12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петроченко Татьяна Ивановна82
Россия, Омская обл., с. Георгиевка
0

Технологическая карта урока «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них» (9 класс)

Технологическая карта урока учителя русского языка и литературы Петроченко Татьяны Ивановна

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Тема: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об СПП с несколькими придаточными; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в СПП.

Задачи образовательные: обобщение и систематизация материала по теме; закрепление пунктуационных навыков у учащихся

развивающие: формирование умения самостоятельной работы, консультирования

воспитательные: воспитание чувства любви к природе.


 

УУД личностные: положительное отношение к учебной деятельности; экологическое и эстетическое воспитание

регулятивные: целеполагание; формирование ситуации саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений);

сотрудничество в совместном решении задач; проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение

в новые виды деятельности и формы сотрудничества)

коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих; установление

рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии

с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для

реализации задач урока; объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.


 

Планируемые результаты

личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к обучению, любовь к родному языку, к Родине.

метапредметные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организация учебного сотрудничества.

предметные: составление схем по теме, постановка знаков препинания, работа над текстом.

Оборудование:: компьютер, проектор, презентация по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.», карточки для групповой работы, индекс-карточки.


 


 

Этап урока/время

Ожидаемый ответ ученика А

Ожидаемый ответ ученика В

Ожидаемый ответ ученика С

Используемые методы и приёмы/ примеры/ вопросы

Деятельность учителя

1.Актуализация знаний/7 минут. Вызов – проблемная ситауция.

 

Активно отвечает на вопросы по теме, работает с заданием №1.

Участвует в подводящем диалоге, формулирует проблему

Участвует в выполнении задания №1

Участвует в подводящем диалоге ( возможно, участвует в формулировке проблемы)

Выполняет задание №1 под руководством учителя.

Не участвует в подводящем диалоге

 

Проблемная ситуация, работа с карточкой

Подводящий диалог;

Проблемная ситуация; Лист самооценки,

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем на уроке, и узнаем много нового, чего ещё не знаем. Желаю вам, ребята, позитивного настроения и успехов.

А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «СПП с несколькими придаточными».

Проверка готовности класса к уроку.

Разминка.

Владимир Луговской сказал такие замечательные слова: «Если вы будете изучать русский язык страстно любить его

то вам откроется мир безграничных радостей ибо безграничны сокровища русского языка».

Да, мы с вами согласимся, что русский язык- это сокровище нашего народа, но, скажите, чего не хватает в этом высказывании? (запятых). Расставьте знаки препинания, составьте схему, объясните, в чем особенность данного предложения.

 

 

Итак, проверим, что у нас получилось (самопроверка – слайд).

Проверка: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Это СПП с параллельным подчинением.

(Заполните первую графу в Листе самооценки)

 

Целеполагание

Формулировка темы и целей урока/

5 минут

 

Называет тему урока, формулирует цель и задачи урока

Называет тему урока, пытается формулировать цель и задачи урока

Не может сформулировать тему, цели и задачи урока.

Мозговой штурм;

целеполагание

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Итак, наша цель урока- продолжить развивать умения определять типы подчинения в СПП с несколькими придаточными и расставлять знаки препинания.

А теперь давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока 1) уметь различать … (типы подчинения) 2) применять … (правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными) 3) развивать (речь, используя СПП)

 

Систематизация и повторение работы над темой

Самостоятельно отвечает на вопросы, сама составляет кластер по теме, работает в паре и группе, помогая остальным;

Отвечает на вопросы, участвует в составлении кластера

Не отвечает на вопросы, составляет кластер с помощью учителя или более сильного ученика

Задание «Верны ли утверждения»

Да-1 нет-0;

Составление кластера «СПП», лист самооценки

1.Итак, ребята, вспомним теоретический материал. «Верно ли утверждение?» 1-да, 0- нет.

1. Союзы что, если, где – подчинительные?(1)

2. Придаточные определительные отвечают на вопрос ЧЕЙ?(0)

3. Придаточные цели стоят только после главного?(0)

4. Однородное подчинение схоже с однородными членами в простом предложении? (1)

5. У придаточных изъяснительных вопросы косвенных падежей? (1)

6. При пареллельном подчинении ставятся разные вопросы от разных членов предложения?(1)

7. Придаточное условия отвечает только на вопрос КОГДА? (0)

8. В комбинированном подчинении можно встретить последовательное и параллельное подчинение? (1)

Проверьте по слайду. Оцените свою работу в лист самооценки.

2.Ребята, материал мы изучили, поэтому, чтобы систематизировать его, я предлагаю вам составить кластер по данной теме. (работаем в группах)

3. Выступление групп с кластерами.

Оцените свою работу в группе.

Тренировочные упражнения для закрепления темы.

1.

Самостоятельно составляет предложения, делает вывод,

Пытается самостоятельно составить предложения, сделать вывод

Для выполнения задания нужна помощь учителя или одноклассника.

Составление схем предложений и предложений по схемам. Лист самооценки

1) Итак, а теперь поработаем с предложениями. Расставьте пропущенные знаки препинания, начертите схемы, указав виды придаточных и тип подчинения. 1.Добру тягостно слушать, когда его благодарят за то, что оно приносит ближним приятные переживания. (По В. Дудинцеву)

2.К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. 

(По Д. А.Гранину)

3.Пока жив человек, он будет стремиться к добру, потому что необходимо обуздать зло. (По В. Дудинцеву)

(Предложения даны на слайде) Схемы начертить на доске.

(проверка – на доске)

2. Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

 

3. Перед вами схемы, составьте предложения, продолжив тему доброты и милосердия.(если получится).

1.[ ], (как…), (как…), (как…).

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

Зачитывают предложения, Оценивают ребята.(правильно+, неправильно -) Заполните Лист самооценки.

Работа с текстом.

Самостоятельно отвечает на вопросы задания, помогает в паре.

Работает в паре, прислушиваясь к мнению партнера, отвечает на вопросы и задания

Работает в паре, под руководством учителя и более сильного ученика, не отвечает на вопросы.

Карточки с текстом. Лист самооценки

Работа с текстом.

Ребята, скажите, зачем нам нужно знать СПП и уметь их находить? (Сдать ОГЭ)

Хорошо, значит и сегодня мы с вами готовимся к ОГЭ. Перед вами текст З. Люстровой. Прочитайте его и выполните задания.

 

1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

Словарный запас слов русского языка очень богат и насыщен. Это достояние и сокровище нашего народа.

Прав был Владимир Луговской, когда он сказал : «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

 

Определите стиль текста (публицистический).

- Определите тип текста (рассуждение).

- Сколько микротем в тексте?

-Какая проблема берётся в тексте?

-Основная мысль текста?

- Найдите номера СПП с несколькими придаточными (1,2,5).

 

Поработайте в парах.

Выберите 1 или 5 предложение и, не записывая их, составьте схемы, определите вид подчинения. Какая пара первой выполнит задание, заработает оценку 5. (1- последовательное, 2 – параллельное).

[- =,=,=],(чтобы = ),(чем = - ) -------последовательное подчинение

[ ,( ли = - ),(ли = ), = ],(= ли -) -------параллельное подчинение

 

Определите типы придаточных в 5 предложении. Оно имеет в своём составе придаточные изъяснительные, почему подчинение не однородное? (Отвечают на разные вопросы).

 

 

Подведение итогов урока Рефлексия

Отвечает на вопросы, составляет текст, устанавливает причинно-следственные связи, проводит рефлексию собственной деятельности на уроке

пытается отвечать на вопросы, установить причинно-следственные связи, провести рефлексию собственной деятельности на уроке

Отмечает результаты работы в листе самооценки

Текст на слайде.

Итак, ребята, мы повторили материал по теме «СПП», и, чтобы проверить, как усвоена эта тема, возьмите карточки и напишите на одной стороне, что мы сегодня изучали, а на другой, какие вопросы вам остались непонятными.

Чтобы ответить на вопрос, зачем нам нужны СПП, я предлагаю вставить (УСТНО) слова в предложенный текст и прочитать его.

(При создании текста художественного или публицистического стиля авторы используют широкий набор средств выразительности. Наряду с привычными средствами художественной выразительности: эпитет, метафора, лексика разных стилей – настоящим мастером слова широко используются конструкции предложений. А сложноподчиненные предложения помогают текст сделать эмоциональным, законченным, полным, выразительным

Обратимся к вашим Листам самооценки, поставьте себе самооценку и итоговую оценки за урок, выведя среднюю арифметическую. (комментарий если успеем).

Ребята, продолжите фразу:

Я узнал на уроке, что сложноподчиненные предложения…

Мне было интересно …

Я хочу дальше…

Сообщение домашнего задания/

1 минута

Записывает домашнее задание; осознанно выбирает домашнее задание.

Записывает домашнее задание;

Записывает домашнее задание;

Задание на выбор.

Домашнее Задание (дифференцированное) –упр 243 или составить текст на тему «Доброта в современном мире», используя СПП с несколькими придаточными

Благодарю за урок. До свидания.

 


 


 


 

Приложение 1


 

Рабочий лист


 


 

Задание 1

Расставьте знаки препинания, составьте схему, объясните, в чем особенность данного предложения.

«Если вы будете изучать русский язык страстно любить его

то вам откроется мир безграничных радостей ибо безграничны сокровища русского языка». В.Луговской

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания: всё верно –«5», 1-2 ошибки-«4», 3 ошибки-«3», более 3-х –«2»

Задание 2 Верно ли утверждение?

Да -1, нет – 0 : _______________________________________________________________

Критерии оценивания: 0 ошибок-«5», 1-2 ошибки-«4», 3 ошибки-«3», более 3-х –«2»

Задание 4

Расставьте пропущенные знаки препинания, начертите схемы, указав виды придаточных и тип подчинения.

1.Добру тягостно слушать когда его благодарят за то что оно приносит ближним приятные переживания. (По В. Дудинцеву) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.К теме милосердия надо призывать и призывать чтобы растревожить совесть чтобы лечить глухоту души чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. (По Д. А.Гранину)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Пока жив человек, он будет стремиться к добру, потому что необходимо обуздать зло. (По В. Дудинцеву)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6 Перед вами схемы, составьте предложения, продолжив тему доброты и милосердия.(если получится).

1.[ ], (как…), (как…), (как…).

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания заданий 4-6:

За каждое верно объясненное предложение 1 балл: 6 баллов-«5», 5-4 балла-«4», 3 балла- «3», менее 3-х баллов –«2».

Задание 7 Работа с текстом

Перед вами текст З. Люстровой. Прочитайте его и выполните задания.


 

1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

Словарный запас слов русского языка очень богат и насыщен. Это достояние и сокровище нашего народа.

Прав был Владимир Луговской, когда он сказал : «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».


 

Определите стиль текста. (1 балл)

- Определите тип текста. (1 балл)

- Сколько микротем в тексте? (1 балл)

-Какая проблема берётся в тексте? (1 балл)

-Основная мысль текста? (1 балл)

- Найдите номера СПП с несколькими придаточными. ( 3 балла)


 

Поработайте в парах.

Выберите 1 или 5 предложение и, не записывая их, составьте схемы, определите вид подчинения. Какая пара первой выполнит задание, заработает оценку 5. (1 балл)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите типы придаточных в 5 предложении. ( 3 балла)

Итог урока:

(При создании текста художественного или публицистического стиля авторы используют широкий набор средств________________. Наряду с привычными средствами художественной выразительности: __________, _____________, лексика разных стилей – настоящим мастером слова широко используются конструкции ___________________. А ____________________ предложения помогают текст сделать ________________, законченным, полным, ________________.

(слова для справок: эпитет, выразительность, метафора, сложноподчиненное, предложение, выразительный, эмоциональный,)

7. Самооценка

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому – «5»

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь; - «4»

В) для полного понимания мне нужно повторить тему – «3»

Г) я ничего не понял – «2».


 


 


 

Лист самооценки

Задание1

 

Задание 2.

 

Задание3.

 

Задания

4-6

 

Работа с текстом

7.

Самооценка

Общая оценка

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 


 


 


 

12

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 17.11.21 в 19:07 3Ответить Пожаловаться
Снова не прикрепился материал.
Ирина Владимировна Казарцева, 18.11.21 в 09:07 2Ответить Пожаловаться
Работа отсутствует

Отредактировано 18-11-2021 09:07

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.