Средства и способы связи предложений в тексте
Конспект урока «Средства и способы связи предложений в тексте» 8А класс, 27.09.24
Учитель: Моложавых К.В.
Тема урока: Средства и способы связи предложений в тексте
Цель урока: повторить понятия текст; учиться выявлятьспособы и средства связи предложений в тексте; закрепить умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста; формировать умение определять способы связи предложений в тексте
Планируемые результаты:
Предметные: знать основные признаки текста, составлять связный текст из предложений с речевой ошибкой, уместно использовать способы и средства связи предложений в тексте, грамотно составлять лингвистический текст,
Метапредметные: разграничивать и преобразовывать информацию, владеть разными видами чтения, уметь определять основную мысль текста, ключевые слова, организовывать и планировать учебную деятельность.
Личностные: определять признаки текста, применять полученные умения на практике, составлять связный текст из разрозненных предложений, анализировать текст с точки зрения его строения.
Цели урока:
Ход урока
Орг. момент
Урок я хотела бы начать с притчи
Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.
Мораль:
Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
- Относитесь к учёбе не так, что вы горбатитесь, мучаетесь, а так, что строите своё будущее. Ведь без знаний в жизни не прожить. От них зависит ваше будущее.
У вас на партах лежат рабочие листы, подпишите их и приступим к занятию.
II. Актуализация знаний.
Задание: Прочитайте 2 текста, назовите тему каждого из текста.
Помню раннее, свежее, тихое утро… Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу. Всюду сильно пахнет яблоками. (И. Бунин) | Луговая речка бежит по ровной долине или по широкому лугу. Извилистые берега ее обрастают местами лозняком, вербою и ольхой, а местами осокой и другими береговыми травами. Дно ее ровно и гладко, и глубина почти везде одинаковая. (С. Аксаков) |
Тема текста И. Бунина – Утро.
Тема текста С. Аксакова – Луговая речка.
Что такое текст? (Текст –это набор предложений, связанным между собой по смыслу и грамматически.)
Докажите, что это текст? (Тематическое единство. Все предложения и абзацы связаны одной темой, чтобы читатель или слушатель лучше понимал основную мысль и следил за её развитием. Смысловая цельность. Все части текста будут тесно связаны логически и грамматически. Логичное и последовательное расположение предложений - предложения должны следовать друг за другом в логической последовательности, чтобы читатель лучше понимал и усваивал информацию. Возможность подобрать к тексту заголовок, отражающий его содержание.)
III. Целеполагание, постановка проблемы
Проследите по текстам, как развивается тема в каждом из них. В каком говорится об одном объекте наблюдения, в каком - о разных?
Можно ли назвать текст текстом, если все предложения о разном?
В каком тексте автору важно обратить внимание на развернутое пространство, предоставить читателю возможность увидеть широкую картину? (во 2м)
В каком тексте информация меняется, в каждом предложении присутствует «Новое», но это «новое» высказывается об одном объекте? (в 1м)
Как вы думаете при помощи чего предложения могут быть связаны, при помощи каких средств? О чем мы будем говорить на уроке? (тема сегодняшнего урока: «Средства и способы связи предложений в тексте»)
Какие цели мы перед собой поставим?
Знать: знать основные признаки текста, узнать средства и способы связи предложений в тексте.
Уметь: уместно использовать способы и средства связи предложений в тексте.
IV. Поиск путей решения проблемы.
Каким образом мы будем решать нашу проблему? (изначально, найдем информацию в учебнике, по ней составим схему и применим ее к нашим предложениям)
Работой с учебником, стр. 29
Проверка получившейся схемы
Проверим, что у вас получилось.
V. Решение проблемы. Коррекция.
Вернемся к нашим текстам. Какие схемы видов связи предложений соответствуют прочитанным в начале урока текстам?
Заполните схемы, отражая в первой объекты, помогающие развернуть пространство, во второй напишите сцепляющие предложения слова.
VI. Первичное закрепление полученных знаний.
Прочитайте вывод, используя изучающее чтение. Подчеркните ключевые слова.
Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Смысловая связь определяется идеей (основной мыслью текста). Грамматическая связь предложений бывает цепной или параллельной. В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке. Такую связь называют цепной. Связь последующего предложения с предыдущим осуществляется с помощью различных языковых средств: повтора слов, однокоренных слов, местоимений, синонимов и других языковых средств. Предложения могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении. Такая связь в тексте называется параллельной. |
Проверим что у вас получилось.
Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Смысловая связь определяется идеей (основной мыслью текста). Грамматическая связь предложений бывает цепной или параллельной. В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке. Такую связь называют цепной. Связь последующего предложения с предыдущим осуществляется с помощью различных языковых средств: повтора слов, однокоренных слов, местоимений, синонимов и других языковых средств. Предложения могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении. Такая связь в тексте называется параллельной. |
Задание 1. Докажите, что предложения в тексте связаны цепной связью.
Белка уселась рядом, начала брать с ладони орешек за орешком и тут же ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась умывать мордочку передними лапами. Потом она обнюхала мою пустую ладонь и вдруг стала вылизывать ее своим влажным крохотным язычком. Затем белочка напилась воды и улеглась в уголке клетки. (По Г. Скребицкому)
Начертите схему связи предложений, отметьте в ней сцепляющие слова.
Задание 2. Составьте такие предложения, чтобы из них получился текст на тему «Где живет жар-птица». Свяжите предложения цепным способом при помощи данных сцепляющих слов.
Жил-был царь. У царя … сад. В том саду … яблоня. На яблоне… золотая клетка. В той клетке…
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. По данному началу составьте текст (один, на выбор), используя параллельный способ связи предложений.
Лесные жители готовились к зиме.
Утро было свежее, чистое…
Утро было хмурое, холодное…
Задание 4. Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте.
Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-зеленые искорки. В лесу было нарядно и тихо. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
Какой тип связи должен быть у предложений этого текста?
VII. Самостоятельная работа на итоговую проверку.
Каким видом связи соединены предложения в текстах? Как этот выбор связан с авторской задачей текстов? Начертите схему связи предложений во втором тексте.
В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Растут сморчки. Осины выбросили червячки свои серые.
(По М. Пришвину)
На ровном месте вбивается в землю два столбика на небольшом друг от друга расстоянии. На один столбик кладется чуть-чуть наперевес дощечка, один конец которой свободен, а другой опускается к основанию второго столбика. На свободный конец дощечки кладется мяч. Один из игроков длинной палкой ударяет по свободному концу дощечки, от чего другой (нижний) подскакивает в верх и подбрасывает мяч. Все остальные игроки ловят мяч. Кто поймает, тот начинает бить по дощечке. Если никто не поймает мяч, то продолжает бить прежний игрок.
(Е.Покровский)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Подведение итогов.
Роль различных способов связи при анализе текстов художественного произведения заключается в следующем:
Обеспечение целостности и последовательности текста. Без связующих элементов предложения могут казаться несвязными и непоследовательными, что приведёт к плохому восприятию информации.
Более точное донесение информации до читателя. Средства связи помогают связывать предложения в тексте между собой по смыслу и грамматически.
Распространение речи и её обогащение. Средства связи позволяют противопоставить факты или предложения, сравнить их друг с другом и выделить основные отличия.
Создание гармоничного и приятного для восприятия текста. Без связующих элементов текст не будет таким гармоничным, без них повествуемая информация потеряет всякий смысл.
Снизу в рабочем листе есть специальное окно, в котором по результатам вашей работы будет выставлена оценка, в конце урока вы сдаете рабочие листы мне на проверку.
IX. Домашнее задание:
Написать сочинение на тему «Осенний парк», указать вид связи предложений в вашем тексте, начертить схему.
На «3»: сочинение-описание по картине:
На «4» сочинение-повествование: «осенний парк – волшебное место».
На «5» сочинение-рассуждение: «Почему поэты очень любили находиться в осеннем парке?»
X. Рефлексия учебной деятельности. Кубик Блума.
А в завершение урока я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов
Цель такого метода: стимулировать детей к большей самостоятельности, осмыслению своих достижений и побудить их к продолжению обучения.