Статья на тему: «Здоровьесбережение и внедрение физкультурных мероприятий во время учебных занятий в начальной школе»

3
0
Материал опубликован 11 June 2022

Здоровьесбережение и внедрение физкультурных мероприятий во время учебных занятий в начальной школе.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка.

Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться и мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрена организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Результаты обучения зависят от того, насколько работоспособны дети на уроке, успевают ли они выполнять запланированный объем учебных заданий. Длительное поддержание статистической позы во время уроков ведет к нарушениям осанки, утомлению.

Учащиеся младшего возраста на занятиях в школе очень быстро утомляются. Объясняется это с медицинской точки зрения внутренним охранительным торможением: однообразная работа вызывает раздражение отдельных участков коры головного мозга, что приводит к снижению внимания и работоспособности на уроке или другом занятии. Поэтому для улучшения адаптации к учебной деятельности, профилактики нарушений осанки и сохранения работоспособности на уроках необходимо проведение активных минут отдыха.

Задачи здоровье сбережения во время учебных занятий направлены:

- на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний,

- содействие правильному физическому развитию,

- повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности,

- снижение нагрузки на психику занимающегося,

Формы оздоровительных мероприятий, применяемых учителем ежедневно, способствуют формированию знаний, умений и навыков в области сохранения и укрепления здоровья, которые может вспомнить и применить ребенок во время переутомления или плохого самочувствия.

Гимнастика до занятий в школе (5-6 минут) служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором:

- настраивает школьников на предстоящий рабочий ритм,

- создает организационное начало учебных занятий,

- создает условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.

В комплекс гимнастики входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. Комплекс состоит из 6-7 упражнений, выполняющихся в течении 5-6 минут. Можно организовать такие игры как «Пол, потолок», «Солнце, воздух, вода», «Великаны и лилипуты», «Правильный вдох, красивый выдох». Можно поручить проведение зарядки детям, они придумывают интересные упражнения, учатся управлять коллективом.

Физкультурные минутки (5-7 минут) применяются во время проявления утомления, которое характеризуется потерей интереса и внимания, отвлечением, ослаблением памяти и снижением работоспособности. Физиологически обоснованным временем для ее проведения, является 15-я, 20-я минута урока физкультминутки - наиболее эффективное средство. Они обязательны во всех классах. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке. Во 2-4-ых классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока.

Физкультминутки- наиболее эффективное средство:

- обеспечивают кратковременный отдых учащихся

- способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой;

- профилактика нарушения осанки,

- активность детей на последующих занятиях возрастает.

Упражнения для физкультминутки подбираются с учетом специфики занятия. Физкультминутки не должны утомлять или чрезмерно возбуждать детей. С детьми можно проводить различные физкультминутки, включающие общеразвивающие упражнения, элементы танцев, речитативы, музыкальное сопровождение, выполнение упражнений под счет. Комплекс упражнений обычно строится из 5-6 упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку. Рекомендуемое количество повторений от 4 до 6 раз. Большое количество повторений снижает интерес детей к выполнению упражнения.

Безусловно, определенное напряжение учащиеся должны испытывать в учебной деятельности. Умственное и физическое напряжение, преодоление трудностей способствуют развитию личности. Известно, что отсутствие затруднений снижает интерес к любой деятельности, поэтому определенная усталость детей на уроке вполне оправданна. Педагогу важно предусмотреть меру умственных и физических усилий ребенка, не приводящих к ухудшению психического состояния, здоровья.

Вся учебно-познавательная деятельность начинающего ученика происходит на уроке. Во время письма устают все дети, даже если урок хорошо организован, так как в этом возрасте плохо развита мелкая моторика и координация движения руки. Второклассникам моего класса очень нравились физкультминутки «Салат», «Подрастает деревцо», «У оленя дом большой…»

Музыкальные паузы (5-6 минут) или танцевально-ритмические упражнения:

- повышают эмоциональный тонус, настроение,

- снимают напряжение и утомление,

-способствуют развитию выразительности в движениях.

Лечебная гимнастика на уроках (5-6 минут) для:

- глаз (офтальмо тренажер доктора медицинских наук Базарного, «Бег глазами», «Строим рожицы», «Рисование носом», «Часики», «Хлопай ресницами и взлетай…»

-улучшение слуха (массаж круговыми движениями, «Веточка», «Повесь серьги» и др.);

-коррекции осанки («Котик», «Елочки», «Кузнечики», «Аист» и др.);

профилактики плоскостопия («Балерина», «На пляже», «Цапля» и др.);

-дыхательная гимнастика ( «Чудо-нос», «Охота», «Шарик», «Паровоз»»).

Например, на уроке чтения дети сосредоточенно следят за строчками, увлеченно читают, занятие им нравится. Но глаза ребенка быстро устают. Поэтому целесообразно проводить гимнастику для глаз. («Поднимем руки, помашем птицам, проводим их взглядом».)

Уроки математики более сложны по своему содержанию и структуре. Сложны в том смысле, что используется много разных видов деятельности: работа с учебником, в тетради, со счетным игровым и геометрическим материалом и т.д. Здесь необходимы самые разнообразные упражнения для снятия усталости: для рук, головы, корпуса, шеи, ног, глаз.

Готовясь к уроку, необходимо заранее обдумывать, в какие моменты работа учащихся будет наиболее напряженной, не приведет ли намеченный объем учебной нагрузки к перенапряжению, наметить необходимые меры по предупреждению, подобрать разнообразные формы оздоровительных мероприятий, составить комплексы упражнений в игровой форме.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.