, который называется фильтр.
- Какие бывают фильтры? (бумажный, ватный, марлевый, песочный)
- Какой фильтр мы выберем? (ватный)
Воспитатель приглашает детей к столу, где дети могут сами выбрать нужные им оборудование и фильтруют соленую и сладкую воду.
- Скажите, очистилась ли вода о соли и о сахара?
- Задержал ли фильтр эти вещества?
-Давайте попробуем на вкус. На фильтре есть соль и сахар.
- Задержал ли фильтр эти вещества?
- Давайте попробуем на вкус. На фильтре есть соль и сахар?
Теперь послушайте внимательно: вещества, которые фильтр пропускает, называются растворимыми.
-какие вещества называются растворимыми?
- Значит эти вещества – и соль, и сахар.
Воспитатель путает стаканы и просит детей зрительно определить, где растворимые вещества – соль и сахар, добавляя еще один стакан с пресной водой.
Предлагает вспомнить детей, что еще может раствориться в воде? Выслушивает ответы детей и предлагает проверить, раствориться ли в воде речной песок.
Дети за столами насыпают в стакан песок, размешиваем. Песчинки падают на дно стакана и лежат там не изменяясь. Предлагает детям размешать, взболтать воду. песчинки немного подержаться на воде и снова сядут на дно.
- Как очистить воду от песка?
Ответы детей. Предлагают воспользоваться фильтром.
Воспитатель дает задание двум детям приготовить воронки с фильтром. Переливаем воду с речным песком и наблюдаем, что вода прошла через фильтр, а весь песок остался в воронке с фильтром.
Воспитатель: « Скажите, удалось ли нам отделить песок от воды»?
Ответы детей. Да.
- Значит, речной песок не растворяется в воде.
- Ребята, посмотрите, что это у меня? Правильно, это зубная паста. А как вы думаете, он растворяется в воде? Чтоб решить этот вопрос, надо провести опыт.
Растворим зубной порошок в воде и пропустим его через фильтр. Посмотрите, частицы зубного порошка остаются в фильтре. Значит, зубной порошок можно назвать каким? Правильно нерастворимым. Почему? Если частицы плавают в воде или оседают на дно и задерживаются фильтром, то это называется нерастворимым веществом.
Мы с вами растворили различные вещества и узнали, что сыпучие вещества бывают растворимыми и не растворимыми.
Предлагаю поиграть в игру «Определи на ощупь» и посмотрим, что мы запомнили. Детям предлагается в тарелочках сахар, соль, песок. Они рассматривают и щупают, запоминают ощущения, затем с завязанными глазами определяют, где соль, сахар, песок.
Литература
«Куда делась соль». Книга для чтения по естествознанию IV класс, Москва.