Справка "Эффективность учебных занятий с позиций здоровьесбережения"

С П Р А В К А
по результатам посещения учебных занятий педагогов дополнительного образования «Эффективность учебных занятий с позиций здоровьесбережения»
Цель посещения: анализ эффективности учебных занятий с позиций здоровьесбережения.
Сроки посещения: январь-март 2023
Рациональная организация учебного занятия и воспитательного дела – важнейшая составная часть здоровьесберегающей деятельности учреждения дополнительного образования. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятий зависит функциональное состояние детей в процессе образовательной деятельности, тем более что они приходят в ДЮЦ до или после уроков в школе.
Здоровьесберегающий аспект учебного занятия педагогов ДЮЦ анализировался по 15-ти параметрам, предложенным профессором, кандидатом медицинских наук Н.К. Смирновым. Выделено три уровня рациональности занятия: рациональный (параметры в основном соблюдаются - 3 балла), недостаточно рациональный (частично соблюдаются - 2 балла), нерациональный (не соблюдаются или отсутствуют - 1 балл).
В ходе посещения учебных занятий 11 штатных педагогов дополнительного образования МБОУ ДО «ДЮЦ» получены следующие результаты:
- гигиенические условия в кабинете соблюдаются
на рациональном уровне у 10 из 11-ти (90% педагогов);
на недостаточно рациональном – у одного педагога ДО, 10% (не проветрен кабинет до начала учебного занятия);
- эстетические условия –
на рациональном уровне у 10 педагогов (90%),
на недостаточно рациональном – у одного педагога ДО (10%).
- наличие у детей мотивации к учебной деятельности –
на рациональном уровне у 5-ти педагогов (45%),
на недостаточно рациональном – у 6-ти педагогов ДО (55%).
- плотность занятия (количество времени, затраченного на основной этап занятия) –
на рациональном уровне у 6 педагогов - 55%,
на недостаточно рациональном – у 5ти, - 45%.
Педагогам необходимо помнить, что количество времени, затраченного ими на основной этап занятия, не должно быть менее 60% и более 80%, однако у 5 из 10ти педагогов – плотность занятия составила по 81-90%.
- смена видов учебной деятельности -
на рациональном уровне у 6-ти педагогов (55%),
на недостаточно рациональном – у 5ти (45%).
55% педагогов применяют по 4 вида учебной деятельности, 45% - по 2-3 вида. Это в основном такие виды, как опрос – у 30% педагогов, слушание – у 40%, самостоятельная работа (практические упражнения) – у 40%, игра – у 20% педагогов.
На теоретических занятиях не применяются активные виды деятельности – работа со справочной литературой, решение познавательных или проблемных задач, наблюдение, эксперимент.
- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности –
на рациональном уровне у 7 педагогов - 63 % (составляет не более 10 минут),
на недостаточно рациональном – у 4-х педагогов, 37 % (по 11-15 минут).
- методы обучения –
на рациональном уровне используют 8 педагогов (то есть применяют не менее 3-х методов на занятии), 72% человек,
на недостаточно рациональном – у 3-х (28%) педагогов.
- чередование методов обучения –
на рациональном уровне у 5-ти педагогов (45%), - через 10-15 минут,
на недостаточно рациональном – у 6-ти человек (55%), - через 15-20 минут,
- наличие эмоциональных разрядок -
на рациональном уровне (используют шутки, улыбки) – 4-х педагогов (36%),
на недостаточно рациональном – у 4-х (36%),
отсутствуют – у 3-х (28%).
Педагогами в основном использовались шутки и улыбки, не применяются другие приемы для эмоциональной разрядки на занятии.
- место и длительность применения технических средств обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска) –
на рациональном уровне, т.е. в соответствии с гигиеническими нормами - у 2-х педагогов (Л.И.И, Л.А.А.), что составило 18%,
на недостаточно рациональном – у 2-х (Я.Е.В., П.Л.С.) - 18% чел.
Семь педагогов не применяли ТСО на посещенных учебных занятиях (64%).
- чередование позы обучающихся –
на рациональном уровне у 4-х педагогов (36 %) поза детей чередуется в соответствии с видом работы, педагог наблюдает за посадкой,
на недостаточно рациональном – у 36 % педагогов (педагоги иногда корректируют посадку детей),
на нерациональном – у 3-х (28 % педагогов).
- физкультминутки (либо релаксация - в объединениях физкультурно-спортивной направленности) –
на рациональном уровне у 5-ти педагогов (45%),
на недостаточно рациональном – у 3-х (27%),
на нерациональном – у 3-х (27% педагогов).
В основном педагогами проводилось по одной физкультминутке продолжительностью 2-3 минуты на 40-минутном занятии, на 2х-часовых занятиях - также по 1 физминутке, вместо 2х. В некоторых случаях произошла замена физминутки игрой-имитацией.
- наличие вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ –
на рациональном уровне у одного педагога (9% чел.),
на недостаточно рациональном – у одного педагога (9% чел.),
на нерациональном (то есть отсутствуют) – у 9 человек (92% ).
- психологический климат –
преобладают положительные эмоции, комфортная обстановка - на занятиях у 100% педагогов (рациональный уровень).
- момент наступления утомления у детей (по снижению учебной активности) –
на рациональном уровне у 72% педагогов – утомление наступило не ранее, чем через 40 минут,
на недостаточно рациональном – у 28%: утомление наступило ранее чем через 35 минут.
Коэффициент эффективности посещенных учебных занятий с позиций
здоровьесбережения следующий:
Коэффициент | М.Г.С | Ф.Н.В. | Л.А.А. | Н.К.А. | Л.И.И. | Ш.Р.И. | М.А.А. | В.Т.В | В.Ю.В | М.Н.А | К.Ю.А |
Оптимальный (более 0,85 б.) | - | - | - | - | 0,88 | - | - | - | 0,87 | 0,90 | - |
Допустимый (0,85-0,65 б.) | 0,85 | 0,78 | 0,82 | 0,81 | - | 0,78 | 0,82 | 0,69 | - | - | 0,83 |
Критический (менее 0,65 б.) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Общие рекомендации педагогам:
- На каждом учебном занятии 90% педагогов следует уделять особое внимание формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни: сообщать возможные последствия несоблюдения правил ЗОЖ, использовать упражнения для профилактики утомления глаз, объяснять детям их значение.
- На занятия декоративно-прикладного искусства следует включать в физминутку кроме упражнений для осанки, упражнения для профилактики утомления органа зрения.
- Педагогам необходимо применять разные приемы для эмоциональной разрядки на занятии – поговорки, афоризмы с комментариями, стихотворения, музыкальные минутки, шутки; постоянно корректировать позу детей в соответствии с видами работ.
- На теоретических занятиях применять активные виды деятельности – работа со справочной литературой, решение познавательных или проблемных задач, наблюдение, эксперимент.
- Педагогам необходимо в полной мере использовать на своих занятиях разные методы мотивации: эмоциональные методы - поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания; познавательные методы мотивации - опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», и другие.
- Педагогам необходимо систематически оценивать свои знания по указанным параметрам анализа УЗ, продумывать перспективы совершенствования здоровьесберегающего аспекта за счет использования эффективных педагогических средств.
Методист: _______
Источник информации:
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека / Н.К. Смирнов. – М.:АРКТИ, 2003 г.