Справка "Эффективность учебных занятий с позиций здоровьесбережения"

2
0
Материал опубликован 14 February в группе

С П Р А В К А

по результатам посещения учебных занятий педагогов дополнительного образования «Эффективность учебных занятий с позиций здоровьесбережения»


Цель посещения: анализ эффективности учебных занятий с позиций здоровьесбережения.

Сроки посещения: январь-март 2023


Рациональная организация учебного занятия и воспитательного дела – важнейшая составная часть здоровьесберегающей деятельности учреждения дополнительного образования. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятий зависит функциональное состояние детей в процессе образовательной деятельности, тем более что они приходят в ДЮЦ до или после уроков в школе.

Здоровьесберегающий аспект учебного занятия педагогов ДЮЦ анализировался по 15-ти параметрам, предложенным профессором, кандидатом медицинских наук Н.К. Смирновым. Выделено три уровня рациональности занятия: рациональный (параметры в основном соблюдаются - 3 балла), недостаточно рациональный (частично соблюдаются - 2 балла), нерациональный (не соблюдаются или отсутствуют - 1 балл).

В ходе посещения учебных занятий 11 штатных педагогов дополнительного образования МБОУ ДО «ДЮЦ» получены следующие результаты:

  1. гигиенические условия в кабинете  соблюдаются

на рациональном уровне  у 10 из 11-ти (90% педагогов);

на недостаточно рациональном – у одного педагога ДО, 10% (не проветрен кабинет до начала учебного занятия);

  1. эстетические  условия – 

на рациональном уровне у 10 педагогов  (90%),

на недостаточно рациональном – у одного педагога ДО (10%). 

  1.  наличие у детей мотивации к учебной деятельности

на рациональном уровне у 5-ти педагогов (45%),

на недостаточно рациональном – у 6-ти педагогов ДО (55%).

  1. плотность занятия (количество времени, затраченного на основной этап занятия) –

на рациональном уровне у 6 педагогов  - 55%,

на недостаточно рациональном – у 5ти, - 45%.

Педагогам необходимо помнить, что количество времени, затраченного ими на основной этап занятия, не должно быть менее 60% и более 80%, однако у 5 из 10ти педагогов  – плотность занятия составила по 81-90%.

  1.  смена видов учебной деятельности

на рациональном уровне у 6-ти педагогов  (55%),

на недостаточно рациональном – у 5ти (45%).

55% педагогов применяют по 4 вида учебной деятельности, 45% - по 2-3 вида. Это в основном такие виды, как опрос – у 30% педагогов, слушание – у 40%, самостоятельная работа (практические упражнения) – у 40%, игра – у 20% педагогов.

На теоретических занятиях не применяются активные виды деятельности – работа со справочной литературой, решение познавательных или проблемных задач, наблюдение, эксперимент.

  1. средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

на рациональном уровне у 7 педагогов  - 63 % (составляет не более 10 минут),

на недостаточно рациональном – у 4-х педагогов, 37 % (по 11-15 минут).

  1. методы обучения

на рациональном уровне используют 8 педагогов  (то есть применяют не менее 3-х методов на занятии), 72% человек,

на недостаточно рациональном – у 3-х (28%) педагогов.

  1. чередование методов обучения

на рациональном уровне у 5-ти педагогов  (45%), - через 10-15 минут,

на недостаточно рациональном – у 6-ти человек (55%), - через 15-20 минут,

  1. наличие эмоциональных разрядок  -

на рациональном уровне (используют шутки, улыбки) – 4-х педагогов (36%),

на недостаточно рациональном – у 4-х (36%),

отсутствуют – у 3-х (28%).

Педагогами в основном использовались шутки и  улыбки, не применяются  другие приемы для эмоциональной разрядки на занятии.

  1. место и длительность применения технических средств обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска) –

на рациональном уровне, т.е. в соответствии с гигиеническими нормами - у 2-х педагогов  (Л.И.И, Л.А.А.), что составило 18%,

на недостаточно рациональном – у 2-х (Я.Е.В., П.Л.С.) -  18% чел.

Семь педагогов не применяли ТСО на посещенных учебных занятиях (64%).

  1. чередование позы обучающихся

на рациональном уровне у 4-х педагогов (36 %) поза детей чередуется в соответствии с видом работы, педагог наблюдает за посадкой,

на недостаточно рациональном – у 36 %  педагогов (педагоги иногда корректируют посадку детей),

на нерациональном – у 3-х (28 % педагогов).

  1. физкультминутки (либо релаксация - в объединениях физкультурно-спортивной направленности)

на рациональном уровне у 5-ти педагогов  (45%),

на недостаточно рациональном – у 3-х (27%),

на нерациональном – у 3-х (27% педагогов).

В основном педагогами проводилось по одной физкультминутке продолжительностью 2-3 минуты на 40-минутном занятии, на 2х-часовых занятиях - также по 1 физминутке, вместо 2х. В некоторых случаях произошла замена физминутки игрой-имитацией.

  1. наличие вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ

на рациональном уровне у одного педагога (9% чел.),

на недостаточно рациональном – у одного педагога  (9% чел.), 

на нерациональном (то есть отсутствуют) – у 9 человек (92% ).

  1. психологический климат – 

преобладают положительные эмоции, комфортная обстановка - на занятиях  у 100% педагогов (рациональный уровень).

  1.  момент наступления утомления у детей (по снижению учебной активности) –

на рациональном уровне у 72% педагогов – утомление наступило не ранее, чем через 40 минут,

на недостаточно рациональном – у 28%: утомление наступило ранее чем через 35 минут.

Коэффициент эффективности посещенных учебных занятий с позиций

здоровьесбережения следующий:


Коэффициент

М.Г.С

Ф.Н.В.

Л.А.А.

Н.К.А.


Л.И.И.

Ш.Р.И.

М.А.А.

В.Т.В

В.Ю.В

М.Н.А

К.Ю.А

 Оптимальный (более 0,85 б.)

-

-

-

-

0,88

-

-

-

0,87

0,90

-


Допустимый (0,85-0,65 б.)

0,85

0,78

0,82

0,81

-

0,78

0,82

0,69

-

-

0,83

Критический (менее 0,65 б.)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


Общие рекомендации педагогам:

  1. На каждом учебном занятии 90% педагогов следует уделять особое внимание формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни: сообщать возможные последствия несоблюдения правил ЗОЖ, использовать упражнения для профилактики утомления глаз, объяснять детям их значение.
  2. На занятия декоративно-прикладного искусства следует включать в физминутку кроме упражнений для осанки, упражнения для профилактики утомления органа зрения.
  3. Педагогам необходимо применять  разные приемы для эмоциональной разрядки на занятии – поговорки, афоризмы с комментариями, стихотворения, музыкальные минутки, шутки; постоянно корректировать позу детей в соответствии с видами работ.
  4. На теоретических занятиях применять активные виды деятельности – работа со справочной литературой, решение познавательных или проблемных задач, наблюдение, эксперимент.
  5. Педагогам необходимо в полной мере использовать на своих занятиях разные методы мотивации: эмоциональные методы -  поощрение, порицание, учебно-познавательная игра,  создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания; познавательные методы мотивации - опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации,  побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», и другие.
  6.  Педагогам необходимо систематически оценивать свои знания по указанным параметрам  анализа УЗ, продумывать перспективы совершенствования здоровьесберегающего аспекта за счет использования эффективных педагогических средств.

Методист: _______


Источник информации:

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека / Н.К. Смирнов. – М.:АРКТИ, 2003 г.

Комментарии
Комментариев пока нет.