Материал на проверке

Спряжение глаголов

5
0
Материал опубликован 2 January

Технологическая карта урока "Спряжение глаголов" 4 класс

                 

Предмет

Русский язык

Класс

4

УМК

Школа России

Тема урока

Спряжение глаголов

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Место урока в изучаемой теме

1 урок изучения темы «Спряжение»

Цель урока

Создать условия для овладения учениками новым понятием о спряжении глаголов на основе сравнения глаголов в каждом лице.

Задачи урока

формировать умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, умение самостоятельно формулировать правило определения спряжения у глаголов;

развивать творческие способности поискового характера, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать, анализировать;

воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение

Методы и приемы

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, технология критического мышления, моделирование

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование

 

Компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки для парной работы

Русский язык.4 класс. Ч.2/

 









Планируемые результаты


Предметные знания, предметные действия

УУД

 

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- научатся спрягать глаголы;

- получат возможность самостоятельно сформулировать определение понятия «спряжение»;

- включение нового знания в систему знаний и применение нового знания в типовых заданиях.

 

 

 

 

 

- формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности

- сохранять и принимать учебную задачу;

планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;

контролировать и оценивать свои действия,

проявлять самостоятельность и инициативу.

 - извлекать нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом, сравнивать, анализировать, обобщать,

классифицировать;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- усвоение способа действия при спряжении глаголов;

- понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

- доказывать, делать выводы. 

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- при решении учебных проблем, принимать на себя

ответственность за результаты своих действий;

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

стремиться к более точному выражению собственного

мнения;

задавать вопросы;

- взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в группах, парах.

- положительное отношение к учению;

- готовность к взаимодействию с учителем и к дружескому взаимопониманию с ним;

- понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

- положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка.

 

Сценарий урока

Прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оценивание/ формы контроля

I. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) 2 мин

«Рифмо-ванное начало урока»

-Здравствуйте, ребята.

-Закончите предложение:

«Что сделать учащимся школ?

На эти вопросы ответит ...(глагол)»

О глаголе мы еще сегодня поговорим. А пока у меня к вам один вопрос. Вы знаете, что надо делать учащимся школ? (учиться, добывать знания).

- Вы готовы добывать знания? Ну а я желаю вам в этом успехов.

Готовятся к уроку

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу

- полная готовность класса и оборудования к уроку;

- организация внимания всех учащихся.

II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности 3 мин


Загадка




Учебная игра

- Отгадайте загадку

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду- всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- Работая в парах, определите время глаголов в данной таблице:

пошел

сидит

хрустнула

зацветет

будет светить

летает

сварился

дует

вспомнил

(Приложение 1)

- Закрась зеленым карандашом квадратики, где оказались глаголы настоящего и будущего времени. Что получилось?

- Получился знак, с помощью которого прибавляют. Что можем прибавить на уроке русского языка?





Отгадывают часть речи





Определяют время глаголов в таблице



Называют свой результат, сверяют по эталону




- Прибавить новые знания

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отстаивать свою точку зрения; -формулировать и аргументировать свое мнение, позицию;

- актуализированы опорные знания необходимые для «открытия нового знания».

III. Постановка учебной задачи 5 мин

Модели-рование

- Работая у доски в четырех группах (номера групп разложить на партах заранее, остальные учащиеся являются контролерами), создайте «портреты» уже знакомых нам частей речи с помощью присущих только им «черт», относящихся к ним характеристик:


Портрет «Прилагательное»





Овал 10

Овал 11Овал 12Овал 13Овал 16


Овал 17

Месяц 18




(аналогичные портреты существительного, местоимения и глагола в Приложении 2)

- Какое слово лишнее? К какой части речи относится? (прикрепить слово «спряжение» под портретом Глагола как галстук-бабочку) Знаем ли мы это понятие?

- Определи тему и цель нашего урока


Создают «портреты» частей речи, применяя знания на практике














Самостоятельно формулируют тему урока и ставят перед собой цели

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, делать выводы;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД:

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

Регулятивные УУД:

- определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;

- планировать путь достижения цели.

- выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений;

- зафиксированы во внешней речи место и причина затруднений;

- сформулированы учащимися тема, цель и задачи урока;

IV. «Открытие» детьми нового знания

Работа с дополнит. информа-цией






Образное сравнение





















Учебный экспери-мент

- Для начала предлагаю обратиться за помощью к толковому словарю живого великорусского языка В. Даля

СПРЯЖЕНИЕ буквально значит "связывание". Древнерусское "прячи" имело смысл "вязать"; "запрягать" лошадь, как бы завязывать ее в сбрую. Синонимы - соединять, сопрягать, связывать. (на слайде картинки гужевого транспорта: нарты, сани Деда Мороза, телега и др., которые исчезают, кроме телеги. И лошадь соединяется с телегой упряжью)

- Получается, что глагол как лошадь со своей сбруей сопрягается с какой-то другой частью речи. И чтобы раскрыть смысл понятия «спряжение», нам нужно эту часть речи найти.

- Посмотрите на «портреты» частей речи. С какой частью речи глагол не связан никогда?

- Почему? Докажите

- Тогда проверим, может, форма глагола зависит и сопрягается с именем существительным. Проведем эксперимент. Для этого, работая самостоятельно, заполните таблицу, ставя неопределенную форму глагола молчать в настоящем времени с данными в таблице существительными. И проверим, соединится ли глагол с каждым существительным по-своему, сопряжётся ли с ними.

1 скл., ж.р.

кошка


1 скл., м.р.

дедушка


2 скл., ср.р.

сердце


2 скл., м.р.

ученик


3 скл., ж.р.

дочь


(Приложение 3)

- Итак, сделайте вывод: существительные были разных склонений, разного рода, подстраивался ли глагол под каждое из них, соединялся ли?

- Остается проверить личные местоимения. Работая в парах, заполните таблицу, ставя глагол дрожать в настоящем времени в нужной форме.


Единств. число

Множеств. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он

они

(Приложение 4)

- Сверьте свою работу по эталону. Итак, что заметили? По каким параметрам происходило соединение глагола с каждым из местоимений?




- Выделите окончания глаголов в таблице. Сформулируйте, что же такое спряжение

- Сверьте свое определение с правилом в учебнике

- Где полнее определение? Какую дополнительную информацию узнали из правила в учебнике?

Знакомятся со статьей словаря, с лексико/

этимологическим значением слова «спряжение»













- Прилагательное


Формулируют свой ответ






Выполняют работу самостоятельно









Формулируют результаты наблюдения






Выполняют работу в парах


- Глагол «дружит» с местоимением, соединяясь с ним в нужном лице и числе, глагол подстраивает окончание под каждое местоимение


Формулируют свой вывод

Читают правило в учебнике

- Глаголы спрягаются только в настоящем и будущем времени

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, обобщать, устанавливать

причинно-следственные связи;

- выбирать наиболее эффективный способ решения задания;

- анализировать объекты (материал), выделять главное; Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

- контролировать действия партнёра;

- участвовать в работе малой группы, договариваться друг с другом.

Регулятивные УУД:

- планировать свою учебную деятельность;

- определять способы выхода из затруднения;

- составлять план (проект) решения учебной проблемы совместно с учителем.

- взаимо- и самопроверка проверка, взаимоконтроль;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценка работа в паре;

Физкультминутка 2 мин

Игра (ученики с карточками под номерами 5, 6, 7, на обратной стороне которых указаны по одному личные местоимения, выстраиваются в определенных направлениях (доска, стена, шкаф), остальные ученики хаотично берут карточки окончаний глаголов и подходят к «своему» местоимению)

(Приложение 5)

- Сейчас на ваших глазах личные местоимения присвоили себе, сделали своими личными окончания глаголов. Местоимение Я присвоило себе окончания У, Ю, местоимение Мы – окончания ЕМ, ИМ и т.д. (одновременно на экране заполняется таблица личных окончаний глаголов) Именно поэтому окончания глаголов при спряжении называются личными.

V. Первичное закрепление изученного материала. 6 мин


Работа с упражнением 165

- Определи, какой глагол лишний. А поможет вам найти верный ответ наш знак «плюс», который мы закрасили в начале урока.

- Какое уточнение в новом правиле мы для себя уяснили? Сверь свое мнение с правилом на стр. 81

- Распредели оставшиеся глаголы на две группы. Какое задание можете к ним предложить?

- А что значит проспрягать глагол?




Высказывают свое мнение с аргументацией


Повторяют формулировку правила

- Глаголы настоящего и будущего времени.

- Проспрягать глаголы.

Познавательные УУД:

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- систематизировать, обобщать изученное;

- использовать информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

- действовать по алгоритму;

- ориентироваться в содержании предмета;

- самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий;

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

- самоконтроль, самооценка;

- самостоятельная работа;

VI. Проверка понимания нового материала 9 мин


А) - Работая по вариантам, проспрягайте в таблице глаголы из упражнения 165 и выделите личные окончания глаголов

1 вариант – настоящего времени

2 вариант – будущего времени


Единств. число

Множеств. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он

они

- Сверяясь по эталону в учебнике с.81, выполните взаимопроверку.

Б) - Спишите четверостишие. Подчеркните глаголы, которые могут спрягаться. Выделите окончания, определите лицо и число глагола, пользуясь эталонной таблицей.

Занялась заря –

Скоро солнце взойдет.

Слышишь…чу…соловей

Щелкнул где-то, поет.

И.Суриков



Познавательные УУД:

- использовать схемы (алгоритм или правила) для решения задач; Коммуникативные УУД:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь;

Регулятивные УУД:

- применять алгоритм в самостоятельной деятельности; - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- контроль усвоения, коррекция;

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

VII. Итог урока 2мин


- Какое открытие сделали на уроке?

- Предлагаю запечатлеть наши дружные выводы о спряжении на памятной фотографии (Приложение 6). Чьи же лица поместим на данном фото? (созданные в начале урока «портреты» глагола и местоимения прикрепить на лица)


t1735812327af.jpg


Формулируют свои знания по теме

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других; Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку;

- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

оценка и самооценка работы учащихся на уроке

VIII. Домашнее задание 2 мин


Инструктаж

Записывают домашнее задание

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое;

Коммуникативные УУД:

- слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы. Регулятивные УУД:

- соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;


IX. Рефлексия 2 мин


- Как думаете, вы уже хорошо ориентируетесь в новой теме, всё знаете о спряжении глагола?

- Действительно, спряжение открыло нам далеко не все свои секреты, об остальных мы узнаем на следующих уроках


- оценивать результаты своей деятельности и всего класса;

- рефлексия деятельности (оценка успешности);





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.